СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой успех»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мой успех» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Представленная программа рекомендуется к применению для детей с пониженной обучаемостью  и трудностями в развитии. Коррекционная работа построена не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных интересов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мой успех»»

Муниципальная казённая образовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области







«Утверждаю» директор МКОО АСШ

_________________ (Т.А. Касаткина)

_________ 2019 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мой успех»

















Антропово 2019



Пояснительная записка


Программа «Мой успех» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Конвенции о правах инвалидов, дети с ОВЗ - это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дни в школе требуют от ребенка целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, познавательных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Чтобы ребёнок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психологических процессов, становлению психических функций.

Представленная программа рекомендуется к применению для детей с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии. Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена ,по крайне мере, двумя факторами: во –первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей; во –вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с её коллективным характером, в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности.

Развивающие занятия, проводимые в качестве дополнительного образования учащихся, обладают огромным потенциалом поиска новых способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности.

В групповые занятия включаются игровые и двигательные задания. Одной из задач занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний, развитие познавательных способностей.

Отличительными особенностями программы являются: интересные по содержанию задания, отсутствие напряженности создающие положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.

Коррекционная работа построена не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных интересов.

Развивающая работа по данной программе стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности.

Занятия  построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные виды деятельности чередуются  в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.Таким образом, предлагаемая программа развивает познавательные интересы у младших школьников с целью усиления  их  развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Именно в этом содержится новизна программы.

Цель программы: создание условий для социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе.

Задачи программы:

  • развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;

  • развитие памяти, внимания, воображения;

  • развитие логического и образного мышления;

  • развитие творчества;

  • расширение словарного запаса;

  • развитие речи


Образовательные:

- Развивать навыки произвольного внимания и восприятия;

- Формировать приёмы образного и логического запоминания. Расширять объёмы памяти; 

- Обучать приёмам аналитико – синтетической деятельности;

Развивающие:

- формировать навыки рефлексивно регулятивных и контрольно оценочных действий;

- развивать воображение и эмоции в процессе занятий;

- формировать приёмы целеполагания и планирования деятельности;

- формировать связную и последовательную речь учащихся;

-формировать положительную мотивацию к учению;

Воспитательные:

- воспитывать у детей гуманистические черты характера, нравственные и этические начала;

-воспитывать культуру общения, доброжелательное и уважительное отношение к взрослым ми сверстникам;

- воспитание чувств товарищества и взаимопомощи.

- воспитание чувства прекрасного.

- воспитание чувства ответственности и самосохранения.


Программа ориентирована на детей, обучающихся по адаптированным образовательным программа начального и основного общего образования для детей с УО, ЗПР, ТНР, а также для детей группы нормы. Программа рассчитана на 34 учебные недели, занятия будут проводится 1 раз в неделю.


Содержание программы:


1 раздел Введение в мир психологии (5часов)

Тема: Введение. Давайте познакомимся.(1 час)

Задачи: - Познакомить детей с понятием «Психология»,

- Знакомить с приёмами доброжелательного общения.

Теория: Понятие «Эмоции», «Психология», «Общение».

Практика: Работа над осмыслением понятий. Беседа о важности доброжелательного общения в жизни человека. Разыгрывание и анализ различных ситуаций с использованием изученных понятий.

Тема: Входящая диагностика (1часа)

Задачи: - изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально –познавательных функций (внимание, память, мышление.)

Теория: Понятия «Память», «Внимание », «Мышления».

Практика: Знакомство с понятиями. Работа над осмыслением понятий, проведение входной диагностики.

Тема:Умеем ли мы общаться. (1часов)

Задачи: - познакомить с правилами общения.

- учить приёмам общения со сверстниками ( в паре и групп)..

- воспитывать уважение к сверстникам и взрослым людям.

Теория: Анализ видов общения расширение багаж инструментов общения. Усвоение невербальных способов общения, развитие эмоционального восприятия.

Практика: Отработка позитивных способов общения. Разыгрывание различных ситуаций по теме позитивного общения.

Тема: Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно – следственные связи (1 час)

Задачи: - развивать логическое мышление.

- разбираться в свойствах предметов, сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.

Практика: Находить закономерности, отвечать на сложные вопросы и придумывать загадки. Обобщать.

Тема: Как подружиться хочу и надо (1 час)

Задачи: - развивать произвольно – рефлексивные действия в поведении и деятельности.

Практика: чтение сказки «Хочу и надо» развитие эмоционального сопереживания герою. Научить детей прежде чем совершать какой либо поступок, важно обдумать, как к нему отнесутся другие.

Тема: ПА Игра «Смешной и грустный человек» (1 час)

Задачи: - формировать мотивационную направленность на действие контроля. - выявить уровень полученных знаний по разделу.

Практика: Ответы на вопросы и выполнение заданий в ходе игры на тему «Я и моё окружение».

2 раздел Секреты нашей памяти (6 часов)

Задачи: развивать у детей навыки коллективной работы; помочь осознать значимость внимания, памяти , ощущения, мышления , эмоций.

Тема Игры и разминки на определение понятие памяти (1 часа)

Задачи: содействовать осознанию детьми особенностей своей памяти ;развивать мненмические способности детей;

- упорядочить представление детей о том , что такое память.

Практика Игры на определения типов памяти

Игры и упражнения на развитие слуховой и механической памяти. «Заблудившийся рассказчик»

Тема: Диагностико – мотивирующие упражнения. (1 часа)

Задачи:- закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения , восприятия памяти и мышления.

Теория: дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением.

Практика: Упражнение «Мысли и настроение»

Тема: Приёмы запоминания. (1 часа)

Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.

Теория: знакомство с эффективными способами и приёмами запоминания информации.

Практика:

Отработка приёмов запоминания информации.

Тема: Игры и упражнения на развитие точности запоминания. (1 часа)

Задачи: продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания

Практика: отработка приёмов эффективного запоминания.

Тема:П.А. Развитие механической и логической памяти. (1 часа)

Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; закрепить способы эффективного запоминания.

Теория: отработка эффективных способов и приёмов логического запоминания информации.

Практика: Развитие логической памяти через игру.

3 раздел Развитие внимания (8часов)

Тема: Развитие внимания(1 час)

Задачи: - знакомство детей с понятием «Внимание».

Практика: - показать значимость развития внимания в жизни человека.

Тема: Диагностико - мотивирующие упражнения на внимание(1 час)

Задачи: - закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения, восприятия внимания.

Практика: -диагностика внимания.

Тема: Игры и упражнения на развитие объёма внимания(1 час)

Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами эффективного развития объёма внимания.

Практика: -игры на развитие внимания.

Тема: Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания(1 час)

Задачи: - мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами развития устойчивости внимания.

Практика: - игры и упражнения на развитие устойчивости внимания.

Тема: Игры и упражнения на развитие концентрации внимания(1 час)

Задачи: продолжить знакомство детей со способами эффективного развития внимания.

Практика: отработка приёмов эффективного развития внимания.

Тема: Игры и упражнения на развитие способности переключения и распределения внимания(1 час)

Задачи: развитие аналитической наблюдательности распределения и переключения внимания.

Практика: знакомство с эффективными приёмами переключения и распределения внимания.

Тема: Игры на развитие произвольности внимания(1 час)

Задачи: развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.

Теория: знакомство с приёмами произвольного внимания.

Практика: отработка приёмов произвольного внимания.

Тема: П.А. Мозговой штурм(1 час)

Теория: Отработка полученных навыков через игровые приёмы

4 раздел «Развитие мышления» (8часов)

Тема: Диагностико - мотивирующие упражнения на развитие мышления. Игры. Загадки. (2 час)

Задачи: - познакомить детей с содержанием понятия «мышление»;

- развивать умение анализировать сравнивать и обобщать.

Теория:- развитие аналитико – синтетического мышления. Формирование образного и понятийного мышления.

Практика: - отгадывание загадок.


Тема: Развитие операций анализа, синтеза, сравнения. (1 час)

Задачи: - продолжать знакомство детей с содержанием понятия «мышление»;

- развивать умение анализировать сравнивать и обобщать;

- развивать умение детей думать сообща.

Теория:- отработка полученных раннее знаний по развитию мышления .

Практика: - решения задач на развитие мышления.

Тема: Упражнение на развитие общения. (1 час)

Задачи:

- развивать логическое мышление;

- развивать умение анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать..

Теория:- обучение приёмам классификации объектов .

Практика: - упражнение «Сделай вывод».

Тема: Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно следственные связи. (1 час)

Задачи:

- развивать логическое мышление учащихся;

- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.

Теория:- обучение умению определять понятия ; развитие связной речи ; развивать функцию обобщения.

Практика: - проигрывание игровых ситуации. Решение задач

Тема: Игры и упражнения на сходство и различия. (1 час)

Задачи:

- развивать логическое мышление учащихся;

- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.

Теория:- обучение построению умозаключения

Практика: - отработка полученных ранее знаний через проигрывание ситуаций и решение задач.

Тема: Игры и упражнения придуманные детьми. (1 час)

Задачи:

- развивать логическое мышление учащихся;

- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.

Практика: -проигрывание и отработка полученных ранее знаний.

Тема: П.А. Мозговой штурм. (1 час)

Задачи: - обобщить пройденный материал

-закрепить умение обобщать, мыслить логично;

- стимулировать проявление креативности.

Практика: -задание «Шифровка», «Логические задачи».

5 раздел «Развитие воображения» (8часов)

Тема: Развитие воображения. (1 час)

Задачи: - стимулировать проявление креативности у детей;

- развивать навыки совместной творческой деятельности;

- упорядочить представления детей о том, что такое воображение .

Практика: - Сочинение рассказов, сказок на темы: «Несуществующие животные» Развитие речи..

Тема: Развитие фантазии. (1 час)

Задачи: - стимулировать проявление креативности у детей;

- развивать навыки совместной творческой деятельности;

- упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.

Практика: - игра «Фантазёры».

Тема: Диагностика креативности. (1 час)

Задачи: - стимулировать проявление креативности у детей;

- развивать навыки совместной творческой деятельности;

- упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.

Практика: - игра «Фантазёры».

Тема: Проект школа моей мечты.(1 час)

Задачи: - закрепить навыки целеполагания и планирования;

- развивать контрольно – оценочные действия;

- упорядочить представления детей о том, какой по их мнению должна быть школа.

Практика: -Сочинение сказок «Школа моей мечты».

6 раздел Наука отдыхать (3часа)

Тема: Наука отдыхать.(2 час)

Задачи: - знакомство с приёмами релаксации;

- обучение приёмам организации отдыха.

Практика: игра методика «Пчелиный рой».

Тема: ИА игра «У меня всё получиться».(1час)

Задачи: - знакомство с приёмами релаксации;

- обучение приёмам организации отдыха.

Практика : Диагностика способностей к целеполаганию, к планированию , способностей к рассуждению.


Ожидаемые результаты:


На конец обучения дети должны знать:

  • приёмы общения ,

  • способы и приёмы запоминания,

  • способы и приёмы развития внимания,

  • уметь классифицировать, сравнивать, обобщать,

  • уметь планировать, фантазировать, и владеть приёмами связной речи

  • владеть приёмами релаксации




К концу обучения получат возможность:



Личностные

Метапредметные

Предметные


Познавательные УУД

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

,

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;


- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

    • работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- психологически справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние;

-взаимодействовать с учителем и сверстниками;

- адекватно анализировать собственные проблемы;




-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;



Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления;

- применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-- применять смысловое чтение



Учебно-тематический план


п/п

Тема занятий

Содержание занятий

1

Введение. Давайте познакомимся

Понятие «Эмоции», «Психология», «Общение»

Познакомить детей с понятием «Психология»,

Знакомить с приёмами доброжелательного общения.

Работа над осмыслением понятий. Беседа о важности доброжелательного общения в жизни человека. Разыгрывание и анализ различных ситуаций с использованием изученных понятий.

2

Входящая диагностика

Понятия «Память», «Внимание », «Мышления».

Изучение индивидуальных особенностей развития интеллектуально –познавательных функций (внимание, память, мышление.)

Знакомство с понятиями. Работа над осмыслением понятий, проведение входной диагностики.

3

Умеем ли мы общаться.

Анализ видов общения расширение багаж инструментов общения. Усвоение невербальных способов общения, развитие эмоционального восприятия.



познакомить с правилами общения. учить приёмам общения со сверстниками ( в паре и групп)..

воспитывать уважение к сверстникам и взрослым людям.

Отработка позитивных способов общения. Разыгрывание различных ситуаций по теме позитивного общения.

4

Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно – следственные связи

развивать логическое мышление.

- разбираться в свойствах предметов, сравнивать предметы, находить в них сходства и различия.

5

Как подружиться хочу и надо

- развивать произвольно –рефлексивные действия в поведении и деятельности.

чтение сказки «Хочу и надо» развитие эмоционального сопереживания герою. Научить детей прежде чем совершать какой либо поступок, важно обдумать, как к нему отнесутся другие.

6

Игра «Смешной и грустный человек»

формировать мотивационную направленность на действие контроля. - выявить уровень полученных знаний по разделу.

Ответы на вопросы и выполнение заданий в ходе игры на тему «Я и моё окружение».

7

Секреты нашей памяти

развивать у детей навыки коллективной работы; помочь осознать значимость внимания, памяти , ощущения, мышления , эмоций.

8

Игры и разминки на определение понятие памяти

содействовать осознанию детьми особенностей своей памяти ;развивать мненмические способности детей;

-упорядочить представление детей о том , что такое память.

Игры и упражнения на развитие слуховой и механической памяти. «Заблудившийся рассказчик»

9

Диагностико – мотивирующие упражнения

закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения , восприятия памяти и мышления. Упражнение «Мысли и настроение»

10

Приёмы запоминания

мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.


11

Игры и упражнения на развитие точности запоминания

продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания

12

Развитие механической и логической памяти.

мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти; закрепить способы эффективного запоминания.

13

Развитие внимания

знакомство детей с понятием «Внимание».

14

Диагностико - мотивирующие упражнения на внимание

закрепить полученный на предыдущем занятии материал; развивать у детей рефлексивные способности; содействовать осознанию детьми важности развития процессов ощущения, восприятия внимания.

15

Игры и упражнения на развитие объёма внимания

мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами эффективного развития объёма внимания.

16

Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания

мотивировать детей на развитие и тренировку своего внимания; познакомить с некоторыми способами развития устойчивости внимания.

17

Игры и упражнения на развитие концентрации внимания

продолжить знакомство детей со способами эффективного развития внимания.

18

Игры и упражнения на развитие способности переключения и распределения внимания

развитие аналитической наблюдательности распределения и переключения внимания.

19

Игры на развитие произвольности внимания

развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.

20

П.А. Мозговой штурм

Отработка полученных навыков через игровые приёмы

21-22

Диагностико - мотивирующие упражнения на развитие мышления. Игры. Загадки.

познакомить детей с содержанием понятия «мышление»;

- развивать умение анализировать сравнивать и обобщать.

23

Развитие операций анализа, синтеза, сравнения

продолжать знакомство детей с содержанием понятия «мышление»;

- развивать умение анализировать сравнивать и обобщать;

- развивать умение детей думать сообща.

24

Упражнение на развитие общения

- развивать логическое мышление;

- развивать умение анализировать , сравнивать, классифицировать, обобщать..

25

Игры и упражнения на развитие умения устанавливать причинно следственные связи.

- развивать логическое мышление учащихся;

- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.

26

Игры и упражнения на сходство и различия.

развивать логическое мышление учащихся;

- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.

27

Игры и упражнения придуманные детьми.

- развивать логическое мышление учащихся;

- стимулировать осознание детьми собственных умственных возможностей.

28

П.А. Мозговой штурм.

обобщить пройденный материал

-закрепить умение обобщать, мыслить логично;

- стимулировать проявление креативности.

29

Развитие воображения.

- стимулировать проявление креативности у детей;

- развивать навыки совместной творческой деятельности;

- упорядочить представления детей о том, что такое воображение .

30

Развитие фантазии.

- стимулировать проявление креативности у детей;

- развивать навыки совместной творческой деятельности;

- упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.

31

Диагностика креативности

стимулировать проявление креативности у детей;

- развивать навыки совместной творческой деятельности;

- упорядочить представления детей о том, что такое воображение и фантазия.

32

Проект школа моей мечты

закрепить навыки целеполагания и планирования;

- развивать контрольно – оценочные действия;

- упорядочить представления детей о том, какой по их мнению должна быть школа.

33

Наука отдыхать

- знакомство с приёмами релаксации;

- обучение приёмам организации отдыха.

34

Игра «У меня всё получиться»

- знакомство с приёмами релаксации;

- обучение приёмам организации отдыха.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!