СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3  класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3  класса

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3  класса»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УМК «Перспектива»

по «Изобразительному искусству»

для 3  класса



2018-2019 учебный год


34 часа










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, плани­руемыми результатами начального общего образования, требованиями основной обра­зовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. -М. : Просвещение, 2011.

  2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2017.

  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М. : Просвещение, 2017.

  4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2017.

  5. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс]


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является усло­вием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творче-. способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудниче­ства в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоратив­но-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного круго-зора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Задачи обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия пронзасэеяяа искусства и окружающего мира;

-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном базисном учебном плане в 3классе на изучение изобразительного искус-ства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциа­тивно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, пони­мания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художест­венных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к ху­дожественному творчеству.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластиче­ских) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на приме­ре произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитекту­ра, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жан­ры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи): пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры Росписи,

декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи).

Патриотическая тема в произведениях отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.




Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, компо­зиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); де­коративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах про­изведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процес­се восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструк­тивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, жи­вотные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пла­стика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, гли­на, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном ис­кусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, ма­териала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реали­зации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения че­ловека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные цен­тры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоцио­нальная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений ху­дожественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игру­шечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народно­го быта и т. д. (с учетом местных условий).





РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для дости­жения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетиче­ской оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, худо­жественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художест­венно-эстетическим содержанием;

  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации худо­жественного замысла;

  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельно­сти, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искус­ства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их спе­цифику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, чело­веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого инте­реса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особен­ностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состоя­ниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделиро­вание новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразитель­ного искусства и компьютерной графики).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 3 КЛАСС

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать / понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

  • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное деко­ративно-прикладное искусство;

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;

  • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

  • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейза­жа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, ста­тика, динамика, ритм, равновесие;

  • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной ги­гиены при обработке различных материалов;

  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

  • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из при­родных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конст­руирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

  • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинирован­ных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

  • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придер­живаться последовательности исполнения росписи;

  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь техноло­гической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

  • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным. поразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани:

  • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

  • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

  • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

  • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1.Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.

  2. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.

  3. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей!-СПб., 1995.

5.Энциклопедический словарь юного художника. -М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.

  1. Википедия : свободная энциклопедия.

  2. Педсовет.ощ. Всероссийский Интернет-педсовет.

  3. Клуб учителей начальной школы. -

  4. Фестиваль педагогических идей.

  5. Педагогическое сообщество.

  6. 3. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Секреты живописи для маленьких художников

  2. Большая электронная энциклопедия

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

  4. Аудиозаписи. Классическая музыка.


4. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства.

М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с гри­бами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюр­морт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; 3. Серебрякова. Корзина с кабачками;

3. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью: В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни: Б. Кустодиев. В трактире; В. Кры­лов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.

А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синяда-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седнсве: А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль: Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт: В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме ': р-влева. Зима. Екатерина-санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.

О. Савостюк. Маша; 3. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем: В. Фонеев.Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-3алесском; В. Федосеев.Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Саво­стюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кутач. Дмитрий Дон­ской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; 3. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фо­не персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нура-ли. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Ца­ревна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в ро­ли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поле­нов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и перси­ки; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айва­зовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчи­хи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

.И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь,Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.

Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда - Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки - Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия - ларцы, сундуки_ светцы; традиционные подвесные украшения - «пауки».

Народный костюм Русского Севера - олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский - курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана. Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка. Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка - Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски Индонезия, Китай; ваза - Корея.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!