Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование для 3 «А», 3 «Б» классов («Начальная Школа XXI века»), составлено на основе рабочей программы по учебному курсу «Музыка» для 1-4 класса, разработанной Смирновой Е.В.
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» в 3 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
На основании календарного учебного графика школы на 2020-2021 учебный год, с учетом праздничных дней в календарно-тематическом планировании произведено уплотнение материала.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание |
Раздел 1. Характерные черты русской музыки. | 8 | 3 А 3 Б | |
1 | 1. Интонационно-образный язык русской музыки. | 1 | 01.09 | |
2 | 2. Музыкальный портрет П.И.Чайковского. | 1 | 08.09 | |
3 | 3. Музыкальный портрет М.П.Мусоргского. | 1 | 15.09 | |
4 | 4. Интонационно-образный язык музыки русских композиторов. | 1 | 22.09 | |
5 6 | 5.6. Музыкальная культура России | 2 | 29.09 06.10 | |
7 8 | 7,8. Итоговый урок по теме: «Характерные черты русской музыки». | 2 | 13.10 20.10 | |
| Раздел 2. Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности. | 12 | | |
9 | 1. Обрядовость - ведущее начало русского фольклора. | 1 | 10.11 | |
10 | 2. Героика в народном былинном эпосе. | 1 | 17.11 | |
11 | 3. Знаменный распев. | 1 | 24.11 | |
12 | 4. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. | 1 | 01.12 | |
14 | 5. Частушки и страдания. | 1 | 08.12 | |
15 | 6. Танцевальные жанры. | 1 | 15.12 | |
1617 | 7. 8. Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской интонационности». | 2 | 22.12 12.01 | |
18 | 9. Инструментальные плясовые наигрыши. | 1 | 19.01 | |
19 | 10. Обрядовые песни | 1 | 26.01 | |
20 | 11.12. Путешествие по страницам русской музыки | 2 | 02.02 09.02 | |
| Раздел 3. Истоки русского классического романса. | 6 | | |
21 22 | 1. Интонационная сфера городского музицирования. | 2 | 16.02 23.02 | Уплотнение материала |
23 24 | 6. Крестьянская песня и городской салонный романс. | 2 | 02.03 09.03 | |
25 26 | 7. Городская лирика (общепопулярная) и старинный романс | 2 | 16.03 30.03 | |
| Раздел 4. Композиторская музыка для церкви. | 2 | | |
27 | 9. Музыка для церкви как часть культуры России | 1 | 06.04 | |
28 | 10. Композиторская музыка для церкви | 1 | 13.04 | |
| Раздел 5. Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре. | 6 | | |
29 30 | 1. Обработки народных песен. | 2 | 20.04 27.04 | |
32 33 | 3. «Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре». | 2 | 04.05 11.05 | |
34 | 4. Урок-концерт. | 1 | 18.05 | |
| ИТОГО | 34 | | |
Формы и средства контроля
В качестве форм контроля используются творческие задания, тесты, уроки-концерты.
Календарно-тематическое планирование
Тест 1
1. Что обозначает слово:
а) «пиано» ____________ б) «форте» ________________
2. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?
3. Инструмент симфонического оркестра: А) ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен
4. Инструмент русского народного оркестра:
А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.
5. Значок, с помощью которого записывают музыку:
А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.
6. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:
А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.
7. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра: А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.
8. Сочинитель музыки–А) актёр, Б) слушатель, В) певец, Г) композитор
9. Руководитель оркестра – А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр
10. Главный герой этой оперы – новгородский купец и путешественник, гусляр:
А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»
11. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» – А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм
12. Установите соответствие между композиторами и их произведениями
А) М.И Глинка «Снегурочка»
Б) П.И. Чайковский «Руслан и Людмила»
В) Н.А.Римский-Корсаков «Детский альбом»
Тест 2
В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?
а) «Руслан и Людмила» б) «Снегурочка»
в) «Орфей и Эвридика»
Приведите в соответствие:
1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский
2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк
3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков
4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка
Верно ли следующее утверждение?
Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.
а) Верно б) Неверно
Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:
а) симфония б) концерт
Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:
а) скрипка б) флейта в) фортепиано
Приведите в соответствие:
1) скрипка а) духовой инструмент
2) флейта б) струнный инструмент
в) струнно-смычковый инструмент
Приведите в соответствие:
Опера 2. Балет 3. Мюзикл
а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят
в) Спектакль, в котором актеры только поют
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
не менее 8 правильных ответов в тесте;
художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;
5-7 правильных ответов в тесте;
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
не более 4 правильных ответов в тесте;
не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры | Критерии |
«3» | «4» | «5» |
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге | При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес | Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм | Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано. |
Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) | Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения | 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра | 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра |
Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры | Критерии |
«3» | «4» | «5» |
Знание музыкальной литературы | Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя | Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами | Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы |
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты | Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы | Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки | Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество |
Выполнение домашнего задания
Критерии |
«3» | «4» | «5» |
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась | При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе |
Исполнение вокального репертуара
Параметры | Критерии певческого развития |
«3» | «4» | «5» |
Исполнение вокального номера | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону | интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера | художественное исполнение вокального номера |
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах | | | художественное исполнение вокального номера на концерте |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках используются разные формы контроля: наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.
Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
9