СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета _____________________ «Литературное чтение» _______________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы  начального общего образования, разработанной на основе стандарта  второго поколения с учётом  межпредметных  и  внутрипредметных связей,  логики учебного процесса, задачи  формирования у младшего школьника умения учиться, планируемых результатов начального общего образования; авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. к учебникам    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс  в  2 частях, М: «Просвещение» 2011 г.

Программа адресована обучающимся третьих  классов общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета _____________________ «Литературное чтение» _______________________»

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Денисова А В

__________________

«___» ______________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

Хохлова В.Н.

__________________

«___» ____________2016 г.








Рабочая программа учебного предмета

_____________________ «Литературное чтение» _______________________
(наименование учебного предмета)

___________Базовый уровень, основное начальное образование, 3 класс

(уровень образования)


Составлена на основе авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. к учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2011 г.

136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)

____Учитель начальных классов Фёдорова Вера Ильинична _____
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)










Мухоршибирь, 2016 г



Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, планируемых результатов начального общего образования; авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. к учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс в 2 частях, М: «Просвещение» 2011 г.

Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.


I.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

«Русский язык» 3 класс


К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов цело­стного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и инто­национные связи в тексте;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопостав­лять их с прочитанными художественными текстами;

- самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова; -делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Содержание тем учебного курса


Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журна­лов.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихо­творения для слушания, заучивания и драматизации. Целе­сообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучи­вания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.


Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспро­будно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мар­тышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере ди­ком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отры­вок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказ­ка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Корот­кий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 3 (6 ч)

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (16 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провини­лась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4 (8ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузо­вок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешествен­ники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгун-ский. «Друг детства».

По страницам детских журналов Мурзилка» и «Веселые картинки» (8 ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются леген­ды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)«Храбрый Персей».Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».

Виды речевой деятельности.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических ии интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв


п\п

Наименование

разделов и тема

Основные виды учебной деятельности

Форма организации учебных занятий


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)


1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Урок изучения новых знаний.


Самое великое на свете чудо (4ч.)


2

Знакомство с названием раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

комбинированный

3

Рукописные книги Древней Руси

комбинированный

4

Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.


комбинированный

5

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо»

обобщающий


Устное народное творчество (14ч.)


6

Знакомство с названием раздела.

Русские народные песни.


Урок изучения нового материала.

7

Шуточные народные песни.


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

комбинированный

8

Докучные сказки.



комбинированный

9

Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда

Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

комбинированный

10

Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка

комбинированный

11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

комбинированный

12

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

комбинированный

13

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Проверка техники чтения

комбинированный

14

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

комбинированный

15

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

комбинированный

16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

комбинированный

17-18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

Бурятские сказки


Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории

Урок- спектакль

19

Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество»

Как собака друга обрела (бурят нар. сказка)


Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения...

Обобщающий урок


Поэтическая тетрадь 1( 11ч.)


20

Знакомство с названием раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Стихотворения поэтов Республики Бурятия

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Урок-проект

21

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

комбинированный

22

Ф. И. Тютчев «Листья».

Сочинение – миниатюра

« О чем расскажут осенние листья».

комбинированный

23

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

комбинированный

24

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»

комбинированный

25

И. С. Никитин

«Полно, степь моя, спать беспробудно

комбинированный

26

И. С. Никитин «Встреча зимы»

комбинированный

27

И. З. Суриков «Детство»

комбинированный

28

И. З. Суриков «Зима»

комбинированный

29

Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.


обобщающий

30

Оценка достижений

урок-контроль


Великие русские писатели (24ч.)


31

Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

А.С.Пушкин « За весной , красой природы…»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.

Урок изучения нового

32

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

комбинированный

33

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета

комбинированный

34

А.С. Пушкин « Зимнее утро»

Проверка техники чтения

комбинированный

35

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

комбинированный

36

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). комбинированный

комбинированный

37

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

комбинированный

38

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

комбинированный

39

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

комбинированный

40

И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

комбинированный

41

И.А .Крылов

« Мартышка и очки»

комбинированный

42

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»

комбинированный

43

И.А. Крылов « Ворона и лисица»

комбинированный

44

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.

комбинированный

45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»

комбинированный

46

М. Ю. Лермонтов.«Утес»

комбинированный

47

М. Ю. Лермонтов

« Осень»

комбинированный

48

Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя)

Подготовка сообщения

о жизни и творчестве Л. Н. Толстом


комбинированный

49

Л.Н. Толстой « Акула

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Урок изучения нового

50

Л.Н. Толстой « Акула

комбинированный

51

Л.Н. Толстой « Прыжок»

комбинированный

52

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»

комбинированный

53

Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря»

комбинированный

54

Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»



Обобщающий урок


Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.)


55

Знакомство с названием раздела.

Н.А. Некрасов

« Славная осень!»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Урок изучения нового

56

Н.А. Некрасов

« Не ветер бушует над бором»


комбинированный

57

Н.А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

комбинированный

58

К.Д. Бальмонт

« Золотое слово»

комбинированный

59

И.А. Бунин

« Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги»

комбинированный

60

Обобщающий урок по разделу

« Поэтическая тетрадь 2»

Стихи бурятских поэтов

обобщающий


Литературные сказки (8 ч).


61

Знакомство с названием раздела.

Проверка техники чтения

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Урок -контроль

62

Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка

« Алёнушкины сказки»

Урок изучения нового

63

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

комбинированный

64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

комбинированный

65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

комбинированный

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

комбинированный

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

комбинированный

68

Обобщающий урок по разделу

« Литературные сказки

Б. Абидуев. Шаалай и Шаанай


Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Обобщающий урок


Были- небылицы (10ч.)


69

Знакомство с названием раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

Урок изучения нового

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

комбинированный

71

К.Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»

комбинированный

72

К.Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»

комбинированный

73

К.Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»

комбинированный

74

А.И. Куприн

«Слон»

комбинированный

75

А.И. Куприн

«Слон»

комбинированный

76

А.И. Куприн

«Слон»

комбинированный

77

А.И. Куприн

«Слон»

комбинированный

78

Обобщение по разделу

«Были- небылицы»

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Обобщающий

урок


Поэтическая тетрадь 3 (6ч.)


79

Знакомство с названием раздела

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

Урок изучения нового

80

С.Чёрный«Воробей». «Слон».

комбинированный

81

А.А. Блок « Ветхая избушка»

комбинированный

82

А.А. Блок « Сны» ,

« Ворона»

комбинированный

83

С.А. Есенин

« Черёмуха»

комбинированный

84

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь 1»

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Обобщающий урок


Люби живое ( 16 ч.)


85

Знакомство с названием раздела

М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана.

Урок изучения нового

86

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

комбинированный

87

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»

комбинированный

88

В.И .Белов « Малька провинилась»

комбинированный

89

В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»

комбинированный

90

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»

комбинированный

91

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»

комбинированный

92

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»

комбинированный

93

Б.С. Житков « Про обезьянку»

комбинированный

94

Б.С. Житков « Про обезьянку»

комбинированный

95

Б.С. Житков « Про обезьянку»

комбинированный

96

Б.С. Житков « Про обезьянку»

комбинированный

97

В. Л..Дуров «Наша Жучка»

комбинированный

98

В.П .Астафьев

« Капалуха»

комбинированный

99

В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»

комбинированный

100

Обобщение по разделу

« Люби живое »


Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Урок-контроль


Поэтическая тетрадь 4 ( 8 ч.)


101

Знакомство с разделом.

С.Я. Маршак

« Гроза днём»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения

Урок изучения нового

102

С.Я. Маршак

«В лесу над росистой поляной»

комбинированный

103

А.Л. Барто « Разлука»

Проверка техники чтения

комбинированный

104

А.Л. Барто « В театре»

комбинированный

105

С.В. Михалков

« Если» 4 четв

комбинированный

106

Е.А. Благинина

« Кукушка»,

« Котёнок»


комбинированный

107

Проект « Праздник поэзии»

Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть.

Урок –конкурс стихов

108

Обобщение по разделу

« Поэтическая тетрадь 4 »

Стихи бурятских поэтов

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.


Обобщающий урок


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)


109

Знакомство с разделом

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Урок изучения нового

110

А.П. Платонов

« Цветок на земле»

комбинированный

111

А.П. Платонов

« Цветок на земле»

комбинированный

112

А.П. Платонов « Ещё мама»

комбинированный

113

А.П. Платонов « Ещё мама»

комбинированный

114

М.М Зощенко

« Золотые слова»

комбинированный

115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

комбинированный

116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

комбинированный

117

Н.Н. Носов « Федина задача»

комбинированный

118

Н.Н. Носов

« Телефон»

комбинированный

119

В.Ю. Драгунский

« Друг детства»

комбинированный

120

Обобщение по разделу

« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Урок обобщения


По страницам детских журналов (8 ч.)


121

Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Урок изучения нового

122

Ю.И. Ермолаев

« Проговорился»

комбинированный

123

Ю.И. Ермолаев

« Воспитатели»

комбинированный

124

Г.Б. Остер « Вредные советы»

комбинированный

125

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»

комбинированный

126

Р. Сеф « Весёлые стихи»

комбинированный

127

Создание сборника добрых советов

Урок-прект

128

Обобщение по разделу

« По страницам детских журналов»

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Обобщающий урок


Зарубежная литература ( 8ч.)


129

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов.,

Урок изучения нового

130

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

комбинированный

131

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»

комбинированный

132

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»


комбинированный

133

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»


комбинированный

134

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»

комбинированный

135

Обобщение по разделу

« Зарубежная литература»

Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений

Обобщающий урок

136

Итоговая диагностическая работа


Урок -контроль





3.Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс (136 ч)

п\п

Тема

дата


Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)


1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. словарь



Самое великое на свете чудо (4ч.)


2

Знакомство с названием раздела.


3

Рукописные книги Древней Руси


4

Первопечатник Иван Федоров. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Федорове.



5

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо»



Устное народное творчество (14ч.)



6

Знакомство с названием раздела.

Русские народные песни.


7

Шуточные народные песни.


8

Докучные сказки.


9

Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда


10

Произведения прикладного искусств; дымковская и богородская игрушка


11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».


12

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».


13

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»

Проверка техники чтения


14

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк»


15

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»


16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»


17-18

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

Бурятские сказки


19

Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество»

Как собака друга обрела (бурят нар. сказка)



Поэтическая тетрадь 1( 11ч.)


20

Знакомство с названием раздела.

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Стихотворения поэтов Республики Бурятия


21

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»


22

Ф. И. Тютчев «Листья».

Сочинение – миниатюра

« О чем расскажут осенние листья».


23

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»


24

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»


26

И. С. Никитин «Встреча зимы»


27

И. З. Суриков «Детство»


28

И. З. Суриков «Зима»


29

Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»


30

Оценка достижений



Великие русские писатели (24ч.)


31

Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

А.С.Пушкин « За весной , красой природы…»


32

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»


33

А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета


34

А.С. Пушкин « Зимнее утро»

Проверка техники чтения


35

А.С. Пушкин «Зимний вечер»


36

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»


37

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»


38

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»


39

А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»


40

И.А. Крылов Подготовка сообщения об И.А Крылове


41

И.А .Крылов

« Мартышка и очки»


42

И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна»


43

И.А. Крылов « Ворона и лисица»


44

М.Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи


45

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»


46

М. Ю. Лермонтов.«Утес»


47

М. Ю. Лермонтов

« Осень»


48

Детство Л.Н. Толстого( из воспоминаний писателя)

Подготовка сообщения

о жизни и творчестве Л. Н. Толстом


49

Л.Н. Толстой « Акула


50

Л.Н. Толстой « Акула


51

Л.Н. Толстой « Прыжок»


52

Л.Н. Толстой « Лев и собачка»


53

Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря»


54

Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели»




Поэтическая тетрадь 2 ( 6ч.)


55

Знакомство с названием раздела.

Н.А. Некрасов

« Славная осень!»


56

Н.А. Некрасов

« Не ветер бушует над бором»



57

Н.А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»


58

К.Д. Бальмонт

« Золотое слово»


59

И.А. Бунин

« Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги»


60

Обобщающий урок по разделу

« Поэтическая тетрадь 2»

Стихи бурятских поэтов



Литературные сказки (8 ч).


61

Знакомство с названием раздела.

Проверка техники чтения


62

Д. Н. Мамин- Сибиряк Присказка

« Алёнушкины сказки»


63

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост»


64

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»


65

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»


66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»


68

Обобщающий урок по разделу

« Литературные сказки

Б. Абидуев. Шаалай и Шаанай



Были- небылицы (10ч.)


69

Знакомство с названием раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой»


70

М. Горький «Случай с Евсейкой»


71

К.Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»


72

К.Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»


73

К.Г. Паустовский

«Растрёпанный воробей»


74

А.И. Куприн

«Слон»


75

А.И. Куприн

«Слон»


76

А.И. Куприн

«Слон»


77

А.И. Куприн

«Слон»


78

Обобщение по разделу

«Были- небылицы»



Поэтическая тетрадь 3 (6ч.)


79

Знакомство с названием раздела

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…»


80

С.Чёрный«Воробей». «Слон».


81

А.А. Блок « Ветхая избушка»


82

А.А. Блок « Сны» ,

« Ворона»


83

С.А. Есенин

« Черёмуха»


84

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь 1»



Люби живое ( 16 ч.)


85

Знакомство с названием раздела

М.М. Пришвин « Моя Родина» ( из воспоминаний»


86

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»


87

И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек»


88

В.И .Белов « Малька провинилась»


89

В.И .Белов « Ещё раз про Мальку»


90

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»


91

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»


92

В.В. Бианки

«Мышонок Пик»


93

Б.С. Житков « Про обезьянку»


94

Б.С. Житков « Про обезьянку»


95

Б.С. Житков « Про обезьянку»


96

Б.С. Житков « Про обезьянку»


97

В. Л..Дуров «Наша Жучка»


98

В.П .Астафьев

« Капалуха»


99

В.Ю. Драгунский « Он живой и светится»


100

Обобщение по разделу

« Люби живое »




Поэтическая тетрадь 4 ( 8 ч.)


101

Знакомство с разделом.

С.Я. Маршак

« Гроза днём»


102

С.Я. Маршак

«В лесу над росистой поляной»


103

А.Л. Барто « Разлука»

Проверка техники чтения


104

А.Л. Барто « В театре»


105

С.В. Михалков

« Если» 4 четв


106

Е.А. Благинина

« Кукушка»,

« Котёнок»


107

Проект « Праздник поэзии»


108

Обобщение по разделу

« Поэтическая тетрадь 4 »

Стихи бурятских поэтов



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч.)


109

Знакомство с разделом

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»


110

А.П. Платонов

« Цветок на земле»


111

А.П. Платонов

« Цветок на земле»


112

А.П. Платонов « Ещё мама»


113

А.П. Платонов « Ещё мама»


114

М.М Зощенко

« Золотые слова»


115

М.М. Зощенко «Великие путешественники»


116

М.М. Зощенко «Великие путешественники»


117

Н.Н. Носов « Федина задача»


118

Н.Н. Носов

« Телефон»


119

В.Ю. Драгунский

« Друг детства»


120

Обобщение по разделу

« Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»



По страницам детских журналов (8 ч.)


121

Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»


122

Ю.И. Ермолаев

« Проговорился»


123

Ю.И. Ермолаев

« Воспитатели»


124

Г.Б. Остер « Вредные советы»


125

Г.Б. Остер « Как получаются легенды»


126

Р. Сеф « Весёлые стихи»


127

Создание сборника добрых советов


128

Обобщение по разделу

« По страницам детских журналов»



Зарубежная литература ( 8ч.)


129

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»


130

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»


131

Знакомство с разделом

Мифы Древней Греции « Храбрый Персей»


132

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»



133

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»



134

Г.Х. Андерсен

« Гадкий утёнок»


135

Обобщение по разделу

« Зарубежная литература»


136

Итоговая диагностическая работа



Национально-региональный компонент.

Одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно- этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в Республике Бурятия.

Национально- региональный компонент в программе по литературному чтению имеет цель:

- приобщение учащихся 1-4 классов к богатствам фольклора народов республики Бурятия, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края.

Основополагающими являются задачи:

- формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;

- Усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета – произведений фольклора и детской литературы.

Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством бурятского народа имеет большое значение.

Устное народное творчество бурят возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.

В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм.

Бурятские сказки делятся по жанрам на сказки волшебно – фантастические, бытовые, о животных.

Изучение литературы Бурятии начинается немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Бурятские народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре.

Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д.

Таким образом, изучение произведений, введенных в национально – региональный компонент, предполагает развитие художественно – творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!