СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с календарно - тематическим планированием по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с календарно - тематическим планированием по музыке 5 класс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Ф. СИВКОВА»

г. ПЕРМИ




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

методическим советом приказом от 31.08.2020 № 059-08/70-01-06/ 4-305

протокол № 5 от 31.08.2020









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

5 А1, Г1, Д, Е, Ж, З, И КЛАСС


Составитель:

Усынина Татьяна Александровна

учитель музыки











Пермь, 2020





Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом,

Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Рабочая программа учебного курса музыка составлена на основании ООП ООО МАОУ «СОШ № 55» на 2020-2021 уч.г;

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник «Музыка. 5 класс», «Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс», «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс».

В программе «Музыка» 5 класс авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева нашли отражение из­менившиеся социокультурные условия деятельности современ­ных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. В большой степени программа ориентирована на реализа­цию компенсаторной функции искусства: восстановление эмо­ционально-энергетического тонуса подростков, снятие нерв­но - психических перегрузок учащихся. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважение к своим истокам. В программу введен региональный компонент в следующих темах: « Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 34 часа. В нее входят разделы: « Музыка и литература»-17 часов, «Музыка и изобразительное искусство» -17 часов. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, игровые формы, устный опрос. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части их духовной культуры наиболее полно отра­жает заинтересованность современного общества в возрожде­нии духовности, обеспечивает формирование целостного ми­ровосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы базируется на нравственно-эсте­тическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом по­стижении школьниками основных пластов музыкального ис­кусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классически и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментального музицирования и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражает идея познания школьниками художественной картины мира себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются постоянных связях и отношениях с произведениями миров музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре своему народу и настроенности на восприятие иных культур, обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социа­лизацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Основное содержание учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школь­никами как история развития человеческой памяти, величай­шее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к па­мятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального образо­вания в основной школе. Сохранение культурной среды, твор­ческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви­дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна­комство с жанровым и стилевым многообразием классическо­го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на дан­ном этапе приобретает в большей степени деятельностный ха­рактер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного со­трудничества, музыкальных впечатлений и эстетических пред­ставлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музы­кально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, со­циального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной дея­тельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участ­ников в художественно-педагогическом процессе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при­обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос­сийского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им;

  • компетентность в решении проблем на осно­ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше­ние к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

— смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в

художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социали­зации, самообразования, организации содержательного куль­турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль­туры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью;

  • расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии; -сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.



  • Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся

  • применительно к различным формам контроля

  • по музыке

  • Слушание музыки.

  • На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

  • Учитывается:

  • -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • -самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

  • Оценка «5» ставится, если:

  • -дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ

  • самостоятельный.

  • Оценка «4» ставится, если:

  • - ответ правильный, но неполный:

  • - дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

  • Оценка «3» ставится, если:

  • -ответ правильный, но неполный, средства музыкальной

  • выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

  • Оценка «2» ставится, если:

  • - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

  • Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

  • Хоровое пение.

  • Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

  • Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику

  • исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

  • Оценка «5» ставится, если:

  • -наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

  • -чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

  • -выразительное исполнение.

  • Оценка «4» ставится, если:

  • -наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

  • - в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

  • - пение недостаточно выразительное.

  • Оценка «3» ставится, если:

  • -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

  • ритмические неточности;

  • - пение не выразительное.

  • Оценка «2» ставится, если:

  • -исполнение не уверенное, фальшивое.

  • Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

  • Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

  • Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

  • Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

  • Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий



Перечень учебно-методического и электронного обеспечения Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник «Музыка» 5 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2012.

  • Фонохрестоматия «Музыка» 5 класс М. «Просвещение», 2007.

  • Методическое пособие «Музыка 5-6 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., М. «Просвещение», 2005.

  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн».,

  • Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»,

  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/



Список литературы

  • Аверкин А. «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .

  • Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986

  • Долуханян А. «Любимые мелодии. Песенник» Изд-во «Советский композитор», м.: 1990.

  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006

  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.

  • Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005

  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах., Изд-во «Советский композитор» М.: 1086

  • «Музыка в школе» №4,5,6, Научно-методический журнал, Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004

  • Фадин В.В. «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 199

Календарно-тематический план 5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Вид контроля, измерители

ИМО

урока

Домашнее задание

Дата

план

факт

Музыка и литература



1

Музыка и литература

1

вводный

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Во все времена музыка училась у поэзии. Связь музыки и литературы

-симфония №4 П.И.Чайковского

-сюита «Пер Гюнт» Э. Грига

-«Жаворонок» М.И.Глинки, Н.Кукольника

- песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова


Знать понятия:

-что роднит музыку с литературой;

-о том, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства.

Уметь выявлять связи музыки и литературы

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Аудиокассеты для 5 класса

Закрепле-ние полученных знаний

Ребус.



23

4

Что роднит музыку и литературу?

Вокальная музыка

3

Расширение и углубле-ние знаний

Песня- самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня-0душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?

Романс- лирическое стихотворение, положенное на музыку

- песня «Родина» Н.Хрисаниди, В.Катанова

-песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана


Знать понятия: каковы отличия музыкальной речи от речи литературной

Уметь называть основные жанры русских народных песен

-определять значение песни в жизни общества;

-отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.

Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Устный опрос Интонацион-но-образный анализ музыки

Аудиокассеты для 5 класса

Записать названия известных народных песен, любимых в семье

Гимн школы наизусть





5

6

Фольклор в музыке русских композиторов

2

Сообщение и усвое-ние новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

-«Кикимора» А.Лядова

- песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана

-«Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова

-«Снегурочка» опера Н.А.Римского-Корсакова, сцена проводы масленицы. -песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого, И.Шаверана


Знать понятия: программная музыка

Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки.

Хоровое пение.

Интонацион-но-образный анализ музыки

Аудиокас-сеты для 5класса

Нарисовать народного героя из народной сказки «Кикимора». Сочинить сказку в восточном стиле



7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

-«Вокализ» С.В.Рахманинова

-«Романс» Г.В.Свиридова

-«Баркарола» Ф.Шуберта;

-«Песнь венецианского гондельера» Ф.Мендельсона

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Фронталь-ный опрос, слушание музыки

Аудиокассе-ты для 5 класса

Закрепить полученные знания



8

9

Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвое-ние новых знаний

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

-«Фортепианный концерт №1» П.И.Чайковского

-фортепианная сюита « Песня Сольвейг» Э.Грига.

-романс « Осенней песенкислова» В.Серебренникова, В. Степанова

-песн «Родная земля» Я.Дубравина, Е. Руженцева

Знать понятия: основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества.

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Слушание музыки Хоровое пение.


Аудиокассеты для 5 класса

Закрепить полученные знания



10

« Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

-симфония «Перезвоны» В.А.Гаврилина: номера «Весело на душе, «Молитва»;

-«Песня венецианских гондольеров Ф.Мендельсона

Знать значение колокольного звона в жизни человека

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Интонацион-но-образный анализ музыкаль-ного и художественного ряда Слушание музыки Хоровое пение.

Аудиокас-сеты для 5 класса

Подбор произведе-ний, близких по настроению музыке и картинам



11

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В.Свиридова) и западного (Ф.Шопена, В.А.Моцарта) композиторов

-«Снег идет» Г.В.свиридова

-«Вальс си минор» Ф.Шопена

Знать

-что благодаря музыке появились многие произведения литературы;

-основные события из жизни и творчества композиторов

Слушание музыки Хоровое пение. Беседа. Интонацион-но-образное сопоставле-ние музыки и литератур-ных произведе-ний

Аудиокас-сеты для 5 класса

Прочитать сказку Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка»



13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств в опере. В основе оперы-литературное произведение

-опера «Руслан и Людмила М.И.Глинка

-опреа «Снегурочка» Н.А.Римского -Корскакова

Знать

Историю развития оперного искусства;

-понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь приводить примеры к понятиям

Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыки Хоровое пение.


Презентация на тему: «Опера»

Аудиокас-сеты для 5 класса

Повторить слова песни



14

Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова « Садко»

1

Расширение и углубление знаний

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

Знать сюжет (либретто) оперы «Садко»

Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Слушание музыки

Интонацион-но-образный анализ музыки

Презентация на тему: «Садко»

Аудиокассеты для 5 класса

Повторить слова песни



15

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

Расширение и углубление знаний

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета-литературное произведение. Балет П.И.Чайковского « Щелкунчик»

-«Спящая красавица» П.И.Чайковского

-« Золушка» С.С.Прокофьева

Знать

История развития балетного искусства;

-поняти: балет, солост-танцор, кордебалет

Уметь анализировать составляющие средства музыкальной выразительности

Слушание музыки

Хоровое пение. Интонацион-но-образный анализ музыки

Презентация на тему « Балет»

Аудиокассеты для 5 класса

Повторить слова песни



16

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

-музыкальная сказка «Бременские музыканты» Г.Гладкова

-музыка к драме «Пер Гюнт» Э.Грига

-песня «Песенка о словах»С.Старобинского, С.Вайнина

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования

Слушание музыки

Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ музыки.

Аудиокассеты для 5 класса

Выучить текст песни



17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы

-мюзикл «Кошки» Э.Л.Уэббера

-«Песенка о прекрасных вещах» Р.Роджерса из мюзикла «Звуки музыки»;

-Дж.Гершвин, классический джаз «Хлопай в такт»

Знать

-историю возникновения мюзикла;

-чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их авторов


Слушание музыки

Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ музыки.

Презентация «Мюзикл» Аудиокассеты для 5 класса

Повторить слова песни



МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО -17 часов



18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Сообщение и усвое-ние знаний

Жизнь-единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

-«Шехерезада» симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова

-картина «Книги и часы» неизвестного художника

-песня «Птица-музыка» В.Синенко, М. Пляцковского

Знать понятия что роднит музыку и изобразительное искусство

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства


Устный опрос

Слушание музыки

Хоровое пение

Аудиокассеты для 5 класса

Повторить слова песни



19

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западно-европейского искусства

-концерт 33 для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова;

-«Аве Мария» И.С,Баха, Ш.Гуно;

-«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского;

-«Аве Мария» Ф.Шуберта

Знать в чем выражается общность языка различных видов искусства

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Слушание музыки

Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний

Аудиокассе-ты для 5класса

Повторить слова песни



20

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изучение кантаты С.Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

-опера «Александр Невский» С.С.Прокофьев»

-картина « Александр Невский» М. Нестерова

-песня «Баллада о солдате» В.Соловьева-Седого, М.Матусовского

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

-определять на слух основные части кантаты.

Слушание музыки

Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний


Аудиокассе-ты для 5 класса

Выучить текст песни



2122

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Расширение и углубление знаний

Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

-Романс «весенние воды»С.В.Рахманинова, Ф. Тютчева;

-романс «Островок» С.Рахманинова, К.Бальмонта.

-песня «Музыка Г.Струве, И.Исаковой

Уметь выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

-анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Хоровое пение Слушание музыки Анализ живописных произведений.


Аудиокассе-ты для 5 класса

Повторить слова песни



23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление новых знаний

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки

-«Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром В.Кикты

- песня «Музыка Г.Струве, И.Исаковой

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний

Аудиокассе-ты для 5 класса




24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление новых знаний

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве

-«Чаконо», соло для скрипки И.С.Баха;

-каприс№24, соло для скрипки Н.Паганини

-рапсодия на тему Паганини С.В.Рахманинова

-вариации на тему Паганини, В.Лютославского

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях

Уметь -сопоставлять скрипичную музыку с живописью

-анализировать, сравнивать произведения

Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ музыкальных и художественных произведе-ний

Аудиокассе-ты для 5 класса



25

Волшебная палочка дирижера

1

Расширение и углубление новых знаний

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

-Симфония №5 Л.Бетховена

-опреа « Александр Невский» С.С.Прокофьева»

-песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

Знать понятия

Оркестр, дирижер, состав групп инструментов оркестра

Уметь называть имена известных дирижеров

Слушание музыки Интонацион-но-образный анализ

Аудиокассе-ты для 5 класса




26

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Л.Бетховена. образный строй симфонии №5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

-симфония №5,№3 Л.Бетховена

- песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

Уметь делать предложения о том, что предстоит услышать;

-проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание Интонацион-но-образный анализ Хоровое пение

Аудиокассе-ты для 5 класса

Закрепить полученные знания



27

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура-застывшая музыка

-«Фрески Софии Киевской», концертная симфония для арфы с оркестром В.Кикты

-фрески собора Святой Софии в Киеве

- песня «Парус алый» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

Знать отличия

католической и православной музыкальной культуры;

понятие а капелла

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры

Слушание музыки

Хоровое пение Интонацион-но-образный анализ музыки

Аудиокассеты для 5 класса

Закрепить полученные знания



28

Полифония в музыке и в живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знакеомства с творчеством И.С.Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха –орган. Маленькая прелюдия и фуга для органа И.С.Баха

-«Богородице Дево, радуйся» П.И.Чайковского

Знать понятия

Орган, полифония, фуга;

-основные события из жизни и творчества И.С.Баха


Слушание музыки

Хоровое пение

Аудиокассеты для 5 класса

Закрепить полученные знания



2930

Музыка на мольберте

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М.К.Чюрлениса. Расширение представлений о связи и взаимодействии музыки, изобразительного

искусства и литературы

-прелюдия для ф-но, «Море» симфоническая поэма М.Чюрлениса


Знать что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки Рассматрива-ние иллюстраций (репродук-ции картин)

Аудиокассе-ты для 5 класса

Повторить текст песни



31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Сообщение и усвое-ние новых знаний

Особенности импрессионизма как художественого стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

-«Лунный свет» из «Бергамской сюиты» К.Дебюси

-прелюдии К.Дебюси

-песня «Тишина» Е.Адлер, Е.Руженцева

Знать понятия

Импрессионизм, интерпретация, джаз

Слушание музыки

Хоровое пение

Аудиокассе-ты для 5 класса

Закрепить полученные знания



32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

-«Реквием» Д.Кабалевского, Р.Рождественского

- песня «Тишина» Е.Адлер, Е.Руженцева


Знать понятия

Реквием

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки

Интонацион-но-образный анализ музыки

Аудиокассе-ты для 5 класса

Выучить текст песни



33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир С.С.ПАрокофьева и М.П.Мусоргского. Своеобразие их творчества

-«Мимолетности» №1,7,10 С.С.Прокофьева

-«Рассвет на Москве-реке» М.П.Мусоргского

-сюита «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского

-песня « Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В.Степанова

Знать понятие интерпритация

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки

Интонацион-но-образный анализ музыки

Аудиокассе-ты для 5 класса

Закрепить полученные знания



34

Мир композитора

1

Повторение обобще-ние полученных знаний . урок-концерт

Обощение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

-песня « Семь моих цветных карандашей» В.Серебренникова, В.Степанова

Знать что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трех искусств

Слушание музыки

Интонацион-но-образный анализ музыки Хоровое пение

Аудиокассе-ты для 2 класса



ВСЕГО 34 часа







8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!