Рабочая программа
учебного курса
«Аварский язык» в 9 классе
Составитель: учитель родного языка и литературы ____________________________________________ МКОУ «Гутатлинская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку в 9 классе составлена на основе Республиканского государственного стандарта и программы основного общего образования по родному языку Министерства образования и науки Республики Дагестан Дагестанский научно- исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи «Программа по аварскому языку для 5-9 классов» 1991 года.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Аварский язык 8--9 класс». Махачкала Издательство НИИ педагогики 1999 г. Автор Муртазалиев М.М.
К данному варианту программы прилагается методическое пособие
Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по родному языку рассчитана на 34 часов (из расчёта 1 урок в неделю). Из них 4 ч на развитие речи.
Преподавание родного языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение аварским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах родного литературного языка;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к аварскому языку.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по аварскому языку за курс 9-го класса.
В результате изучения родного языка ученик должен:
знать/ понимать:
- роль родного языка как национального языка аварского народа РД, и средства общения между народами разных районов аварской группы языка;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы аварского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях аварского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Литература
«Аварский язык» для 8-9 классов М,М.Муртазалиев, А.М. Муртазалиев Махачкала ООО «издательство НИИ педагогики» 2011.
Тематическое планирование по дисциплине «Аварский язык» 9 кл.
№ | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них на развитие речи, ч. | Контроль- ные диктанты, контрольные работы и тесты | Сочи- не- ния | Изло- жения |
1. | Общие сведения о языке | 1 | 1 | - | - | - |
2. | Повторение изученного в 8 классе | 7 | - | 2 Д -Т | | |
3. | Сложное предложение. | 26 | 2 | 5 | | 2 |
4. | Сложносочинён- ные предложения | 1 | 1 | | | |
5. | Бессоюзные сложные предложения | 5 | 1 | 1 | | |
6. | Сложноподчинён-ные предложения | 8 | | 1 | | 1 |
7. | СПП с придаточными обстоятельства | 7 | 1 | 1 | | |
8. | Сложные предложения с различными видами связи | 1 | | | | 1 |
9. | Повторение и систематизация изученного в 8-9 классах | 4 | | 2 | | |
10. | Итого | 34 | 4 | 7 | | 2 |
Календарно-тематическое планирование по аварскому языку в 9 классе
на 2016-2017 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Повторение. | | Дом. зад. |
| Общие сведения о языке. | 1 | | | |
1. | Значение языка в жизни человека, как средство развития языка. | 1 | | | Упр. 7, 8 стр 3-6 |
| Повторение изученного в 8 классе. | 10 | | | |
2. | Словосочетание и предложение их сходство и различие | 1 | | | № 5-9, упр. |
3. | Главные члены предложения. Подлежащее, сказуемое, прямое дополнение. | 1 | | | № 11-16, упр. |
4. | Второстепенные члены предложения | 1 | | | № 17-24, упр. |
5. | Типы простого предложения. | 1 | | | № 25-33, упр. |
6. | Предложения с обращением, вводными словами, со словами междометиями. | 1 | | | №34-36 Вспомнить обращения, вводные слова, вставные конструкции. |
7. | Предложения с обособленными членами предложений. | 1 | | | №37-40 Повторить изученные правила. |
8. | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | 1 | | | № 41-42 упр. 39. |
9. | Р/р. КПР на тему: «Синтаксис простого предложения» | 1 | | | Повторить всё о простом осложнённом предложении. |
10 | Анализ диктанта. Тестирование. | 1 | | | |
| Сложное предложение. ССП. | | | | |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | | Дом. зад. |
12. | Понятие о сложном предложении. ССП № 45. | 1 | | | № 45 упр. |
13. | Бессоюзные сложные предложения. №46. | 1 | | | № 46, упр. |
14. | Запятая и точка с запятой в БСП. №47. | 1 | | | № 47 Повторить изученные правила. |
15. | Двоеточие в БСП. № 48. | 1 | | | №48 Повторить изученные правила. |
16. | Тире в БСП. № 49. | 1 | | | № 49, упр. |
17. | Р/р.Изложение. | 1 | | | Повторить изученные правила. |
18. | Работа над ошибками. | 1 | | | Повторить изученные правила. |
| Сложноподчинённые предложения | 9 | | | |
19. | СПП с придаточными союзными словами. № 50 | 1 | | | № 50 упр. |
20. | Знаки препинания в СПП предложениях с союзными словами. № 51 | 1 | | | № 51, упр. |
21. | СПП без придаточных союзных слов. № 52 | 1 | | | № 52, упр. |
22 | СПП с придаточным подлежащим. № 53 | 1 | | | №53,упр. |
23 | СПП с придаточным прямого дополнеия. № 54 | | | | №54 |
24 | СПП с придаточным косвенного дополнения. № 55 | 1 | | | № 55, упр. |
25 | СПП с придаточным определения. № 56 | 1 | | | №56 Повторить изученные правила, вопросы на с. 47. |
26 | Р/Р. КПР на тему: «СПП с придаточными изъяснительн. и определит.» | 1 | | | |
27 | Работа над ошибками. | 1 | | | Повторить изученные правила. |
| Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельства. | 24 | | | |
28. | СПП с придаточными образа действия. | 1 | | | № 57, упр. |
29. | СПП с придаточными места и времени. | 1 | | | № 58, упр. |
30. | СПП с придаточными причины и следствия. | 1 | | | № 59,упр |
31. | СПП с придаточными цели и уступительными. | 1 | | | №60-62,упр. |
32 | СПП с несколькими придаточными. | | | | №63, упр. |
33 | Р/Р. КПР на тему: «Синтаксис сложного предложения». | | | | |
34 | Итоговое тестирование по изученному в 9 классе «Сложное предложение» | | | | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по аварскому языку
для 9 класса на 20___/ 20____ учебный год.
№ урока | Содержание учебного материала | Оборудование | Словарная работа | Повторение | Работа в классе | Домашнее задание | Сроки провед. урока | |
| 1.Повторение пройденного в 8 классе. | | | | | | | |
01-ур. | Словосочетание и предложение. Типы и способы словосочетания. | | | | | | | |
02-ур. | Предложение. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. | | | | | | | |
03-ур. | Главные члены предложения. Составное сказуемое. | | | | | | | |
04-ур. | Второстепенные члены предложения | | | | | | | |
05-ур. | Р/Р. КПР на тему « Повторение изученного в 8 классе» | | | | | | | |
06-ур. | Типы простого предложения | | | | | | | |
07-ур. | Предложения с однородными членами предложения. | | | | | | | |
08-ур. | Предложения с обращением, вводными словами и вводными предложениями. | | | | | | | |
09-ур. | Обособленные члены предложения. | | | | | | | |
10-ур. | Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата. Знаки препинания при них. | | | | | | | |
11-ур. | Р/Р. КПР на тему: «Синтаксис простого предложения » | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| 2. Синтаксис сложного предложения. ССП. | | | | | | | |
12-ур. | Понятие о сложном предложении. СС и СП предложение. | | | | | | | |
13-ур. | Сложные предложения с сочинительными союзами. | | | | | | | |
14-ур. | Бессоюзные сложные предложения. | | | | | | | |
15-ур. | Запятая и точка запятой в бессоюзных сложных предложениях. | | | | | | | |
16-ур. | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. | | | | | | | |
17-ур. | Тире в бессоюзных сложных предложениях. | | | | | | | |
18-ур. | Р/Р. КПР на тему: «Синтаксис сложного предложения. ССП.» | | | | | | | |
| 3.Синтаксис сложного предложения. СПП. | | | | | | | |
19-ур. | СПП с подчинительными союзными словами. | | | | | | | |
20-ур. | Знаки препинания в СПП с подчинительными союзными словами. | | | | | | | |
21-ур. | СПП без подчинительных союзных слов. | | | | | | | | |
22-ур. | СПП с придаточным подлежащего | | | | | | | |
23-ур. | СПП с придаточным прямого дополнения. | | | | | | | |
24-ур. | СПП с придаточным косвенного дополнения. | | | | | | | |
25-ур. | СПП с придаточными определительными. | | | | | | | |
26-ур. | Р/Р. КПР на тему: «Сложносочиненное предложение» | | | | | | | |
| 4.СПП с придаточными обстоятельства. | | | | | | | |
27-ур. | СПП с придаточными образа действия. | | | | | | | |
28-ур. | СПП с придаточными места. | | | | | | |
29-ур. | СПП с придаточными времени | | | | | | |
30-ур. | СПП с придаточными причины и следствия. | | | | | | | |
31-ур. | СПП с придаточными цели. | | | | | | |
32-ур. | СПП с придаточными уступительными. | | | | | | |
33-ур. | СПП с несколькими придаточными предложениями. | | | | | | |
34-ур. | Р/Р.КПР, на тему: «Синтаксис сложного предложения». | | | | | | |
35-ур. | Тестирование итоговое за курс 9 класса по теме: «Сложное предложение». | | | | | | |
| | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала по __________________________ для ___ класса
на 20___/ 20____ учебн. год.
№ урока | Содержание учебного материала | Оборудование | Словарная работа | Повторение | Работа в классе | Домашнее задание | Сроки провед. урока |
| 1.СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | | | | | | |
01-ур. | Понятие о словосочетании и предложении.Отличие словосочетания от предложений. | | | | | *5 | |
02-ур. | Связ слов в словосочетаниях и предложениях. Типы словосочетании.Способы подчинительной связи. | | | | | *6-8 | |
03-ур. | Предложение. Типы предложения по цели высказывания. | | | | | *9-10 | |
04-ур. | Главные члены предложения.Типы сказуемого. | | | | | *11-16 | |
05-ур. | Второстепенные члены предложения.Определение.Дополнение косвенное. | | | | | *17-19 | |
06-ур. | Обстоятельство со значением места, времени, цели, причины и т.д. | | | | | *20-24 | |
07-ур. | Р/Р. КПР на тему: «Словосочетание и предложение». | | | | | | |
08-ур. | Типы простого предложения. | | | | | *25-26 | |
09-ур. | Назывное предложение. | | | | | *27-28 | |
10-ур. | Однордные члены предложения. | | | | | *30-31 | |
11-ур. | ОбоБщающие слова в предложениях с однородными членами предложений и знаки препинания при них. | | | | | *32-33 | |
12-ур. | Обращение, вводные слова и вводные конструкции в простом предложении. | | | | | *34-35 | |
13-ур. | Слова междометия (да---нет) в предложениях. | | | | | *36 | |
14-ур. | Обособленные члены предложения. Обособленное определение. | | | | | *37-38 | |
15-ур. | Обособленные обстоятельства. | | | | | *39-40 | |
16-ур. | Способы передачи чужой речи. Прямая речь. | | | | | *41-42 | |
17-ур. | Косвенная речь. Цитата и знаки препинания в них. | | | | | *43-44 | |
18-ур. | Р/Р. КПР на тему: « Обособленные члены предложения». | | | | | | |
19-ур. | Анализ КПР | | | | | | |
20-ур. | 2. Синтаксис сложного предложения.Понятие о сложном предложении. Сложносочинённое предложение. | | | | | *45 | |
21-ур. | Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в БСП. | | | | | *46-47 | |
22-ур. | Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. | | | | | *48-49 | |
23-ур. | Сложноподчинённые предложения с подчинительными союзными словами и знаки препинания при них. | | | | | *50-51 | |
24-ур. | Сложноподчинённое предложение без подчинительных союзных слов. | | | | | *52 | |
25-ур. | Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными. | | | | | *53-55 | |
26-ур. | Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными. | | | | | *56 | |
27-ур. | Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными образа действия. | | | | | *57 | |
28-ур. | СПП с придаточными места и времени. | | | | | *58-59 | |
29-ур. | СПП с придаточными причины и следствия. | | | | | *60-61 | |
30-ур. | СПП с придаточными уступительными. | | | | | *62 | |
31-ур. | СПП с несколькими придаточными. | | | | | *63 | |
32-ур. | Повторение и закрепление изученного по теме «Сложное предложение». | | | | | | |
34-ур. | Р/Р. К/Д на тему: «Синтаксис сложного предложения». | | | | | | |
35-ур. | Анализ К/Д . | | | | | | |
36-ур. | | | | | | | |
37-ур. | | | | | | | |
38-ур. | | | | | | | |
39-ур. | | | | | | | |
40-ур. | | | | | | | |