ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Ф. СИВКОВА»
г. ПЕРМИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
методическим советом приказом от 31.08.2020 № 059-08/70-01-06/ 4-305
протокол № 5 от 31.08.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
5 А1, Г1, Д, Е, Ж, З, И КЛАСС
Составитель:
Усынина Татьяна Александровна
учитель музыки
Пермь, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом,
Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения.
Рабочая программа учебного курса музыка составлена на основании ООП ООО МАОУ «СОШ № 55» на 2020-2021 уч.г;
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник «Музыка. 5 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс».
В программе «Музыка» 5 класс авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно - психических перегрузок учащихся. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. В программу введен региональный компонент в следующих темах: « Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часа. В нее входят разделы: « Музыка и литература»-17 часов, «Музыка и изобразительное искусство» -17 часов. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, игровые формы, устный опрос. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.
Основное содержание учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в
художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся
применительно к различным формам контроля
по музыке
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5» ставится, если:
-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» ставится, если:
- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику
исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ставится, если:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;
- пение не выразительное.
Оценка «2» ставится, если:
-исполнение не уверенное, фальшивое.
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;
Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;
Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;
Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий
Перечень учебно-методического и электронного обеспечения Учебно-методический комплект ориентирован на использование
Учебник «Музыка» 5 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2012.
Фонохрестоматия «Музыка» 5 класс М. «Просвещение», 2007.
Методическое пособие «Музыка 5-6 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2005.
Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».,
Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»,
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/
Список литературы
Аверкин А. «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .
Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986
Долуханян А. «Любимые мелодии. Песенник» Изд-во «Советский композитор», м.: 1990.
Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах., Изд-во «Советский композитор» М.: 1086
«Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
Фадин В.В. «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 199
Календарно-тематический план 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Основные виды учебной деятельности | Вид контроля, измерители | ИМО урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Музыка и литература | | |
1 | Музыка и литература | 1 | вводный | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии. Связь музыки и литературы -симфония №4 П.И.Чайковского -сюита «Пер Гюнт» Э. Грига -«Жаворонок» М.И.Глинки, Н.Кукольника - песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова | Знать понятия: -что роднит музыку с литературой; -о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства. Уметь выявлять связи музыки и литературы | Слушание музыки. Хоровое пение. | Аудиокассеты для 5 класса | Закрепле-ние полученных знаний Ребус. | | |
23 4 | Что роднит музыку и литературу? Вокальная музыка | 3 | Расширение и углубле-ние знаний | Песня- самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня-0душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс- лирическое стихотворение, положенное на музыку - песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова -песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана | Знать понятия: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной Уметь называть основные жанры русских народных песен -определять значение песни в жизни общества; -отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни. Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос Интонацион-но-образный анализ музыки | Аудиокассеты для 5 класса | Записать названия известных народных песен, любимых в семье Гимн школы наизусть | | |
5 6 | Фольклор в музыке русских композиторов | 2 | Сообщение и усвое-ние новых знаний | Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников -«Кикимора» А.Лядова - песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана -«Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова -«Снегурочка» опера Н.А.Римского-Корсакова, сцена проводы масленицы. -песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана | Знать понятия: программная музыка Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонацион-но-образный анализ музыки | Аудиокас-сеты для 5класса | Нарисовать народного героя из народной сказки «Кикимора». Сочинить сказку в восточном стиле | | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола -«Вокализ» С.В.Рахманинова -«Романс» Г.В.Свиридова -«Баркарола» Ф.Шуберта; -«Песнь венецианского гондельера» Ф.Мендельсона | Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки | Фронталь-ный опрос, слушание музыки | Аудиокассе-ты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
8 9 | Вторая жизнь песни | 2 | Сообщение и усвое-ние новых знаний | Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством -«Фортепианный концерт №1» П.И.Чайковского -фортепианная сюита « Песня Сольвейг» Э.Грига. -романс « Осенней песенкислова» В.Серебренникова, В. Степанова -песн «Родная земля» Я.Дубравина, Е. Руженцева | Знать понятия: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством | Слушание музыки Хоровое пение. | Аудиокассеты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
10 | « Всю жизнь мою несу родину в душе…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Колокольный звон в музыке. Звучащие картины -симфония «Перезвоны» В.А.Гаврилина: номера «Весело на душе, «Молитва»; -«Песня венецианских гондольеров Ф.Мендельсона | Знать значение колокольного звона в жизни человека Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи | Интонацион-но-образный анализ музыкаль-ного и художественного ряда Слушание музыки Хоровое пение. | Аудиокас-сеты для 5 класса | Подбор произведе-ний, близких по настроению музыке и картинам | | |
11 12 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 2 | Расширение и углубление знаний | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В.Свиридова) и западного (Ф.Шопена, В.А.Моцарта) композиторов -«Снег идет» Г.В.свиридова -«Вальс си минор» Ф.Шопена | Знать -что благодаря музыке появились многие произведения литературы; -основные события из жизни и творчества композиторов | Слушание музыки Хоровое пение. Беседа. Интонацион-но-образное сопоставле-ние музыки и литератур-ных произведе-ний | Аудиокас-сеты для 5 класса | Прочитать сказку Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка» | | |
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств в опере. В основе оперы-литературное произведение -опера «Руслан и Людмила М.И.Глинка -опреа «Снегурочка» Н.А.Римского -Корскакова | Знать Историю развития оперного искусства; -понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы. Уметь приводить примеры к понятиям | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыки Хоровое пение. | Презентация на тему: «Опера» Аудиокас-сеты для 5 класса | Повторить слова песни | | |
14 | Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова « Садко» | 1 | Расширение и углубление знаний | Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко» | Знать сюжет (либретто) оперы «Садко» Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыки | Презентация на тему: «Садко» Аудиокассеты для 5 класса | Повторить слова песни | | |
15 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета-литературное произведение. Балет П.И.Чайковского « Щелкунчик» -«Спящая красавица» П.И.Чайковского -« Золушка» С.С.Прокофьева | Знать История развития балетного искусства; -поняти: балет, солост-танцор, кордебалет Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности | Слушание музыки Хоровое пение. Интонацион-но-образный анализ музыки | Презентация на тему « Балет» Аудиокассеты для 5 класса | Повторить слова песни | | |
16 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении -музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г.Гладкова -музыка к драме «Пер Гюнт» Э.Грига -песня «Песенка о словах»С.Старобинского, С.Вайнина | Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования | Слушание музыки Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ музыки. | Аудиокассеты для 5 класса | Выучить текст песни | | |
17 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | Расширение и углубление знаний | Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы -мюзикл «Кошки» Э.Л.Уэббера -«Песенка о прекрасных вещах» Р.Роджерса из мюзикла «Звуки музыки»; -Дж.Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт» | Знать -историю возникновения мюзикла; -чем мюзикл отличается от оперы. Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их авторов | Слушание музыки Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ музыки. | Презентация «Мюзикл» Аудиокассеты для 5 класса | Повторить слова песни | | |
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО -17 часов | | |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | Сообщение и усвое-ние знаний | Жизнь-единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства -«Шехерезада» симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова -картина «Книги и часы» неизвестного художника -песня «Птица-музыка» В.Синенко, М. Пляцковского | Знать понятия что роднит музыку и изобразительное искусство Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Устный опрос Слушание музыки Хоровое пение | Аудиокассеты для 5 класса | Повторить слова песни | | |
19 | «Небесное и земное» в звуках и красках | 1 | Расширение и углубление знаний | Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западно-европейского искусства -концерт 33 для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова; -«Аве Мария» И.С,Баха, Ш.Гуно; -«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского; -«Аве Мария» Ф.Шуберта | Знать в чем выражается общность языка различных видов искусства Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний | Аудиокассе-ты для 5класса | Повторить слова песни | | |
20 | «Звать через прошлое к настоящему» | 1 | Расширение и углубление знаний | Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства -опера «Александр Невский» С.С.Прокофьев» -картина « Александр Невский» М. Нестерова -песня «Баллада о солдате» В.Соловьева-Седого, М.Матусовского | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; -определять на слух основные части кантаты. | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний | Аудиокассе-ты для 5 класса | Выучить текст песни | | |
2122 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 | Расширение и углубление знаний | Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? -Романс «весенние воды»С.В.Рахманинова, Ф. Тютчева; -романс «Островок» С.Рахманинова, К.Бальмонта. -песня «Музыка Г.Струве, И.Исаковой | Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи; -анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Хоровое пение Слушание музыки Анализ живописных произведений. | Аудиокассе-ты для 5 класса | Повторить слова песни | | |
23 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Расширение и углубление новых знаний | В основе профессиональной музыки лежат народные истоки -«Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром В.Кикты - песня «Музыка Г.Струве, И.Исаковой | Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний | Аудиокассе-ты для 5 класса | | | |
24 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | Расширение и углубление новых знаний | Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве -«Чаконо», соло для скрипки И.С.Баха; -каприс№24, соло для скрипки Н.Паганини -рапсодия на тему Паганини С.В.Рахманинова -вариации на тему Паганини, В.Лютославского | Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях Уметь -сопоставлять скрипичную музыку с живописью -анализировать, сравнивать произведения | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний | Аудиокассе-ты для 5 класса | | | |
25 | Волшебная палочка дирижера | 1 | Расширение и углубление новых знаний | Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира -Симфония №5 Л.Бетховена -опреа « Александр Невский» С.С.Прокофьева» -песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова | Знать понятия Оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра Уметь называть имена известных дирижеров | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ | Аудиокассе-ты для 5 класса | | | |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жизнь и творчество Л.Бетховена. образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором -симфония №5,№3 Л.Бетховена - песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова | Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать; -проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание Интонацион-но-образный анализ Хоровое пение | Аудиокассе-ты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
27 | Застывшая музыка | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура-застывшая музыка -«Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В.Кикты -фрески собора Святой Софии в Киеве - песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова | Знать отличия католической и православной музыкальной культуры; понятие а капелла Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры | Слушание музыки Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ музыки | Аудиокассеты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
28 | Полифония в музыке и в живописи | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Продолжение знакеомства с творчеством И.С.Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха –орган. Маленькая прелюдия и фуга для органа И.С.Баха -«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского | Знать понятия Орган, полифония, фуга; -основные события из жизни и творчества И.С.Баха | Слушание музыки Хоровое пение | Аудиокассеты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
2930 | Музыка на мольберте | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К.Чюрлениса. Расширение представлений о связи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы -прелюдия для ф-но, «Море» симфоническая поэма М.Чюрлениса | Знать что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Слушание музыки Рассматрива-ние иллюстраций (репродук-ции картин) | Аудиокассе-ты для 5 класса | Повторить текст песни | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | Сообщение и усвое-ние новых знаний | Особенности импрессионизма как художественого стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи -«Лунный свет» из «Бергамской сюиты» К.Дебюси -прелюдии К.Дебюси -песня «Тишина» Е.Адлер, Е.Руженцева | Знать понятия Импрессионизм, интерпретация, джаз | Слушание музыки Хоровое пение | Аудиокассе-ты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием -«Реквием» Д.Кабалевского, Р.Рождественского - песня «Тишина» Е.Адлер, Е.Руженцева | Знать понятия Реквием Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыки | Аудиокассе-ты для 5 класса | Выучить текст песни | | |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Образный мир С.С.ПАрокофьева и М.П.Мусоргского. Своеобразие их творчества -«Мимолетности» №1,7,10 С.С.Прокофьева -«Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского -сюита «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского -песня « Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В.Степанова | Знать понятие интерпритация Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыки | Аудиокассе-ты для 5 класса | Закрепить полученные знания | | |
34 | Мир композитора | 1 | Повторение обобще-ние полученных знаний . урок-концерт | Обощение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов -песня « Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В.Степанова | Знать что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств | Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыки Хоровое пение | Аудиокассе-ты для 2 класса | | | |
ВСЕГО 34 часа |
8