СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для  8 класса  составлена на основе федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, примерной программы по изобразительному искусству, с учётом авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы. М.: Просвещение. 2014, закона  РФ  «Об  образовании»  от  29.12.2012  г.  №  273-ФЗ  (с последующими изменениями и дополнениями),  СанПиНа  2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса»

муниципальное общеобразовательное учреждение Спас-Ильдинская основная общеобразовательная школа



Утверждаю:

Приказ №_____

От______

Директор: /Юдина.Е.В./





Рабочая программа

по изобразительному искусству

для

8 класса

на 2017-2018 учебный год




Учителя изобразительного искусства I кв. кат. Семеновой Л.В.








с. Спас - Ильдь

2017 год




Пояснительная записка



Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, примерной программы по изобразительному искусству, с учётом авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы. М.: Просвещение. 2014, закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями)

Цели основного общего образования по «Изобразительному искусству»:

  • развитие образного восприятия визуального мира, освоение способов творческого самовыражения личности.

  • гармонизация эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире;

  • развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

  • подготовка обучающихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

  • коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их

положения в пространстве, моторики рук, образного мышления



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе:

  • преемственность начального и основного образования;

  • концентрические возвращения к основам изобразительного искусства, их постоянного углубления и расширения;

  • межпредметные и внутрипредметные связи;

  • продолжение формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов;

  • реализация художественно-творческого потенциала учащихся на материале изобразительного искусства.

Изучение изобразительного искусства направлено на:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • формирование морально-нравственных ценностей и представлений о реальной художественной картине мира;

  • развитие и становление эмоционально-образного и художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других учебных предметах, обеспечивает становление целостного мышления учащихся;

  • формирование личности учащегося, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования.



Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 8

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.






Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

8 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека (17 часов)

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.

Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.


Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (5 часов)


Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Виды дизайна. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.



В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (4 часа)


От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование.

Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.





Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека (5 часов)


Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Архитектура – летопись времён. Роль и значение памятника архитектуры. Архитектурный образ.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.

Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.

Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. Промышленный и индустриальный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.



Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (3 часа)


Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме. Индустрия моды.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.


Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (18 часов)


Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.




Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5 часов)


Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Художник в театре. Проектирование сценографического образа.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.


Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (5 часов)


Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.

Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни. Создание художественного образа в фотоискусстве.

Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.


Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (4 часа)


Изобразительная природа экранных искусств.Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего – режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Бесконечный мир кинематографа.


Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель (4 часа)


Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и талантливых – просветительских телепередач.






Тематическое планирование


Наименование темы (раздела)

Количество часов

Содержание предмета

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Архитектура и дизайн –конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир , который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры.


5

Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Виды дизайна. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Связь архитектуры и дизайна. Декоративное оформление архитектуры г. Ярославля на примере Спасо – Преображенского архитектурного музея – заповедника. Анализ оформления газетной продукции «Ярославские губернские вести». Знакомство с творчеством Е.М. Бем



Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объемно – пространственных композиций. Составлять плоскостные композиции из геометрических фигур по принципу симметрии или динамического равновесия. Понимать роль прямых линий в организации пространства. Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных видах искусства. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово в качестве элемента графической композиции. Понимать и объяснять образно –информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота.

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.


4

От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования.

с ф. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Технологические приёмы работы с материалами

Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.



Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. Осознавать взаимное влияние объемов и их сочетание на образный характер постройки. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий , выявлять горизонтальные , вертикальные , наклонные элементы , входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. Иметь представление о главных архитектурных элементах здания.

Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Понимать и объяснять взаимосвязь формы и материала. Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объекта архитектуры и дизайна. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, архитектуре и дизайне.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека.


5

ИстоИсторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Архитектура – летопись времён. Роль и значение памятника архитектуры. Архитектурный образ. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Анализ храмовой архитектуры Ярославля на примере церкви Ильи Пророка. Архитектурные стили в гражданских и храмовых постройках Ярославля. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Ландшафтная архитектура Ярославля. Использование природных и имитационных материалов в макете. Промышленный и индустриальный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.



Иметь общее представление об особенностях архитектурно – художественных стилей разных эпох. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические работы. Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Учиться понимать роль цвета , фактур и вещного наполнения интерьерного пространства общественных мест . а также индивидуальных помещений. Создавать практические работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно – парковой архитектуры.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование.


3

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Современный дизайн интерьеров на примере оформления фойе театра им. Ф.Г. Волкова. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Индустрия моды. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.


Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно –архитектурный композиционный замысел. Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать, как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон ), использовать эти законы на практике. Понимать и объяснять , в чем разница между творческими задачами , стоящими перед гримёром и перед визажистом. Уметь воспринимать и понимать причёску и макияж как единое композиционное целое. Объяснять связи имидж – дизайна с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, политикой и т.д. Уметь видеть искусство вокруг себя, обсуждать практические творческие работы , созданные в течении учебного года.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах


5

Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов. Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Художник в театре. Проектирование сценографического образа. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента. Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.



Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.

Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля.

Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.

Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ и художественных профессий людей, участвующих в их оформлении.

Уметь применять полученные знания на практике.

Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера.

Представлять разнообразие кукол и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

5

Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).. Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности. Создание художественного образа в фотоискусстве.

Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит. Фотография – вид художественного творчества со своими образно выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.



Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.

Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки.

Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.


Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

4

Изобразительная природа экранных искусств. Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета). Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего – режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме). Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник). Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.


Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.

Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.

Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы.

Приобретать представления об истории и художественной специфики анимационного кино (мультипликации).


Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель.







4

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов. Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства. Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни. Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана. Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и талантливых – просветительских телепередач.




Узнавать, что телевидение, прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир.

Приобретать и использовать опыт документальной съемки и тележурналистики.



Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству



Дата

Разделы, темы

Кол-во часов

на изучение темы

Форма контроля

Дизайн и архитектура в жизни человека ( 17 ч.)


Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры (5)


Основы композиции в конструктивных икусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!». Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека.

1

Фронтальный опрос


Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и тоновые пятна.

1

Фронтальный опрос


Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

1

Фронтальный опрос


Виды дизайна. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

Фронтальный опрос


В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна. Компьютерная графика и анимация. Арт - дизайн

1

Кроссворд


«В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» (4)




Объект и пространство. От плоскостного изображения к макету. Проектирование пространственной и предметной среды. Моделирование пространственных форм

1

Фронтальный опрос


Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Фронтальный опрос


Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени. Форма и материал. Технологические приёмы работы с материалами

1

Фронтальный опрос


Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

1

Фронтальный опрос

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (5)


Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. Архитектура – летопись времён. Архитектурный образ. Роль и значение памятника архитектуры.

1

Фронтальный опрос


Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. Промышленный и индустриальный дизайн



1

Фронтальный опрос


Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1

Фронтальный опрос


Природа и архитектура. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Фронтальный опрос


Ты – архитектор. Проектирование пространственной и предметной среды. Замысел архитектурного

проекта и его осуществление.

1

Фронтальный опрос

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. (3)


Мой дом – мой образ жизни. Интерьер, который мы создаем.

1

Фронтальный опрос


Пугало в огороде, или... под шепот фонтанных

струй.

1

Фронтальный опрос


Индустрия моды. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные

принципы дизайна одежды. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

1

Выставка работ, отчёт поисковых групп

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (18 часов)


Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (5)



Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества

1

Фронтальный опрос


Художник в театре. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра

1

Фронтальный опрос


Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены

1

Фронтальный опрос


Сценография – искусство и производство. Проектирование сценографического образа




Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актёрского перевоплощения

1

Фронтальный опрос

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (5)


Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.


1

Фронтальный опрос


Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура. Создание художественного образа в фотоискусстве.

1

Фронтальный опрос


Событие в кадре. Искусство фоторепортажа

1

Фронтальный опрос


« На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

1

Фронтальный опрос


Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1

Выставка работ

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (4)


Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Изобразительная природа экранных искусств. Пространство и время в кино.

1

Фронтальный опрос


Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме




1

Фронтальный опрос


От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.


1

Фронтальный опрос


Бесконечный мир кинематографа

1

Фронтальный опрос, отчёт поисковых групп

Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель (4)



Мир на экране: здесь и сейчас. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.



1

Фронтальный опрос


Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа


1

Фронтальный опрос


Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка

1

Итоговый тест


В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы)

1

Фронтальный опрос


Итого

35




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

Литература:

1.Г. Е. Гуров, А. С.Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7—8  классы » под редакцией Б.М.  Неменского .


2.  Технологии  личностно-ориентированного  урока  В.В.Шоган,»Учитель» 2003г
3.  «Искусство вокруг нас» Б.М.Неменский М.  «Просвещение»,2003г.  
4.  «Твоя мастерская» Б.М.Неменский М. « Просвещение».2003г. 

5. «Русь деревянная» А.О.Половников, М. Просвещение 1998
6. «Изобразительное искусство» А.Д.Алехин, М.Просв, 1984г.
7. «Когда начинается художник» А.Д. Алехин. М. Просвещение, 1994
8. «Декоративно- оформительские работы» С.С.Губницкий, М. Профиздат. 1961г.
9. «Основы рисунка» ч1 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
10. «Основы композиции» ч2 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
11. «Основы живописи» ч3 Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г.
12. «Краткий словарь художественных терминов» Н.М.Сокольникова, Обнинск, «Титул» 1998г

13.Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования. — М., 2012.

14.Федеральный государственный образовательный стандарт ос­новного общего образования. — М., 2012.

15.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Не-менский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.

16.Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /

A. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.1

17.Записи из интернета видеофрагментов фильмов, спектаклей, эстрадных шоу, видеоклипов, DVD диски

18. Слайды с фотографиями театральных макетов, эскизов, костюмов, масок





ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования».Официальный журнал Министерства образования и науки РФ.

http://www.library.ru/- информационно-справочный портал;

http://www.gnpbu.iip.net- библиотека им. Ушинского;

http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;

www.mega.km.ru/- Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»

www.ug.ru- Учительская газета;

www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;

www.km.ru- Образовательные сайты компании «Кирилл и Мефодий»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

Сайты музеев:

www.getty.edu/art/exhibitions/devices/

www.hermitage.ru

www.rusmuseum.ru

www.artsedge.kennedy-center.org/







Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:



Название ресурса

Ссылка

Краткая

аннотация

1

Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков


http://kidz-art.narod.ru/


Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.

2

Дети в Интернете

Виртуальная галерея детского рисунка

http://www.newart.ru/


Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.

3

Звезды нового века

Галерея детского творчества


http://www.znv.ru/


В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.

4

Галерея детского рисунка


http://www.rndavia.ru/gallery/

Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).


5

Газета Искусство


http://art.1september.ru/index.php


Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.

6

Искусство в школе


http://art-in-school.narod.ru/


Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.

7

Искусство и образование


http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00


Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.

8

Изобразительное искусство в школе


http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00


Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.



Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий и пр.



Планируемые результаты изучения изобразительного искусства


Выпускник научится:

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);

  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!