СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" 4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" 4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5

р.п. Центральный Володарского муниципального района

Нижегородской области


РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей

Протокол №1 от 27.08.2020 г.

Руководитель ШМО

______________ В.С. Бакутина


«27» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора


_____________ Д.А. Щербаков


«27» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ СШ №5

от 31.08.2020 г. № 145

в соответствии с решением

педагогического совета

Протокол от 28.08.2020 г. №1


Директор __________ Т.В. Круподёрова


М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»


4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

(индивидуальное обучение)



Программу составила

Круподёрова Татьяна Викторовна,

учитель индивидуального обучения


2020 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:

- с учебным планом МБОУ СШ №5 на 2020-2021 учебный год;

- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.


Цель обучения – формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Задачи:

  • сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  • научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;

  • развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В программе реализованы следующие принципы коррекционной педагогики в соответствии с симптоматикой речевого нарушения:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.


Общая характеристика учебного предмета.

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

  • Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

  • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

  • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

  • Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

  • Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.).

  • Понимание простых предложений.

  • Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.


Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана.

На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68 час в год (34 учебные недели).

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса

    • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

    • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

    • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

    • Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

    • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

    • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

    • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Личностные результаты

    • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

    • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

    • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.

Базовые учебные действия.

    • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

    • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

    • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

    • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

    • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

    • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

Критерии оценки результатов обучения

    • Программа не предусматривает критериев оценок, поскольку цифровая отметка на логопедических занятиях учащимся не ставится.

    • Оценка достижений обучающихся производится по результатам логопедического обследования устной и письменной речи, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в речевых картах учащихся и итоговом отчете учителя логопеда за год.


Содержание учебного предмета

Курс «Альтернативная коммуникация» содержит три раздела.

1. Коммуникация. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание местоимения я. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Внутрипредметный модуль «Пиктограммы». Изучение пиктограммам визуального расписания. Использование пиктограмм для коммуникационного взаимодействия. Использование индивидуального альбома для социального взаимодействия. Изучение речевых шаблонов в альтернативной коммуникации.

Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.








Календарно-тематическое планирование.


п/п

Содержание

Кол-во часов

1-2



Обследование устной и письменной речи

2

3

Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия Звук и буква А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Письмо букв по вспомогательным линиям

1

4

Звук и буква У, у. Умение узнавать и писать букву. Конструирование буквы. Письмо букв по вспомогательным линиям.

1

5

Звук и буква О, о. Умение узнавать и писать букву. Конструирование буквы. Письмо букв по вспомогательным линиям.

1

6

Звук и буква М, м. Выделение звука м и знакомство с буквой м. Слова, которые начинаются со звука м. Письмо букв по вспомогательным линиям.

1

7

Повторение пройденных букв

1

8

Образование и чтение закрытых слогов (ам, ом, ум). Образование и чтение открытых слогов (мо, му, мо).

1

9

Звук и буква С, с. Выделение звука в словах с опорой на картинку. Знакомство с буквой .

1

10

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами

1

11

Звук и буква Х, х. Выделение звука в словах с опорой на картинку. Знакомство с буквой .

1

12

Образование открытых и закрытых слогов с буквой х

1

13

Звук и буква Ш, ш. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой

1

14

Образование открытых и закрытых слогов с буквой ш. Дифференциация с – ш. Называние слов с буквами, с опорой на картинку.

1

15

Звук и буква Л, л. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

.

1

16

Образование открытых и закрытых слогов с буквой л.

1

17

Гласный звук [ы], буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении.

1

18

Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки.

1

19

Звук и буква Н, н. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

20

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой н

1

21

Звук и буква Р, р. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой.. Конструирование и письмо буквы.

1

22

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой р. Работа с разрезной азбукой. Чтение слов с изученными буквами.

1

23

Повторение пройденных букв

1

24

Звук и буква К, к. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

25

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с

буквой к

1

26

Звук и буква П, п. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

27

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой п

1

28

Звук и буква Т, т. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой . Конструирование и письмо буквы.

1

29

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой т.

1

30

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами

1

31

Буква И, и. Конструирование буквы из палочек. Письмо буквы по вспомогательным линиям.

1

32

Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой И, и.

1

33

Звук и буква З, з. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

34

Дифференциация з-с..

1

35

Звук и буква В, в. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

36

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой в.

1

37

Чтение слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой

1

38

Звук и буква Ж, ж. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

39

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой ж.

1

40

Сочетание жи, ши в словах. Работа с разрезной азбукой.

1

41

Повторение пройденных букв

1

42

Звук и буква Б, б. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

43

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой б.

1

44

Звук и буква Г, г. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.

1

45

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой г.


1

46

Звук и буква Д, д. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы.


1

47

Образование и чтение открытых слогов с буквой д. Образование и чтение закрытых слогов с буквой д.


1

48

Сравнительный звукобуквенный анализ, составление и чтение слов со звуками д-т.

1

49

Повторение изученных букв. Упражнение в чтении по «Букварю».

1

50

Звук и буква Я, я. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой Письмо буквы по обводке.

1

51

Образование и чтение слогов и слов с буквой я- показателем мягкости согласного.


1

52

Упражнение в чтении по «Букварю» Составление рассказа с помощью учителя по иллюстрации и вопросам.

1

53

Упражнения в чтении слогов, слов с изученными буквами.

1

54

Упражнение в чтении по «Букварю» Составление

рассказа с помощью учителя по иллюстрации и вопросам

1

55

Звук и буква Ю, ю. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой.

1

56

Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки.


1

57

Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки.

1

58

Чтение по букварю Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения, типа: Дедушка читает. Внук рисует.

1

59

Звук и буква Ц, ц. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой.

1

60

Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки.

1

61

Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

62

Чтение по букварю Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения.

1

63

Звук и буква Ч, ч. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой.

1

64

Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки.

1

65

Слоги и слова с буквой и звуком ч. Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами.

1

66

Повторение пройденного, упражнения в чтении усвоенных слогов и слов, составление и чтение предложений с данными словами.

1

67-68

Обследование устной и письменной речи обучающихся

1



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

Учебно- методическое обеспечение:


1.Аксенова А.К. , Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. в 2 ч. М: Просвещение: 2018.

2. Комарова С.В. Устная речь. 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.. М: Просвещение: 2016.


Материально-техническое обеспечение:


- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- наборы сказочных персонажей;

- набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

- трафареты с изображением животных;

- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- презентации;

- книги с иллюстрациями русских народных сказок

- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»;)

- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- компьютерные устройства:

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!