МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей Протокол №1 от 27.08.2020 г. Руководитель ШМО ______________ В.С. Бакутина «27» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ Д.А. Щербаков «27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2020 г. № 145 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 28.08.2020 г. №1 Директор __________ Т.В. Круподёрова М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
(индивидуальное обучение)
Программу составила
Круподёрова Татьяна Викторовна,
учитель индивидуального обучения
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 класса разработана в соответствии:
- с учебным планом МБОУ СШ №5 на 2020-2021 учебный год;
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.
Цель обучения – формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
В программе реализованы следующие принципы коррекционной педагогики в соответствии с симптоматикой речевого нарушения:
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Общая характеристика учебного предмета.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе отводится 2 часа в неделю и 68 час в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Критерии оценки результатов обучения
Программа не предусматривает критериев оценок, поскольку цифровая отметка на логопедических занятиях учащимся не ставится.
Оценка достижений обучающихся производится по результатам логопедического обследования устной и письменной речи, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в речевых картах учащихся и итоговом отчете учителя логопеда за год.
Содержание учебного предмета
Курс «Альтернативная коммуникация» содержит три раздела.
1. Коммуникация. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание местоимения я. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Внутрипредметный модуль «Пиктограммы». Изучение пиктограммам визуального расписания. Использование пиктограмм для коммуникационного взаимодействия. Использование индивидуального альбома для социального взаимодействия. Изучение речевых шаблонов в альтернативной коммуникации.
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств коммуникации. Обучение исходит от реального предмета/объекта к абстрактному символу или жесту. Применяется метод постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).
Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором в данный момент находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1-2 | Обследование устной и письменной речи | 2 |
3 | Слова – приветствия. Слова – прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия Звук и буква А, а. Умение узнавать и писать букву А, а. Конструирование буквы А, а. Письмо букв по вспомогательным линиям | 1 |
4 | Звук и буква У, у. Умение узнавать и писать букву. Конструирование буквы. Письмо букв по вспомогательным линиям. | 1 |
5 | Звук и буква О, о. Умение узнавать и писать букву. Конструирование буквы. Письмо букв по вспомогательным линиям. | 1 |
6 | Звук и буква М, м. Выделение звука м и знакомство с буквой м. Слова, которые начинаются со звука м. Письмо букв по вспомогательным линиям. | 1 |
7 | Повторение пройденных букв | 1 |
8 | Образование и чтение закрытых слогов (ам, ом, ум). Образование и чтение открытых слогов (мо, му, мо). | 1 |
9 | Звук и буква С, с. Выделение звука в словах с опорой на картинку. Знакомство с буквой . | 1 |
10 | Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами | 1 |
11 | Звук и буква Х, х. Выделение звука в словах с опорой на картинку. Знакомство с буквой . | 1 |
12 | Образование открытых и закрытых слогов с буквой х | 1 |
13 | Звук и буква Ш, ш. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой | 1 |
14 | Образование открытых и закрытых слогов с буквой ш. Дифференциация с – ш. Называние слов с буквами, с опорой на картинку. | 1 |
15 | Звук и буква Л, л. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. . | 1 |
16 | Образование открытых и закрытых слогов с буквой л. | 1 |
17 | Гласный звук [ы], буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнение в чтении. | 1 |
18 | Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. | 1 |
19 | Звук и буква Н, н. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
20 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой н | 1 |
21 | Звук и буква Р, р. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой.. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
22 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой р. Работа с разрезной азбукой. Чтение слов с изученными буквами. | 1 |
23 | Повторение пройденных букв | 1 |
24 | Звук и буква К, к. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
25 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой к | 1 |
26 | Звук и буква П, п. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
27 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой п | 1 |
28 | Звук и буква Т, т. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой . Конструирование и письмо буквы. | 1 |
29 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой т. | 1 |
30 | Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами | 1 |
31 | Буква И, и. Конструирование буквы из палочек. Письмо буквы по вспомогательным линиям. | 1 |
32 | Работа с разрезной азбукой. Чтение слогов и слов с буквой И, и. | 1 |
33 | Звук и буква З, з. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
34 | Дифференциация з-с.. | 1 |
35 | Звук и буква В, в. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
36 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой в. | 1 |
37 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Работа с разрезной азбукой | 1 |
38 | Звук и буква Ж, ж. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
39 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой ж. | 1 |
40 | Сочетание жи, ши в словах. Работа с разрезной азбукой. | 1 |
41 | Повторение пройденных букв | 1 |
42 | Звук и буква Б, б. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
43 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой б. | 1 |
44 | Звук и буква Г, г. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
45 | Образование и чтение открытых и закрытых слогов с буквой г. | 1 |
46 | Звук и буква Д, д. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. Конструирование и письмо буквы. | 1 |
47 | Образование и чтение открытых слогов с буквой д. Образование и чтение закрытых слогов с буквой д. | 1 |
48 | Сравнительный звукобуквенный анализ, составление и чтение слов со звуками д-т. | 1 |
49 | Повторение изученных букв. Упражнение в чтении по «Букварю». | 1 |
50 | Звук и буква Я, я. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой Письмо буквы по обводке. | 1 |
51 | Образование и чтение слогов и слов с буквой я- показателем мягкости согласного. | 1 |
52 | Упражнение в чтении по «Букварю» Составление рассказа с помощью учителя по иллюстрации и вопросам. | 1 |
53 | Упражнения в чтении слогов, слов с изученными буквами. | 1 |
54 | Упражнение в чтении по «Букварю» Составление рассказа с помощью учителя по иллюстрации и вопросам | 1 |
55 | Звук и буква Ю, ю. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. | 1 |
56 | Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. | 1 |
57 | Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. | 1 |
58 | Чтение по букварю Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения, типа: Дедушка читает. Внук рисует. | 1 |
59 | Звук и буква Ц, ц. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. | 1 |
60 | Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. | 1 |
61 | Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами. | 1 |
62 | Чтение по букварю Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения. | 1 |
63 | Звук и буква Ч, ч. Выделение звука в начале слов и знакомство с буквой. | 1 |
64 | Письмо буквы по обводке. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. Составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки. | 1 |
65 | Слоги и слова с буквой и звуком ч. Составление и чтение слогов и слов из разрезной азбуки с изученными буквами. | 1 |
66 | Повторение пройденного, упражнения в чтении усвоенных слогов и слов, составление и чтение предложений с данными словами. | 1 |
67-68 | Обследование устной и письменной речи обучающихся | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно- методическое обеспечение:
1.Аксенова А.К. , Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. в 2 ч. М: Просвещение: 2018.
2. Комарова С.В. Устная речь. 1 класс . Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.. М: Просвещение: 2016.
Материально-техническое обеспечение:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- наборы сказочных персонажей;
- набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
- трафареты с изображением животных;
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- презентации;
- книги с иллюстрациями русских народных сказок
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»;)
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания презентации.