СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного курса "Азбука здоровья и безопасности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Рабочая программа внеурочного курса “Азбука здоровья и безопасности” разработана в соответствии с нормативными документами:

● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);

● СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.

Рабочая программа внеурочного курса “Азбука здоровья и безопасности” составлена на основе: Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Маслов (под редакцией П.В. Ижевского). Москва «Просвещение» 2010г., Примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности для 5—9 классов общеобразовательных(2010г).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса "Азбука здоровья и безопасности"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 г. УЛАН-УДЭ»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР



___________/____________

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ»

____________ Э.Л.Тимина

Приказ №______от__________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочного курса «Азбука здоровья и безопасности» 2019 – 2020 учебный год

Учитель Басурманова Ольга Леонидовна, I КК

Класс 8

Всего часов в год 34

Всего часов в неделю 1



г. Улан-Удэ,

2019



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочного курса “Азбука здоровья и безопасности” разработана в соответствии с нормативными документами:

● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);

● СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);

● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.

Рабочая программа внеурочного курса “Азбука здоровья и безопасности” составлена на основе: Примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Маслов (под редакцией П.В. Ижевского). Москва «Просвещение» 2010г., Примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности для 5—9 классов общеобразовательных(2010г).

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Программа курса составлена с целью дальнейшего совершенствования воспитательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель и задачи программы внеурочного курса «Азбука здоровья и безопасности»: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Сроки реализации: программа курса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения внеурочного курса «Азбука здоровья и безопасности»:

Обучающийся научится:

  • Сознательно относиться к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих

  • Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности   и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.

  • Отстаивать своё мнение, свою позицию.

  • Активно включаться в ситуацию нравственного выбора, владеть навыками культуры поведения.

  • Трудиться сообща, уважая личность каждого человека и в целом общества.

  • Принимать ответственность за своё решение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

- учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли  жизни общества;

-сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

-учащиеся имеют представления о национальных ценностях;

-сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома;

-сформировано представление о истории страны, религиях России;

-у учащихся  сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому;

-сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам.

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

- у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству,  уважительное отношение к профессиям;

-учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов;

-умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

-у учащихся сформировано  бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое

-у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

-у учащихся развит интерес к природе;

-сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

-сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда;

-имеют интерес к занятиям художественным творчеством.

Результататами освоения программы внеурочного курса «Азбука здоровья и безопасности» являются:

личностные результаты:

воспитание дисциплинированности и ответственности за свои действия на дороге, дома, в школе;

• выработка культуры поведения в транспорте и в общественных местах;

• формирование сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

метапредметные результаты:

• формирование умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

предметные результаты:

  • повышение уровня знаний по ПДД, ППБ;

  • формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

  • формирование культуры поведения в общественном транспорте;

  • формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основы безопасности в условиях общения с дорогой, с огнем.

  • помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.



Содержание внеурочного курса «Азбука здоровья и безопасности»

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива:

  1. Проведение инструктажей. Инструктажи проводятся обязательно 1 раз в четверть, дополнительно при необходимости с учетом времени года и текущей ситуации.

«Список инструктажей»

  1. Общие правила поведения учащихся в ОУ

  2. Вводный инструктаж учащихся

  3. Пожарная безопасность для учащихся

  4. Электробезопасность для учащихся

  5. Правила безопасного поведения учащихся на дорогах и на транспорте

  6. Профилактика негативных ситуаций во дворе и на улице

  7. Памятка по оказанию первой помощи пострадавшему

  8. Правила поведения учащихся на водоемах

  9. Правила безопасного поведения на Новогодних праздниках

  10. Правила поведения учащихся в театре, музее

  11. Правила поведения в общественных местах

  12. Правила поведения в ЛГТ, ЛТО

  13. Правила техники безопасности при организации походов, экскурсий

  14. Правила поведения во время проведения тренировки эвакуации

  15. Правила поведения во время ЧС (памятка)

  16. Правила поведения (памятка) для предотвращения негативных ситуаций(буллинга)

  17. Приказ по школе № 58 «Об использовании мобильной связи»



  1. Участие в школьном месячнике ЗОЖ. «Мы – за здоровый образ жизни!»

  2. Беседа: «Для чего нужны прививки?». Профилактика заболеваний, в том числе ОРВИ, гриппа, ангины, простуды.

  3. Пожары и взрывы. Краткая характеристика пожаров и взрывов. Причины их последствия. Поражающие факторы пожаров и взрывов.

  4. Безопасное поведение во время чрезвычайных ситуаций. Инструктажи. Тренировочная эвакуация. Отработка действий при сигнале «Внимание всем!»

  5. Роль автомобильного транспорта в экономике страны.

Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок. Увеличение протяженности автомобильных дорог.

Организация движения транспортных средств и пешеходов в связи с ростом интенсивного дорожного движения. Влияние недисциплинированности пешеходов на снижение скорости движения транспортных средств и его экономическую эффективность.

  1. Как ты знаешь правила безопасного поведения? Письменная контрольная проверка знаний учащихся по правилам безопасного поведения.

  2. Последствия пожаров и их профилактика. Возможные последствия, вызванные пожарами и взрывами. Их профилактика.

  3. Подготовка к Новому году. Инструктажи. Украшение классного кабинета, коридора школы, окон, участие в мероприятиях.

  4. Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. Обязательное использование шлемов во время езды на мотоцикле (мотороллере). Правила поведения пассажиров во время езды на одиночном мотоцикле (мотороллере) и мотоцикле с коляской. Запрещение перевозки пассажиров в кузове грузового мотоцикла (мотороллера). Другие запрещения при перевозке людей на мотоциклах и мотороллерах.

  5. На сельской дороге. Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению гужевых повозок и прогону животных.

  6. Средства защиты при пожаре. Какие бывают противопожарные средства защиты. Как им пользоваться. Первая медицинская доврачебная помощь.

  7. Проезд железнодорожных переездов. Правила проезда велосипедистами железнодорожных переездов. Правила поведения пассажира автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время вынужденной остановки на железнодорожном переезде.

  8. Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии. Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи. Практические упражнения по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи (под руководством медицинского работника научить учащихся оказывать первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии).

  9. Инструктажи. Проведение текущих инструктажей

  10. Безопасное поведение во время чрезвычайных ситуаций. Инструктажи. Тренировочная эвакуация. Отработка действий при сигнале «Внимание всем!»

  11. Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке. Соревнование велосипедистов по правилам движения на площадке, автодроме, автогородке, оборудованном средствами регулирования. На перекрестках и пешеходных переходах движением велосипедистов и пешеходов руководят инспектора ЮИД. Подведение итогов соревнования.

  12. Действие населения при пожаре. Как вести себя при угрозе возникновения пожара или взрыва. План эвакуации. Правила безопасного поведения.

  13. Итоговое занятие. Викторина, конкурс, экскурсия

  14. Инструктажи на лето. Проведение текущих инструктажей.



Тематический планирование внеурочного курса «Азбука здоровья и безопасности»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы / Виды организации

Инструктажи. Общешкольный выход в парк «День здоровья»

5 ч.

Ф/ Н, Экс

Участие в школьном месячнике ЗОЖ. «Мы – за здоровый образ жизни!»

2 ч.

Ф, Ин/ Экс, РсИ, РЭВД

Беседа: «Для чего нужны прививки?»

1ч.

Ф/ Н, РЭВД

Пожары и взрывы

1 ч.

Ф/ РЭВД, РсИ

Безопасное поведение во время чрезвычайных ситуаций. Инструктажи. Тренировочная эвакуация.

2 ч.

Ф/ Н, Экс, РсИ,РПЗ

Роль автомобильного транспорта в экономике страны.

1 ч.

Ф/ Экс, РсИ, РЭВД

Как ты знаешь правила безопасного поведения?

1 ч.

Ф,Ин/СЗ, РПЗ, РсИ

Последствия пожаров и их профилактика.

1 ч.

Ф/ Экс, РсИ, РПЗ

Подготовка к Новому году. Инструктажи

3 ч.

Ф, Гр, Ин/ Н, Экс, РсИ, РПЗ

Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах.

1 ч.

Ф/ РсИ

На сельской дороге.

1 ч.

Ф/ РсИ

Средства защиты при пожаре. Первая медицинская доврачебная помощь.

2 ч.

Ф/ Экс, РПЗ, РсИ

Проезд железнодорожных переездов.

1 ч.

Ф/ РсИ

Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии.

2 ч.

Ф/ РсИ, РПЗ

Инструктажи

1 ч.

Ф/ РсИ, СЗ

Тренировочная эвакуация. Правила поведения при эвакуации.

2 ч.

Ф/ РсИ, СЗ

Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке.

2 ч.

Ф/ РсИ, РЭВД

Действие населения при пожаре

2 ч.

Ф/ РсИ, РПЗ

Итоговое занятие

2 ч.

Ф, Гр/ РсИ, Экс, РПЗ

Инструктажи на лето

1 ч.

Ф/ РсИ, СЗ


ИТОГО

34 ч.




Используемые формы организации учебного процесса: фронтальный, групповой, индивидуальный (условное сокращение - Ф, Гр, Ин).

Основные виды учебной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с учебником(информацией), систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем), работа с элементами восприятия действительности (условное сокращение – Н, Экс, РсИ, СЗ, РПЗ, РЭВД).



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);

  3. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.

  6. Министерство Образования и Науки РБ. Приказ №55-1998г. – «Программы: Правила пожарной безопасности (ПБ), Правила дорожного движения (ПДД) для общеобразовательных школ»

  7. Примерные программы внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В. Маслов (под редакцией П.В. Ижевского). Москва «Просвещение» 2010г.

  8. Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности для 5—9 классов общеобразовательных школ». Маслов А.Г., Москва (2010г).

  9. Инструктажи МАОУ СОШ № 41 г. Улан-Удэ

Дополнительная литература:

  1. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. -Казань, 2011

  2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.)

  3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп. от 26.07.2019)

  4. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. –М.: Издательский Дом Третий Рим, 2001.

  6. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5—9 кл.: учеб.метод. пособие / под ред. Л. В. Баль,С. В. Баранова. — M., 2003.



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!