Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г.Болотного Болотнинского района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол №1 от «___»_________________2019г Руководитель МО __________________Дунаева О.В. «___»____________________2019г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________________Столярова И.В. «___»____________________2019г |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для начального общего образования Срок освоения программы: 4 года (1-4 класс) |
| Составитель: Космовская И.В, учитель начальных классов |
г.Болотное 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1-4 класса является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Болотного (Содержательный раздел, п.2.2).
Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.) Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).
Программа рассчитана на 4 года. 1 класс – 33 занятия, 2 класс - 34 занятия, 3 класс - 34 занятия, 4 класс - 34 занятия . (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Рабочая программа включает в себя три раздела:
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов – экономистов. Учитывая возрастные особенности детей, на занятиях активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы организации занятий:
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин.
Русский язык:
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Города и страны.
Содержание программы
1 класс -33 часа
1. Раздел 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Раздел 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3. Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4. Раздел 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Раздел 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6. Раздел 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7. Раздел 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Раздел 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Содержание программы
2 класс - 34 часа
1.Раздел 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»;
2. Раздел 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
3. Раздел 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
4. Раздел 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;
5. Раздел 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;
6. Раздел 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;
7. Раздел 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием;
8. Раздел 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
9. Раздел 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России
Содержание программы
3 класс - 34 часа
1. Раздел 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Раздел 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Раздел 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Раздел 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Раздел 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Раздел 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Раздел 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Раздел 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Раздел 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
10. Раздел 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Раздел 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Содержание программы
4 класс - 34 часа
1. Раздел 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Раздел 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Раздел 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Раздел 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Раздел 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Раздел 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Раздел 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Раздел 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Раздел 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
10. Раздел 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Раздел 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
III. Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | сроки | Тема учебного занятия | Планируемые результаты | Виды деятельности обучающихся | Форма контроля |
Метапредметные (УУД) |
1 | 1 неделя | Введение в экономику. | Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; Коммуникативные УДД: учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение; учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Знакомство детей друг с другом. Играть в игру «Экономика» | Фронтальный опрос |
2 | 2 неделя | Потребности. Что такое «потребности». | Приводить примеры потребностей. | Интеллектуальная игра |
3 | 3 неделя | Какие бывают потребности? |
4-5 | 4-5 неделя | Источники удовлетворения потребностей. | Приводить примеры источников удовлетворения потребностей. | Фронтальный опрос |
6 | 6 неделя | Почему все потребности нельзя удовлетворить? | Интеллектуальная игра |
7-8 | 7-8 неделя | Виды потребностей. | Игра - лото «Виды потребностей» | Интеллектуальная игра |
9 | 9 неделя | Мои желания и потребности. | Интеллектуальная игра |
10 | 10 неделя | Мои желания и потребности. | Аукцион знаний |
11 | 11 неделя | Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. | Приводить примеры домашнего хозяйства. Игра «Распределить роли в семье» | Фронтальный опрос |
12 | 12 неделя | Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. | Фронтальный опрос |
13 | 13 неделя | Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым? | Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. | Фронтальный опрос |
14 | 14 неделя | Посчитаем семейный бюджет. | Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере. | Интеллектуальная игра |
15 | 15 неделя | Что такое «товар»? | Интеллектуальная игра |
16 | 16 неделя | Какие бывают товары? | Фронтальный опрос |
17 | 17 неделя | Где можно приобрести товары и услуги? | Фронтальный опрос |
18 | 18 неделя | Зачем нужна реклама? | Фронтальный опрос |
19-20 | 19 -20 неделя | Роль рекламы. | Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых денег. | Интеллектуальная игра |
21 | 21 неделя | Зачем нужны деньги? | Интеллектуальная игра |
22 | 22 неделя | Как появились деньги? | Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег. | Интеллектуальная игра |
23-24 | 23-24 неделя | Деньги и страны. | Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют. | Фронтальный опрос |
25-26 | 25-26 неделя | Где и как хранятся деньги? | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. | Фронтальный опрос |
27-28 | 27-28 неделя | Что такое источник дохода. | Фронтальный опрос |
29 | 29 неделя | Что такое «маркетинг»? | Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги. | Интеллектуальная игра |
30 | 30 неделя | Обмен. Рынок. Торговля. | Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений. | Интеллектуальная игра |
31 | 31 неделя | Взаимоотношения продавца и покупателя. | Фронтальный опрос |
32 | 32 неделя | Конкуренция. | Интеллектуальная игра |
33 | 33 неделя | Задачи с Задачи Гнома - Эконома | Составить и решить экономические задачи. | Решение задач |