СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 «А» класса «Язык мой – друг мой»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 «А» класса «Язык мой – друг мой»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"

Касторенского района Курской области

Рассмотрена на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы

от «___»_______________20____г,

протокол №___ .

Руководитель ШМО_______________

\О. П. Малинникова\


Согласована на методическом совете

Протокол №__ от «___»_________20___г.


Заместитель директора по УВР

______________________\Е. В. Самончева\



Утверждена на заседании педагогического совета школы

Протокол № ___ от «___»_________________20__г.

Председатель педагогического совета


____________________ \Н. В. Карагодина\


Рабочая программа

внеурочной деятельности

для 5 «А» класса

«Язык мой – друг мой»

(общеинтеллектуальное направление)

на 2019 - 2020 учебный год

учителя русского языка и литературы

I квалификационной категории

Г айдуковой Наталии Николаевны

Введена в действие

приказом от

«___»_________20___г. №__

Директор школы

___________(Н. В. Карагодина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться с людьми, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 год обучения.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».

Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Рабочая программа курса «Язык мой - друг мой» для 5 класса разработана на основании следующих документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010);

-Концепция общеинтеллектуального развития и воспитания личности гражданина России;

- Примерная программа по внеурочной деятельности;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Касторенская СОШ № 1».

Цель: развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

Программа «Язык мой - друг мой» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:

- формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

- развитие внимания (объем, переключение, концентрация);

- развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания школьников к языку, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Упражнения и задания, используемые в программе «Язык мой -друг мой», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Программа адресована обучающимся 5 класса (11-13 лет).

Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).

Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности каждую неделю с чередованием теоретических и практических занятий, при необходимости – объединение теоретических и практических занятий.












УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел /Тема учебного занятия

Количество часов всего

Из них

Теория

Практика

1

Организационное занятие

1

1


Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2

1

1

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

1

1

4

Какова роль интонации в устной речи

2

1

1

5

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

1

1


Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

6

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

0,5

0,5

7

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

0,5

0,5

8

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

1

0,5

0,5

9

Этимология слов. Работа со словарями

1

0,5

0,5

10

Сказочные превращения.

1

0,5

0,5

11

Презентация творческой работы.

2

1

1

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

12

Зачем нужно знать алфавит

1

0,5

0,5

13

В чём секрет правописания морфем

1

0,5

0,5

14

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

1

0,5

0,5

15

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

1

0,5

0,5

16

Бенефис знаний.

1

0,5

0,5

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

17

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

0,5

0,5

18

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

0,5

0,5

19

О чём рассказывают фразеологизмы

1

0,5

0,5

20

Фразеология в художественных произведениях.

1

0,5

0,5

21

Лабораторная работа.

1

0,5

0,5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

22

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

0,5

0,5

23

В чём секрет глагола и его форм.

1

0,5

0,5

24

Как отличать грамматические омонимы.

1

0,5

0,5

25

Какими бывают предложения.

1

0,5

0,5

26

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

1

1

Речевой этикет.(2 ч)

27

Правила речевого этикета.

1

1


28

Формулы речевого этикета.

1

1


29

Обобщающее занятие. Аукцион знаний.

1



Итого 34 часа






















































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.


Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(2 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие. (1ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ УУД

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

- развитие интеллектуального потенциала младших школьников;

- повышение уровня речевой грамотности обучающихся;

- развитие личности пятиклассников

Второй уровень результатов:

- участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;

- заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

- приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;

- участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, областного уровня.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата проведения

По плану

По факту

1

Организационное занятие



2

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.



3

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.



4

Для чего используют звуковые повторы в речи.



5

Для чего используют звуковые повторы в речи.



6

Какова роль интонации в устной речи



7

Какова роль интонации в устной речи



8

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»



9

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.



10

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов



11

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова



12

Этимология слов. Работа со словарями



13

Сказочные превращения.



14

Презентация творческой работы.



15

Презентация творческой работы.



16

Зачем нужно знать алфавит



17

В чём секрет правописания морфем



18

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания



19

Не пером пишут – умом. Тайны письма.



20

Бенефис знаний.



21

На какие группы делится словарный состав русского языка



22

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.



23

О чём рассказывают фразеологизмы



24

Фразеология в художественных произведениях.



25

Лабораторная работа.



26

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.



27

В чём секрет глагола и его форм.



28

Как отличать грамматические омонимы.



29

Какими бывают предложения.



30

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.



31

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.



32

Правила речевого этикета.



33

Формулы речевого этикета.



34

Обобщающее занятие. Аукцион знаний.




























РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-техническая база:

1. Ноутбук

2. Мультимедийный проектор

3. Колонки

4. Интерактивная доска

Учебно-методическая база:

1. Использование сети Интернет;
2. Наглядные демонстрационные пособия;
3. Школьная библиотека.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)

Список литературы для педагога:

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г

2. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

3. Волина В. В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

4. Львова С. И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

5. Павлова Т. И., Чигвинцева О. Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С. И.Львовой, В. В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г

6. Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

7. Шанский Н. М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007

Список литературы рекомендованный для учащихся и родителей:

1. Львова С. И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

2. Панов М. В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

3. Тумина Л. Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.



















АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА


Нормативно-методические материалы

Рабочая программа курса «Язык мой - друг мой» для 5 класса разработана на основании следующих документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010);

-Концепция общеинтеллектуального развития и воспитания личности гражданина России;

- Примерная программа по внеурочной деятельности;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Новокасторенская СОШ».

Реализуемый УМК

Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. в 2 частях; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

Цели и задачи изучения курса

Цель: развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).

Результаты освоения курса

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

- развитие интеллектуального потенциала младших школьников;

- повышение уровня речевой грамотности обучающихся;

- развитие личности пятиклассников

Второй уровень результатов:

- участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;

- заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

- приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;

- участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, областного уровня.

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!