«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ортатюбинская СОШ»
Утверждаю:
Директор школы : Межитова С.Б.
______________________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Актерское мастерство»
2020-2021 учебный год
Учитель: Оразова Фатима Салимовна
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Структура программы
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся классов, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса отводится 68 ч в год ( 2 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут.
Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1. Театральная игра
2. Культура и техника речи
3. Ритмопластика
4. Этика и этикет
5. Работа над спектаклем, показ спектакля
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, беседы, спектакли, праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Обучающиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Количество часов.дата | По факту |
I полугодие | |
1 | Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Психологический автопортрет. Конкурс «Оригинальное представление себя и группы». | 1 15.09 | 15.09 |
Ритмопластика | |
2 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 1 15.09 | 15.09 |
Театральная игра | |
3 | Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры. Всё о театре. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Просмотр видео «Театры мира». | 1 22.09 | 22.09 |
Культура и техника речи | |
4 | Работа над сценической речью. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Просмотр фильмов, анализ актёрской речи. | 1 22.09 | 22.09 |
5 | Работа над сценической речью: масочный звук и посыл. Упражнения по развитию речи. | 1 29.09 | 29.09 |
6-7 | Работа над текстом (логика речи). Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы. | 2 29.09 6.10 | 29.09 6.10 |
8-9 | Упражнения по общению на сцене. Конкурс сценок. | 2 6.10,13.10 | 6.10 |
Ритмопластика | |
10 | Обсуждение фильмов, театральных постановок, упражнение по сценическому движению «Море волнуется», «Качели», Упражнения с пустышкой. Этюды «Тумбочка», «Вышивание», «Грим» и т.д. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 13.10 | 13.10 |
11-12 | Отработка сценического движения. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж». | 2 13.10 20.10 | 13.10 2010 |
13-14 | Сценические этюды. Практическая работа. Деление на группы, составление сценических этюдов. | 2 27.10,27.10 | 20.10 |
Театральная игра | |
15 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику). | 1 | 10.11 |
16 | Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру). | 1 | 10.11 |
17-19 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Конкурс. | 3 10.11,10.11, 17.11 | 17.11 17.11 |
20-21 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Показ сценок. | 2 17.11,24.11 | 24.11 24.11 |
Культура и техника речи | |
22 | Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Упражнения «Верёвочка», «Выстрелы». | 1 24.11 | 1.12 |
23 | Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Упражнения «Шлемофон», «Пчёлка и медвежонок», «Мыльные пузыри». | 1 1.12 | 1.12 |
Театральная игра | |
24-25 | Театр кукол. Кукольный театр Сергея Образцова. Просмотр отрывков из спектаклей «Необыкновенный концерт». Обсуждение. | 2 1.12,8.12 | 8.12 8.12 |
26 | Испытание пантомимой. Пантомимический этюд – тень Координация движений. Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | 1 8.12 | 15.12 |
Этика и этикет | |
27-28 | (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | 2 15.12,15.12 | 15.12 22.12 |
Театральная игра | | |
29-30 | Театр музыкальной комедии. Просмотр музыкальной комедии. Обсуждение | 22.12,22.12 | 22.12 29.12 |
31-32 | Чтение, обсуждение произведение . | 2 29.12,29.12 | 29.12 |
33-34 | Составление сценария произведения. | 1 19.1,19.01 | |
35-36 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | 2 26.1,26.1 | |
37 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Подготовка эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 2.02 | |
38-60 | Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 12 2.02,9.02,9.02- 22,04 | |
61-63 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция. | 1 22.04 27.04,27,04 | |
64-65 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | 1 4.05,4.05 | |
66-67 | Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | 1 11.05 11.05 | |
68 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). Анализ работы. | 1 18.05 | |