Муниципальная казённая образовательная организация
«Антроповская средняя школа»
Антроповского муниципального района Костромской области
«Утверждаю» директор МКОО АСШ
_________________ (Т.А. Касаткина)
_________ 2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мой успех»
Антропово 2019
Пояснительная записка
Программа «Мой успех» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Конвенции о правах инвалидов, дети с ОВЗ - это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дни в школе требуют от ребенка целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, познавательных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций.
Представленная программа рекомендуется к применению для детей с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии. Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена ,по крайне мере, двумя факторами: во –первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей; во –вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с её коллективным характером, в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности.
Развивающие занятия, проводимые в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.
В групповые занятия включаются игровые и двигательные задания. Одной из задач занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний, развитие познавательных способностей.
Отличительными особенностями программы являются: интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности создающие положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.
Коррекционная работа построена не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных интересов.
Развивающая работа по данной программе стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные виды деятельности чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.Таким образом, предлагаемая программа развивает познавательные интересы у младших школьников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Именно в этом содержится новизна программы.
Цель программы: создание условий для социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе.
Задачи программы:
развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;
развитие памяти, внимания, воображения;
развитие логического и образного мышления;
развитие творчества;
расширение словарного запаса;
развитие речи
Образовательные:
- Развивать навыки произвольного внимания и восприятия;
- Формировать приёмы образного и логического запоминания. Расширять объёмы памяти;
- Обучать приёмам аналитико – синтетической деятельности;
Развивающие:
- формировать навыки рефлексивно регулятивных и контрольно оценочных действий;
- развивать воображение и эмоции в процессе занятий;
- формировать приёмы целеполагания и планирования деятельности;
- формировать связную и последовательную речь учащихся;
-формировать положительную мотивацию к учению;
Воспитательные:
- воспитывать у детей гуманистические черты характера, нравственные и этические начала;
-воспитывать культуру общения, доброжелательное и уважительное отношение к взрослым ми сверстникам;
- воспитание чувств товарищества и взаимопомощи.
- воспитание чувства прекрасного.
- воспитание чувства ответственности и самосохранения.
Программа ориентирована на детей, обучающихся по адаптированным образовательным программа начального и основного общего образования для детей с УО, ЗПР, ТНР, а также для детей группы нормы. Программа рассчитана на 34 учебные недели, занятия будут проводится 1 раз в неделю.
Содержание программы:
1 раздел Введение в мир психологии (5часов)
Тема: Введение. Давайте познакомимся.(1 час)
Задачи: - Познакомить детей с понятием «Психология»,
- Знакомить с приёмами доброжелательного общения.
Теория: Понятие «Эмоции», «Психология», «Общение».
Практика: Работа над осмыслением понятий. Беседа о важности доброжелательного общения в жизни человека. Разыгрывание и анализ различных ситуаций с использованием изученных понятий.
Тема: Входящая диагностика (1часа)
Задачи: - изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально –познавательных функций (внимание, память, мышление.)
Теория: Понятия «Память», «Внимание », «Мышления».
Практика: Знакомство с понятиями. Работа над осмыслением понятий, проведение входной диагностики.
Тема:Умеем ли мы общаться. (1часов)
Задачи: - познакомить с правилами общения.
- учить приёмам общения со сверстниками ( в паре и групп)..
- воспитывать уважение к сверстникам и взрослым людям.
Теория: Анализ видов общения расширение багаж инструментов общения. Усвоение невербальных способов общения, развитие эмоционального восприятия.
Практика: Отработка позитивных способов общения. Разыгрывание различных ситуаций по теме позитивного общения.
Тема: Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно – следственные связи (1 час)
Задачи: - развивать логическое мышление.
- разбираться в свойствах предметов, сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.
Практика: Находить закономерности, отвечать на сложные вопросы и придумывать загадки. Обобщать.
Тема: Как подружиться хочу и надо (1 час)
Задачи: - развивать произвольно – рефлексивные действия в поведении и деятельности.
Практика: чтение сказки «Хочу и надо» развитие эмоционального сопереживания герою. Научить детей прежде чем совершать какой либо поступок, важно обдумать, как к нему отнесутся другие.
Тема: ПА Игра «Смешной и грустный человек» (1 час)
Задачи: - формировать мотивационную направленность на действие контроля. - выявить уровень полученных знаний по разделу.
Практика: Ответы на вопросы и выполнение заданий в ходе игры на тему «Я и моё окружение».
2 раздел Секреты нашей памяти (6 часов)
Задачи: развивать у детей навыки коллективной работы; помочь осознать значимость внимания, памяти , ощущения, мышления , эмоций.
Тема Игры и разминки на определение понятие памяти (1 часа)
Задачи: содействовать осознанию детьми особенностей своей памяти ;развивать мненмические способности детей;
- упорядочить представление детей о том , что такое память.
Практика Игры на определения типов памяти
Игры и упражнения на развитие слуховой и механической памяти. «Заблудившийся рассказчик»
Тема: Диагностико – мотивирующие упражнения. (1 часа)
Задачи:- закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения , восприятия памяти и мышления.
Теория: дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением.
Практика: Упражнение «Мысли и настроение»
Тема: Приёмы запоминания. (1 часа)
Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.
Теория: знакомство с эффективными способами и приёмами запоминания информации.
Практика:
Отработка приёмов запоминания информации.
Тема: Игры и упражнения на развитие точности запоминания. (1 часа)
Задачи: продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания
Практика: отработка приёмов эффективного запоминания.
Тема:П.А. Развитие механической и логической памяти. (1 часа)
Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; закрепить способы эффективного запоминания.
Теория: отработка эффективных способов и приёмов логического запоминания информации.
Практика: Развитие логической памяти через игру.
3 раздел Развитие внимания (8часов)
Тема: Развитие внимания(1 час)
Задачи: - знакомство детей с понятием «Внимание».
Практика: - показать значимость развития внимания в жизни человека.
Тема: Диагностико - мотивирующие упражнения на внимание(1 час)
Задачи: - закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения, восприятия внимания.
Практика: -диагностика внимания.
Тема: Игры и упражнения на развитие объёма внимания(1 час)
Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами эффективного развития объёма внимания.
Практика: -игры на развитие внимания.
Тема: Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания(1 час)
Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами развития устойчивости внимания.
Практика: - игры и упражнения на развитие устойчивости внимания.
Тема: Игры и упражнения на развитие концентрации внимания(1 час)
Задачи: продолжить знакомство детей со способами эффективного развития внимания.
Практика: отработка приёмов эффективного развития внимания.
Тема: Игры и упражнения на развитие способности переключения и распределения внимания(1 час)
Задачи: развитие аналитической наблюдательности распределения и переключения внимания.
Практика: знакомство с эффективными приёмами переключения и распределения внимания.
Тема: Игры на развитие произвольности внимания(1 час)
Задачи: развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.
Теория: знакомство с приёмами произвольного внимания.
Практика: отработка приёмов произвольного внимания.
Тема: П.А. Мозговой штурм(1 час)
Теория: Отработка полученных навыков через игровые приёмы
4 раздел «Развитие мышления» (8часов)
Тема: Диагностико - мотивирующие упражнения на развитие мышления. Игры. Загадки. (2 час)
Задачи: - познакомить детей с содержанием понятия «мышление»;
- развивать умение анализировать сравнивать и обобщать.
Теория:- развитие аналитико – синтетического мышления. Формирование образного и понятийного мышления.
Практика: - отгадывание загадок.
Тема: Развитие операций анализа, синтеза, сравнения. (1 час)
Задачи: - продолжать знакомство детей с содержанием понятия «мышление»;
- развивать умение анализировать сравнивать и обобщать;
- развивать умение детей думать сообща.
Теория:- отработка полученных раннее знаний по развитию мышления .
Практика: - решения задач на развитие мышления.
Тема: Упражнение на развитие общения. (1 час)
Задачи:
- развивать логическое мышление;
- развивать умение анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать..
Теория:- обучение приёмам классификации объектов .
Практика: - упражнение «Сделай вывод».
Тема: Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно следственные связи. (1 час)
Задачи:
- развивать логическое мышление учащихся;
- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.
Теория:- обучение умению определять понятия ; развитие связной речи ; развивать функцию обобщения.
Практика: - проигрывание игровых ситуации. Решение задач
Тема: Игры и упражнения на сходство и различия. (1 час)
Задачи:
- развивать логическое мышление учащихся;
- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.
Теория:- обучение построению умозаключения
Практика: - отработка полученных ранее знаний через проигрывание ситуаций и решение задач.
Тема: Игры и упражнения придуманные детьми. (1 час)
Задачи:
- развивать логическое мышление учащихся;
- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.
Практика: -проигрывание и отработка полученных ранее знаний.
Тема: П.А. Мозговой штурм. (1 час)
Задачи: - обобщить пройденный материал
-закрепить умение обобщать, мыслить логично;
- стимулировать проявление креативности.
Практика: -задание «Шифровка», «Логические задачи».
5 раздел «Развитие воображения» (8часов)
Тема: Развитие воображения. (1 час)
Задачи: - стимулировать проявление креативности у детей;
- развивать навыки совместной творческой деятельности;
- упорядочить представления детей о том, что такое воображение .
Практика: - Сочинение рассказов, сказок на темы: «Несуществующие животные» Развитие речи..
Тема: Развитие фантазии. (1 час)
Задачи: - стимулировать проявление креативности у детей;
- развивать навыки совместной творческой деятельности;
- упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.
Практика: - игра «Фантазёры».
Тема: Диагностика креативности. (1 час)
Задачи: - стимулировать проявление креативности у детей;
- развивать навыки совместной творческой деятельности;
- упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.
Практика: - игра «Фантазёры».
Тема: Проект школа моей мечты.(1 час)
Задачи: - закрепить навыки целеполагания и планирования;
- развивать контрольно – оценочные действия;
- упорядочить представления детей о том, какой по их мнению должна быть школа.
Практика: -Сочинение сказок «Школа моей мечты».
6 раздел Наука отдыхать (3часа)
Тема: Наука отдыхать.(2 час)
Задачи: - знакомство с приёмами релаксации;
- обучение приёмам организации отдыха.
Практика: игра методика «Пчелиный рой».
Тема: ИА игра «У меня всё получиться».(1час)
Задачи: - знакомство с приёмами релаксации;
- обучение приёмам организации отдыха.
Практика : Диагностика способностей к целеполаганию, к планированию , способностей к рассуждению.
Ожидаемые результаты:
На конец обучения дети должны знать:
приёмы общения ,
способы и приёмы запоминания,
способы и приёмы развития внимания,
уметь классифицировать, сравнивать, обобщать,
уметь планировать, фантазировать, и владеть приёмами связной речи
владеть приёмами релаксации
К концу обучения получат возможность:
| Личностные | Метапредметные | Предметные | Познавательные УУД |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; | , |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; | -получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и сверстниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; | -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; | - применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -- применять смысловое чтение |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий |
1 | Введение. Давайте познакомимся Понятие «Эмоции», «Психология», «Общение» | Познакомить детей с понятием «Психология», Знакомить с приёмами доброжелательного общения. Работа над осмыслением понятий. Беседа о важности доброжелательного общения в жизни человека. Разыгрывание и анализ различных ситуаций с использованием изученных понятий. |
2 | Входящая диагностика Понятия «Память», «Внимание », «Мышления». | Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально –познавательных функций (внимание, память, мышление.) Знакомство с понятиями. Работа над осмыслением понятий, проведение входной диагностики. |
3 | Умеем ли мы общаться. Анализ видов общения расширение багаж инструментов общения. Усвоение невербальных способов общения, развитие эмоционального восприятия. | познакомить с правилами общения. учить приёмам общения со сверстниками ( в паре и групп).. воспитывать уважение к сверстникам и взрослым людям. Отработка позитивных способов общения. Разыгрывание различных ситуаций по теме позитивного общения. |
4 | Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно – следственные связи | развивать логическое мышление. - разбираться в свойствах предметов, сравнивать предметы, находить в них сходства и различия. |
5 | Как подружиться хочу и надо | - развивать произвольно –рефлексивные действия в поведении и деятельности. чтение сказки «Хочу и надо» развитие эмоционального сопереживания герою. Научить детей прежде чем совершать какой либо поступок, важно обдумать, как к нему отнесутся другие. |
6 | Игра «Смешной и грустный человек» | формировать мотивационную направленность на действие контроля. - выявить уровень полученных знаний по разделу. Ответы на вопросы и выполнение заданий в ходе игры на тему «Я и моё окружение». |
7 | Секреты нашей памяти | развивать у детей навыки коллективной работы; помочь осознать значимость внимания, памяти , ощущения, мышления , эмоций. |
8 | Игры и разминки на определение понятие памяти | содействовать осознанию детьми особенностей своей памяти ;развивать мненмические способности детей; -упорядочить представление детей о том , что такое память. Игры и упражнения на развитие слуховой и механической памяти. «Заблудившийся рассказчик» |
9 | Диагностико – мотивирующие упражнения | закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения , восприятия памяти и мышления. Упражнение «Мысли и настроение» |
10 | Приёмы запоминания | мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания. |
11 | Игры и упражнения на развитие точности запоминания | продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания |
12 | Развитие механической и логической памяти. | мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; закрепить способы эффективного запоминания. |
13 | Развитие внимания | знакомство детей с понятием «Внимание». |
14 | Диагностико - мотивирующие упражнения на внимание | закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения, восприятия внимания. |
15 | Игры и упражнения на развитие объёма внимания | мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами эффективного развития объёма внимания. |
16 | Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания | мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами развития устойчивости внимания. |
17 | Игры и упражнения на развитие концентрации внимания | продолжить знакомство детей со способами эффективного развития внимания. |
18 | Игры и упражнения на развитие способности переключения и распределения внимания | развитие аналитической наблюдательности распределения и переключения внимания. |
19 | Игры на развитие произвольности внимания | развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. |
20 | П.А. Мозговой штурм | Отработка полученных навыков через игровые приёмы |
21-22 | Диагностико - мотивирующие упражнения на развитие мышления. Игры. Загадки. | познакомить детей с содержанием понятия «мышление»; - развивать умение анализировать сравнивать и обобщать. |
23 | Развитие операций анализа, синтеза, сравнения | продолжать знакомство детей с содержанием понятия «мышление»; - развивать умение анализировать сравнивать и обобщать; - развивать умение детей думать сообща. |
24 | Упражнение на развитие общения | - развивать логическое мышление; - развивать умение анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать.. |
25 | Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно следственные связи. | - развивать логическое мышление учащихся; - стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей. |
26 | Игры и упражнения на сходство и различия. | развивать логическое мышление учащихся; - стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей. |
27 | Игры и упражнения придуманные детьми. | - развивать логическое мышление учащихся; - стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей. |
28 | П.А. Мозговой штурм. | обобщить пройденный материал -закрепить умение обобщать, мыслить логично; - стимулировать проявление креативности. |
29 | Развитие воображения. | - стимулировать проявление креативности у детей; - развивать навыки совместной творческой деятельности; - упорядочить представления детей о том, что такое воображение . |
30 | Развитие фантазии. | - стимулировать проявление креативности у детей; - развивать навыки совместной творческой деятельности; - упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия. |
31 | Диагностика креативности | стимулировать проявление креативности у детей; - развивать навыки совместной творческой деятельности; - упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия. |
32 | Проект школа моей мечты | закрепить навыки целеполагания и планирования; - развивать контрольно – оценочные действия; - упорядочить представления детей о том, какой по их мнению должна быть школа. |
33 | Наука отдыхать | - знакомство с приёмами релаксации; - обучение приёмам организации отдыха. |
34 | Игра «У меня всё получиться» | - знакомство с приёмами релаксации; - обучение приёмам организации отдыха. |