МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 Р. П. ЧУНСКИЙ
ЧУНСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением учителей истории и обществознания Руководитель ШМО_________ Протокол № 1 от «25» августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский Директор __________ Протокол № 9 от «26» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ Приказ № 0-174 от 31 августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ДЛЯ 10 А КЛАССА
НАПРАВЛЕНИЕ «ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ»
Составитель: Немочкина З.М., учитель истории и обществознания |
2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Классы: 10 А
Количество часов по учебному плану:
Всего 34 часов; в неделю _1_ час
Планирование составлено на основе авторской программы « Финансовая грамотность» (10-11 классы) Е. Вигдорчик, И. Липсиц и др. - Москва: Издательство «ВАКО»:2018 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
мотивация к изучению основных финансовых институтов и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Финансовая грамотность»;
способности самостоятельно решать практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к принимаемым на себя долговым обязательствам;
мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о финансовых институтах, процессах и услугах;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
понимания прав и обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также возможностей их практического осуществления;
понимание наличия рисков, возникающих при использовании различных финансовых инструментов;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
принимать решения в проблемной ситуации; контролировать результаты и способы действия;
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;
различать способ и результат действия.
Обучающиеся получат возможность научиться:
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; проявлять познавательную инициативу;
выбирать наиболее эффективные способы достижения цели;
самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор;
самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;
решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана
Формы подведения итога освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»: участие в предметной онлайн-олимпиаде.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
№ п\п | Содержание курса внеурочной деятельности | Количество часов | Форма организации учебных занятий | Основные виды деятельности, контроль | ЦОР/ЭОР |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 1 | лекция | - нахождение в различных источниках актуальную информацию о банковских вкладах и их условиях | https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru |
| Раздел 1.Банки: чем они могут быть полезны в жизни | 9 | | | |
2 | Что такое банк и чем он может быть полезен | 1 | коммуникативный семинар | - нахождение в различных источниках актуальную информацию о банковских вкладах и их условиях; - вести простые финансовые расчёты, считать издержки, доход, прибыль; - нахождение актуальной информации по получению и помощи в получении кредита; - нахождение идеи для собственного дела; - оценка различных юридических форм ведения бизнеса и выбор наиболее подходящей формы для конкретного бизнеса. | https://вашифинансы.рф https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru http://www.pfrf.ru http://cbr.ru https://www.nalog.ru |
3 | Какие бывают банковские вклады и каковы их условия | 1 | лекция |
4 | От чего зависят ставки по вкладам | 1 | лекция |
5 | Как выбрать вклад и оформить документы | 1 | лекция, практикум |
6 | Что такое кредит и как оценить его условия | 1 | проблемный семинар |
7 | Как понять, сможете ли вы выплатить кредит | 1 | лекция |
8 | Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду | 1 | проблемный семинар |
9 | Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями | 1 | коммуникативный семинар |
10 | Итоговые задания к разделу 1 | 1 | практикум |
| Раздел 2 . Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов | 4 | | | |
11 | Что такое ценные бумаги и каких типов они бывают | 1 | лекция | - находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб, сопоставлять полученную информацию из различных источников. - диагностирование финансового риска (потенциального или реального) и оценка степени финансового риска; оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования; - критическое отношение к рекламным предложениям из различных источников о возможности дополнительного заработка и вложения денег | https://вашифинансы.рф https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru http://www.pfrf.ru http://cbr.ru https://www.nalog.ru |
12 | Как можно торговать ценными бумагами | 1 | коммуникативный семинар |
13 | Как заработать на фондовом и валютном рынках | 1 | коммуникативный семинар |
14 | Итоговые задания к разделу 2 | 1 | практикум |
| Раздел 3 Налоги: почему их надо платить | 5 | | | |
15 | Какие бывают налоги и зачем они нужны | 1 | коммуникативный семинар | - знать, что такое налоговый вычет и как его получить; - определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план; - рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе; - находить актуальную информацию на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) Российской Федерации, а также на других интернетресурсах. | https://вашифинансы.рф https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru http://www.pfrf.ru http://cbr.ru https://www.nalog.ru |
16 | Как платить налоги | 1 | лекция +практикум |
17 | Что такое налоговый вычет и как его получить | 1 | лекция +практикум |
18 | Какова ответственность за неуплату налогов | 1 | проблемный семинар |
19 | Итоговые задания к разделу 3 | 1 | практикум |
| Раздел 4. Модуль 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4 | | | |
20 | Что такое пенсия и кому она положена | 1 | коммуникативный семинар | - находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах; - рассчитывать размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным калькулятором на сайте ПФР; - рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в программе софинансирования пенсии; - рассчитывать размер прибавки к пенсии от вложения материнского капитала; - долгосрочное планирование своих доходов и расходов с учётом пенсионных накоплений; - поиск способов увеличения своей будущей пенсии, сопоставление различных предложений по формированию пенсионных накоплений и поиск оптимального варианта; - критическое отношение к рекламным предложениям об увеличении будущей пенсии. | https://вашифинансы.рф https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru http://www.pfrf.ru http://cbr.ru https://www.nalog.ru |
21 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 | проблемный семинар |
22 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 1 | лекция +практикум |
23 | Итоговые задания к разделу 4 | 1 | практикум |
| Раздел 5 Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5 | | | |
24 | Как создать успешный стартап | 1 | коммуникативный семинар | - находить в различных источниках актуальную информацию по организации стартапа и ведению бизнеса; - вести простые финансовые расчёты, считать издержки, доход, прибыль; - находить актуальную информацию по получению помощи в стартапах; - нахождение идеи для собственного дела; - оценка различных юридических форм ведения бизнеса и выбор наиболее подходящей формы для конкретного бизнеса | https://вашифинансы.рф https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru http://www.pfrf.ru http://cbr.ru https://www.nalog.ru |
25 | Как разработать реальный бизнес-план | 1 | коммуникативный семинар |
26 | Кто может помочь в создании стартапа | 1 | проблемный семинар |
27 | Игра «Создаём свой бизнес» | 1 | игра |
28 | Итоговые задания к разделу 5 | 1 | практикум |
| Раздел 6 Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения | 4 | | | |
29 | Какие бывают финансовые риски | 1 | проблемный семинар | - читать (понимать) декларацию о рисках; - защищать свою личную информацию в сети Интернет (пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.); - находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб, сопоставлять полученную информацию из различных источников. - диагностирование финансового риска (потенциального или реального) и оценка степени финансового риска; - оценка рисков предлагаемых вариантов инвестирования; - соотнесение рисков с доходностью в одном портфеле инвестиций; - распознавание финансовой пирамиды; - критическое отношение к рекламным предложениям из различных источников о возможности дополнительного заработка и вложения денег. | https://вашифинансы.рф https://хочумогузнаю.рф www.economicus.ru http://www.pfrf.ru http://cbr.ru https://www.nalog.ru |
30 | Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды | 1 | коммуникативный семинар |
31 | Как управлять инвестиционными рисками | 1 | проблемный семинар |
32 | Итоговые задания к разделу 6 | 1 | практикум |
| Раздел 7. Мониторинг учебных достижений | 2 | | | |
33-34 | Итоговая проверочная работа | 2 | практикум | устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов; - выбирать адекватные способы деятельности; - уметь выполнять познавательные и практические задания | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
1 | Раздел 1.Банки: чем они могут быть полезны в жизни | Введение | 01.09 | | |
2 | Что такое банк и чем он может быть полезен | 08.09 | | |
3 | Какие бывают банковские вклады, и каковы их условия | 15.09 | | |
4 | От чего зависят ставки по вкладам | 22.09 | | |
5 | Как выбрать вклад и оформить документы | 29.09 | | |
6 | Что такое кредит и как оценить его условия | 06.10 | | |
7 | Как понять, сможете ли вы выплатить кредит | 13.10 | | |
8 | Ипотека: как решить жилищную проблему и не попасть в беду | 20.10 | | |
9 | Как банки могут помочь в инвестировании и управлении сбережениями | 27.10 | | |
10 | Итоговые задания к разделу 1 | 01.11 | | |
11 | Раздел 2 . Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов | Что такое ценные бумаги, и каких типов они бывают | 17.11 | | |
12 | Как можно торговать ценными бумагами | 24.11 | | |
13 | Как заработать на фондовом и валютном рынках | 01.12 | | |
14 | Итоговые задания к разделу 2 | 08.12 | | |
15 | Раздел 3. Налоги: почему их надо платить | Какие бывают налоги и зачем они нужны | 15.12 | | |
16 | Как платить налоги | 22.12 | | |
17 | Что такое налоговый вычет и как его получить | 12.01 | | |
18 | Какова ответственность за неуплату налогов | 19.01 | | |
19 | Итоговые задания к разделу 3 | 26.01 | | |
20 | Раздел 4. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | Что такое пенсия и кому она положена | 02.02 | | |
21 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 09.02 | | |
22 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 16.02 | | |
23 | Итоговые задания к разделу 4 | 22.02 | | |
24 | Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять | Как создать успешный стартап | 02.03 | | |
25 | Как разработать реальный бизнес-план | 09.03 | | |
26 | Кто может помочь в создании стартапа | 16.03 | | |
27 | Игра «Создаём свой бизнес» | 22.02 | | |
28 | Итоговые задания к разделу 5 | 06.04 | | |
29 | Раздел 6 . Риски в мире денег: как защититься от разорения | Какие бывают финансовые риски | 13.04 | | |
30 | Что такое финансовое мошенничество и как строятся финансовые пирамиды | 20.04 | | |
31 | Как управлять инвестиционными рисками | 27.04 | | |
32 | Итоговые задания к разделу 6 | 04.05 | | |
33 34 | Раздел 7. Мониторинг учебных достижений | Итоговая проверочная работа | 11.05 18.05 | | |