СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Индивидуальный проект" для обучающихся 10 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Индивидуальный проект" для обучающихся 10 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Вахрушевский учебно – воспитательный комплекс №2 «Берегиня»



РАССМОТРЕНО


на заседании кафедры

естественно-математических дисциплин

Протокол № __

от «__» _______2023 г.

Руководитель кафедры

______ С.Н. Вольчик

СОГЛАСОВАНО 


с зам. директора

по УВР

___ Л.Д. Величко


«___» _______2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

 

Директор ГОУ ЛНР

«ВУВК № 2 «Берегиня»

________ И.М. Левко

Приказ №___

от «__»______2023 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Индивидуальный проект»

для обучающихся 10 класса






Составитель: Илюхина Елена Леонидовна






Вахрушево 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» среднего общего образования на базовом уровне, входящая в предметную область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», создана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, Примерной образовательной программы учебного курса «Индивидуальный проект», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 26 октября 2020 № 4/20), а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе воспитания.

Актуальность данной Программы обусловлена образовательной потребностью решить ряд вопросов, связанных с требованием ФГОС СОО обязательного включения индивидуального проекта как особой формы организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) в учебный план образовательной организации на уровне среднего общего образования, и выполнение всеми обучающимися индивидуальных проектов.

Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие творческих возможностей учеников является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов. 

Одна из основных задач обучения школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской деятельности, помогает решать разработанная образовательная программа.

Целью программы является создание условий для формирования у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов индивидуального проекта (исследования), направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы, в том числе экологической направленности, а также развитие личной ответственности за решение социокультурных и экологических проблем современности.



Содержательная составляющая Программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, формирование активной жизненной позиции, экологического сознания старшеклассников, навыков рационального природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности, развитие умений решать разноформатные задачи, самостоятельно мыслить, соблюдать нормы экологической культуры и этики. Тематически содержание подобрано таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с деятельностью исследования и проектирования в соответствии с существующими культурными нормами. Реализация Программы позволит учащимся детально изучить специфику проектной деятельности, сценирование мыслительно-коммуникативных событий, перенести теоретические представления о проекте в практическую работу – в реализацию индивидуального проекта, предусмотренного требованиями ФГОС СОО.

Методологической основой является системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 15—18 лет и ориентируется на личность как цель, субъект и результат образовательной деятельности, на создание условий для саморазвития творческого потенциала личности, на широкое использование знаний и умений, полученных на других уроках, формирование навыков XXI века, гибких компетенций.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой или иной). Обязательными модулями курса являются модули, посвящённые экологической проблеме — одной из самых острых проблем современности, она рассматривается с точки зрения ситуации и в нашей стране, и в мире.

Учебный материал объединён в девять модулей, которые состоят из разделов, посвящённых значимым элементам проектной деятельности.

Программа курса является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия, стоящих над предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценическое оформление мыслительно-коммуникативного события.

Формами контроля над усвоением материала служат отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целями учебного предмета являются:

- формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов индивидуального проекта (исследования), направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы, в том числе экологической направленности;

- организация выполнение учащимися индивидуального проекта (исследования).

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • реализовать требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; сформировать личностное отношение к социокультурным проблемам и ответственность за их решение;

  • сформировать у обучающихся систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, ценностных ориентаций, готовности руководствоваться ими в своей деятельности;

  • сформировать у обучающихся системные представления и обеспечить опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно- исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

  • развить у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; сформировать умения и навыки рационального природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред окружающей среде; обеспечить приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • обеспечить самостоятельное использование обучающимися приобретённых компетенций в различных видах деятельности за пределами образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах;

  • повысить эффективность освоения обучающимися основных образовательных программ за счёт интегративного характера курса.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «Индивидуальный проект» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе среднего общего образования «Индивидуальный проект» признан обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».

Учебным планом на изучение предмета отводится 34 часа: по одному часу в неделю в 10 классе.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года по выбранной теме в рамках учебного предмета или нескольких изучаемых предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, иной и должен быть представлен ими в виде завершённого учебного исследования или проекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МОДУЛЬ 1. Культура исследования и проектирования

Модуль знакомит учащихся с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, анализом реализованных проектов.

Раздел 1.1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно. Раздел знакомит с основными понятиями, которые используются при проектировании: проект, замысел, идея, а также понятиями, применяемыми в конкретных ситуациях (например, анализ негативных последствий проекта «Синдром Кесслера»).

Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий, выдающийся вперёд». В этом понятии заложен важный смысл проектной деятельности — добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то своё, уникальное, задающее новое направление, вектор развития. Проекты различаются по масштабу, направлениям и сферам внедрения. Они бывают технологические и технические, социальные и экономические, организационные, смешанные, волонтёрские. Особое место занимают экологические проекты, поскольку они касаются всего социума.

Раздел 1.2. Какие бывают проекты. Национальный проект «Экология». Раздел описывает место проекта «Экология» в классификации проектов; рассматривает технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные и смешанные проекты, а также комплексные экологические проекты. Раздел объясняет сущность национальных проектов в Российской Федерации и конкретно национального проекта «Экология», знакомит с понятиями «твёрдые коммунальные отходы (ТКО)», «экологический сбор». На основе предложенного материала учащимся предлагается выполнить самостоятельную аналитическую работу (индивидуально и в группах).

Развитие страны невозможно без глобальных планов и масштабных проектов, которые затрагивают многие жизненно важные стороны, такие проекты называются «национальные». В нашей стране разработан национальный проект «Экология», стратегической целью которого, является переход к эффективному использованию ТКО (твёрдых коммунальных отходов) и минимизация воздействия на окружающую среду. Разработаны задачи и определенны основные направления реализации этого национального проекта. Одним из приоритетных направлений является раздельный сбор мусора и его переработка. Для решения этой задачи в стране, да и в мире в целом создаётся новая отрасль экономики — мусороперерабатывающая. Новая инфраструктура предполагает создание и развитие современных мусороперерабатывающих комплексов и полигонов, которые должны соответствовать мировым экологическим стандартам

Раздел 1.3. Проектная идеи как образ будущего. Раздел знакомит учащихся с процессом проектирования и его отличием от других профессиональных занятий; рассматривает подход к выдвижению экологических проектов разных типов и уровней сложности.

Проектирование заключается в том, чтобы на основании имеющихся данных представить существующий в воображении объект и выстроить последовательность действий, которые позволят достичь нужного результата. При этом, с одной стороны, ещё нет уверенности, что имеются необходимые средства для достижения результата. С другой стороны, в процессе проектирования возможна трансформация исходной задачи. Проектная работа — это обычно работа в команде, когда способности и ресурсы разных людей направлены на достижение общей цели. Основная задача при проектировании чего-либо — понять, что вы хотите получить, т. е. определить образ желаемого будущего. Масштабный исторический проект, очевидцами которого мы стали, — проект «Крымский мост». Этот стратегический объект решает множество задач в экономике, политике и экологии.

Раздел 1.4. Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина. Раздел рассматривает пример масштабного проекта от первоначальной идеи до полной реализации.

Более 120 лет служит нашей стране Транссибирская железнодорожная магистраль. Самым активным сторонником данного проекта являлся Пётр Аркадьевич Столыпин — в то время председатель Совета министров России.

Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Раздел посвящён разбору понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. В нём рассматриваются этапы процесса конструирования, различия между конструированием и проектированием, экологические последствия проектов.

Проектно-конструкторская деятельность подразумевает тесную связь двух типов деятельности: проектирования и конструирования. Это основные инструменты, с помощью которых человек может изменять искусственную среду. В основе проектирования лежат процессы, которые обеспечиваются наличием разных позиций. В основе конструирования — создание структуры, которая обеспечивает выполнение заданной функции.

Раздел 1.6. Социальное проектирование: как сделать лучше среду, в которой мы живём. Раздел рассматривает социальное проектирование как способ улучшить социальную сферу и закрепить определённые ценности в обществе; описывает социальные проекты, имеющие экологическую составляющую.

Кратко сущность социального проектирования можно выразить следующим образом: у нас есть настоящее, где имеется общественно значимая проблема, и мы видим будущее, которое улучшится благодаря реализации нашего проекта. Социальные проекты могут иметь экологическое направление.

Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Раздел знакомит учащихся с видами волонтёрских проектов: социокультурными, информационно-консультативными, экологическими; рассматривает деятельность волонтёрских организаций.

Волонтёрские проекты — это проекты, которые всегда находят положительный отклик в обществе. Их реализуют люди, чувствующие личную ответственность за происходящее и готовые бескорыстно прийти на помощь. Особое место занимают экологические волонтёрские проекты. Это объясняется актуальностью проблемы защиты окружающей среды, сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, помощи диким и домашним животным.

Раздел 1.8. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца». Раздел посвящён обсуждению социального проекта, разработанного и реализованного школьницей.

Раздел 1.9. Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. Раздел рассматривает примеры школьных проектов, выполненных с использованием различных программных средств и оборудования для решения практических задач в разных сферах человеческой деятельности.

Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.

Раздел посвящён изучению основных элементов и понятий: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.

МОДУЛЬ 2. Самоопределение: какую проблему решаем

Модуль посвящён самостоятельной работе обучающихся с ключевыми элементами проекта.

Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Раздел разбирает приоритетные направления научно-технологического и социально- экономического развития, анализирует возможности реализации конкретных программ; объясняет такие понятия, как «глобальные и экологические проблемы», «экологическая катастрофа».

Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что хотим изменить своим проектом. Раздел предлагает учащимся потренироваться в создании образа будущего; подробно рассматривает экологические проблемы Москвы и Московской области и возможности их решения.

Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Раздел предлагает учащимся определить проблемную область жизнедеятельности человека для дальнейшего выбора точки приложения своих сил; рассматривает экологическую акцию «День экологического долга».

Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел знакомит учащихся с различными, в том числе международными, конкурсами проектных и исследовательских работ, проектными движениями школьников.

Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы проекта или исследования. Раздел посвящён самоопределению старшеклассников относительно той или иной проблемы, прорисовке образа желаемого будущего.

МОДУЛЬ 3. Замысел и ресурсы проекта

Модуль посвящён элементам проекта, которые конкретизируют его общий замысел.

Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Раздел посвящён разбору понятий «проблема» и «позиция»; рассматривает этапы постановки проблемы, а также конкретные позиции учёного, конструктора, эколога, управленца, финансиста и инвестора в её решении.

Выдвижение проекта принято связывать с решением некоторой проблемы. Проблема (от греч. problema — задача) — противоречивая ситуация, характеризующаяся наличием противоположных позиций и нехваткой средств для достижения поставленной цели. При решении проблемы необходимо учитывать её разные аспекты: технический, экономический, экологический, исторический, географический, социокультурный и др. За каждым из них стоит определённая деятельностная позиция.

Раздел 3.2. Формулирование цели проекта. Раздел знакомит учащихся с понятиями «цель», «идеальное представление», «личное отношение», разбирает два примера постановки школьниками цели проекта.

Формулирование цели — важное звено начального этапа работы над проектом. Под целью проекта понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель всегда связана с образом будущего, и этот образ определяет дальнейшие действия человека.

Раздел 3.3. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Раздел предлагает старшеклассникам выполнить самостоятельную работу по постановке цели и задач своего проекта или исследования, определению его ожидаемых результатов.

Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел посвящён разбору акции как одному из способов реализации социального проекта.

Акция (от лат. actio — действие) означает действие, выступление. Тем не менее акции имеют признаки проектной деятельности. Большое социальное значение имеют историко-культурные, образовательные, экологические и иные акции, адресованные непосредственно человеку.

Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел на примерах объясняет такие важнейшие понятия, как «ресурс» и «бюджет» проекта, рассматривает технические, трудовые, информационные и административные ресурсы проекта.

Ресурс — это то, что можно использовать, тратить, т. е. запас или источник чего- либо. Чтобы понять, есть ли в наличии необходимые для реализации проекта ресурсы, требуется составить бюджет проекта, т. е. определить виды требуемых ресурсов, их объём и источники.

Раздел 3.6. Поиск недостающей информации. Раздел посвящён методам поиска недостающей информации при разработке проекта, её обработке и анализу.

МОДУЛЬ 4. Чистая страна — проблема, цель и проект

Раздел 4.1. Передовой опыт переработки отходов. Раздел знакомит учащихся с понятиями «сухие отходы» и «смешанные отходы», рассматривает вопросы создания «мусорной отрасли».

К сухим отходам, годным для переработки, относятся пластик, стекло, бумага, картон, металл; к смешанным — средства личной гигиены, пищевой и растительный мусор и т. д.

Раздел 4.2. Как использовать зарубежный опыт. Раздел знакомит с опытом борьбы разных стран с загрязнением окружающей среды.

Раздел 4.3. Технологии переработки и утилизации мусора: как выбрать оптимальную. Раздел посвящён анализу и сравнению различных способов утилизации отходов.

Раздел 4.4. Аналитический обзор проектных и исследовательских работ школьников в области экологии. Раздел посвящён разбору предлагаемых школьниками действий по улучшению существующей экологической ситуации.

Раздел 4.5. Сделаем свой регион чистым. Раздел предлагает варианты включения учащихся в практическую работу по решению сложных экологических проблем своего региона.

МОДУЛЬ 5. Условия реализации проекта

Модуль посвящён анализу условий реализации проекта и знакомству с инструментами его реализации.

Раздел 5.1. Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта. Раздел посвящён освоению понятий «планирование», «прогнозирование», «спонсор», «инвестор», «благотворитель» проекта.

Прогнозирование — предвидение того, что может произойти в будущем. К методам прогнозирования относятся: экстраполяция, экспертные заключения, моделирование. Планирование — обоснованное распределение во времени ресурсов для получения намеченного результата. Планирование — важнейшая составляющая проектной деятельности, от качества планирования во многом зависит успех или неудача проекта. План позволяет определить все необходимые ресурсы в денежном эквиваленте.

Раздел 5.2. Источники финансирования проекта. Раздел посвящён освоению понятий «кредитование», «бизнес-план», «венчурные фонды и компании», «бизнес-ангелы», «долговые и долевые ценные бумаги», «дивиденды», «фондовый рынок», «краудфандинг».

Раздел 5.3. Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Раздел рассматривает понятие «проектная команда», основные особенности работы команды над проектом, роли и функции участников проекта; предлагает анализ целей некоторых экологических движений.

Проектная команда — группа, коллектив людей, разделяющих цели проекта и готовых по мере своих сил и возможностей работать с замыслом, с поиском информации, предлагать свои варианты действия в сложных, тупиковых ситуациях и т. д. Для проектной команды важно, чтобы в неё входили люди с разными личностными качествами и компетенциями.

Раздел 5.4. Модели управления проектами. Раздел рассматривает способы управления проектами (контрольная точка, ленточная диаграмма, дорожная карта).

Контрольная точка — сроки начала и окончания каждого вида работ. Диаграмма, или карта, Ганта — ленточная диаграмма, которая представляет собой шкалу выполняемых работ и шкалу времени. Дорожная карта — развёрнутый во времени план развития какой-либо сферы деятельности или технологии.

МОДУЛЬ 6. Трудности реализации проекта

Модуль посвящён основным трудностям, которые возникают в ходе реализации проекта.

Раздел 6.1. Переход от замысла к реализации проекта. Раздел посвящён разбору понятий «жизненный цикл продукта», «жизненный цикл проекта», «эксплуатация», «утилизация».

Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) включает ряд этапов, начиная с появления потребности в продукте и заканчивая его ликвидацией вследствие исчерпания потребительских свойств. Основные этапы жизненного цикла изделия — это проектирование, производство, эксплуатация и утилизация. Этапы жизненного цикла проекта: выдвижение идеи — проработка замысла — реализация — рефлексия — переосмысление замысла.

Раздел 6.2. Риски проекта. Раздел рассматривает факторы риска, возможные риски проекта, способы предупреждения рисков.

Факторы риска (внутренние и внешние) могут оказать негативное влияние на проект, поэтому их необходимо учитывать в самом начале его выполнения.

Внутренние факторы риска связаны с противоречиями самого проекта. Один из важнейших внутренних факторов школьных проектов связан с постановкой, а точнее подменой цели. Внешние факторы риска — возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе реализации проекта, например, закрытие границ и т. п.

Раздел 6.3. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». Раздел рассматривает вариативность способов реализации проектов, направленных на решение одной и той же экологической проблемы.

Раздел 6.4. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел посвящён анализу проблемы переработки мусора и сравнению проектных замыслов для её решения.

Раздел 6.5. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение. Раздел посвящён анализу ситуации, созданию образа желаемого будущего, оригинальности идеи проекта, бизнес-плану, рассмотрению рисков проекта и маркетинговых рисков.

МОДУЛЬ 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

Модуль посвящён предварительной защите проектов и подготавливает старшеклассников к взаимодействию с экспертами.

Раздел 7.1. Позиция эксперта. Раздел объясняет роль и позицию эксперта на предварительной защите, рассматривает разные подходы к проблематике проектов, ноу-хау, важность плодотворной работы с экспертом.

Позиция эксперта состоит в том, чтобы указать сильные стороны проектной работы, ошибочные или недостаточно аргументированные выводы. Обычно эксперт глубоко разбирается в сути вопроса, имеет собственный опыт создания и доведения проектов до реализации. Исходным пунктом для плодотворной работы с экспертом является совпадение интересов.

Раздел 7.2. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Раздел рассматривает критерии анализа и оценивания промежуточных и итоговых результатов проекта или исследования.

Раздел 7.3. Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Раздел рассматривает проектно-конструкторское решение в рамках проекта «Разработка портативного металлоискателя» и комментарий эксперта.

Раздел 7.4. Оценка начального этапа исследования. Раздел посвящён начальному этапу исследования экологического микропроекта, его экспертной оценке.

МОДУЛЬ 8. Дополнительные возможности улучшения проекта

Модуль рассматривает возможности углубления содержания и предвидения рисков проекта.

Раздел 8.1. Технология как мост от идеи к продукту. Раздел знакомит с такими основными понятиями, как «изобретение», «технология», «технологическая долина», «агротехнологии».

Изобретение — результат творческой деятельности, проект — продукт работы над возможностями его применения. Чтобы запустить новые разработки в производство создаются технологические долины — инновационные комплексы, в которых есть все условия для развития прорывных научных и технических идей. Технология — это совокупность операций, осуществляемых определённым способом и в определённой последовательности, из которых складывается общий процесс.

Раздел 8.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел рассматривает понятие «инфраструктура» и его значение для понимания условий, в которых будет реализовываться проект.

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — это совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих нормальное функционирование всей системы.

Раздел 8.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Раздел рассматривает понятия «анкета», «социологический опрос», «интернет-опрос», «генеральная совокупность», «выборка респондентов».

Цель социологического опроса — выявить общественное мнение. Это наиболее надёжный метод социологического исследования, поскольку в нём участвует большое количество незнакомых людей. Они ничем не связаны друг с другом и высказывают исключительно собственную точку зрения. В результате выстраивается общая картина отношения в обществе к событиям и фактам, которая рассматривается как объективная. Методы опроса: интервью (устный опрос), анкетирование (письменный опрос), интернет-опрос (проводится по интерактивной анкете).

Опрос проводится на основе генеральной совокупности. Генеральная совокупность — совокупность всех объектов, относительно которых предполагается делать выводы при изучении конкретной ситуации, например, взрослое население местности, в которой будет реализовываться проект. Чтобы не опрашивать слишком большое количество людей используется метод выборки респондентов, т. е. отобранные для опроса люди являются как бы уполномоченными населения территории, коллектива предприятия и т. д. По основным характеристикам отбора структура выборки должна максимально совпадать со структурой генеральной совокупности.

Раздел 8.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.

Раздел рассматривает понятия «таргетированная реклама» и «реклама по бартеру», возможности продвижения проектов в социальных сетях.

Таргетированная реклама (от англ. target — цель) — целенаправленная реклама, адресованная конкретной группе потребителей. Таргетированная реклама в социальных сетях использует информацию из профилей пользователей. Реклама по бартеру — это обмен рекламными объявлениями без участия денег.

Раздел 8.5. Использование видеоролика в продвижении проекта. Раздел знакомит с последовательностью действий при создании видеоролика для продвижения проекта.

Раздел 8.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Раздел рассматривает требования к структуре презентации итоговой работы.

МОДУЛЬ 9. Презентация и защита проекта

Модуль посвящён подготовке выступления и способам предъявления работы (чертежи, схемы, видео, мультимедиа, рабочая модель, макет и т. д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение курса обеспечит формирование у обучающихся личностных, метапредметных и предметных компетенций, которые будут продемонстрированы при защите индивидуального проекта (исследования).

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся смогут:

  • самостоятельно определять цели проектной (исследовательской) деятельности и составлять её план; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

  • формулировать гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

  • отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научной, учитывать их при постановке собственных целей;

  • оценивать ресурсы, в том числе нематериальные (например, время), необходимые для достижения поставленной цели;

  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в разных ситуациях;

  • учитывать позиции других участников деятельности, эффективно урегулировать конфликты;

  • ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию из различных источников;

  • овладеть методами поиска, анализа и использования научной информации;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением норм информационной безопасности;

  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях человеческой деятельности;

  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности проекта или исследования на каждом этапе его реализации и по завершении работы;

  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (влияние на жизнь людей, сообществ, экологическую ситуацию);

  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения полученных результатов;

  • публично излагать результаты своей проектной работы;

  • овладеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • базовым навыкам коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, навыкам проектной деятельности;

  • самостоятельному применению приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;

  • базовым навыкам постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации;

  • получит представления о методологических основах научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной работе, и таких понятиях, как «концепция», «метод», «модель», «метод сбора» и «метод анализа данных», о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательской областях.

  • использовать понятия «проблема», «позиция», «проект», «проектирование», «исследование», «конструирование», «планирование», «технология», «ресурс проекта», «риски проекта», «гипотеза», «предмет исследования» и «объект исследования», «метод исследования», экспертное знание для разработки и реализации индивидуального проекта (исследования);

  • применять навыки проектной деятельности, приобретённые знания и способы действий для решения различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • использовать понятия «экология», «экологический мониторинг», «биосфера» при разработке проектов и проведении исследований для решения актуальных (местных, региональных, глобальных) экологических проблем;

  • анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов, результаты применения новейших технологий энергосбережения и ресурсосбережения;

  • использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

  • оценивать экологическую опасность отходов деятельности человека и предлагать способы их сокращения и утилизации в конкретных ситуациях;

  • выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;

  • реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;

  • грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Интернет;

  • использовать знание принципов проектной деятельности, этапов и жизненного цикла проекта при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

  • определять разумные потребности при использовании продуктов питания и товаров как отдельными людьми, так и сообществами;

  • анализировать влияние глобализации на развитие природы и общества;

  • извлекать и анализировать данные геоинформационных систем (ГИС) и программ экологического мониторинга для характеристики экологической обстановки конкретного региона;

  • выявлять причины локальных, региональных и глобальных экологических проблем;

  • предлагать меры для предотвращения экологических правонарушений.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускники получат представление:

  • о методологических основах научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной работе;

  • о таких понятиях, как «концепция», «метод», «модель», «метод сбора» и «метод анализа данных»;

  • о новейших разработках в области науки и технологий;

  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательской областях;

  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование разделов и тем программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Почему экологические проекты становятся особенно актуальными?

1

1

0

2.

Модуль 1. Культура исследования и проек-тирования

5

2

3

3.

Модуль 2. Самоопре-деление: какую проблему решаем

3

1

2

4.

Модуль 3. Замысел и ресурсы проекта

4

2

2

5.

Модуль 4. Чистая страна - проблема, цель, проект

4

2

2

6.

Модуль 5. Условия реализации проекта

2

1

1

7.

Модуль 6. Трудности реализации проекта

3

0

3

8.

Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследо-вательских работ

4

1

3

9.

Модуль 8. Дополнительные возможности улучшения проекта

5

2

3

10.

Модуль 9. Презентация и защита проекта

3

0

3


Итого

34

12

22


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

в теме


Тема занятия

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Почему экологические проекты становятся особенно актуальными?




Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 часов)

2.

1.

Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно. Какие бывают проекты. Профориентация




3.

2.

Проектная идея как образ будущего. Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина




4.

3.

Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Социальное проектирование. Волонтёрские проекты и сообщества




5.

4.

Анализируем проекты сверстников: социальный проект, возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов




6.

5.

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности




Модуль 2. Самоопределение: какую проблему решаем (3 часа)

7.

1.

Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаём элементы образа будущего




8.

2.

Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Знакомимся с проектными движениями




9.

3.

Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования




Модуль 3. Замысел и ресурсы проекта (4 часа)

10.

1.

Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования




11.

2.

Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта




12.

3.

Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проекта




13.

4.

Поиск недостающей информации, её обработка и анализ




Модуль 4. Чистая страна — проблема, цель, проект (4 часа)

14.

1.

Передовой опыт переработки отходов. Проект «Чистая страна»




15.

2.

Как использовать зарубежный опыт. Альтернативные источники энергии




16.

3.

Технологии переработки и утилизации мусора: как выбрать оптимальную




17.

4.

Аналитический обзор проектных и исследовательских работ школьников в области экологии. Сделаем свой регион чистым




Модуль 5. Условия реализации проекта (2 часа)

18.

1.

Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта. Источники финансирования проекта




19.

2.

Сторонники и команда проекта. Модели управления проектами




Модуль 6. Трудности реализации проекта (3 часа)

20.

1.

Переход от замысла к реализации проекта. Пр. р. № 1 «Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика»




21.

2.

Пр. р. № 2 «Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов




22.

3.

Пр. р. № 3 «Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение»




Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (4 часа)

23.

1.

Позиция эксперта




24.

2.

Критерии анализа и оценивания проектной работы




25.

3.

Оцениваем проекты сверстников: проект инженерного профиля




26.

4.

Оценка начального этапа исследования




Модуль 8. Дополнительные возможности улучшения проекта (5 часа)

27.

1.

Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру




28.

2.

Опросы как эффективный инструмент проектирования




29.

3.

Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Профориентация




30.

4.

Использование видеороликов в продвижении проектов




31.

5.

Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности




Модуль 9. Презентация и защита проекта (3 часа)

32.

1.

Презентация и защита индивидуального проекта




33.

2.

Презентация и защита индивидуального проекта




34.

3.

Итоговый урок





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И

РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Интернет-издание об экологичном образе жизни (https://recyclemag.ru/ article/kak-v-skandinavii-sobirayut-pererabatyivayut-i-szhigayut-musor).

2. Сайт Ассоциации волонтёрских центров (АВЦ) (https:///7/info добровольцыроссии.рф/orgaшzations).

3. Фонд содействия инновациям (вовлечение школьников в инновационную деятельность) http://shustrik.org/perechen-konkursov-dlya-vovlecheniya-shkolnikov-v-innovacionnuyu-deyatelnost.

4. Волонтёрский педагогический отряд (http://www. ruy.ru/ organization/activities).

5. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).

6. География России (глобальные проблемы человечества) (https://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva-2).

7. Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы (официальный сайт TION) (https ://tion. ru/blog/zagryaznenie-okruzhayushche j - sredy).

8. Науколандия — статьи по естественным наукам («Как был открыт закон Архимеда?») (https://scienceland.info/ physics7/archimedes-principle3).

9. Официальный сайт журнала «Эксперт» http://expert.ru/expert/ 2014/48/pokorit- proliv/media/252309).

10. Методология научного исследования (https://ppt-online.org/79695).

11. Экологический паспорт Московской области (http://ecopassmo.mosreg.ru);

12. Азбука для потребителей услуг ЖКХ

(http://mgkh.mosreg.ru/deyatelnost/shkola-gramotnogo-potrebitelya/azbuka-dlya-potrebiteley-uslug-zhkh/azbuka-dlya-potrebiteley-uslug-zhkkh);

13. Раздельный сбор мусора в Московской области (http://tbo.mosreg.ru);

14. Рекультивация полигонов

(https://mosreg.ru/sobytiya/temy/rekultivaciya-poligonov?page=2)

15. Мусорные истории: способы переработки и утилизации отходов в России и мире (https://robo-hunter.com/news/musornie-istorii-sposobi-pererabotki-i-utilizacii-othodov-v-rossii-i-mire10570).

16. Мусороперерабатывающий завод в центре Вены (https:// storm100.livejournal.com/4824861.html).

17. Новая система утилизации отходов (https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/proekty).

18. Пути решения проблемы отходов в России (https://revolution. allbest.ru/ecology/00627461 0.html).

19. Решение проблемы мусора в Японии (https://www.adme.ru/svoboda-kultura/esche-40-let-nazad-yaponiya-zahlebyvalas-musorom-a-segodnya-tam-chische-chem-v-evrope-rasskazyvaem-kak-im-eto-udalos- 1867565).

20. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).

21. ТОП-8 экологических проблем Земли (https://poshyk.info/ ehkologicheskie-problemy-zemli).

22. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).

23. Школьные проекты (http://naslednik.ru).

24. Что такое альтернативные источники энергии: виды, выгода и перспективы развития

(https://housechief.ru/chto-takoe-alternativnye-istochniki-ehnergii.html).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!