СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.) Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для начального общего образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г.Болотного Болотнинского района Новосибирской области



РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов

Протокол №1 от «___»_________________2019г

Руководитель МО

__________________Дунаева О.В.

«___»____________________2019г

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________________Столярова И.В.

«___»____________________2019г








Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» для начального общего образования






Срок освоения программы: 4 года (1-4 класс)












Составитель: Космовская И.В,

учитель начальных классов














г.Болотное 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1-4 класса является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г.Болотного (Содержательный раздел, п.2.2).

Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.) Учебная программа «Финансовая грамотность» 1 - 4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»).

Программа рассчитана на 4 года. 1 класс – 33 занятия, 2 класс - 34 занятия, 3 класс - 34 занятия, 4 класс - 34 занятия . (1 раз в неделю) в рамках внеурочной деятельности.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Рабочая программа включает в себя три раздела:

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

  3. Календарно-тематическое планирование.

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

 осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.





II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные с помощью компьютерной анимации, периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов – экономистов. Учитывая возрастные особенности детей, на занятиях активно используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и закреплению полученных детьми знаний.

Основные формы организации занятий:
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады.
Межпредметные связи:

Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин.

Русский язык:
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Города и страны.

Содержание программы
1 класс -33 часа

1. Раздел 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика;
2. Раздел 2. Потребности (2 часа): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;
3. Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей (7 часов): Источники удовлетворения
потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности;
4. Раздел 4. Домашнее хозяйство (4 часа): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет;
5. Раздел 5. Товары и услуги (6 часов): Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
6. Раздел 6. Деньги (8 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
7. Раздел 7. Маркетинг (4 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
8. Раздел 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Содержание программы
2 класс - 34 часа

1.Раздел 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»;
2. Раздел 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;
3. Раздел 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
4. Раздел 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;
5. Раздел 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;
6. Раздел 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;
7. Раздел 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием;
8. Раздел 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
9. Раздел 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России

Содержание программы
3 класс - 34 часа

1. Раздел 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Раздел 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Раздел 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Раздел 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Раздел 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Раздел 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Раздел 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Раздел 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Раздел 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Раздел 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Раздел 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

Содержание программы
4 класс - 34 часа

1. Раздел 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
2. Раздел 2. Основы экономического развития (10 часов): Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
3. Раздел 3. Реклама. Качество товара (4 часа): Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
4. Раздел 4. Банки. Ценные бумаги (3 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки;
5. Раздел 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы;
6. Раздел 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
7. Раздел 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии;
8. Раздел 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный);
9. Раздел 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;

10. Раздел 10. Экономические задачи (5 часов): Решаем экономические задачи на нахождение прибыли;
11. Раздел 11. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.







III. Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

сроки

Тема

учебного занятия

Планируемые результаты

Виды деятельности обучающихся

Форма контроля

Метапредметные (УУД)

1

1 неделя

Введение в экономику.

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;

  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение;

  • учиться работать по предложенному педагогом плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.



Знакомство детей друг с другом.

Играть в игру «Экономика»

Фронтальный опрос

2

2 неделя

Потребности. Что такое «потребности».

Приводить примеры потребностей.

Интеллектуальная игра

3

3 неделя

Какие бывают потребности?

4-5

4-5 неделя

Источники удовлетворения
потребностей.

Приводить примеры источников удовлетворения потребностей.

Фронтальный опрос

6

6 неделя

Почему все потребности нельзя удовлетворить?

Интеллектуальная игра

7-8

7-8 неделя

Виды потребностей.

Игра - лото «Виды потребностей»

Интеллектуальная игра

9

9 неделя

Мои желания и потребности.

Интеллектуальная игра

10

10 неделя

Мои желания и потребности.

Аукцион знаний

11

11 неделя

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье.

Приводить примеры домашнего хозяйства. Игра «Распределить роли в семье»

Фронтальный опрос

12

12 неделя

Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи.

Фронтальный опрос

13

13 неделя

Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым?

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости.

Фронтальный опрос

14

14 неделя

Посчитаем семейный бюджет.

Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере.

Интеллектуальная игра

15

15 неделя

Что такое «товар»?

Интеллектуальная игра

16

16 неделя

Какие бывают товары?

Фронтальный опрос

17

17 неделя

Где можно
приобрести товары и услуги?

Фронтальный опрос

18

18 неделя

Зачем нужна реклама?

Фронтальный опрос

19-20

19 -20 неделя

Роль рекламы.

Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых денег.

Интеллектуальная игра

21

21 неделя

Зачем нужны деньги?

Интеллектуальная игра

22

22 неделя

Как появились деньги?

Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.

Интеллектуальная игра

23-24

23-24 неделя

Деньги и страны.

Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют.

Фронтальный опрос

25-26

25-26 неделя

Где и как хранятся деньги?

Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Фронтальный опрос

27-28

27-28 неделя

Что такое источник дохода.

Фронтальный опрос

29

29 неделя

Что такое «маркетинг»?

Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Интеллектуальная игра

30

30 неделя

Обмен. Рынок. Торговля.

Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. Приводить примеры доходов от различных вложений денег. Сравнивать разные виды сбережений.

Интеллектуальная игра

31

31 неделя

Взаимоотношения продавца и покупателя.

Фронтальный опрос

32

32 неделя

Конкуренция.

Интеллектуальная игра

33

33 неделя

Задачи с Задачи Гнома - Эконома


Составить и решить экономические задачи.

Решение задач




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!