СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности " Финансовая грамотность 11 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе ООП СОО, Примерной программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов,  Е. Б. Лавренова (М: «Просвещение» 2015), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СОО) ,планом внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности " Финансовая грамотность 11 класс"»





Ростовская область Верхнедонской район станица Шумилинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа




УТВЕРЖДАЮ

Приказ от 30 августа 2022 г. № 95

Директор МБОУ Шумилинской СОШ

__________________ Сакменнова В.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Финансовая грамотность»


Среднее общее образование 11 класс

Количество часов 34

Учитель Любимова Светлана Николаевна





 Программа разработана на основе ООП СОО, Примерной программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов, Е. Б. Лавренова (М: «Просвещение» 2015), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СОО) ,планом внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ.



2022г.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

развитие умения:

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

-различать экономические явления и процессы общественной жизни;

-выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

-понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

-применять способы анализа индекса потребительских цен;

-анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

-объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

-знать и конкретизировать примерами виды налогов;

-различать сферы применения различных форм денег;

-характеризовать экономику семьи;

-анализировать структуру семейного бюджета;

-формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

-грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

-различать виды ценных бумаг;

-находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

-определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

-уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

-разумному и безопасному финансовому поведению;

-применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг; -выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Обучающийся получит возможность научиться:

 анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

 применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

 анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

 грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

 применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

 использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

 определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

 применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

 оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

 применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

 оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

 разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

Коммуникативные УУД:

 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Познавательные УУД:

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

 спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Личностные результаты:

 сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, 5 уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

 осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел I. Личное финансовое планирование(6ч)

Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Раздел II. Депозит(4ч)

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик,финансовые риски, ликвидность.

Раздел III. Кредит(5ч)

Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность ,срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов(дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюрокредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Раздел IV. Расчетно-кассовые операции(3ч)

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты(дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Раздел V. Страхование(4ч)

Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос,

страховые продукты.

Раздел VI. Инвестиции(4ч)

Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные

инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации,векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

Раздел VII. Пенсии(2ч)

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Раздел VIII. Налоги(2ч)

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект

налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения

(пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Раздел IX. Пирамиды и финансовое мошенничество(4ч)

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете,по телефону, при операциях с наличными.




Тематическое планирование




№ п/п

Название раздела

кол-во часов

1

Личное финансовое планирование

6

2

Депозит

4

3

Кредит

5

4

Расчетно-кассовые операции

3

5

Страхование

4

6

Инвестиции

4

7

Пенсии

2

8

Налоги

2

9

Пирамиды и финансовое мошенничество

4


ИТОГО

34


Формы контроля: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах по финансовой грамотности, мини-проекты, выступления учащихся с показом презентаций.




Приложение №1

Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности по социальному направлению «Финансовая грамотность» в 11классе (1 час в неделю,34 часа в год)




п/п

Тема урока

Дата план

Дата

факт

Раздел 1.Личное финансовое планирование (6ч)

1

Человеческий капитал, деньги,

финансы

07.09.22


2

Финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования

14.09.22


3

Активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы

21.09.22


4

Личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс

28.09.22


5

Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса

05.10.22


6

Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»

12.10.22



Раздел 2.Депозит (4ч)



7

Сбережения, инфляция, банк, банковский счет

19.10.22


8

Депозит, ставка по депозиту, депозитный договор

26.10.22


9

Банковская карта. Заемщик. Финансовые риски, ликвидность

09.11.22


10

Практикум. «Изучаем депозитный договор»

16.11.22


Раздел3. Кредит (5ч)

11


Банковский кредит, принципы кредитования

23.11.22


12

Номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК)

30.11.22


13

Виды кредитов по целевому назначению, схемы погашения кредитов

07.12.22


14

Кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту

14.12.22


15

Практикум. «Заключаем кредитный договор»

21.12.22


Раздел 4.Расчетно-кассовые операции (3ч)




16

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции

11.01.23


17

Риски при пользовании банкоматом, при использовании интернет-банкинга, электронные деньги

18.01.23


18

Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты»

25.01.23


Раздел 5.Страхование (4ч.)


19

Виды страхования для физических лиц. Страховщик, страхователь, страховой агент

01.02.23


20

Договор страхования, страховая ответственность, страховой случай

08.02.23


21

Тренинг. «Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг»

15.02.23


22

М Мини-проект. «Договор страхования»

22.02.23


Раздел 6.Инвестиции (4ч.)

23

Инвестиции. Инфляция. Активы как инвестиционные инструменты

01.03.23


24

Ценные бумаги и их доходность, валютная и фондовая биржи

15.03.23


25

Практикум. «Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции»

29.03.23


26

Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом»

05.04.23


Раздел 7.Пенсии (2ч.)



27

Виды пенсий. Государственная пенсионная система в РФ

12.04.23


28

Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды

19.04.23



Раздел 8.Налоги(2ч)

29

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов

26.04.23


30

Системы налогообложения. Налоговые льготы. Налоговая декларация, налоговые вычеты

03.05.23



Раздел 9. Пирамиды и финансовое мошенничество (4ч.)

31

Основные признаки и виды финансовых пирамид

10.05.23


32

Правила личной финансовой безопасности.

17.05.23


33

Виды финансового мошенничества.



34

Как не потерять деньги в сети Интернет.






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



Приложение № 2

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Шумилинской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» в 11 классе (1 час в неделю 34 часов в год) будет реализована за 32 часа.

Занятие № 33 «Виды финансового мошенничества» реализуется в занятии № 31

Занятие № 34 « Как не потерять деньги в сети Интернет» реализуется в занятии № 32

Лист корректировки


№ урока из КТП

Тема урока по КТП

Дата по плану

Вид корректировки

Причина корректировки

Дата корректировки
















































































СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор школы

___________(Сакменнова В.В.)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!