Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 4 УКМО, реализующей ФГОС на уровне основного общего образования.
Рабочая программа включает в себя:
Результаты изучения курса
Содержание учебного курса
Тематическое планирование
Рабочая программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности» 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова), взятой из Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова., Дрофа, 2010 г.
Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 5-9 классах. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год.
Согласно учебному плану образовательной организации на уровне основного общего образования отводится:
В 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
В 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
В 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
В 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
В 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
Всего 170 часов.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке;
освоение базовых понятий лингвистики;
освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
опознавание и анализ основных единиц языка;
проведение различных видов анализа слова;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения факультативного курса « Основы русской словесности» ученик
должен знать:
первоначальные сведения о выразительных возможностях стилистической окраски слова;
виды текста, что такое текст, тема, идеи текста;
что такое стихи и проза;
первоначальное сведение о родах словесности;
первоначальное понятие о сюжете и эпизоде;
должен уметь:
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
проводить маркировку текста;
составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ;
владеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств;
различать разновидности употребления языка разговорный и книжный;
различать виды эпических произведений;
работать со словарями.
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 класс: К концу первого года обучения обучающиеся должны:
выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;
уметь работать с толковым и этимологическим словарями;
различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;
верно определять тему и основную мысль текста;
создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;
различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;
определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.
6 класс: К концу второго года обучения обучающиеся должны:
различать слова по их стилистической окраске;
уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;
уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.
7 класс: К концу третьего года обучения обучающиеся должны:
уметь работать со словарями различных типов;
уметь создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
выразительно читать тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения, диалоги в художественном произведении;
уметь определять виды и жанры произведений;
уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах литературы (в том числе народной и духовной);
создавать собственные сочинения-рассуждения.
8 класс: К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны:
уметь видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
уметь видеть авторский идеал в сатирических и юмористических произведениях;
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
уметь оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля и цели высказывания;
уметь понять авторскую мысль, идею в эпических и драматических произведениях;
уметь редактировать и совершенствовать текст;
создавать собственные сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического, драматического произведения.
9 класс: К концу пятого года обучения обучающиеся должны:
уметь понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
уметь определить тему и идею произведения;
выразительное чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв.;
уметь определить авторскую позицию в произведениях;
уметь понимать значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
уметь видеть главное значение произведений русской словесности;
создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
5 класс
Что такое слово (1 час)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность (3 часа)
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.
Богатство лексики русского языка (4 часа)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Фразеологизмы.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы.
Прямое и переносное значения слова (2 часа)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст (5 часов)
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3 часа)
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Ритм и рифма в стихах. Строфа.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность (3 часа)
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение (5 часов)
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения.
/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение (5 часов)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение (3 часа)
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки.
6 класс
Употребление языковых средств (8 часов)
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности (8 часов)
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности (4 часа)
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности (3 часа)
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности (3 часа)
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
///Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
7 класс
Слово и словесность (1 час)
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка (4 часа)
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения 4 часа
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова.
Стиль (3 часа)
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности (1 час)
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры (3 часа)
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры (2 часа)
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды (6 часов)
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды (3 часа)
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды (3 часа)
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды (2 часа)
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности (2 часа)
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 класс
Средства языка художественной словесности (8 часов)
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического (5 часов)
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения (4 часа)
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в эпическом произведении (5 часов)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в лирическом произведении (4 часа)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в драматическом произведении (4 часа)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности (4 часа)
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.
9 класс
Средства художественной изобразительности (11 часов)
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово (5 часов)
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова (7 часов)
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
Произведение искусства слова
как единство художественного содержания
и его словесного выражения (5 часов)
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры (6 часов)
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Что такое слово (1ч). | Что такое слово. Как возникли слова и для чего они служат? | 1 | Получить начальные сведения о происхождении слов. Познакомить с этимологическим словарем. |
2 | Словесность (3ч). | Словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык. | 1 | Различать разговорный язык и литературный язык. |
3 | | Разговорный язык. Просторечие. | 1 |
4 | | Литературный язык. Язык художественной словесности. | 1 |
5 | Богатство лексики русского языка (4ч). | Лексическое значение слова. Слова однозначные, многозначные. Слова-тер-мины. | 1 | Иметь представлении о многообразии лексики. |
6 | | Омонимы. Синонимы. Антонимы. | 1 |
7 | | Новые слова. Устаревшие слова. | 1 |
8 | | Фразеологизмы. | 1 |
9 | Прямое и переносное значения слова (2ч). | Прямое и переносное значение слова. Сравнение. | 1 | Иметь представление о переносном значении слова. |
10 | | Эпитет. Аллегория. | 1 |
11 | Текст (4ч+1ч). | Развитие речи. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. | 1 | Знать признаки текста, типы речи. |
12 | | Формы словесного выражения. Повествование | 1 |
13 | | Формы словесного выражения. Описание | 1 |
14 | | Формы словесного выражения. Рассуждение. | 1 |
15 | | Формы словесного выражения. Диалог. Монолог. | 1 |
16 | Стихи и проза (2ч+1ч). | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 1 | Знать основные отличия лирики от прозы. |
17 | | Интонация. Цель высказывания в интонации. Особенности интонации. | 1 |
18 | | Развитие речи. Особенности интонации в стихах. Ритм. Рифма в стихах. Строфа | 1 |
19 | Устная народная словесность (3ч). | Устная народная словесность. Сказки, их виды. Особенности языка сказок. | 1 | Знать особенности языка жанров УНТ. |
20 | | Небылицы. | 1 |
21 | | Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. | 1 |
22 | Литературное эпическое произведение (5ч). | Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка. | 1 | Знать характеристику родов и жанров в литературе. |
23 | | Басня. Особенности языка басен. | 1 |
24 | | Рассказ. Повесть, роман. | 1 |
25-26 | | Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения. | 2 |
27 | Литературное лирическое произведение (5ч). | Литературное лирическое произведение. | 1 | Знать особенности лирического произведения. Выразительно читать и анализировать стихи. |
28 | | Стихи о природе. | 1 |
29 | | Зачем поэт говорит стихами. | 1 |
30 | | Стихи о животных. | 1 |
31 | | Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии | 1 |
32 | Литературное драматическое произведение (2ч+1ч). | Литературное драматическое произведение. | 1 | Отличать драматическое произведение от прозаического. |
33 | | Отличие эпического произведения от драматического. | 1 |
34 | | Развитие речи. Творческая работа. | 1 | Уметь создавать стихотворение, небольшой рассказ или небольшую пьесу. |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Употребление языковых средств ( 7+1 час). | Развитие речи. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление средств в зависимости от условий и цели высказывания. | 1 | Уметь применять в речи языковые средства. |
2 | Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. | 1 |
3 | Диалектизмы. | 1 |
4 | Профессионализмы. | 1 |
5 | Заимствованные слова. Неологизмы. | 1 |
6 | Стилистические возможности имени существительного. | 1 |
7 | Стилистические возможности имени прилагательного. | 1 |
8 | Стилистические возможности глагола. | 1 |
9 | Средства художественной изобразительности (7+1 час). | Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет. | 1 | Употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности. |
10 | Метафора. | 1 |
11 | Олицетворение. Метонимия. | 1 |
12 | Синекдоха. Гипербола. | 1 |
13 | Порядок слов в предложении. Инверсия, повтор. | 1 |
14 | Риторический вопрос и риторическое восклицание. | 1 |
15 | Антитеза. | 1 |
16 | Развитие речи. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. | 1 | |
17 | Юмор в произведении словесности (2+2 часа). | Юмор в жизни и в произведениях словесности. | 1 | Знать художественные средства для создания юмора в произведении. |
18 | Развитие речи. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов. | 1 |
19 | Соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. | 1 |
20 | Развитие речи. Значение употребления средств создания юмора в произведении. | 1 |
21 | Произведения устной народной словесности (2+1 час). | Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. | 1 | Знать жанры и особенности УНТ (былины и легенды). |
22 | Развитие речи. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. | 1 |
23 | Легенда как создание народной фантазии. | 1 |
24 | Эпическое произведение, его особенности (2+2 часа). | Что такое эпическое произведение. | 1 | Знать особенности эпических произведений. |
25 | Развитие речи. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера в сюжете произведения. | 1 |
26 | Герой произведения и автор произведения. | 1 |
27 | Развитие речи. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. | 1 |
28 | Лирическое произведение, его особенности (3+1 час). | Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. | 1 | Знать особенности лирических произведений. |
29 | Двусложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 |
30 | Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы. | 1 |
31 | Развитие речи. Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза. | 1 |
32 | Драматическое произведение, его особенности (3 часа). | Что такое драматическое произведение. | 1 | Знать особенности драматических произведений. |
33 | Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка | 1 |
34 | Сюжет драматического произведения. | 1 | |
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Слово и словесность (1 час). | Значение языка в жизни человечества. Словесность как словесное творчество. | 1 | Понимать значение языка в жизни человечества. |
2 | Разновидности употребления языка (4 часа). | Разговорный язык. | 1 | Знать особенности разговорного и литературного языка, прозы и поэзии. |
3 | Разновидности разговорного языка. | 1 |
4 | Литературный язык и его разновидности. | 1 |
5 | Язык художественной литературы. | 1 |
6 | Формы словесного выражения (2+2часа). | Развитие речи. Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности | 1 | |
7 | Развитие речи. Формы словесного выражения в художественном произведении. | 1 |
8 | Стихи и проза, их различие. | 1 |
9 | Обобщение по теме «Формы словесного выражения». | 1 |
10 | Стилистическая окраска слова. Стиль. (3 часа). | Стилистические возможности лексики и фразеологии. | 1 | Иметь представление о стилистической окраске слова. |
11 | Стилистические возможности грамматики. | 1 |
12 | Стилизация и пародия. | 1 |
13 | Роды, виды и жанры произведений словесности. (1 час). | Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра. | 1 | Иметь представление о родах и жанрах в литературе. |
14 | Устная народная словесность, её виды и жанры. (3 часа). | Этические виды народной словесности. | 1 | Иметь представление о жанрах УНТ. |
15 | Лирические виды народной словесности. | 1 |
16 | Драматические виды народной словесности. | 1 |
17 | Духовная литература, ее жанры. (1+1 час). | Библия и жанры библейских книг. | | Иметь представление о жанрах духовной литературы. |
18 | Развитие речи. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. | |
19 | Эпические произведения, их виды (5+2 часа). | Виды эпических произведений. | 1 | Знать особенности эпических жанров: басен, повестей, романов. Иметь представление о сюжете, его этапах. |
20 | Басня. | 1 |
21 | Рассказ, повесть, роман. | 1 |
22 | Развитие речи. Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя. | 1 |
23 | Развитие речи. Пейзаж, интерьер. Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев. | 1 |
24 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета. | 1 |
25 | Композиция рассказа и повести. Художественная деталь. | 1 |
26 | Лирические произведения, их виды (3 часа). | Виды лирики. | 1 | Знать особенности лирических жанров. |
27 | Композиция лирического стихотворения. Лирический герой. | 1 |
28 | Анализ лирического стихотворения. | 1 |
29 | Драматические произведения, их виды (2+1 час). | Виды драматического рода словесности. | 1 | Знать особенности драматических жанров. |
30 | Развитие речи. Герои драматического произведения и языковые способы их изображения. | 1 |
31 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. | 1 |
32 | Лиро-эпические произведения, их виды (2 часа). | Лиро-эпические виды и жанры. | 1 | Знать особенности лиро-эпических жанров. |
33 | Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединения в них признаков лирики и эпоса. | 1 |
34 | Взаимовлияние произведений словесности (1 час). | Развитие речи. Использование чужого слова в произведении. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей. | 1 | Уметь определять жанры УНТ в составе художественных текстов. |
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Средства языка художественной словесности (7+1 час). | Лексическое значение слова и семантика. | 1 | Иметь представление о художественных средствах, о лексических возможностей: аллитерации, синонимах, омонимах, метафоре, сравнении, олицетворении и др. |
2 | Семантика фонетических средств языка. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс. | 1 |
3 | Семантика словообразования. | 1 |
4 | Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, архаизмы и историзмы. | 1 |
5 | Тропы: метафора, сравнение, олицетворение. | 1 |
6 | Метонимия и синекдоха. | 1 |
7 | Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры. | 1 |
8 | Развитие речи. Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности». | 1 |
9 | Словесные средства выражения комического (4+1 час). | Комическое как средство выражения оценки явления. | 1 | Иметь представление о словесных средствах выражения комического. |
10 | Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур. | 1 |
11 | Гипербола, фантастика, ирония. «Говорящие» имена и фамилии. | 1 |
12 | Пословицы и афоризмы | 1 |
13 | Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Словесные средства выражения комического». | 1 |
14 | Качество текста и художественность произведений словесности (3+1 час). | Текст и его признаки. Тема и идея. | 1 | Иметь представление о тексте, теме и идее. |
15 | Основные требования к тексту. | 1 |
16 | Художественность произведения. Композиция словесного выражения. | 1 |
17 | Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Качество текста и художественность произведений словесности». | 1 |
18 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении(5+1час). | Слово в эпическом произведении. Описание, повествование. | 1 | Иметь представление о языковых средствах изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении. |
19 | Монолог, диалог. | 1 |
20 | Литературный герой, характер, образ. | 1 |
21 | Сюжет и композиция как средство выражения идеи | 1 |
22 | Рассказчик и автор в эпическом повествовании. | 1 |
23 | Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении». | 1 |
24 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении(3+1час). | Слово в лирическом произведении. | 1 | Иметь представление о языковых средствах изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. |
25 | Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. | 1 |
26 | Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы. | 1 |
27 | Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении». | 1 |
28 | Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении(3+1час). | Слово в драматическом произведении. | 1 | Иметь представление о языковых средствах изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении. |
29 | Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения. | 1 |
30 | Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении. | 1 |
31 | Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении». | 1 |
32 | Взаимосвязи произведений словесности (3+1 час). | Воздействие Библии на русскую литературу. | 1 | Видеть взаимосвязи произведений словесности. |
33 | Мифологические образы и народная словесность в русской литературе. | 1 |
34 | Развитие речи. Обобщение по теме «Взаимосвязи произведений словесности». | 1 | |
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
1 | Средства художественной изобразительности (10+1 часов). | Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Эпитет. | 1 | Иметь представление о средствах художественной изобразительности: сравнении, аллегории, гротеске, параллелизме и др. |
2 | Сравнение и параллелизм. | 1 |
3 | Олицетворение. Аллегория и символ. | 1 |
4 | Гипербола и фантастика. | 1 |
5 | Парадокс и алогизм. | 1 |
6 | Гротеск. Бурлеск. | 1 |
7 | «Макароническая» речь. | 1 |
8 | Этимологизация и внутренняя форма слова. | 1 |
9 | Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. | 1 |
10 | Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. | 1 |
11 | Развитие речи. Обобщение по теме: «Средства художественной выразительности». | 1 |
12 | Жизненный факт и поэтическое слово (5 часов). | Прямое и поэтическое значение словесного выражения. | 1 | Иметь представление о жизненных фактах и поэтическом слове. |
13 | Предмет изображения, тема и идея произведения. | 1 |
14 | Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. | |
15 | Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. | 1 |
16 | Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | 1 |
17 | Историческая жизнь поэтического слова (2+5 часов). | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Индивидуальный стиль. | 1 | Знать принципы изображения действительности и поэтическое слово. |
18 | Развитие речи. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. | 1 |
19 | Развитие речи. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. | 1 |
20 | Развитие речи. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. | 1 |
21 | Развитие речи. Изображение действительности в искусстве реализма. | 1 | |
22 | Авторская индивидуальность. | 1 |
23 | Развитие речи. Практическая работа (Анализ текстов). | 1 |
24 | Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения (4+1час). | Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | 1 | Иметь представление о произведении искусства слова как единства художественного содержания и его словесного выражения. |
25 | Художественный образ и художественная действительность. | 1 |
26 | Развитие речи. Словесная форма выражения художественного содержания. | 1 |
27 | Художественное время и художественное пространство. | 1 |
28 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | 1 |
29 | Произведение словесности в истории культуры (6 часов). | Взаимосвязь разных национальных культур. | 1 | Иметь представление о произведениях словесности в истории культуры. |
30 | Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. | 1 |
31 | Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | 1 |
32 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. | 1 |
33 | Нравственные проблемы в произведениях словесности. | 1 |
34 | Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека. | 1 |
26