Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
Принята на педагогическом совете Протокол №1 от «30» августа 2021г. | | Утверждена приказом директора Приказ №57 от «31» августа 2021г. В.Д.Ремпель |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественно-научной и технологической направленностей
«Экспериментарий по физике»
Возраст учащихся: 12-13 лет.
Срок реализации: 1год
Авторы -составители:
Лихненко Инна Николаевна,
Пожарицкая Татьяна Геннадьевна
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты | 5 |
1.3. Содержание программы | 9 |
2. Комплекс организационно - педагогических условий | 13 |
2.1. Календарный учебный график | 13 |
2.2. Условия реализации программы | 13 |
2.3. Формы аттестации | 13 |
2.4. Оценочные материалы | 14 |
2.5. Методические материалы | 14 |
2.6. Список литературы | 16 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ СП 2.4.3648-20 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 года регистрационный № 61573
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Устав МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
Положение о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность: Как составная часть общего образования физика вооружает школьника научным методом познания, формирует представления о научно-техническом прогрессе и его экологических и социальных последствиях, что определяет её гуманитарное значение. В основной школе курс физики изучается на уровне рассмотрения явлений природы, ознакомления с основными законами и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Содержание курса физики находится во взаимосвязи с содержанием вопросов химии, биологии, экологии, ОБЖ, технологии, географии и астрономии, а также расширяет круг знаний по истории. На современном этапе модернизации отечественного образования наблюдается необходимость в создании условий, способствующих возникновению у учащихся познавательной потребности самостоятельного приобретения знаний, формирования навыков самостоятельной мыслительной деятельности, которая позволила бы им реализоваться в жизни, используя внутренний потенциал, как интеллектуальный, так и творческий. Разработка программы «Физик» обусловлена необходимостью совершенствования системы физического образования и потребностью осознанного применения формальных знаний по предмету в практической жизни, исследовательской и инженерно- конструкторской деятельности. Программой предполагается проведения занятий с детьми, у которых есть потребность не просто в углублении теоретических знаний по физике, но прежде всего потребность в исследовательской практической деятельности как на уровне эксперимента, так и в форме решения исследовательских, нестандартных задач. Программа ориентирована на вооружение обучающихся знаниями, необходимыми для осмысления явлений и процессов, происходящих в природе, технике, быту. В результате реализации программы, обучающиеся освоят и будут применять методы изучения физических явлений, обретут навыки решения задач повышенной сложности, разовьют способность самостоятельной мыслительной и поисково-исследовательской деятельности. Разработанная программа обеспечивает условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся при сохранении фундаментальности физического образования и усиления его практической направленности. Актуальность разработки данной программы обоснована социальным заказом со стороны обучающихся и их родителей, заинтересованных как в углублении и расширении физических представлений и навыков дополнительно к школьной программе, так и в развитии у учащихся навыков активного мышления и самостоятельного решения задач, которые необходимы в различных областях деятельности. Также актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного обучения физике, ориентированного на развитие навыков решения нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий, что способствует пробуждению и развитию у учащихся устойчивого интереса к физике. Вид ДООП:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность ДООП:
Естественно-научное
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 12-13 лет
Срок и объем освоения ДООП:
1 год, с 01.09.2021г. по 30.05.2022г, 70 педагогических часа
Форма обучения:
Очная.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: создание условий для формирования интеллектуальных и практических умений в области изучения физических явлений, проведения исследовательских и лабораторных работ, физического эксперимента и решения задач повышенной сложности. Задачи: − способствовать развитию естественнонаучного мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности в получении новых знаний; − способствовать формированию современного понимания науки; − сформировать первоначальные представления о физических явлениях, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни; − формировать умения наблюдать и объяснять физические явления; развивать физическое мышление (понимание проблем, идей и принципов физики); − научить решению физических задач, объяснению их результатов; В первый год: - проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать их результаты; - планировать и выполнять эксперимент; - применять математические методы к решению теоретических задач; - работать с учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой; - составлять простейшие задачи; - последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности; - решать комбинированные задачи; - владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д. Ожидаемые результаты:
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решенияновой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе насамоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиямконкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательныхмотивов;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еереализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективнойоценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей идругих людей;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вноситьнеобходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий сиспользованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и осебе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек исети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощьюинструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственныхсвязей;
• могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенномуплану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства длярешения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владетьдиалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ идистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении ивзаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числев ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции другихлюдей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров всотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности исотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь.
Предметные:
- ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы ихприменимости;
- понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иныеобъекты и явления природы;
- знание модели поиска решений для задач по физике;
- знать теоретические основы математики.
- примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
- анализировать условие задачи;
- переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
- составлять план решения;
- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
- владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решениязадачи.
1.3. Содержание программы
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенныхизмерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измеренийпри построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальныхзадач, практических работ.(с использованием оборудования «Точка роста»)
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело,вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксироватьизменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальнымметодом исследования природы. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов.Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения.Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения.Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятийв жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, отстепени деформации пружины. Определение коэффициента трения на трибометре.(с использованием оборудования «Точка роста»)
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определениесвойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций.Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат.Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборкаприборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторныхи практических работ(с использованием оборудования «Точка роста»). Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраиваниегипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнениезаданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка ипроверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют,выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной,групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Г идростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиесясосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах(сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные задания:
1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, 3)измерение
работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока.(с использованием оборудования «Точка роста»)
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнениелабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов.Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование.Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия.Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений идокладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы.Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем.Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определениесвойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций.Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютнотвёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применятьусловие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов,используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использованиеизмерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов.Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальнойработы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение,действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщенийи докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге всоответствии с правилами речевого поведения.
№ п/п | Тема урока | Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» |
| 1. Введение (1ч) |
1 | Вводное занятие. Цели изадачи курса.Техника безопасности. | Компьютерное оборудование |
| 2. Роль эксперимента в жизни человека (6ч) |
2 | Система единиц, | Компьютерное оборудование |
3 | понятие о прямых и косвенных измерениях | |
4 | Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. | Оборудование для демонстраций |
5 | Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. | |
6 | Правила оформления лабораторной работы. | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов |
7 | Лабораторная работа «Измерение объема твердого тела». | |
3. Механика (8ч) |
8 | Равномерное движение | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ) |
9 | Неравномерное движение. |
10-11 | Графическое представление движения. |
12-14 | Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. |
15 | Понятие инерции и инертности. |
16 | Центробежная сила.. | |
17 | Сила упругости, | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ) |
18 | сила трения |
19 | Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». |
20 | Лабораторная работа «Определение коэффициента трения на трибометре». |
21 | Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов |
4. Гидростатика (12ч) |
22 | Плотность. Задача царя Герона | Оборудование для демонстраций |
23-24 | Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. |
25-26 | Решение задач повышенной сложности | Оборудование для демонстраций |
27-28 | Давление жидкости и газа. Закон Паскаля |
29 | Сообщающиеся сосуды. |
30-31 | Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ |
31-32 | Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» |
33 | Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. |
34 | Гидравлические машины. Сообщающиеся сосуды. |
35-36 | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. | Оборудование для демонстраций |
37 | Лабораторная работа «Выяснение условия плавания тел». | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов |
38-39 | Блок задач на закон Паскаля, | Оборудование для демонстраций |
40-41 | Блок задач на закон Архимеда. |
5. Статика (10ч) |
42 | Блок. | Оборудование для демонстраций |
43 | Рычаг. |
44 | Равновесие твердых тел. |
45 | Момент силы.Правило моментов. | Оборудование для демонстраций |
46 | Центр тяжести. |
47 | Исследование различных механических систем |
48-49 | Комбинированные задачи, используя условия равновесия. |
50-51 | Комбинированные задачи, используя условия равновесия |
52 | Оформление работы. | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ |
53-54 | Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». |
55-56 | Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». |
57-59 | Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов |
65-66 | Оформление работы. | Компьютерное оборудование |
67-68 | Защита проектов | |
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 календарный учебный график
наименование | сроки |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных часов | 70 |
Продолжительность каникул | июнь-август |
Даты начала и окончания учебного года | 01.09.2021– 31.05.2022 |
Сроки промежуточной аттестации | май |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | нет |
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Программа предполагает использование различных видов проверки усвоенных знаний, умений. Педагогом используется диагностическая система отслеживания результатов: диагностический контроль до начала обучения, текущий и итоговый контроль. В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется метод включённого наблюдения за процессом развития учащегося в разных ситуациях: в ситуации взаимодействия с другими учащимися и взрослыми; в ситуации спонтанной игры, дискуссии; в ситуации разнообразных учебных занятий и т.д. Для текущего отслеживания результатов и самопроверки используются карточки-задания, отчеты выполнения лабораторных работ, экспресс-опрос, коллективная рефлексия результатов и другие формы проверки знаний. С каждым учащимся в начале учебного года проводится вводное тестирование, а в течение и в конце учебного года в группе проводятся личные и командные конкурсы в различных формах. Способы и формы выявления результатов: итоговое занятие, контрольные и самостоятельные работы, отчеты о проделанных лабораторных исследованиях, контрольно-диагностические работы, физические олимпиады различного уровня, педагогический анализ выполнения программы; Способы и формы фиксации результатов: журнал посещаемости, детские работы, отзывы детей и родителей; Способы и формы предъявления результатов и подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы : итоговые контрольно-диагностические работы, итоговое занятие, промежуточные диагностические самостоятельные и контрольные работы по изучаемым темам, результаты участия в олимпиадах и конкурсах. 2.4. Оценочные материалы
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития элементов логического мышления, уровень обобщения | Методика «Свободная классификация» |
Уровень концентрации, переключения внимания, зрительно – моторной координации и скорости образования нового навыка | Методика «Шифровка» |
Исследование самооценки | Методика «Лесенка» |
2.5. Методические материалы
Характеристика основных видов деятельности: чтение и обсуждение текста статейинтернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждениеспособов решения (подготовка к ОГЭ по физике).
Формы организации образовательного процесса:
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная.
Ведущие технологии:
Используются элементы следующих технологий: проектная, проблемного обучения,информационно-коммуникационная, критического мышления, проблемного диалога, игровая.
Основные методы работы на уроке:
Ведущими методами обучения являются: частично-поисковой, метод математическогомоделирования, аксиоматический метод.
Формы контроля:
Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится.
Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа испособствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося.Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит черезпрактическую деятельность; зачетные работы:
• тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разныхметодов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеороликаили web - страницы (сайта)
• выставка проектов, презентаций;
• демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в видеприложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии, фестивалеэкспериментов; физические олимпиады.
2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список литературы для учащихся
1. Грачев А. В., Погожева В. А., Селиверстов А.В. «Физика7», изд. Вентана – Граф 2016 г.
2. Грачев А. В., Погожева В. А. Селиверстов «Физика8», изд. Вентана – Граф 2016 г.
3. Лукашик В.И, Иванова Е.В.. Сборник задач по физике 7-9. Москва, Просвещение, 2014.
4. Перельман Я.И.. Занимательные задачи и опыты. «ВАП».1994
5. Перельман Я.И.. Знаете ли вы физику? Екатеринбург.Тезис, 1994
6. Перельман Я.И.. Занимательная механика. Екатеринбург.Тезис, 1994
7. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Основы механики». Под редакцией М.Ю. Замятнина,"СОЧИ ПРЕСС", ОЦ «Сириус» -2017
Список литературы для педагогов
1. Буховцев Б.Б., Кривченков В.Д., Мякишев Г.Я., Сараева И.М.. Сборник задач по элементарной физике. М., УНЦ ДО, 2014.
2. Физика 7 класс / Под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. Академический школьный учебник. М., Просвещение, 2014.
3. Лукашик В.И, Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9. Москва, Просвещение, 2014.
4. Кирик Л.А. Физика-7. Самостоятельные и контрольные работы. М., Илекса, 2014.
• http://4ipho.ru/
• http://fizmatbank.ru
• http HYPERLINK "http://foxford.ru/":// HYPERLINK "http://foxford.ru/"foxford.ru