МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Рассмотрено на заседании ШМО ______________________________ протокол № 1 от «__» августа2021г. руководитель ШМО ____________ А.А. Тигунова | Согласовано «___ » _____________ 2021г. заместитель директора по УВР _________Т.А.Волкова | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «___» августа 2021г. председатель педагогического совета _________________ Е.В.Малюгина | Ут Утверждено приказ № _____от «___» августа 2021г. директор МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»» ______________ Е.В.Малюгина |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Час чтения»
Классы: 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д, 1 Е, 1 З, 1 И.
Составитель : Кузьмина Василиса Николаевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Ульяновск-2021
Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Час чтения»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями; ст. 12 «Образовательные программы».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26) ;Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
Рекомендации Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области при планировании работы на 2020-2021 учебный год образовательных организаций (письма № 4392 от 18.08.2020, 18.08.2020№4391);
Устав МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Губернаторский лицей № 101»;
Учебный план МБОУ «Губернаторский лицей № 101» на 2020-2021 учебный год.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. « Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.» –М.: Просвещение, 2016 г.;
Количество часов по учебному плану в год: 34 ч.
Часов в неделю: 1 ч.
Цель и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Час чтения»
Цель программы «Час чтения» – научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить; научить активно слушать, чтобы расслышать сказанное.
Задачи :
«раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л.С. Выготский). Это значит познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека;
приучить к постоянному общению с таким искусством, как чтение;
воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.
Планируемые результаты освоения курса «Час чтения» к концу 2 класса
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса «Час чтения», у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Обучающиеся научатся:
воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
объяснять действия персонажей;
делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
сравнивать героев разных произведений;
ставить вопросы к тексту.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану;
выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать по ролям художественное произведение;
сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
участвовать в инсценировании литературных произведений;
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
находить сравнения в тексте произведения;
определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся приобретают опыт:
самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Обучающиеся научатся:
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Обучающиеся получат возможность научиться:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
находить объяснение незнакомых слов в словаре;
находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
задавать вопросы по тексту произведения;
сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Обучающиеся получат возможность научиться:
обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
аргументировать собственную позицию;
получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Личностные
У обучающихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к занятиям литературного чтения.
Обучающиеся приобретают опыт:
внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У обучающихся могут быть сформированы:
представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)
Содержание курса внеурочной деятельности
«Час чтения» (34 часа)
Содержание программы «Час чтения» во вторых классах представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел « Осень пришла» (5 ч) включены рассказы и стихи о природе М. Пришвина «Выскочка», И.С.Соколов-Микитова «Листопадничек», А. Барто «Осенью», «Ветер в лесу», С. А. Баруздина «Короткие сказки». Произведения учат детей любить родную природу, относиться к животным, как к меньшим братьям.
Второй раздел « Народные песни, сказки, пословицы» (5 ч) знакомит обучающихся с русскими народными сказками: «Царевна лягушка», «Кот, петух и лиса», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др., а также со сказками народов мира: украинская народная сказка « Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
В третьем разделе «Зимние картины» (4 ч) обучающиеся знакомятся со стихотворениями о зиме русских классиков С.Есенина, Ф. Тютчева и рассказами о жизни животных зимой Н. И. Сладкова «Зимний запас», Г. Скребицкого «Как белочка зимует».
В четвертом разделе « Авторские сказки» (8 ч) представлены сказки
А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Е. Н. Носова «Белый гусь», « Живое пламя», А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города», а так же произведения немецких сказочников Б.Гримм «Бабушка Метелица», «Золотой гусь».
Раздел пятый « Писатели о детях и для детей» (7 ч) состоит из произведений, которые учат быть честными, трудолюбивыми. Это произведения Л. Н. Толстого «Как мужик камень убрал», «Орел», В. Ю. Драгунского « Тайное становится явным», рассказы для детей М.М. Зощенко из цикла « Лёня и Минька». В. П. Крапивина «Валькины друзья и паруса, Брат, которому семь».
Раздел шестой «Весеннее настроение»( 5 ч) представлен произведениями о природе весной таких авторов, как Н. И. Сладков «Весна идет», Б. Заходер «Ласточка», « Сказка про всех на свете», И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…», и книгой В. В. Чаплиной «Четвероногие друзья», куда вошли рассказы про волчонка Арго, великолепного слона Шанго, хитроумного лиса по кличке Куцый, белого медвежонка Фомку и других необыкновенных животных.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
| «Осень пришла» | 5 ч |
| « Народные песни, сказки, пословицы» | 5 ч |
| «Зимние картины» | 4 ч |
| « Авторские сказки» | 8 ч |
| « Авторские сказки» | 7 ч |
| «Весеннее настроение» | 5 ч |
Итого: | 34 ч |
МБОУ «Губернаторский лицей № 101имени народного учителя Российской Федерации Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»»
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Час чтения»
Календарно-тематическое планирование
Классы: 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д, 1 Е, 1 З, 1 И.
Составитель : Кузьмина Василиса Николаевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, в неделю 1 час.
Ульяновск-2020
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Час чтения»
№ | Тема занятия | Дата | Формы организации внеурочной деятельности | Примечание |
по плану | по факту |
| «Осень пришла»- 5 ч. |
1 | М. Пришвин «Выскочка» | 01.09 | 01.09 | Круглый стол | |
2 | И.С. Соколов-Микитова «Листопадничек» | 08.09 | 08.09 | Занятие- диспут | |
3 | А. Барто «Осенью», «Ветер в лесу» | 15.09 | 15.09 | Соревнования. | |
4 | С. А. Баруздина «Короткие сказки». | 22.09 | 22.09 | Конкурсы и викторина. | |
5 | С. А. Баруздина «Короткие сказки». | 29.09 | 29.09 | Занятие- диспут. | |
«Народные песни, сказки, пословицы»- 5 ч. |
6 | Русская народная сказка: «Царевна лягушка» | 06.10 | 06.10 | Круглый стол. | |
7 | Русская народная сказка: «Кот, петух и лиса» | 13.10 | 13.10 | Конкурсы и викторина. | |
8 | Русская народная сказка: «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | 27.10 | 27.10 | Занятие- диспут. | |
9 | Украинская народная сказка: «Колосок» | 03.11 | 03.11 | Занятие- диспут. | |
10 | Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». | 10.11 | 10.11 | Конкурсы и викторина. | |
«Зимние картины»- 4 ч. |
11 | Стихотворения С.Есенина | 17.11 | 17.11 | Круглый стол. | |
12 | Стихотворения Ф. Тютчева | 01.12 | 01.12 | Практическое занятие. | |
13 | Н. И. Сладков «Зимний запас | 08.12 | 08.12 | Занятие- викторина. | |
14 | Г. Скребицкий «Как белочка зимует». | 15.12 | 15.12 | Круглый стол. | |
«Авторские сказки»- 8 ч. |
15 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 22.12 | 22.12 | Занятие- викторина. | |
16 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 29.12 | 29.12 | Круглый стол. | |
17 | Е. Н. Носов «Белый гусь», « Живое пламя» | | | Занятие- диспут. | |
18 | А. М. Волков« Волшебник изумрудного города» | | | Практическое занятие. | |
19 | А. М. Волков« Волшебник изумрудного города» | | | Круглый стол. | |
20 | А. М. Волков« Волшебник изумрудного города» | | | Круглый стол. | |
21 | Б.Гримм «Бабушка Метелица», «Золотой гусь». | | | Конференция. | |
22 | Б.Гримм «Бабушка Метелица», «Золотой гусь». | | | Конференция. | |
« Писатели о детях и для детей»- 7 ч. |
23 | Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал», «Орел» | | | Практическое занятие. | |
24 | Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал», «Орел» | | | Практическое занятие. | |
25 | В. Ю. Драгунский « Тайное становится явным» | | | Круглый стол. | |
26 | М.М. Зощенко из цикла « Лёня и Минька» | | | Круглый стол. | |
27 | М.М. Зощенко из цикла « Лёня и Минька» | | | Практическое занятие. | |
28 | В. П. Крапивин «Валькины друзья и паруса, Брат, которому семь». | | | Круглый стол. | |
29 | В. П. Крапивина «Валькины друзья и паруса, Брат, которому семь». | | | Практическое занятие. | |
«Весеннее настроение»-5 ч. |
30 | Н. И. Сладков «Весна идет» | | | Занятие- диспут. Практическое занятие. | |
31 | Б. Заходер «Ласточка», « Сказка про всех на свете» | | | Проект. | |
32 | И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…» | | | Практическое занятие. | |
33 | В. В. Чаплина «Четвероногие друзья» | | | Проект. | |
34 | В. В. Чаплина «Четвероногие друзья» | | | Практическое занятие. | |