СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Час общения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Час общения»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО классных руководителей Руководитель ШМО Васильева Н.З. Протокол №__ «___» _____________ 2021 г.


РАССМОТРЕНО


на педагогическом совете Протокол № «__» ____________ 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 30» __________/Н. Б. Войтюль/ «____»___________2021 г.








Рабочая программа внеурочной деятельности

«Час общения»

для 9А класса МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары на 2021 -2022 учебный год











Класс: 9 Количество часов: 17 Автор: Степанова Наталия Дмитриевна

Направление: проблемно – ценностное общение

Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования









Чебоксары, 2021 год



П ояснительная записка

Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. От 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»).

  • Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.

  • Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.

  • Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.

  • Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики;

  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики на 2021-2022 учебный год для 5-9 классов.

Программа относится к направлению - проблемно-ценностному общению и рассматривается как дополнительное пространство для самовыражения и самореализации учащихся, разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся как фундамента всего последующего обучения.

…… Цель изучения курса - формирование це­лостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отноше­ний с другими людьми, мира.

Основные задачи курса:

1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ……………………………………

3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.

6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……

7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

8. Развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

Основные методы: наблюдение, ролевые игры, групповые дискуссии, беседы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, анкетирование, тестирование, этюды и импровизации, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, сочинения на этические темы.


Общая характеристика курса………

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

  • организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

  • формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

  • познание людьми друг друга.

Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.

  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;

Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:

  • внимание к партнёру;

  • эмоциональное отношение к его воздействиям;

  • стремление продемонстрировать себя;

  • чувствительность к отношению партнёра;

Основные мотивы общения:

  • потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

  • потребность в активной деятельности;

  • потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. …… Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ……

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Ценностные ориентиры курса.

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление школьниками системы ценностей.

  • Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

  • Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

  • Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Место предмета

Программа является компонентом внеурочной деятельности в 9 классе. Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в две недели, итого 17 часов за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику школы.

В основе реализации программы внеурочной деятельности «Час общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

  • формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

  • развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.


Результаты освоения курса «Час общения»


Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

  • Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

  • Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

  • Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

  • Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

  • Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

  • Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.

  • Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.

  • Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности).

  • Развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции.

  • Формирование умения соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении.

  • Понимание роли личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве.

  • Проявление потребности в использовании приемов самовоспитания самопознания и саморазвития.

  • Принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

  • Осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой.

Регулятивные результаты:

  • Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.

  • Формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

  • Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

  • Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.

  • Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

  • Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  • Формирование умений адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные результаты:

  • Формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • Формирование умений и навыков формулировать собственное мнение позицию.

  • Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

  • Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

  • Освоение правил и навыков ведения дискуссий.

  • Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

  • Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Ценностные ориентиры программы «Час общения»:

Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие».


Содержание курса «Час общения» 17 часов


  1. Общение. Пути решения конфликтов – 3 часа

Роль общения в жизни человека. Общение как необходимое условие существования человека. Правила общения дома, в коллективе, общественных местах. Как научиться управлять собой? Эмоции. Мои эмоции. Стресс и гнев. Как справиться с гневом и стрессом. Каждый человек по-своему прекрасен. Прощение. Конфликты в нашей жизни”.

Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

  1. Самопознание – 4 часа.

Путь к себе. Тепло человеческого общения. Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя». Что такое порядочность? Совесть и стыд – мерила нравственности. Я глазами других людей. Милосердие – зеркало души. Жизненные ценности.

        1. Подростки и закон – 3 часа.

«Я и закон». «Конституция РФ». Документы, определяющие права и свободы человека. «Мои права и права других людей, мои обязанности» Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Почему важно соблюдать права и выполнять обязанности. "Правонарушения – дорога в пропасть". Понятие правонарушение и меры наказания за него. Хулиганство и его виды. Ответственность несовершеннолетних за несоблюдение закона.

В жизни есть выбор всегда … Сквернословие и пути избавления от него. Вредные привычки, как избавиться от них. Вред курения, наркомании и токсикомании, алкоголизма и психотропных веществ

        1. Толерантность -3 часа.

Толерантное отношение поколений.

Понимание. Терпение. Понятие о толерантной личности. Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Планета толерантность. Сила России в единстве народа. В человеке всё должно быть прекрасно. Общение и уважение. Общение с разными людьми, общение с природой. Прививка от нацизма. Я в своих глазах и глазах других людей. Эмоции и чувства – краски здоровья.

        1. Азбука мышления – 2 часа

Мышление. Особенности мышления подростков. Учеба – главный умственный труд. Интеллект

Какой у меня интеллект? Как правильно тратить время? Ты и твое время. Искусство успевать. Роль знаний в жизни человека.

        1. Пока я помню - я живу – 1 час.

Главные события истории – люди и Время. Свои и чужие. Патриотизм. Истинная сила – в чем она? Святые заступники народа русского. Сохранение в памяти велико подвига народа в Великой Отечественной войне. Я помню! Я горжусь!

7. Я и коллектив. – 1 час

Этика отношений в коллективе. Моя роль в коллективе.

8. Подведем итоги- 1 час.

Дом, который мы построили.



Календарно-тематическое планирование курса «Час общения» 17 часов


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


        1. Общение. Пути решения конфликтов.


1

Общение в жизни человека.


2

Можно ли научиться управлять собой? Увидеть прекрасное в человеке.


3

Конфликты в нашей жизни. Умеем ли мы прощать?



    1. Самопознание


4

Путь к себе. Тепло человеческого общения


5

Что такое порядочность? Совесть – мерило нравственности.


6

Я глазами других людей. Милосердие – зеркало души.


7

Вверх по лестнице жизни.



  1. Подростки и закон

3 ч


8

Я и закон. Мои права и права других людей, мои обязанности.


9

В жизни есть выбор всегда …


10

Прививка от сквернословия.



  1. Толерантность


11

Планета толерантность.


12

Сила России в единстве народа



  1. Азбука мышления


13

Учеба – умственный труд. Какой у меня интеллект?


14

Искусство успевать



  1. Пока я помню - я живу


15

Я помню! Я горжусь!



  1. Я и коллектив


16

Моя роль в коллективе



  1. Подведем итоги


17

Дом, который мы построили


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.

2.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.

3.Савченко Е.В.. Внеклассные мероприятия .: 5- 11 классы. – М.: ВАКО, 2007

4.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2003.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!