Рабочая программа
учебного курса
« Аварская литература » в 9 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по аварской литературе для 9 класса составлена на основе о республиканского компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Программы по аварской и Дагестанской литературе 5-11 классов» разработанный сектором родных литератур Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи (Махачкала ООО «Издательство НИИ педагогики», 2007). Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Авар адабият- 9 класс» . Махачкала Издательство НИИ педагогики 2004г.: Авторы –составители А.А.Абдурахманов, Ч,М. Меджидова
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа 9 класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю), из них на развитие речи - 3 часа.
Содержание дисциплины.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы в 9 классе, строящийся с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования аварского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Основные виды тематических письменных работ по развитию речи в 9 классе.
_ выразительное чтение художественного текста.
_ составить простой и сложный план для устного и письменного пересказа литературного произведения.
_ тексты повествовательного произведения уметь передать письменно и устно и анализировать.
_ сочинения учащихся на свободную тему о своем труде.
_ дать оценку прочитанному произведению, просмотренному фильму, или телевизионной передаче.
Связь с родным языком.
_ написать сочинение на политическую и бытовую тему.
_написать доклад на политическую и друие темы на основе 2-3-х произведений.
_написать выборочное изложение по произведению повествовательного характера.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9-ого класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
_ сравнивать с литературой борьба горцев за свободу;
_ в изученных произведениях найти связь с знаменательными датами.
_ в изученных произведениях раскрыть типичные характеры главных героев.
_ в изученных произведениях уметь определить композицию , сюжет и последовательность произведения(портрет героев).
_ определить жанры произведения и их особенности.
_ дать оценку критическим статьям.
_ выучить наизусть предложенные по программе произведения
уметь:
прослеживать темы аварской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Литература:
«Авар адабият»: Хрестоматия 9 кл. авторы:А. А. Абдурахманов, Ч. М. Меджидова. 2-е издание. Издательство НИИ педагогики, Махачкала 2004г.-304с.
Тематическое планирование по «Аварской литературе» 9 кл.
№ | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Сочи- не- ния |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Аварская литература 50-90-х годов ХХ века | 28 | 3 | - | 3 |
3 | Из литературы народов Дагестана. | 5 | - | - | - |
3 | Итого | 34 | 3 | - | 3 |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 9 классе
на 2016-2017 учебный год
| № | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Дом. зад. |
| Введение. | 1 | | |
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | | Подготовиться к беседе о летнем чтении. |
| Аварская литература 50-90-х годов | 29 | | |
2. | Расул Гамзатов. «В горах моё сердце» | 1 | | 1-4 гл. |
3. | «В горах моё сердце» | 1 | | 5-7 гл. |
4. | «Мой Дагестан». Расширить понятие о поэме. | 1 | | Стр.23-48 |
5. | «Матери», « Ласточки» | 1 | | Стр. 49,52. |
6. | «Родной язык». Понятие о пейзажной лирике. | 1 | | Стр.50-52 |
| Р/Р | | | |
| Абдулмажид Хачалов | 2 | | |
| «От имени погибших» | 1 | | Стр. 54-57 |
8. | «От имени погибших». Расширить понятие о композиции произведения. | 1 | | Стр.57-66. |
| Муса Магомедов | 4 | | |
9. | «Манарша». | 1 | | 1-я гл. стр.67-83 |
| «Манарша» | 1 | | 2-я гл.стр.83-93. |
| «Манарша» | 1 | | 3-я гл.стр.93-108. |
| Обобшающий урок по повести «Манарша» | 1 | | Подготовиться к сочинению |
| Р/Р | | | |
| Гаджи Газимирзаев | 1 | | |
|
| 13 | «Сыну», «Другу», «Конь мой, не останавливайся» | 1 | | Стр.109-111 |
| Машидат Гаирбекова | 2 | | |
14 | «Сердце матери» | 1 | | Стр.112-113 |
15 | «Песня матери», «В песне моя жизнь» | 1 | | Стр.113-114 |
| Фазу Алиева | 2 | | |
16 | «Колыбель» | 1 | | Стр. 116-122 |
17 | «Колыбель» | 1 | | Стр. 122-127 |
| Омар-Гаджи Шахтаманов | 2 | | |
18 | «Река Каролинка» | 1 | | Стр. 187 |
19 | «Приходите, друзья», «Андийское озеро» | 1 | | Стр. 188-190 |
| Арип Расулов | 2 | | |
20 | «Сокровище» | 1 | | Стр.191-194, 1-2 гл. |
21 | «Сокровище» | 1 | | Стр.194-198, 3-5 гл. |
22 | «Сокровище» | 1 | | Стр.198-202, 6-7гл.подгот. к сочин. |
| Р/Р | | | |
| | | | |
| Багатар | 4 | | |
| 22 | «Оленёнок мой, спрятавшийся от дождя» | 1 | | Стр.203-218, 1-3 гл. |
23 | «Оленёнок мой, спрятавшийся от дождя» | 1 | | Стр.218-232, 4-6 гл. |
24 | «Ласточка моя из Севера» | 1 | | Стр.233-237, 1-2 гл. |
25 | «Ласточка моя из Севера» | 1 | | Стр.237-243, 3-4 гл. |
| Из литературы народов Дагестана | 5 | | |
| Хизгил Авшалумов | | | |
26 | «Сосед мой—враг мой» | 1 | | Стр. 247-253. |
| Нурадин Юсупов | | | |
27 | «День рождение» | 1 | | Стр. 254-260 |
| Феликс Бахшиев | | | |
28 | «Бомба над домом» | 1 | | Стр.261-270 |
| Ахмедхан Абубакар | 3 | | |
29 | «Даргинские девушки» | 1 | | Стр. 271-281. 1-я гл. |
30 | «Даргинские девушки» | 1 | | Стр.281-286. 2-я гл. |
32 | «Даргинские девушки» | 1 | | Стр.286-295 3-я гл. |
| Ибрагим Гусейнов | | | |
33 | «Имам Шамил и Юсуф» | 1 | | Стр.296-299 |
| Ахмед Жачаев | | | |
34 | «Маленький охотник», «Дятель» | 1 | | Стр.299. |