Рассмотрена на заседании МО Утверждена директором МБОУ
и рекомендована к утверждению Приказ от 31.08.2020 №
протокол от 29.08.2020 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Год составления: 2020-2021 учебный год
Классы - 10
Количество часов по плану – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Новый Уренгой
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии с требованиями ФК ГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МБОУ Гимназия № 63 от 31.01.2018г.).
В основе рабочей программы – пособие: Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
Адресность: учащиеся 10 класса, 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.
Цель реализуется через ряд задач:
-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре. -приобщать подростков к театральному искусству.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различие основные нравственно-этических понятий;
- соотнесение поступков с моральной нормой;
- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- мотивация своих действий;
- готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.
- положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;
- применениее правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;
- уважение мнениея другого человека;
- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- удерживание цели деятельности до получения ее результата;
- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);
- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;
- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности;
- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);
- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, устанавление их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;
- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности;
- работа в группе, учет мнения партнёров;
- обращение за помощью;
- формулировка своих затруднений;
- предложение помощи и сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- осуществление взаимного контроля;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;
- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Обучающиеся научатся:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Обучающие получат возможность научиться:
- осваивать первичных представлений о театре и его истории, владеть театральной терминологией;
- приобретать начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
- приобретать первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета;
- навыкам работы в группе, общению друг с другом, выстраиванию партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и взаимопонимании;
- развитию своих наблюдательных и познавательных способностей, эмоциональности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, образного мышления, чувства ритма;
- овладению начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
3. Содержание тем курса
№ | Темы курса | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение | 1 |
2 | История театра. Театр как вид искусства | Знакомство с понятием театр. История театра. Знакомство с театральными профессиями. Театральными жанрами. | 1 |
3 | Как зрителю вести себя в театре | Ознакомление с понятиями: « антракт», « авансцена», «инсценировка», «бис». Знакомство с этикой поведения в театре. Проигрывание этюда» Как надо вести себя в театре» | 1 |
4 | Как создаётся спектакль | Знакомить с театральными профессиями. Организовывать беседу об отличиях театра от других видов искусства. Обсуждаем основные отличия театра от других видов искусства. Составление рассказ «мой любимый актёр» | 1 |
5 | Поход в театр «Северная сцена» | Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение. | 2 |
6 | Актерская грамота, сценическое искусство | На занятиях в игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии, разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Овладение навыками пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий | 1 |
7 | Художественное чтение | Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Знакомство с законами художественного чтения. Основами сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных произведений | 1 |
8 | Сценическое движение. | Работа над пластикой. Разучивание простейших танцевальных движений | 1 |
9 | Работа над пьесой, инсценировкой. | Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора. Определение жанра. Чтение пьесы | 3 |
10 | Экспромт театр | Учимся импровизации на экспромт постановках | 2 |
11 | Мастерская художника. Театральные профессии | Знакомство с профессией бутафора. Изготовление бутафории к спектаклю. Знакомство с профессией театрального художника. Изготовление декорации к спектаклю. Дорисовываем вторую половинку картины. | 1 |
12 | Делаем афишу и программку | Знакомить с правилами изготовления афиши и программки. Организовывать творческую работу учащихся | 2 |
13 | Роль декораций в постановке спектакля | Знакомство с профессией декоратора. Выполняем эскиз декорации. | 3 |
14 | Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. | Выполнение эскиза костюмов героев. Знакомство с назначением театральных масок. Подготовка костюмов для спектакля | 3 |
15 | Музыкальное сопровождение. Звук и шумы | Знакомство с ролью музыки в спектакле. Знакомство с понятиями «фонограмма» и «живая музыка». Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах | 2 |
16 | Р Репетиционный период. Постановка спектакля епетиционный период. Постановки по сказкам и инсценировкам рассказов | Постановки по выбранным произведениям. Осваиваем сценическое пространство. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. | 5 |
17 | Постановка спектакля. | Постановка спектакля на сцене МБОУ Гимназия по выбранному произведению. | 2 |
18 | Поход в театр «Северная сцена» | Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение. | 2 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Темы курса | Планируемая дата проведения занятия | Фактическая дата проведения занятия |
| Вводное занятие | 5.09 | |
| История театра. Театр как вид искусства | 12.09 | |
| Как зрителю вести себя в театре | 19.09 | |
| Как создаётся спектакль | 26.09 | |
| Поход в театр «Северная сцена», либо просмотр спектакля в актовом зале с последующим обсуждением | 3.10 | |
| Поход в театр «Северная сцена», либо просмотр спектакля в актовом зале с последующим обсуждением | 10.10 | |
| Актерская грамота, сценическое искусство | 17.10 | |
| Художественное чтение | 24.10 | |
| Сценическое движение. | 7.11 | |
| Работа над пьесой, инсценировкой. | 14.11 | |
| Работа над пьесой, инсценировкой. | 21.11 | |
| Работа над пьесой, инсценировкой. | 28.11 | |
| Экспромт театр | 5.12 | |
| Экспромт театр | 12.12 | |
| Мастерская художника. Театральные профессии | 19.12 | |
| Делаем афишу и программку | 26.12 | |
| Делаем афишу и программку | 16.01 | |
| Роль декораций в постановке спектакля | 23.01 | |
| Роль декораций в постановке спектакля | 30.01 | |
| Роль декораций в постановке спектакля | 6.02 | |
| Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. | 13.02 | |
| Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. | 20.02 | |
| Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. | 27.02 | |
| Музыкальное сопровождение. Звук и шумы | 6.03 | |
| Музыкальное сопровождение. Звук и шумы | 13.03 | |
| Репетиционный период. Постановки по сказкам и инсценировкам рассказов | 20.03 | |
| Репетиционный период. Постановка спектакля | 3.04 | |
| Репетиционный период. Постановка спектакля | 10.04 | |
| Репетиционный период. Постановка спектакля | 17.04 | |
| Репетиционный период. Постановка спектакля | 24.04 | |
| Постановка спектакля. | 1.05 | |
| Постановка спектакля. | 8.05 | |
| Поход в театр «Северная сцена», либо просмотр спектакля в актовом зале с последующим обсуждением | 15.05 | |
| Поход в театр «Северная сцена», либо просмотр спектакля в актовом зале с последующим обсуждением | 22.05 | |
5. Список литературы и интернет-источников
Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
П. Брук, «Пустое пространство». М. «Искусство» 2003 год.
Петров В.А. «Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы в театральной самодеятельности» Челябинск.1987г.
Портал «Культура РФ» [Электронный ресурс] //. URL:https://www.culture.ru/theaters (дата обращения: 16.07.2020).
Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
Э.П.Гааз, Л.К.Маслова, С.В.Клубков «Я вхожу в мир искусств» №6 2001 год.
Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
Электронный журнал «Театр» [ Электронный ресурс] //. URL: http://oteatre.info/(дата обращения: 21.08.2020).