СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Актерское мастерство»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Актерское мастерство»»



«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ортатюбинская СОШ»




Утверждаю:

Директор школы : Межитова С.Б.

______________________







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Актерское мастерство»

2020-2021 учебный год


Учитель: Оразова Фатима Салимовна





















2020





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.




Структура программы


Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.


Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


Место курса в учебном плане:


Программа рассчитана для учащихся классов, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса отводится 68 ч в год ( 2 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут.

Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.


Особенности реализации программы:


Программа включает следующие разделы:

1. Театральная игра

2. Культура и техника речи

3. Ритмопластика

4. Этика и этикет

5. Работа над спектаклем, показ спектакля


Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, беседы, спектакли, праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.


Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.



2.Планируемые результаты освоения программы:


Обучающиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов.дата

По факту


I полугодие




1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Психологический автопортрет. Конкурс «Оригинальное представление себя и группы».

1

15.09


15.09




Ритмопластика


2

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

1

15.09

15.09


Театральная игра


3

Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры. Всё о театре. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Просмотр видео «Театры мира».

1

22.09

22.09


Культура и техника речи


4

Работа над сценической речью. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Просмотр фильмов, анализ актёрской речи.

1

22.09

22.09


5

Работа над сценической речью: масочный звук и посыл. Упражнения по развитию речи.

1

29.09

29.09


6-7

Работа над текстом (логика речи). Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы.

2

29.09

6.10

29.09

6.10




8-9

Упражнения по общению на сцене. Конкурс сценок.

2

6.10,13.10

6.10


Ритмопластика


10

Обсуждение фильмов, театральных постановок, упражнение по сценическому движению «Море волнуется», «Качели», Упражнения с пустышкой. Этюды «Тумбочка», «Вышивание», «Грим» и т.д. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

13.10


13.10


11-12

Отработка сценического движения. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

2

13.10

20.10

13.10

2010




13-14

Сценические этюды. Практическая работа. Деление на группы, составление сценических этюдов.

2

27.10,27.10

20.10


Театральная игра


15

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1


10.11


16

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

1

10.11

17-19

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Конкурс.

3

10.11,10.11,

17.11

17.11

17.11




20-21

Работа над образом. Анализ мимики лица. Показ сценок.

2

17.11,24.11

24.11

24.11


Культура и техника речи


22

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Упражнения «Верёвочка», «Выстрелы».

1

24.11

1.12


23

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Упражнения «Шлемофон», «Пчёлка и медвежонок», «Мыльные пузыри».

1

1.12

1.12


Театральная игра


24-25

Театр кукол. Кукольный театр Сергея Образцова. Просмотр отрывков из спектаклей «Необыкновенный концерт». Обсуждение.

2

1.12,8.12

8.12

8.12


26

Испытание пантомимой. Пантомимический этюд – тень Координация движений. Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1

8.12

15.12


Этика и этикет


27-28

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

2

15.12,15.12

15.12

22.12


Театральная игра



29-30

Театр музыкальной комедии. Просмотр музыкальной комедии. Обсуждение

22.12,22.12

22.12

29.12

31-32

Чтение, обсуждение произведение .

2

29.12,29.12

29.12


33-34

Составление сценария произведения.

1

19.1,19.01




35-36

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

2

26.1,26.1




37

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Подготовка эскизов несложных декораций и костюмов.

1

2.02




38-60

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

12

2.02,9.02,9.02-

22,04


61-63

Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция.

1 22.04

27.04,27,04




64-65

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

1

4.05,4.05




66-67

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1

11.05 11.05




68

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). Анализ работы.

1

18.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!