СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Школьный музей боевой славы" 11 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности в 11 классе "Школьный музей боевой славы".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Школьный музей боевой славы" 11 класс»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области




«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3

____________В.А.Рыбина

Приказ № от 02.09.2022___г.









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школьный музей боевой славы»

для 11 класса









Составитель программы:

Коровина Е.С.,

учитель













2022-2023 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа курсу внеурочной деятельности «Школьный музей боевой славы» для 11-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МОУ школы №3 курс «Школьный музей боевой славы» изучается в 11 классе 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в год (33 учебные недели).


Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др


После обучения воспитанники 11 класса получат возможность:


знать

уметь

владеть

- основные социальные функции музея;

- профили музеев;

- музей школы, города;

-историю музейного дела;

-основные термины, применяемые в музейном деле.

- ориентироваться в литературных источниках;

- работать с различными источниками информации;

-отличить предметы учета основного и вспомогательного фондов;

- заполнить музейную карточку и книгу посетителя;

- шифровать музейные предметы.

информацией об основных понятиях и терминах музееведения;

-навыками подготовки тематических экспозиций школьного музея к памятным датам;

-основными формами поисково-исследовательской работы


Формы и методы проведения занятий:

  • проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

  • экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

  • поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

  • просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

  • составление словаря музейных терминов;

  • разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов


Учебно-теоретические

Практические

Изучение литературы, работа с документацией

Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога

Обработка собранного материала

Беседа

Научно – исследовательская деятельность

Учебная игра

Экскурсии

Презентация

Посещение музеев

Игровые занятия

Организация передвижных выставок

Организация выставок

Защита проектов

Экскурсии



Тематическое планирование с указанием количества часов по курсу

«Школьный музей боевой славы»

Наименование темы

Часы

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1



Основы музееведения

2

Обзорная экскурсия по школьному музею

1

0,5

0,5

3

Беседа на тему «музейный экспонат, его

значимость. Экспонат как носитель

информации. Сохранность экспоната»

0,5

0,5


4

Музейная терминология как азбука

музейного дела (лекция)

0,5

0,5


5

Музейные фонды и их комплектование

(лекция, семинар)

1

0,5

0,5

6

Основные формы учёта и хранения

музейных фондов (лекция, семинар)

2

1

1

7

Беседа на тему «Документ.

Документальная информация.

Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации»

1

0,5

0,5


Итого:

7

4,5

2,5

История края, города, школы.

1

Экскурсия на тему «страницы истории

края, города, школы»

1

0,5

0,5

2

Сбор информации по истории края, города и школы

1,5

0,5

1

3

Посещение историко-этнографического музея МОУ школы №2

1


1

4

Обновление музейных стендов

2


2

5

Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии

2

1

1

6

Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны

1


1

7

Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои советского союза»

2

1

1

8

Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои советского союза»

1,5


1,5

9

Экскурсия «Земляки – Герои советского союза»

0,5


0,5

10

Лекция на тему «Города-герои»

0,5

0,5


11

Лекция на тему «Города воинской славы России»

0,5

0,5


12

Сбор информации о памятниках города, их описание

1,5

1

0,5

13

Выездная экскурсия по городу на тему «Памятники нашего города»

1


1

14

Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города»

1,5


1,5

15

Занятие нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне».

0,5


0,5


Итого:

18

5

13

Исследовательская деятельность в области истории, краеведения

1

Занятия по подготовке исследовательских рефератов

3

1,5

1,5

2

Занятия по подготовке исследовательских работ

2

1

1

3

Зачетные занятия: защита исследовательских рефератов

2

2

1

4

Зачетные занятия: защита исследовательских работ

2

0

1


Итого:

9

4,5

4,5


Итого всего:

34

14

20


Содержание курса внеурочной деятельности:

1. Введение

Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы.

Роль музея в развитии интеллектуальных возможностей учащихся, формировании духовных ценностей.

2..Основы музееведения

- Музейная терминология.

Музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.

Практическая работа:

1.Составление словарика музейных терминов.

2.Знакомство с экспозицией музея.

3.Работа над имиджем «экскурсовод»: костюм.

- Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.

Практическая работа:

1.Знакоство с фондами музея.

2.Оформление картотеки фонда.

3.Работа над имиджем, «экскурсовод»; место экскурсовода.

4.Написание текста экскурсии.

- Основные формы учёта.

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

Практическая работа:

1.Работа над имиджем «экскурсовод»: речь.Музейные занятия с пятым классом: «Правила поведения в музее», «Что такое экспонат», «Обзорная экскурсия», «Музейные профессии», «Какие бывают музеи»

3.Формы работы в музее

- Научно-просветительская работа

Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина. Игровые программы: «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН, «Умники и умницы». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, экспозиционер, хранитель фондов, реставратор.

Практическая работа:

1.Написание сценария одной из игровых программ (по желанию).

2.Работа над имиджем «экскурсовод»: оснащённость.

- Поисковая работа

Актуальность проблемы. Сбор документальных памятников, их учёт. Знакомство с «книгой памяти» (областной), начало работы над «Книгой уважаемых учителей». Оформление каталога публикаций, записей на радио и телевидении.

Практическая работа:

1.Сбор материала по уважаемым учителям школы.

2.Оформление книги “Все мои учителя”.

3.Репетиции экскурсий.

4.Работа над имиджем «экскурсовод»: вербальные и невербальные средства общения.

- Оформление выставок

Планирование. Отбор экспозиционного материала. Заголовки к разделам. Композиционное построение.

Практическая работа:

1.Оформление тематических выставок в течении года.

.

Календарно-тематическое планирование 11б


п/п

занятия в триместре

Название раздела (количество часов), темы/занятия

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I триместр (11 недель/11часов)

1

1

Введение

Определение понятий: «музей», «школьный музей». Музей как хранитель и пропагандист лучших традиций. Музей разных типов и принципов работы. Ознакомление с умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях

01.09-02.09

7.0

2

2

Обзорная экскурсия по школьному музею

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина.

05.09-09.09


3

3

Беседа на тему «музейный экспонат, его

значимость. Экспонат как носитель

информации. Сохранность экспоната»

12.09-16.09


4

4

Музейные фонды и их комплектование (лекция, семинар)

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности: экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея.

19.09-23.09


5

5

Основные формы учёта и хранения музейных фондов (лекция)

26.09-30.09


6

6

Основные формы учёта и хранения музейных фондов (семинар)

Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

03.10-07.10


7

7

Беседа на тему “Документ.

Документальная информация.

Подлинность документа. Копия

документа. Информация, содержащаяся

в документе. Отношение к документу, как к источнику информации»

17.10-22.10


8

8

Экскурсия на тему «страницы истории края, города, школы»

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности: экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея.

24.10-28.10


9

9

Сбор информации по истории края, города и школы

31.11-03.11


10

10

Сбор информации по истории края, города и школы.Экскурсия «Земляки – Герои советского союза»

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина.

07.11-11.11


11

11

Посещение историко-этнографического музея МОУ школы №2

Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства. Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

14.11-18.11


II триместр (11 недель/11 часов)

12

1

Обновление музейных стендов

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина.

28.11-02.12


13

2

Обновление музейных стендов

05.12-09.12


14

3

Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии

Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

Экспозиционные материалы – экспозиционный комплекс – экспозиционный пояс. Раздел экспозиции. Текст в экспозиции, в этикетах. Экспозиционное оборудование. Научно-вспомогательные материалы: диорама, макет, модель, карты, схемы, таблицы, альбомы.


12.12-16.12


15

4

Сбор информации о родственниках учащихся, педагогов сражавшихся на фронтах Красной армии

19.12-23.12


16

5

Встреча с ветеранами педагогического труда, детьми войны

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности: экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея.

Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

26.12-30.12


17

6

Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои советского союза»




09.01-13.01


18

7

Создание презентаций, подготовка докладов «Земляки – Герои советского союза»

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности:встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;подготовка презентационных докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов.

16.01-20.01


19

8

Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои советского союза»

23.01-27.01


20

9

Презентация докладов на тему: «Земляки – Герои советского союза»

Занятие нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне».

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности:встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов; подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея.

Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.


30.01-03.02


21

10

Лекция на тему «Города-герои».

Лекция на тему «Города воинской славы России»

06.02-10.02


22

11

Выездная экскурсия по городу на тему «Памятники нашего города»

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина.

13.02-17.02


III триместр (12 недель/12 часов)

23

1

Сбор информации о памятниках города, их описание

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина.

27.02.-03.03


24

2

Сбор информации о памятниках города, их описание.Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города»

Музейные фонды и их комплектование. Основные принципы и правила сбора материалов и экспонатов. Состав музейного фонда. Основной музейный фонд. Вспомогательный фонд. Аудивизуальные средства.

Создание видеотеки с записями основных мероприятий, воспоминаний.Составление научно-справочной работы с коллекциями. Оформление документации. Хранение музейных фондов. Ответственность за сохранность музейных коллекций. Правила безопасности. Помещение музея и хранилища. Правила хранения музейных предметов.

06.03-10.02


25

3

Подготовка и оформление собранного материала, фотографий на тему «Памятники нашего города»

13.03-17.03


26

4

Занятия по подготовке исследовательских рефератов

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности: экскурсии; составление кроссвордов на тему музея; поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями; просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом; составление словаря музейных терминов; разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея.

20.03-24.03


27

5

Занятия по подготовке исследовательских рефератов

27.03-31.03


28

6

Занятия по подготовке исследовательских рефератов

Первичная обработка музейных предметов: актирование и запись в книгу поступлений. Научная регистрация: классификация и научное определение с занесением в инвентарную карточку. Составление научно-справочной работы с коллекциями. Экскурсия: методика организации и проведения; составление текста; определение маршрута. Занятие - экскурсия. Лекция. Беседа. Викторина.

10.04-14.04


29

7

Занятия по подготовке исследовательских работ

17.04-21.04


30

8

Занятия по подготовке исследовательских работ

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности:встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов; подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом.

24.04-28.04


31

9

Занятия по подготовке исследовательских работ

02.05-05.05


32

10

Зачетные занятия: защита исследовательских рефератов

Работа с информацией: музейная терминология как азбука музейного дела. Основные понятия: экспозиция; предмет музейного значения – музейный предмет – экспонат – экспонат ведущий.

08.05-12.05


33

11

Зачетные занятия: защита исследовательских рефератов

Отработка навыков по следующим направлениям деятельности:встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов; подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;

просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом.

15.05-19.05

22.05-26.05




Лист согласования


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________________________________/_____________/

_________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!