Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Касторенского района Курской области
Рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы от «___»_______________20____г, протокол №___ . Руководитель ШМО_______________ \О. П. Малинникова\ | Согласована на методическом совете Протокол №__ от «___»_________20___г. Заместитель директора по УВР ______________________\Е. В. Самончева\ | Утверждена на заседании педагогического совета школы Протокол № ___ от «___»_________________20__г. Председатель педагогического совета ____________________ \Н. В. Карагодина\ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
для 5 «А» класса
«Язык мой – друг мой»
(общеинтеллектуальное направление)
на 2019 - 2020 учебный год
учителя русского языка и литературы
I квалификационной категории
Г айдуковой Наталии Николаевны
Введена в действие
приказом от
«___»_________20___г. №__
Директор школы
___________(Н. В. Карагодина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться с людьми, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на 1 год обучения.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Рабочая программа курса «Язык мой - друг мой» для 5 класса разработана на основании следующих документов:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010);
-Концепция общеинтеллектуального развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерная программа по внеурочной деятельности;
-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Касторенская СОШ № 1».
Цель: развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
Программа «Язык мой - друг мой» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
- формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
- развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания школьников к языку, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал. Упражнения и задания, используемые в программе «Язык мой -друг мой», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Программа адресована обучающимся 5 класса (11-13 лет).
Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).
Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности каждую неделю с чередованием теоретических и практических занятий, при необходимости – объединение теоретических и практических занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Раздел /Тема учебного занятия | Количество часов всего | Из них |
Теория | Практика |
1 | Организационное занятие | 1 | 1 | |
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч) |
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 2 | 1 | 1 |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 2 | 1 | 1 |
4 | Какова роль интонации в устной речи | 2 | 1 | 1 |
5 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 1 | 1 | |
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч) |
6 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Сказочные превращения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Презентация творческой работы. | 2 | 1 | 1 |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч) |
12 | Зачем нужно знать алфавит | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | В чём секрет правописания морфем | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Бенефис знаний. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч) |
17 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | О чём рассказывают фразеологизмы | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Фразеология в художественных произведениях. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Лабораторная работа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч) |
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | В чём секрет глагола и его форм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Как отличать грамматические омонимы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Какими бывают предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 2 | 1 | 1 |
Речевой этикет.(2 ч) |
27 | Правила речевого этикета. | 1 | 1 | |
28 | Формулы речевого этикета. | 1 | 1 | |
29 | Обобщающее занятие. Аукцион знаний. | 1 | | |
Итого 34 часа |
| | | | |
| |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(2 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ УУД
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
- развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
- повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
- развитие личности пятиклассников
Второй уровень результатов:
- участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
- заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
- приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
- участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, областного уровня.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Организационное занятие | | |
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | | |
3 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | | |
4 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | | |
5 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | | |
6 | Какова роль интонации в устной речи | | |
7 | Какова роль интонации в устной речи | | |
8 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | | |
9 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | | |
10 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | | |
11 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | | |
12 | Этимология слов. Работа со словарями | | |
13 | Сказочные превращения. | | |
14 | Презентация творческой работы. | | |
15 | Презентация творческой работы. | | |
16 | Зачем нужно знать алфавит | | |
17 | В чём секрет правописания морфем | | |
18 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | | |
19 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | | |
20 | Бенефис знаний. | | |
21 | На какие группы делится словарный состав русского языка | | |
22 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | | |
23 | О чём рассказывают фразеологизмы | | |
24 | Фразеология в художественных произведениях. | | |
25 | Лабораторная работа. | | |
26 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | | |
27 | В чём секрет глагола и его форм. | | |
28 | Как отличать грамматические омонимы. | | |
29 | Какими бывают предложения. | | |
30 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | | |
31 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | | |
32 | Правила речевого этикета. | | |
33 | Формулы речевого этикета. | | |
34 | Обобщающее занятие. Аукцион знаний. | | |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база:
1. Ноутбук
2. Мультимедийный проектор
3. Колонки
4. Интерактивная доска
Учебно-методическая база:
1. Использование сети Интернет;
2. Наглядные демонстрационные пособия;
3. Школьная библиотека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)
Список литературы для педагога:
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
2. Бурмако В. М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
3. Волина В. В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
4. Львова С. И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
5. Павлова Т. И., Чигвинцева О. Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С. И.Львовой, В. В.Львова, Ростов –на – Дону, 2007г
6. Чачина Т. М. Денисова А. А. Гарцов А. Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
7. Шанский Н. М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы рекомендованный для учащихся и родителей:
1. Львова С. И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
2. Панов М. В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981
3. Тумина Л. Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЯЗЫК МОЙ - ДРУГ МОЙ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Нормативно-методические материалы | Рабочая программа курса «Язык мой - друг мой» для 5 класса разработана на основании следующих документов: -Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010); -Концепция общеинтеллектуального развития и воспитания личности гражданина России; - Примерная программа по внеурочной деятельности; -Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Новокасторенская СОШ». |
Реализуемый УМК | Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. в 2 частях; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013. |
Цели и задачи изучения курса | Цель: развить кругозор и мышление учащихся. Задачи: -вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову; -закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях; -способствовать развитию творческих способностей школьников. |
Место курса в учебном плане | Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). |
Результаты освоения курса | Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня: - повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»; - развитие интеллектуального потенциала младших школьников; - повышение уровня речевой грамотности обучающихся; - развитие личности пятиклассников Второй уровень результатов: - участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку; - заинтересованность в развитии своих творческих способностей. Третий уровень результатов: - приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках; - участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, областного уровня. Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. |
1