СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Практическая геометрия» 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Практическая геометрия» 8 класс. Программа учебного курса ориентирована  на приобретение определенного опыта решения задач различных типов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Практическая геометрия» 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ





Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения

учителей естественно-математического цикла

Протокол от 23.08.2021 г. № 1


Согласовано

Заместитель директора по УВР

________ Зубова М.Э.

Принята педагогическим советом


Протокол от 26.08.2021 г. № 1


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ Совхозной СОШ

__________Богомолов А.А.


Приказ от 30.08.2021 г. № 80








Рабочая программа учебного курса «Практическая геометрия»

8 класс










с. Гремячий Колодезь

2021 год





Программа учебного курса «Практическая геометрия» ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов. Особенность принятого подхода учебного курса «Практическая геометрия» состоит в том, что для занятий предлагаются небольшие фрагменты, относящиеся к различным разделам геометрии 7-8классов. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами решения практических задач, расширить представление об изучаемом материале и его применении на практике.

Для реализации элективного курса используется учебно-методический комплекс (далее УМК) линии учебников для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова. и других. Москва: Просвещение,2017 г под редакцией Атанасяна, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях и обеспечивающих обучение курсу математики, в соответствии с ФГОС.


Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты обучения:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициативу, находчивость, актив-ость при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.



Метапредметные результаты обучения:



1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути

достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;



Предметные результаты обучения:

Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаим­ного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфи­гурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и при­знаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симмет­рии, поворот, параллельный перенос);

  • решать задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахожде­ние длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кру­гов и секторов;

  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины ок­ружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (исполь­зуя при необходимости справочники и технические сред­ства).


Выпускник получит возможность:

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометриче­ского аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и ли­нейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур;

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллело­граммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движе­ния при реше­нии задач на вычисление площадей многоугольников.



Содержание программы учебного курса

Элементы истории геометрии (5ч)

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.. Определения. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Равенство отрезков. Измерение геометрических величин. Длина отрезка и её свойства. Длина ломаной. Угол. Градусная мера угла. Прямой угол. Острые и тупые углы. Равенство углов.. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой.

Окружность. Старое и новое о круге (3ч )

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр, хорда. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: построение перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам, построение биссектрисы. Понятие о геометрическом месте точек.

Параллельные прямые (1)

Параллельные прямые. Расстояние между параллельными прямыми. Теоремы о параллельности прямых. Признаки параллельности прямых. Аксиома. Аксиома параллельных прямых. Необходимые и достаточные условия.

Прямоугольные треугольники (4ч)

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение. Построение треугольника по трём элементам.

Многоугольник. Четырехугольник. Виды четырехугольников (5ч)

Многоугольник. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Виды многоугольников, стороны, внутренние углы, внешние углы многоугольника, диагонали. Сумма углов выпуклого многоугольника (внутренних и внешних). Количество диагоналей выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники. Четырехугольники и их виды. Параллелограмм. Элементы параллелограмма: стороны, углы, диагонали, высоты. Свойства и признаки параллелограмма. Свойства биссектрис внутренних углов параллелограмма. Теорема Фалеса. Нежесткость параллелограмма. Построение параллелограмма по его элементам. Частные виды параллелограмма. Прямоугольник. Свойства и признак прямоугольника. Ромб. Свойства и признаки ромба. Построение ромба. Квадрат. Свойства и признаки квадрата. Трапеция, виды и свойства трапеции. Равнобедренная трапеция. Теорема о средней линии треугольника и трапеции. Теорема о медианах треугольника. Разбиение трапеции на треугольник и параллелограмм. Задачи на построения, связанные с параллелограммом и трапецией (построение трапеции по четырем отрезкам, построение треугольника по его медианам и другие).

Площадь и теорема Пифагора (9 ч)

Понятие площади. Свойства площадей. Равносоставленные и равновеликие многоугольники. Задачи на разрезание многоугольников. Площадь квадрата, прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Отношение площадей треугольников, имеющих по равной стороне, по равной высоте. Способы нахождения площадей некоторых многоугольников. Площадь ромба. Триангуляция. Площадь трапеции. Теорема Пифагора (прямая и обратная). Пифагоровы тройки натуральных чисел. Приложения теоремы Пифагора. Вычисление площади трапеции по длине ее оснований и боковых сторон.

Подобие треугольников и произвольных фигур (2ч)

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Теорема об отношении площадей двух треугольников, имеющих равный угол. Отношение площадей подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Свойство биссектрисы угла треугольника; свойство биссектрисы внешнего угла треугольника; теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Расширенная теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки в трапеции.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (3 ч)

Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60° и угла 18°. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. Нахождение угла по его тригонометрическим функциям с помощью микрокалькулятора и таблиц. Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла. Формулы для вычисления тригонометрических функций тупых углов. Тригонометрические функции прямого угла. Формула вычисления площади треугольника через две стороны и синус угла между ними. Теорема синусов.

Касательные и секущие к окружности (1 ч)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности. Пропорциональные отрезки в окружности (теоремы об отрезках хорд и об отрезках секущих). Радикальная ось и радикальный центр окружностей. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанные и описанные окружности. Многоугольники и окружности. Теоремы о вписанных и описанных выпуклых четырехугольниках.

Итоговое занятие(2ч)




Тематическое планирование

1ч в неделю (35 в год)

 

п/п

Тема

Кол-во

часов


Элементы истории геометрии

5

1

История возникновения геометрии. Историческая справка «Кто это, Евклид?». Основные геометрические понятия, аксиомы. Расположение точек на прямой.

1

2

Вычерчивание фигур одним росчерком. Пространство и размерность.

1

3

Измерение длины. Измерение высоты недоступных предметов. Искусство мерить шагами. Глазомер. Измерение голыми руками.

1

4

Практическая работа №1 «Провешивание прямой на местности. Использование свойств равностороннего треугольника».

1

5

Практическая работа №2 «Измерение недоступной высоты»

1


Окружность. Старое и новое о круге

3

6

Окружность, круг. Части круга, окружности. Окружность как совершенная геометрическая форма в архитектуре

1

7

Практическая работа №3 «Как нарисовать окружность? Различные способы построения окружности»

1

8

Практическая работа №4 «Деление окружности на n частей»

1


Параллельные прямые

1

9

Аксиомы геометрии. Аксиома параллельности Евклида. Практическая работа № 5 «Практические способы построения параллельных прямых»

1


Прямоугольные треугольники

4

10

Практическая работа № 6 «Сумма острых углов прямоугольного треугольника. Свойство прямоугольного треугольника, содержащего угол 30°»

1

11

Применение свойств прямоугольных треугольников при решении задач.

1

12

Практическая работа № 7 «Нахождение расстояния между параллельными прямыми с помощью циркуля и линейки»

1

13

Применение признаков равенства прямоугольных треугольников при решении задач Практическая работа № 8 «Задачи на построение с помощью циркуля и линейки»

1


Многоугольник. Четырехугольник. Виды четырехугольников

5

14

Виды многоугольников, стороны, диагонали. Практическая работа № 9 «Сумма углов выпуклого многоугольника» (внутренних и внешних)

1

15

Свойства и признаки параллелограмма. Свойства биссектрис внутренних углов параллелограмма. Нежёсткость параллелограмма

1

16

Практическая работа №10 «Построение параллелограмма по его элементам»

1

17

Частные виды параллелограмма. Разбиение трапеции на треугольник и параллелограмм. Решение задач

1

18

Практическая работа №11 « Задачи на построения, связанные с параллелограммом и трапецией (построение трапеции по четырем отрезкам, построение треугольника по его медианам и другие)»

1


Площадь и теорема Пифагора

9

19

Понятие площади. Свойства площадей. Равносоставленные и равновеликие многоугольники.

1

20

Задачи на разрезание многоугольников.

1

21

Отношение площадей треугольников, имеющих по равной стороне, по равной высоте, по равному углу

1

22

. Способы нахождения площадей некоторых многоугольников.

1

23

Пифагоровы тройки натуральных чисел. Приложения теоремы Пифагора.

1

24

Вычисление площади трапеции по длине ее оснований и боковых сторон.

1

25

Вычисление площади произвольного многоугольника.

1

26

Практическая работа №12 « Вычисление площади многоугольника с вершинами в «узлах» прямоугольной координатной сетки»

1

27

Практическая работа №13 «С помощью метода площадей получить: а) свойство биссектрисы внутреннего угла треугольника; б) длину биссектрисы внутреннего угла треугольника.»

1


Подобие треугольников и произвольных фигур

2

28

Свойство биссектрисы угла треугольника; свойство биссектрисы внешнего угла треугольника.

1

29

Теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Практическая работа №14«Теорема Фалеса: деление отрезка на n равных частей» Расширенная теорема Фалеса.

1


Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

30

Значения тригонометрических функций углов 30°, 45°, 60° и угла 18°.

1

31

Решение прямоугольных треугольников. Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла.

1

32

Практическая работа № 15 «Нахождение угла по его тригонометрическим функциям с помощью микрокалькулятора и таблиц»

1


Касательные и секущие к окружности

1

33

Теорема о диаметре, перпендикулярном хорде. Свойства касательных, секущих, дуг. Практическая работа № 16 « Построение касательной к окружности»..

1

34-35

Защита проектов «Путешествие по стране Геометрия», презентации (творческие задания).

2


Итого

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!