СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Я и мир вокруг» для 2 классов (начальное общее образование)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа учебного курса «Я и мир вокруг» для 2-х классов

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Я и мир вокруг» для 2 классов (начальное общее образование)»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Управление образования и науки Тамбовской области
МАОУ СОШ №30

г.Тамбов

УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________( Разуваева И.С. )
Приказ № -од
от "01" сентября 2023 г.



Рабочая программа учебного курса

«Я и мир вокруг»

для 2 классов


(начальное общее образование)

на 2023/2024 учебный год

Составитель: Капрова Надежда Алексеевна

учитель начальных классов

г.Тамбов 2023



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка. Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение учащихся жить в окружающем их мире.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг" составлена на основании документа «Наша новая школа», утверждённого президентом РФ, которая отмечает главные задачи современной школы – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик учащегося:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Актуальность программы. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требует изменений, которые позволят ученику приобрести универсальные учебные действия, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества. Однако, детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехами своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые необходимо постоянно равняться. Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания, толерантности невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности.

Социальная и педагогическая целесообразность. Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной работы, направленной на становление личности. Психологическими особенностями младшего школьного возраста, имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей, являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к конвергентному); развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов; высокая эмоциональность; преобладание предметного, чувственного восприятия окружающего, его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления. Школа ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Мной использованы разные методики, где активно поддерживала ребенка во всех его начинаниях. Но постепенно выдвигалась необходимость в создании более системного, глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях.

Программа предусматривает все стороны развития личности ребенка:

- патриотическое;

- нравственное;

- эстетическое;

- воспитание гражданственности, толерантности;

- экологическое;

- формирование культуры поведения, навыков самоуправления;

- развитие творческих способностей.

Цель: развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Задачи:

  • воспитывать важны личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого;

  • укреплять психическое и физическое здоровье учащихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;

  • выявлять склонности и познавательные интересы учащихся;

  • установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач.

Условия эффективности системы воспитания:

  • учет возрастных особенностей учащихся, знание интересов и их увлечений, использование современных педагогических и воспитательных технологий и их реализация, взаимодействие с социумом, готовность участников воспитательного процесса к реализации поставленных целей и задач, удовлетворенность участников воспитательного процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией.



На изучение «Я и мир вокруг» во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.



  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности "Я и мир вокруг" для 2 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг" составлена на основании нормативно-правовых документов:

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Изучение курса направлено на достижение следующей цели:

развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Цель курса реализуется через следующие задачи:

  • воспитывать важные личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого;

  • укреплять психическое и физическое здоровье учащихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;

  • выявлять склонности и познавательные интересы учащихся;

  • установить тесное сотрудничество семьи и школы в решении воспитательных задач.

Место программы в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального общего образования и примерной программой рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» во 2-ом классе предусматривает 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» являются:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно – прикладного искусства, музыка и т.д.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

Учащиеся получат возможность для формирования мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Учащиеся научатся:

- элементам самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- элементарным приемам исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- приемам работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

Предметными результатами являются:

- в ценностно – ориентационной сфере – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

- в познавательной сфере – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в социоприродной среде;

- в эстетической сфере – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.

2.Содержание внеурочной деятельности

Раздел «Школа вежливых наук». (9ч). Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Быть вежливым – значит быть воспитанным! Дружим с добрыми словами.

Как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Правда и ложь. Добро и зло. Любим добрые поступки.  Какими в жизни следует быть? «Ежели вы вежливы…»

Раздел «Школа - территория толерантности». (8 ч) Доброта начинается с детства. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете. Научи своё сердце добру. Мы-команда одного корабля. Вместе-здорово! Толерантность спасёт мир. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Раздел «В здоровом теле - здоровый дух». (3ч) «Здоровье сгубишь- новое не купишь». «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» «Жизнь прожить- не море перейти»


Раздел «Семь - Я». (7 ч) «Дом окнами в детство». «Семь + я». Рассказы о своей родословной «Дре­во жизни». Наши бабушки и дедушки – за что мы их любим?

«Профессии: кем я хочу стать?» «Наши мамы – лучшие на свете». «Моя семья – мое богатство!»

Раздел «В мире прекрасного». (7 ч) «Правила на каждый день». «Кто это выдумал» (история правил поведения). Родина на полотне (конкурс рисунков). "Прекрасное в моей жизни". В гостях у музыкальных инструментов. Как прекрасен этот мир – посмотри! Игра – праздник «Проще простого».






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Школа вежливых наук.

1.1.

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! 


1

0

1

07.09.2023

Знать требования к манерам; отличать корректное поведение от галантного;


Составлять высказывания о совести как основе нравственности.Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний;

Уметь цитировать афоризмы.

Составлять высказывания о совести как основе нравственности.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.2.

 Быть вежливым – значит быть воспитанным!


1

0

0

14.09.2023

Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний;

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.3.

Дружим с добрыми словами.


1

0

0

21.09.2023

Уметь цитировать афоризмы.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.4.

Как слушать собеседника и вести себя во время разговора.


1

0

0

28.09.2023

Составлять высказывания о совести как основе нравственности.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.5.

Правда и ложь


1

0

0

05.10.2023

Знать требования к манерам; отличать корректное поведение от галантного;

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.6.

Добро и зло


1

0

0

12.10.2023

Добывать сведения об источниках наших нравственных знаний;

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.7.

. Любим добрые поступки


1

0

0

19.10.2023

Уметь цитировать афоризмы.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.8.

Какими в жизни следует быть?


1

0

0

26.10.2023

Знать требования к манерам; отличать корректное поведение от галантного;

Устный опрос;

УЧИ.РУ

1.9.

«Ежели вы вежливы…»


1

0

0



Устный опрос;

УЧИ.РУ

Итого по разделу

9


Раздел 2. Школа - территория толерантности

2.1.

Доброта начинается с детства.


1

0

0

09.11.2023

Знать законы дружбы.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

2.2.

Ты и твои друзья.

1

0

1

16.11.2023

Иметь представление о том, что значит быть надежным другом. Уметь заниматься самовоспитанием (поставить цель и добиваться ее выполнения).

Устный опрос;

УЧИ.РУ

2.3.

Помни о других - ты не один на свете.

1

0

1

23.11.2023

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

2.4

Научи своё сердце добру.

1

0

0

30.11.2023

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Устный опрос; УЧИ.РУ

УЧИ.РУ

2.5

Мы-команда одного корабля.

1

0

0

07.12.2023

Знать законы дружбы.

Устный опрос; УЧИ.РУ

УЧИ.РУ

2.6

Вместе-здорово!


1

0

0

14.21.2023

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Устный опрос; УЧИ.РУ

УЧИ.РУ

2.7

Толерантность спасёт мир.

1

0

0

21.12.2023

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Устный опрос; УЧИ.РУ

УЧИ.РУ

2.8

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

1

0

0

28.12.2023

Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

Устный опрос; УЧИ.РУ

УЧИ.РУ

Итого по разделу

8


Раздел 3. В здоровом теле - здоровый дух

3.1.

«Здоровье сгубишь- новое не купишь»

1

0

0

11.01.2024

Знать правила здорового образа жизни и уметь их применять.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

3.2.

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»


1

0

0

18.01.2024

Знать правила здорового образа жизни и уметь их применять.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

3.3.

«Жизнь прожить- не море перейти»


1

0

0

25.01.2024

Знать правила здорового образа жизни и уметь их применять.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

Итого по разделу

3


Раздел 4. «Семь - Я»

4.1.

«Дом окнами в детство»


1

0

0

01.02.2024

Знать о кодексе семейного здоровья.


Устный опрос;

УЧИ.РУ

4.2.

«Семь + я»


1

0

0

08.02.2024

Знать о пользе терпения, выдержки.

.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

4.3.

Рассказы о своей родословной «Дре­во жизни»

1

0

0

15.02.2024

Уметь предвидеть последствия своих поступков. Уметь составлять свою родословную.


Устный опрос;

УЧИ.РУ

4.4.

Наши бабушки и дедушки – за что мы их любим?


1

0

0

22.02.2024

Знать о кодексе семейного здоровья.

Знать о пользе терпения, выдержки,

Уметь предвидеть последствия своих поступков.

Устный опрос;

УЧИ.РУ





4.5.

«Профессии: кем я хочу стать?»


1

0

0

29.02.2024

Знать о кодексе семейного здоровья.

Уметь составлять свою родословную.

Знать о пользе терпения, выдержки,

Уметь предвидеть последствия своих поступков.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

4.6

«Наши мамы – лучшие на свете»

1

0

0

07.03.2024

Знать о кодексе семейного здоровья.

Уметь составлять свою родословную.

Знать о пользе терпения, выдержки,

Уметь предвидеть последствия своих поступков.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

4.7

. «Моя семья – мое богатство!»


1

0

1

14.03.2024

Знать о кодексе семейного здоровья.

Знать о пользе терпения, выдержки,

Уметь предвидеть последствия своих поступков.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

Итого по разделу

7


Раздел 5. В мире прекрасного

5.1.

«Правила на каждый день»

1

0

1

28.03.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность.

Устный опрос;

УЧИ.РУ

5.2.

«Кто это выдумал» (история правил поведения)


1

0

1

04.04.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность

Устный опрос;

УЧИ.РУ

5.3.

Родина на полотне (конкурс рисунков).


1

0

1

11.04.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность

Устный опрос;

УЧИ.РУ

5.4.

"Прекрасное в моей жизни"


1

0

1

18.04.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность

Устный опрос;

УЧИ.РУ

5.5.

В гостях у музыкальных инструментов.


1

0

0

25.04.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность

Устный опрос;

УЧИ.РУ

5.6.

Как прекрасен этот мир – посмотри!


1

0

0

16.05.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность

Устный опрос;

УЧИ.РУ

5.7

Игра – праздник «Проще простого»


1

0

0

23.05.2024

Иметь сформированное желание активно преобразовывать действительность

Устный опрос;

УЧИ.РУ

Итого по разделу

7


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8















Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг" 2 класса "Б" (34 часа)


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изуче ния по плану

Дата

Изучения по факту

Контролируемые элементы
содержания

Проверяемые элементы
содержания

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! 


1

0

1

07.09.2023

07.09.2023



Устный опрос ;

2

 Быть вежливым – значит быть воспитанным!


1

0

0

14.09.2023

14.09.2023



Устный опрос ;

3

Дружим с добрыми словами.


1

0

0

21.09.2023

21.09.2023



Устный опрос ;

4

Как слушать собеседника и вести себя во время разговора.


1

0

0

28.09.2023

28.09.2023



Устный опрос ;

5

Правда и ложь


1

0

0

05.10.2023




Устный опрос ;

6

Добро и зло


1

0

0

12.10.2023




Устный опрос ;

7

. Любим добрые поступки


1

0

0

19.10.2023




Устный опрос ;

8

Какими в жизни следует быть?


1

0

0

26.10.2023




Устный опрос ;

9

«Ежели вы вежливы…»


1

0

0

09.11.2023




Устный опрос ;

10

Доброта начинается с детства.


1

0

1

16.11.2023




Практическая работа ;

11

Ты и твои друзья.

1

0

1

23.11.2023




Практическая работа ;

12

Помни о других - ты не один на свете.

1

0

0

30.11.2023




Устный опрос ;

13

Научи своё сердце добру.

1

0

0

07.12.2023




Устный опрос ;

14

Мы-команда одного корабля.

1

0

0

14.12.2023




Самооценка с
использованием«Оценочного
листа» ;

15

Вместе-здорово!


1

0

0

21.12.2023




Самооценка с
использованием«Оценочного
листа» ;

16

Толерантность спасёт мир.

1

0

0

28.12.2023




Устный опрос ;

17

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

1

0

0

11.01.2024




Устный опрос ;

18

«Здоровье сгубишь- новое не купишь»

1

0

0

18.01.2024




Устный опрос ;

19

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»


1

0

0

25.01.2024




Устный опрос ;

20

«Жизнь прожить- не море перейти»


1

0

0

01.02.2024




Устный опрос ;

21

«Дом окнами в детство»


1

0

0

08.02.2024




Устный опрос ;

22

«Семь + я»


1

0

0

15.02.2024




Устный опрос ;

23

Рассказы о своей родословной «Дре­во жизни»

1

0

0

22.02.2024




Устный опрос ;

24

Наши бабушки и дедушки – за что мы их любим?


1

0

0

29.02.2024




Устный опрос ;

25

«Профессии: кем я хочу стать?»


1

0

0

07.03.2024




Устный опрос ;

26

«Наши мамы – лучшие на свете»

1

0

1

14.03.2024




Практическая работа ;

27

«Моя семья – мое богатство!»


1

0

1

21.03.2024




Практическая работа ;

28

«Правила на каждый день»

1

0

1

04.04.2024




Практическая работа ;

29

«Кто это выдумал» (история правил поведения)


1

0

1

11.04.2024




Практическая работа ;

30

Родина на полотне (конкурс рисунков).


1

0

1

18.04.2024




Практическая работа ;

31

"Прекрасное в моей жизни"


1

0

0

25.04.2024




Устный опрос ;

32

В гостях у музыкальных инструментов.


1

0

0

02.05.2024




Устный опрос ;

33

Как прекрасен этот мир – посмотри!


1

0

0

16.05.2024




Устный опрос ;

34

Игра – праздник «Проще простого»


1

0

0

23.05.2024




Практическая работа ;

ИТОГО:34 часа

34

0

8











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Балабанова И.П. Уроки этики: учение с увлечением /Начальная школа.-2002, №12

2. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?/ Начальная школа.-2004, №3

3. Добротворский И. Как развить и реализовать свои способности /Воспитание школьников.-2005г., №9

4. Лежнева Л.И. Учимся общаться /Начальная школа. – 1990, №12

5. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002

6. Волович А. Программа по этике для учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ /Воспитание школьников.-2002, №10

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

УЧИ.РУ

• Видеофильмы (в том числе в цифровой форме)

• Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

• - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

• - Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мультимедийный компьютер. ...






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!