Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО классных руководителей Руководитель ШМО Васильева Н.З. Протокол №__ «___» _____________ 2021 г. | РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № «__» ____________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 30» __________/Н. Б. Войтюль/ «____»___________2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Час общения»
для 9А класса МБОУ «СОШ № 30» г. Чебоксары на 2021 -2022 учебный год
Класс: 9 Количество часов: 17 Автор: Степанова Наталия Дмитриевна
Направление: проблемно – ценностное общение
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного общего образования
Чебоксары, 2021 год
П ояснительная записка
Настоящая программа курса внеурочной деятельности «Час общения» составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г. (ред. От 03.02.2014 г., 03.08.18 г. «Об образовании РФ»).
Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» в социальном направлении внеучебной деятельности.
Конституции Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики;
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И. Трофимова» города Чебоксары Чувашской Республики на 2021-2022 учебный год для 5-9 классов.
Программа относится к направлению - проблемно-ценностному общению и рассматривается как дополнительное пространство для самовыражения и самореализации учащихся, разработана с учётом возрастных особенностей обучающихся как фундамента всего последующего обучения.
…… Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. ……………………………………
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
8. Развитие способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Основные методы: наблюдение, ролевые игры, групповые дискуссии, беседы, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, анкетирование, тестирование, этюды и импровизации, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, сочинения на этические темы.
Общая характеристика курса………
Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
внимание к партнёру;
эмоциональное отношение к его воздействиям;
стремление продемонстрировать себя;
чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
потребность в активной деятельности;
потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. …… Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ……
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Ценностные ориентиры курса.
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Место предмета
Программа является компонентом внеурочной деятельности в 9 классе. Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в две недели, итого 17 часов за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику школы.
В основе реализации программы внеурочной деятельности «Час общения» лежит деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;
формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;
развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.
Результаты освоения курса «Час общения»
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.
Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».
Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
Ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.
Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.
Обсуждение и выработка кодекса моральных норм, которыми должны руководствоваться учащиеся в классе при общении с одноклассниками.
Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (согласование действий при совместной деятельности).
Развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции.
Формирование умения соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении.
Понимание роли личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве.
Проявление потребности в использовании приемов самовоспитания самопознания и саморазвития.
Принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой.
Регулятивные результаты:
Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся.
Формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.
Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.
Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание подростками своих качеств и мотивов.
Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Формирование умений адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные результаты:
Формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Формирование умений и навыков формулировать собственное мнение позицию.
Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Освоение правил и навыков ведения дискуссий.
Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.
Ценностные ориентиры программы «Час общения»:
Основные понятия, которые необходимо усвоить, следующие: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг», «совесть», «достоинство», «гуманизм», «доброта», «добросовестность», «отзывчивость», «принципиальность», «искренность», «великодушие», «дружба и товарищество», «честность и правдивость», «честь», «мужество и смелость», «аккуратность и бережливость», «самоотверженность», «уважение», «чуткость», «патриотизм», «верность», «взаимопомощь», «солидарность», «вежливость», «верность», «сочувствие», «трудолюбие».
Содержание курса «Час общения» 17 часов
Общение. Пути решения конфликтов – 3 часа
Роль общения в жизни человека. Общение как необходимое условие существования человека. Правила общения дома, в коллективе, общественных местах. Как научиться управлять собой? Эмоции. Мои эмоции. Стресс и гнев. Как справиться с гневом и стрессом. Каждый человек по-своему прекрасен. Прощение. Конфликты в нашей жизни”.
Знакомство с понятиями и усвоение сущности понятий “спор”, “конфликт”, “конфликтная ситуация”, “инцидент”, развитие умения нравственного самопознания, самоанализа. Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.
Самопознание – 4 часа.
Путь к себе. Тепло человеческого общения. Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя». Что такое порядочность? Совесть и стыд – мерила нравственности. Я глазами других людей. Милосердие – зеркало души. Жизненные ценности.
«Я и закон». «Конституция РФ». Документы, определяющие права и свободы человека. «Мои права и права других людей, мои обязанности» Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок. Почему важно соблюдать права и выполнять обязанности. "Правонарушения – дорога в пропасть". Понятие правонарушение и меры наказания за него. Хулиганство и его виды. Ответственность несовершеннолетних за несоблюдение закона.
В жизни есть выбор всегда … Сквернословие и пути избавления от него. Вредные привычки, как избавиться от них. Вред курения, наркомании и токсикомании, алкоголизма и психотропных веществ
Толерантное отношение поколений.
Понимание. Терпение. Понятие о толерантной личности. Загляни в себя. О чем говорит внешний вид. Женственность девочек. Мужественность мальчиков. Планета толерантность. Сила России в единстве народа. В человеке всё должно быть прекрасно. Общение и уважение. Общение с разными людьми, общение с природой. Прививка от нацизма. Я в своих глазах и глазах других людей. Эмоции и чувства – краски здоровья.
Мышление. Особенности мышления подростков. Учеба – главный умственный труд. Интеллект
Какой у меня интеллект? Как правильно тратить время? Ты и твое время. Искусство успевать. Роль знаний в жизни человека.
Главные события истории – люди и Время. Свои и чужие. Патриотизм. Истинная сила – в чем она? Святые заступники народа русского. Сохранение в памяти велико подвига народа в Великой Отечественной войне. Я помню! Я горжусь!
7. Я и коллектив. – 1 час
Этика отношений в коллективе. Моя роль в коллективе.
8. Подведем итоги- 1 час.
Дом, который мы построили.
Календарно-тематическое планирование курса «Час общения» 17 часов
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Общение. Пути решения конфликтов. | 3ч | |
1 | Общение в жизни человека. | 1ч | |
2 | Можно ли научиться управлять собой? Увидеть прекрасное в человеке. | 1ч | |
3 | Конфликты в нашей жизни. Умеем ли мы прощать? | 1ч | |
| | 4ч | |
4 | Путь к себе. Тепло человеческого общения | 1ч | |
5 | Что такое порядочность? Совесть – мерило нравственности. | 1ч | |
6 | Я глазами других людей. Милосердие – зеркало души. | 1ч | |
7 | Вверх по лестнице жизни. | 1ч | |
| Подростки и закон | 3 ч | |
8 | Я и закон. Мои права и права других людей, мои обязанности. | 1ч | |
9 | В жизни есть выбор всегда … | 1ч | |
10 | Прививка от сквернословия. | 1ч | |
| Толерантность | 2ч | |
11 | Планета толерантность. | 1ч | |
12 | Сила России в единстве народа | 1ч | |
| Азбука мышления | 2ч | |
13 | Учеба – умственный труд. Какой у меня интеллект? | 1ч | |
14 | Искусство успевать | 1ч | |
| Пока я помню - я живу | 1ч | |
15 | Я помню! Я горжусь! | 1ч | |
| Я и коллектив | 1ч | |
16 | Моя роль в коллективе | 1ч | |
| Подведем итоги | 1ч | |
17 | Дом, который мы построили | 1ч | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.
2.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.
3.Савченко Е.В.. Внеклассные мероприятия .: 5- 11 классы. – М.: ВАКО, 2007
4.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы.- М.: ВАКО, 2003.