СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «География» в 8 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «География» в 8 классе»

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «География» в 8 классе разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);

  • авторской программы: Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5 - 9 классов - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 г.);

  • учебника: География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 – (ФГОС. Инновационная школа);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Родниковской СОШ № 6.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучения географии в 8 классе отводится 68 ч. (2 часа в неделю).


Цель:

Создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить обучающихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся знания о родной стране и в мире;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические.

Обучающиеся научатся:

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, для решения учебных и практико-ориентированных задач;

-анализировать, обобщать географическую информацию;

-находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности;

-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

-оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов страны;

-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Универсальные учебные действия

Личностные:

  • проявление патриотизма – уважения и сопричастности к России, к своей малой родине, к прошлому и настоящему своего Отечества;

  • осознание и проявление себя гражданином России, патриотом;

  • осознание и исполнение своего долга и ответственности перед своей страной;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального государства;

  • вести диалоги, участвовать в дискуссии;

  • учиться находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения, умение отстаивать свою точку зрения.

Метапредметные:

  • ставить учебные задачи;

  • планировать свою деятельность;

  • развивать различные способы самоконтроля;

  • учиться навыкам анализа и синтеза, анализировать информацию;

  • определять реальные проблемы и пути их решения;

  • определять проблемы собственной учебной деятельности и установление их причины;

  • создавать собственную информацию и ее представление в соответствии с учебными задачами;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления.

Предметные:

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • знать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов в России, их главные месторождения и территориальные сочетания;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Содержание курса

Географическая карта и источники географической информации (4ч.)

Географическая карта и ее математическая основа. Картографические проекты и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.


Россия на карте мира (5ч.)

Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны - соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых зон России. Декретное и летнее время.




История изучения территории России (4ч.)

Русские землепроходцы XI – XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII – XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академическая экспедиция XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задача современной географии. Географический прогноз.

Геологическое строение и рельеф России (6ч)

Географическое летоисчисление. Шкала геологического строения. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых в России. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.


Климат России (8ч.)

Факты, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.


Гидрография России (9ч)

Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим реки. Озера. Виды озер и их распространение по территории России. Болота. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Прследствия ледникового периода. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.


Почвы России (3ч)

Почва. Формирование почвы, ее состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменение почв процессе их хозяйственного использования, борьбас эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.


Растительный мир и животный мир России (3ч)

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые природные территории.


Природные зоны России (6ч)

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктические пустыни, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыни. Высотная поясность. Природно-хозяйственная поясность. Природно-хозяйственные зоны.


Крупные природные Районы России (15ч)

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, Остров Врангеля.

Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории.

Северный Кавказ – самый южный район страны. Физико-географическое положение территории.

Урал – каменный пояс. Физико-географическое положение территории.

Западная Сибирь – край уникальных богатств. Физико-географическое положение территории.

Средняя Сибирь. Физико-географическое положение территории.

Северо – Восток Сибири. Физико-географическое положение территории.

Горы Южной Сибири – рудная кладовая страны. Физико-географическое положение территории.

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Физико-географическое положение территории.


Заключение (5ч)

Влияние природы на человека. Влияние человека на природу.





Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Практическая работа

1

Географическая карта и источники географической информации

4

-

2

Россия на карте мира

5

1

3

История изучения территории России

4

1

4

Геологическое строение и рельеф России

6

2

5

Климат России

8

1

6

Гидрография России

9

2

7

Почвы России

3

-

8

Растительный и животный мир России

3

-

9

Природные зоны России

6

1

10

Крупные природные районы России

15

1

11

Заключение

5

-


Итого

70

9





Перечень обязательных практических работ:


Название

Дата

1

Характеристика географического положения России


2

Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев


3

Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны


4

Выявление зависимости между тектоническим строением, формами рельефа и размещением основных групп полезных ископаемых


5

Характеристика типов климата России


6

Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте


7

Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России


8

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм


9

Составление описания одной из природных зон России по плану


10

Составление описания природного района по плану








Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс


п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

план

факт

Географическая карта и источники географической информации (4 ч.)



Карта и её математическая основа

Географическая карта. Картографические проекции. Картографические искажения. Виды проекций по типу вспомогательной проекции




Топографическая карта

Особенности топографических карт. Ориентирование по карте




Космические и цифровые источники информации

Компьютерная картография. Космические методы сбора данных. Мониторинг




Обобщение, контроль и коррекция знаний

Тестирование по теме «Географическая карта и источники географической информации»


Россия на карте мира (5 ч.)



Географическое положение России

Территория России. Крайние тоски России. Государственная граница России. Российский сектор Арктики




Природные условия и ресурсы

Географическое положение и природа России. Приспособление человека к природным условиям. Природные ресурсы.




Природные условия и ресурсы

П/р. «Характеристика географического положения России» (работа с контурными картами)




Часовые пояса страны

Часовые пояса. Часовые пояса и зоны России




Обобщение и контроль знаний

Тестирование по теме «Россия на карте мира»


История изучения территории России (4 ч.)



Русские землепроходцы 11-17 веков

Открытие и освоение Европейского Севера и Сибири. Открытие и освоение Дальнего Востока




Географические открытия в России 18-19 века и исследования 20 века

Камчатские экспедиции. Другие исследования территории России. Исследования северных берегов России. Изучение внутренних районов




Роль географии в современном мире

Новые цели географии. Задачи современной географии. Географический прогноз






Обобщение и контроль знаний

Тестирование по теме «История изучения территории России».

П/р. «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев»


Геологическое строение и рельеф России (6 ч.)



Геологическое летоисчисление и геологическая карта

Геохронологическая таблица. Геологические карты. Работа с геологической картой




Тектоническое строение

Строение земной коры. Далекое прошлое. Платформы. Складчатые пояса




Общие черты рельефа

Общие черты рельефа. Влияние внешних сил. Крупные природные районы.

П/р. «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны»




Литосфера и человек

Полезные ископаемые. Минеральные ресурсы России. Стихийные явления на территории России




Коррекция знаний

П/р. «Выявление зависимости между тектоническим строением, формами рельефа и размещением основных групп полезных ископаемых»




Обобщение и контроль знаний по теме

Закрепление знаний по теме «Геологическое строение и рельеф России»


Климат (8 ч.)



Факторы, определяющие климат России

Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Широтное положение. Влияние морей и океанов. Влияние рельефа. Влияние размеров страны




Распределение тепла и влаги на территории России

Распределение температуры воздуха. Увлажнение территории




Климаты России

Арктический пояс. Субарктический пояс. Умеренный пояс. Субтропический пояс.

П/р. «Характеристика типов климата России»




Воздушные массы и атмосферные фронты

Воздушные массы. Атмосферные фронты. Предсказание погоды






Атмосферные вихри

Формирование атмосферных вихрей. Циклон. Антициклон. Прогноз погоды




Атмосфера и человек

Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы




Коррекция знаний

П/р. «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте»




Обобщение и контроль знаний

Тестирование по теме «Климат России»


Гидрография России (9 ч.)



Моря, омывающие берега России

Хозяйственное значение морей. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого океана. Моря Атлантического океана.

П/р. «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России»




Характеристики реки

Длина реки. Бассейн реки. Питание реки. Режимы реки




Реки России

Страна больших рек. Реки бассейна Северного Ледовитого океана. Реки Атлантического океана. Реки Тихого океана. Бассейн внутреннего стока




Озёра и болота

Озёра их происхождение. Искусственные и естественные водохранилища. Болота




Природные льды

Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота. Ледники




Великое оледенение

Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. После оледенения




Гидросфера и человек

Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой




Коррекция знаний по теме "Гидрография России"

П/р. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм»




Обобщение и контроль знаний

Тестирование по теме «Гидрография России»


Почвы России (3 ч.)



Формирование и свойства почвы

Почвообразование. Почвенный профиль. Горизонт вымывания




Зональные типы почв

Открытие В.В. Докучаева. Зональные типы почв России. Почвенные ресурсы






Обобщение и контроль знаний

Тестирование по теме «Почвы России»


Растительный и животный мир России (3 ч.)



Растительный и животный мир России

Природный комплекс. География растений. География животных




Ресурсы растительного и животного мира

Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые природные ресурсы




Обобщение и контроль знаний

Тестирование по теме «Растительный и животный мир России»


Природные зоны России (6 ч.)



ПК России

Природный комплекс. Два вида природных комплекса




Природные зоны Арктики и Субарктики

Арктическая пустыня. Гигантское круглогодичное пастбище для северных оленей




Леса умеренного пояса

Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Дальневосточная и уссурийская тайга




Безлесные зоны юга России. Высотная поясность

Лесостепная зона. Степная зона. Зона пустынь. Черноморское побережье Кавказа и Южный берег Крыма. Высотная поясность




Природно-хозяйственные зоны

Природа и хозяйство. Арктика и Субарктика. Лесные зоны. Безлесные южные зоны. Горные районы




Коррекция знаний

П/р. «Природные зоны России»


Крупные природные районы России (15 ч.)



Островная Арктика

Российский сектор Арктики. Западная Арктика. Восточная Арктика




Восточно-Европейская равнина

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография




Восточно-Европейская равнина

Природные зоны. Европейский Север. Центральная Россия. Поволжье




Восточно-Европейская равнина

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография




Северный Кавказ

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Высотная поясность




Крым

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Природные зоны. Природа и человек




Уральские горы

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Природные зоны




Западно-Сибирская равнина

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Природные зоны. Природа и человек




Средняя Сибирь

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые




Средняя Сибирь

Климат. Гидрография. Внутренние воды. Природные зоны. Природа и человек




Северо-Восточная Сибирь

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые




Северо-Восточная Сибирь

Климат. Гидрография. Природные зоны. Природа и человек




Пояс гор Южной Сибири

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Высотная поясность. Природа и человек




Дальний Восток

История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Природные зоны. Природа и человек




Коррекция знаний

П/р. «Составление описания природного района по плану»


Заключение (5 ч.)



Природа и человек

Влияние природы на человека. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Охрана и восстановление




Промежуточная аттестация

Промежуточное тестирование по курсу географии за учебный год




Коррекция знаний по теме "Физическая география России"

Повторение пройденного материала по темам «Природные зоны России», «Крупные природные районы России»




Обобщение по курсу "Физическая география России"

Тестирование по темам «Природные зоны России», «Крупные природные районы России»




Контроль знаний по курсу "Физическая география России"

Обобщение, систематизация знаний и подведение итогов





Перечень обязательной географической номенклатуры по географии

8 класс


Географическое положение


Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Балтийская коса Гданьского залива

(все крайние островные и материковые точки знать)

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России


Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч, Яблоновый хр.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.


Внутренние воды и водные ресурсы России


Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.


Районы распространения полезных ископаемых


Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).



Климат и климатические ресурсы России Города:


Оймякон, Верхоянск


Заповедники и другие охраняемые территории:

Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.


Восточно-Европейская равнина


Моря: Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Каспийское, Карское, Чёрное.

   Озера: Белое, Онежское, Ладожское, Баскунчак, Эльтон, Имандра, Ильмень, Чудское, Псковское, Селигер.

Реки: Печора, Вычегда, Онега, Нева, Днепр, Ока, Волга, Свирь, Северная Двина, Дон, Ахтуба, Кама, Москва, Волхов, Мезень, Тулома, Ловать.

Заливы: Кандалакшский,  Онежская губа, Двинская губа, Мезенская губа, Чёшская губа, Печорская губа, Финский залив, Таганрогский залив.

Острова: Колгуев, Вайгач, Новая Земля, Соловецкие.

Полуострова: Кольский, Канин.

Равнины: Прикаспийская низменность, Окско-Донская равнина, Печорская низменность.

Возвышенности: Тиманский кряж, Приволжская, Смоленско-Московская, Валдайская, Северные Увалы,  Среднерусская.

Горы: Хибины

Урал


Части: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный,  Пай-Хой.

Вершины: Константинов Камень, Пайер, Народная, Сабля, Телпозиз, Кожимиз, Ишерим, Денежкин Камень, Качканар, Юрма, Большой Иремель,  Ямантау, Амдерма, Салават.

Пещеры: Капова, Аскинская, Салаватская, Кунгурская, Дивья.

Реки: Печора, Обь, Уса, Щугер, Колва, Вишера, Косьва, Чусовая, Уфа, Белая, Урал, Миасс, Исеть,  Тура, Сосьва, Лозьва, Северная Сосьва, Хулга, Сыня.

Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы, Бугульмино-Белебеевская , Общий Сырт, Тургайское плато.

Низменности: Большеземельская тундра, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.




Дальний Восток

Моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.

Проливы: Дмитрия Лаптева, Лонга, Берингов, Лаперуза, Кунаширский, Татарский.

Заливы: Шелихова, Анадырский, Пенжинская губа.

Полуострова: Чукотский, Камчатка.

Острова: Ляховские, Медвежьи, Врангеля, Командорские, Курильские, Шантарские, Сахалин.

Хребты: Срединный, Сихотэ-Алинь, Буреинский, Становой, Джугджур, Сунтар – Хаята, Верхоянский, Черского

Нагорья: Чукотское, Корякское, Колымское, Алданское, Оймяконское

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская.

Реки: Зея, Бурея, Амур, Уссури, Камчатка, Анадырь, Колыма, Индигирка, Яна.


Западная Сибирь


Реки: Бия, Катунь, Обь, Томь, Чулым, Кеть, Васюган, Вах, Ишим, Тобол, Иртыш, Исеть, Тура, Тавда, Конда, Северная Сосьва, Надым, Пур, Таз.

Заливы: Енисейский, Гыданская губа, Обская губа, Байдарацкая губа.

Озёра: Телецкое, Чаны, Кулундинское.

Полуострова: Ямал, Гыданский, Мамонта.

Низменности: Кондинская, Барабинская, Ишимская, Васюганская, Кулундинская, Чулымская, Кетско - Тымская.

Возвышенности: Сибирские Увалы, Полуйская, Нижнеенисейская.

Хребты: Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Восточный Саян, Западный Саян.

Вершины: Белуха (4506 м).

Северный Кавказ

Реки: Дон, Егорлык, Ея, Кубань, Ингури, Риони, Кума, Терек, Сулак, Самур, Кура.

Озёра: Маныч-Гудило.

Вершины: Базардюзю (4468), Дюльтыдаг (4127), Казбек (5033), Эльбрус (5642), Дыхтау (5204), Бештау (1401), Чугуш (3238);

Низменности: Кумо-Манычская впадина, Колхидская низменность, Ногайская степь

Хребты: Малый Кавказ, Черноморская цепь, Скалистый хребет,  Терский хребет,  Водораздельный хребет,  Пастбищный хребет,  Боковой хребет.

Возвышенности: Ставропольская.



Учебно-методический комплект

  • Авторская программа: Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5 - 9 классов - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015 г.);

  • учебник: География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 6-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018 – (ФГОС. Инновационная школа);

  • атлас «география России 8-9 класс» с комплектом контурных карт.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!