Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования общекультурного направления «Школьный музей» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Цели:
Целью деятельности кружка является создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений,
развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся,
поддержка и развитие творческих способностей детей.
формировать у учащихся гражданско-патриотические качества
2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:
-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с досугово-культурными учреждениями города
- способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
- формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим фактам, воспитать любовь и уважение к прошлому своей страны;
- расширять исторический кругозор;
- сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения, формирующие особый «дух» школьного сообщества;
- служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
- воспитывать познавательные интересы и способности;
- способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
- способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
4. Принципы программы:
· Включение учащихся в активную деятельность.
· Доступность и наглядность.
· Связь теории с практикой.
· Учёт возрастных особенностей.
· Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
· Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Ожидаемые результаты программы.
чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордость за свою Родину;
высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно
чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания
физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
продолжать героические традиции многонационального российского народа;
начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
5. Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
Содержание курса программы
Вводное занятие.
Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности.
Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей.
Понятие «школьный музей». Профили школьных музеев. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в микрорайоне школы, ветеранами педагогического труда, родителями.
Где и как собирать материалы для музея.
Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.
Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник.
Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника
Изучение архивных документов.
Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.
Как оформить выставку, музейную экспозицию.
Содержание экспозиции школьного музея. Этапы создания музейной экспозиции: изучение и отбор материалов, изготовление текстов, аннотаций, элементов оформления. Оформление постоянных и временных выставок, сменных стендов, передвижных выставок
Как подготовить доклад, экскурсию
Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.
Как вести экскурсию
Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.
Краеведение. Историческое прошлое нашего края.
Славное прошлое Красносельского района.
Научно-исследовательская деятельность школьного музея.
Подготовка научно-исследовательских работ.
Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего |
| Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое музей. | 1 |
| | |
| Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы | 1 |
| Где и как собирать материалы для музея. | 1 |
| Экскурсия в школьный музей, знакомство с фондом музея. | 1 |
| Работа с историческими источниками. | 1 |
| Изучение архивных документов | 1 |
| Реставрация экспонатов в условиях школьного музея | 1 |
| Как оформить выставку, музейную экспозицию | 1 |
| Как подготовить доклад, экскурсию | 1 |
| Методы проведения экскурсий | 1 |
| | |
| Краеведение Историческое прошлое нашего края. | 3 |
| Методика проведения социологического опроса | 1 |
| Секреты хорошего интервью | 1 |
| Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник | 1 |
| | |
| Научно-исследовательская деятельность школьного музея. Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению | 18 |
| | |
| Итого | 34 |
Учебно-методическое сопровождение:
2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
4. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение, 2015 г.
Материально техническое обеспечение:
Фонд школьного музея, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)