МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ | МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
(Минобразования Новосибирской области) | (Минобразования Новосибирской области) |
| |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ | ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ |
«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРЕРАБОТКИ» | «НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРЕРАБОТКИ» |
(ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж пищевой | (ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж пищевой |
промышленности и переработки») | промышленности и переработки») |
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности
По специальности:
Специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
Новосибирск, 2023
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» с изменениями на 28 августа 2020 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014; 31 декабря 2015 г.,
29 июня 2017 г., 11 декабря 2020 г;
ФГОС СПО специальность 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки»
Составитель программы:
Евтющенко Ю.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Ломанова А.Е., преподаватель высшей квалификационной категории
Согласовано:
Методист_____________________/Г.В. Векшина/
Рассмотрено и утверждено:
на заседании ПЦК Общеобразовательных, математических и общих естественнонаучных дисциплин
протокол от 31 августа № 1
Председатель комиссии________________/О.М. Серова/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО 4
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины 4
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности является 8
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению 12
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 12
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ 14
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Дисциплина ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы дисциплины ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности направлено на достижение следующе цели: освоение прикладных компьютерных программ и применение их в профессиональной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код | Содержание компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ПК 5.5 | Вести утвержденную учетно-отчетную документацию |
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты (ЛР), личностные результаты реализации программы воспитания (ЛРв) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Коды | Планируемые результаты освоения предмета включают |
ЛР 01 | Чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий. |
ЛР 02 | Осознание своего места в информационном обществе. |
ЛР 03 | Готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий |
ЛР 04 | Умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации. |
ЛР 05 | Умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций. |
ЛР 06 | Умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов. |
ЛР 07 | Умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту. |
ЛР 08 | Готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций. |
ЛР 09 | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613). |
ЛРв 03 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих |
ЛРв 04 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» |
ЛРв10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой |
ЛРв13 | Демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации |
ЛРв14 | Демонстрирующий навыки анализа и интерпретации информации из различных источников с учетом нормативно-правовых норм |
ЛРв15 | Демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. |
ЛРв16 | Способный к инновационной активности: стремящийся к профессиональному росту и инновационному характеру профессиональной деятельности, проявляющий организаторские и исследовательские способности, инициативность, целеустремленность, креативность, упорство в достижении цели, лидерство. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Общий объём программы | 144 |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 96 |
в т. ч.: |
лекции | 16 |
практические занятия | 80 |
самостоятельные работы | 48 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности является
№ раздела, темы, занятия | Тема занятия и ее содержание | Количество часов | В том числе | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.3) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
ТЗ | ПЗ | СР |
3 курс 6 семестр для ТХ-315 (4 курс, 8 семестр для ТХ-404, ТХк-408) |
Введение | 6 | | | | ЛР 01-09, ЛРв 03-04, ЛРв 10, ЛРв 13-16 ОК 01-09 ПК.5.5 |
1 | Лекция 1. ТБ. Цель и задачи дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Техника безопасности при работе с компьютерной техникой | | 2 | | |
| Самостоятельная работа № 1 Основные виды информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности. | | | | 4 |
Раздел 1. Информационные системы и технологии | 8 | | | | ЛР 01-09, ЛРв 03-04, ЛРв 10, ЛРв 13-16 ОК 01-09 ПК.5.5 |
2 | Лекция 2. Информация. Информационные системы и процессы Основные понятия автоматизированной обработки информации | | 2 | | |
| Самостоятельная работа № 2 Методы и средства сбора, обработки, хранения и передачи информации в профессиональной деятельности (по отраслям). | | | | 4 |
3 | Лекция 3 Автоматизированные системы обработки информации. АРМ специалиста | | 2 | | |
Раздел 2. Основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации | 8 | | | | ЛР 01-09, ЛРв 03-04, ЛРв 10, ЛРв 13-16 ОК 01-09 ПК.5.5 |
4 | Лекция 4 Персональные компьютеры и вычислительные системы Виды памяти. Внутренняя память ПК, виды, назначение, основные характеристики | | 2 | | |
5 | Лекция 5 Периферийные устройства. Виды, назначение, основные характеристики дополнительных устройств. Внутреннее и внешнее подключение устройств | | 2 | | |
| Самостоятельная работа № 3 История развития ПК. Базовая конфигурация ПК. Устройства ввода -вывода информации. | | | | 4 |
Раздел 3 Телекоммуникационные и технические средства в профессиональной деятельности | 86 | | | | ЛР 01-09, ЛРв 03-04, ЛРв 10, ЛРв 13-16 ОК 01-09 ПК.5.5 |
6 | Лекция 6 Программное обеспечение (ПО) ПК. Понятие ПО. Классификация ПО. Назначение, функции, характеристика и принципы использования программного обеспечения | | 2 | | |
7 | Лекция 7 Обеспечение информационной безопасности. Антивирусные программы. | | 2 | | |
8 | Практическое занятие № 1 Архиваторы, их назначение, методика создания архивных файлов и работы с ними. Программы WinZip и WinRar | | | 2 | |
| Самостоятельная работа № 4 Изучение нормативно-правовых актов: «Требования к защите компьютерной информации»; «Организационные методы защиты». | | | | 4 |
9 | Практическое занятие № 2 Выполнение операций в операционной системе Windows | | | 2 | |
10 | Лекция 8 Текстовые редакторы. Электронные таблицы. Системы подготовки и проведения презентаций. Системы управления базами данных (СУБД). | | 2 | | |
11 | Практическое занятие № 3 Создание деловых документов в редакторе Ms Word | | | 2 | |
12 | Практическое занятие № 4 Оформление текстовых документов, содержащих таблицы | | | 2 | |
13 | Практическое занятие № 5 Оформление указателей и надписей | | | 2 | |
14 | Практическое занятие № 6 Создание комплексных документов в текстовом редакторе | | | 2 | |
| Самостоятельная работа № 5 Применение информационных технологий в профессиональной деятельности. | | | | 6 |
15 | Практическое занятие № 7 Оформление формул редактором MS Equation | | | 2 | |
16 | Практическое занятие № 8 Вставка диаграмм в текстовые документы | | | 2 | |
17 | Практическое занятие № 9 Слияние документов | | | 2 | |
18 | Практическое занятие № 10 Комплексное использование возможностей Ms Word для создания документов | | | 2 | |
19 | Практическое занятие № 11 Ввод многостраничного текста. Разбиение текста на страницы. Гиперссылки | | | 2 | |
20 | Практическое занятие № 12 Ввод многостраничного текста. Списки. Сноски. Оглавление Колонтитулы. | | | 2 | |
21 | Практическое занятие № 13 Верстка документа | | | 2 | |
22-25 | Практическое занятие № 14-17 Оформление деловой и технической документации | | | 8 | |
26-27 | Практическое занятие № 18-19 Графическое оформление производственных документов | | | 4 | |
28 | Практическое занятие № 20 Итоговая работа «Создание документов в MS WORD» | | | 2 | | ЛР 01-09, ЛРв 03-04, ЛРв 10, ЛРв 13-16 ОК 01-09 ПК.5.5 |
29 | Практическое занятие № 21 Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel | | | 2 | |
30 | Практическое занятие № 22 Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MS Excel | | | 2 | |
31-32 | Практическое занятие № 23-24 Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности. | | | 4 | |
33 | Практическое занятие № 25 Комплексное использование приложений Microsoft Office для создания документов | | | 2 | |
34-35 | Практическое занятие № 26-27 Применение систем подготовки и проведения презентаций в профессиональной деятельности | | | 4 | |
36 | Практическое занятие № 28 Создание мультимедийного продукта. Творческий проект | | | 2 | |
37 | Практическое занятие № 29 Подготовка презентаций по профессиональной тематике. | | | 2 | |
38 | Практическое занятие № 30 Работа с редактором Microsoft Visio 2010. | | | 2 | |
39 | Практическое занятие № 31 Создание схемы «Основное предназначение MS Visio». | | | 2 | |
40 | Практическое занятие № 32 Построение технологических схем, планов производственных помещений средствами MS Visio | | | 2 | |
41-42 | Практическое занятие № 33-34 Применение систем управления базами данных в профессиональной деятельности. | | | 4 | |
43 | Практическое занятие № 35 Итоговая работа по разделу | | | 2 | |
Раздел 4. Применение электронных коммуникаций в профессиональной деятельности | 36 | | | | ЛР 01-09, ЛРв 03-04, ЛРв 10, ЛРв 13-16 ОК 01-09 ПК.5.5 |
44-45 | Практическое занятие № 36-37 Поиск профессиональной информации в глобальной сети Интернет | | | 4 | |
| Самостоятельная работа № 6 Подготовка рефератов по темам: Назначение основных программных средств электронных коммуникаций. Применение средств электронных коммуникаций в профессиональной деятельности (по профилю специальности) | | | | 10 |
46-47 | Практическое занятие № 38-39 Работа с профессиональной справочной системой Техэксперт. Поиск нормативно-технической и нормативно-правовой информации | | | 4 | |
| Самостоятельная работа № 6 Основные понятия и принципы работы в системе Консультант Плюс. | | | | 16 |
48 | Практическое занятие № 40 Дифференцированный зачет | | | 2 | |
Всего:144 часа | 16 л | 80 пз | 48 ср | |
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории информатики.
Оборудование компьютерной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
маркерная доска;
учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Основные источники:
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер., М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 384 с.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с.
Дополнительные источники:
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2019. - 416 с.: ил. - (Профессиональное образование)
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие. - М.:ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М, 2017. - 368 с.: ил. - (Профессиональное образование)Гаврилов Т.А., Хорошевский В.А. Базы знаний интеллектуальных систем. –Питер, 2019
Савицкий Н.И. Технологии организации хранения и обработки данных: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,2019
Прокушев А.П. Информационные технологии в коммерческой деятельности. – М.: ИВЦ «Маркетинг»,2020
Практикум по экономической информатике/учеб. пособие для вузов ч.1, ч.2, ч.3, - М.: Изд-во «Перспектива» - Финансы и статистика, 2020
Интернет-ресурсы
http://www.informio.ru/ - Единое информационное пространство общего и профессионального образования России
http://www.window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://iit.metodist.ru - Информатика - и информационные технологии: cайт лаборатории информатики МИОО
http://www.intuit.ru - Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)
http://www.rusedu.info - Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании
http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины раскрываются через предметные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; | |
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального; | оценка выполнения практических работ; оценка выполнения самостоятельной работы |
применять компьютерные и телекоммуникационные средства; | |
Знания: | |
основные понятия автоматизированной обработки информации; | |
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; | |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; | |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; | тестирование: оценка выполнения самостоятельной работы. оценка выполнения практической работы |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; | |
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; | письменный опрос; оценка выполнения самостоятельной работы; оценка выполнения практической работы |