СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русская словесность. От слова к словесности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа написана совместно с учителями-предметниками МОУ СОШ№4 УКМО на основе авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности» 5—9 классы (автор программы Р. И. Альбеткова).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русская словесность. От слова к словесности"»



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» разработана на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 4 УКМО, реализующей ФГОС на уровне основного общего образования.

Рабочая программа включает в себя:

  1. Результаты изучения курса

  2. Содержание учебного курса

  3. Тематическое планирование


Рабочая программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов составлена на основе авторской программы «Русская словесность. От слова к словесности» 5—9 классы (Автор программы Р. И. Альбеткова), взятой из Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И.Харитонова., Дрофа, 2010 г.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю в 5-9 классах. Тематическое планирование составлено на 34 учебных часа в год.


Согласно учебному плану образовательной организации на уровне основного общего образования отводится:

В 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)

В 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)

В 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)

В 8 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)

В 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)


Всего 170 часов.


Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

  • способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

  • способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

  • опознавание и анализ основных единиц языка;

  • проведение различных видов анализа слова;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения факультативного курса « Основы русской словесности» ученик

должен знать:

  • первоначальные сведения о выразительных возможностях стилистической окраски слова;

  • виды текста, что такое текст, тема, идеи текста;

  • что такое стихи и проза;

  • первоначальное сведение о родах словесности;

  • первоначальное понятие о сюжете и эпизоде;

должен уметь:

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

  • проводить маркировку текста;

  • составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ;

  • владеть языком как средством выражения собственных мыслей и чувств;

  • различать разновидности употребления языка разговорный и книжный;

  • различать виды эпических произведений;

  • работать со словарями.


Требования к уровню подготовки обучающихся


5 класс: К концу первого года обучения обучающиеся должны:

  • выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;

  • уметь работать с толковым и этимологическим словарями;

  • различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;

  • верно определять тему и основную мысль текста;

  • создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;

  • различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;

  • определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.


6 класс: К концу второго года обучения обучающиеся должны:

  • различать слова по их стилистической окраске;

  • уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;

  • уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;

  • понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

  • уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;

  • уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.


7 класс: К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

  • уметь работать со словарями различных типов;

  • уметь создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

  • выразительно читать тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения, диалоги в художественном произведении;

  • уметь определять виды и жанры произведений;

  • уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах литературы (в том числе народной и духовной);

  • создавать собственные сочинения-рассуждения.


8 класс: К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны:

  • уметь видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

  • уметь видеть авторский идеал в сатирических и юмористических произведениях;

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

  • уметь оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля и цели высказывания;

  • уметь понять авторскую мысль, идею в эпических и драматических произведениях;

  • уметь редактировать и совершенствовать текст;

  • создавать собственные сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического, драматического произведения.


9 класс: К концу пятого года обучения обучающиеся должны:

  • уметь понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

  • уметь определить тему и идею произведения;

  • выразительное чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв.;

  • уметь определить авторскую позицию в произведениях;

  • уметь понимать значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

  • уметь видеть главное значение произведений русской словесности;

  • создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА


5 класс


Что такое слово (1 час)


Слово как единица языка и как словесное выска­зывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопо­нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размыш­ление о значении языка.

Что такое словесность (3 часа)


Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свой­ства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие зна­чения языка в жизни от значения языка в произве­дении.

/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ­ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня­тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.

Богатство лексики русского языка (4 часа)


Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и много­значные. Употребление многозначных слов в произ­ведениях словесности.

Слова-термины.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Антонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Неологизмы, их роль в художественных произве­дениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Фразеологизмы.

/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по­нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино­нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз­мы, фразеологизмы.


Прямое и переносное значения слова (2 часа)


Прямое значение слова. Употребление слова в пе­реносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав­нений, понимание смысла аллегории. Упо­требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.


Текст (5 часов)


Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя­зи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

/// Определение темы и основной мысли текс­та. Устное и письменное изложение повествова­тельного текста. Создание собственного повествова­тельного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразитель­ное чтение научного и художественного текс­та-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, мо­нолога.


Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3 часа)


Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс­те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.

Ритм и рифма в стихах. Строфа.

/// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.


Устная народная словесность (3 часа)


Понятия: произведение, устная народная словесность.

Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого­ворки.

/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.


Литературное эпическое произведение (5 часов)


Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения

Эпическое произведение: произведение, в кото­ром рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения.

Особенности языка эпического произведения.

/// Понимание того, что эпическое произведе­ние — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.


Литературное лирическое произведение (5 часов)


Лирическое произведение: произведение, в кото­ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произ­ведении.

/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.


Литературное драматическое произведение (3 часа)


Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима­ние роли авторских-ремарок: Чтение пьесы по ро­лям. Сочинение собственной сценки.


6 класс


Употребление языковых средств (8 часов)


Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Обще­употребительная лексика, диалектизмы, професси­онализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существи­тельного, имени прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художествен­ных произведениях.

/// Обогащение словарного запаса: работа со сло­варями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилис­тических средств языка в собственных высказывани­ях в соответствии с условиями и с поставленной целью.


Средства художественной изобразительности (8 часов)


Понятие о средствах художественной изобрази­тельности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобрази­тельности в произведениях словесности.

/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выра­зительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. При­менение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.


Юмор в произведениях словесности (4 часа)


Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожидан­ность в развитии сюжета, в поступках и высказыва­ниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предме­тов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

/// Развитие чувства юмора. Выразительное чте­ние юмористического произведения. Устное и пись­менное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.


Произведения устной народной словесности (3 часа)


Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.


Эпическое произведение, его особенности (4 часа)


Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие ха­рактера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описа­ние, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.

/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображе­ния характера героя и передачи авторского, отноше­ния к герою. Различение героя, автора и рассказчи­ка. Выразительное чтение и пересказ эпических про­изведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.


Лирическое произведение, его особенности (4 часа)


Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувст­ва в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (свя­зывание строк в строфу) значения. Мужские, жен­ские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения рит­ма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.


Драматическое произведение, его особенности (3 часа)


Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и моно­лога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повест­вования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

///Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли ав­торской ремарки, реплик героев в диалоге, моноло­гов героев. Выразительное чтение по ролям драмати­ческого произведения. Сочинение сценки по собст­венным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.


7 класс


Слово и словесность (1 час)


Язык и слово. Значение языка в жизни человече­ства. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способ­ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со­вокупность всех словесных произведений — книж­ных и устных народных. Словесность как совокуп­ность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и раз­витие.

/// Работа со словарями различного типа; обога­щение словарного запаса; определение темы и ос­новной мысли произведения; выразительное чтение произведений.


Разновидности употребления языка (4 часа)


Разговорный язык, его особенности. Разновид­ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и професси­ональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера­туре.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицисти­ческий стили.

Язык художественной литературы как особая раз­новидность употребления языка. Язык как «матери­ал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творче­ства, важнейшая сторона произведения словесности.

/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-дело­вого, научного и публицистического стилей. Пони­мание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.


Формы словесного выражения 4 часа


Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорно­го и литературного языка в устной и письменной форме.

Диалог и монолог в нехудожественных ви­дах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словес­ности.

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

/// Выразительное чтение повествования, описа­ния, рассуждения, диалога в художественном произ­ведении. Рассказывание о событии с использовани­ем диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразитель­ное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.


Стилистическая окраска слова.

Стиль (3 часа)


Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и сти­листически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выра­жений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ­ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро­дии.

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности (1 час)


Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве­дениях. Понятия рода, вида и жанра.

/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.


Устная народная словесность, ее виды и жанры (3 часа)


Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

/// Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.


Духовная литература, ее жанры (2 часа)


Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в рус­ской литературе.

/// Чтение Библии. Понимание библейских текс­тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах. Умение заметить ис­пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды (6 часов)


Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.


Лирические произведения, их виды (3 часа)

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.




Драматические произведения, их виды (3 часа)


Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.

/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ­фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.


Лиро-эпические произведения и их виды (2 часа)


Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.

/// Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.


Взаимовлияние произведений словесности (2 часа)


Использование чужого слова в произведении: ци­тата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.

/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

8 класс


Средства языка художественной словесности (8 часов)


Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в сло­варе, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (по­вышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, анто­нимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, ис­торизмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимст­вованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюморо­на, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения авто­ра к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях сло­весности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.


Словесные средства выражения комического (5 часов)


Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изо­бражаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатири­ческом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в са­тирическом и юмористическом произведениях. Вы­разительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собст­венных сочинениях.


Качество текста и художественность произведения (4 часа)


Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответст­вие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ориги­нального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить ка­чество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редак­тирование и совершенствование текста. Умение уви­деть своеобразие художественного текста, его досто­инства и недостатки. Создание собственного выска­зывания, отвечающего требованиям к тексту.


Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в эпическом произведении (5 часов)


Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, харак­тер, типический герой. Литературный герой, изобра­женный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или сви­детеля событий. Сказ.

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочине­ние-рассуждение об идейно-художественном своеоб­разии эпического произведения.



Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в лирическом произведении (4 часа)


Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства ав­тора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для выра­жения мысли и чувства автора. Значение соотноше­ния ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной ре­чи для выражения мысли автора. Рифма в лириче­ском произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.


Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в драматическом произведении (4 часа)

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в дра­матическом произведении от их употребления в эпи­ческом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения ав­торской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного вы­ражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматиче­ского произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматиче­ского произведения.


Взаимосвязи произведений словесности (4 часа)


Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Взаимосвязи произведений словес­ности в качестве реминисценций или на уровне язы­ка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Чер­ты влияния Библии в летописи, произведениях древ­ней русской литературы, словесности нового време­ни.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, ми­фологии, фольклора. Умение видеть авторскую по­зицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Созда­ние собственных произведений с использованием традиций.


9 класс


Средства художественной изобразительности (11 часов)


Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуаль­но-авторские особенности применения средств худо­жественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория и символ. Употребление в произве­дении этих средств художественной изобразитель­ности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различ­ная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Лож­ная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобра­зительности языка в собственных устных и письмен­ных высказываниях.


Жизненный факт и поэтическое слово (5 часов)


Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение.

/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать худо­жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.


Историческая жизнь поэтического слова (7 часов)


Принципы изображения действительности и поэ­тическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отноше­ние к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Держа­вина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро­мантический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве ре­ализма. Поэтическое слово в реалистическом произ­ведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление худо­жественной одаренности, мировоззрения, жизненно­го опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художествен­ной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Уме­ние видеть и передать в выразительном чтении худо­жественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное рас­крытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение автор­ской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях раз­ных эпох и литературных направлений, разных ро­дов и жанров словесности.


Произведение словесности


Произведение искусства слова

как единство художественного содержания

и его словесного выражения (5 часов)


Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художе­ственного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетиче­ской оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содер­жание.

Словесная форма выражения художественного со­держания. «Приращение смысла» слова. Отбор и ор­ганизация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное про­странство (хронотоп) как один из видов художест­венного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художе­ственного содержания.

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

/// Восприятие произведения словесности как це­лостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произ­ведения. Понимание значения художественного об­раза: героя произведения, художественного про­странства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспри­нять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведе­ния по жизненным впечатлениям. Сочинение, по­священное целостному анализу произведения.


Произведение словесности в истории культуры (6 часов)


Взаимосвязь разных национальных культур. Зна­чение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Об­ращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словес­ности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произве­дениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рас­суждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.


Тематическое планирование

5 класс


п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

1

Что такое слово (1ч).


Что такое слово. Как возникли слова и для чего они служат?

1

Получить начальные сведения о происхождении слов.

Познакомить с этимологическим словарем.

2

Словесность (3ч).

Словесность. Формы словесности. Разговорный и литературный язык.

1

Различать разговорный язык и литературный язык.

3


Разговорный язык. Просторечие.

1

4


Литературный язык. Язык художественной словесности.

1

5

Богатство лексики русского языка (4ч).


Лексическое значение слова. Слова однозначные, многозначные. Слова-тер-мины.

1

Иметь представлении о многообразии лексики.



6


Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1

7


Новые слова. Устаревшие слова.

1

8


Фразеологизмы.

1

9

Прямое и переносное значения слова (2ч).

Прямое и переносное значение слова. Сравнение.

1

Иметь представление о переносном значении слова.

10


Эпитет. Аллегория.

1


11

Текст (4ч+1ч).


Развитие речи. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.

1

Знать признаки текста, типы речи.

12


Формы словесного выражения. Повествование

1

13


Формы словесного выражения. Описание

1

14


Формы словесного выражения. Рассуждение.

1

15


Формы словесного выражения. Диалог. Монолог.


1

16

Стихи и проза (2ч+1ч).


Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

1

Знать основные отличия лирики от прозы.

17


Интонация. Цель высказывания в интонации. Особенности интонации.

1

18


Развитие речи. Особенности интонации в стихах. Ритм. Рифма в стихах. Строфа

1

19

Устная народная словесность (3ч).


Устная народная словесность. Сказки, их виды. Особенности языка сказок.

1

Знать особенности языка жанров УНТ.


20


Небылицы.

1

21


Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки.

1

22


Литературное эпическое произведение (5ч).


Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка.

1

Знать характеристику родов и жанров в литературе.


23


Басня. Особенности языка басен.

1

24


Рассказ. Повесть, роман.

1

25-26


Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения.

2

27


Литературное лирическое произведение (5ч).


Литературное лирическое произведение.

1

Знать особенности лирического произведения. Выразительно читать и анализировать стихи.


28


Стихи о природе.

1

29


Зачем поэт говорит стихами.

1

30


Стихи о животных.

1

31


Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии

1

32

Литературное драматическое произведение (2ч+1ч).

Литературное драматическое произведение.

1

Отличать драматическое произведение от прозаического.

33


Отличие эпического произведения от драматического.

1

34


Развитие речи. Творческая работа.


1

Уметь создавать стихотворение, небольшой рассказ или небольшую пьесу.


Тематическое планирование

6 класс


п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

1

Употребление языковых средств

( 7+1 час).

Развитие речи. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление средств в зависимости от условий и цели высказывания.

1

Уметь применять в речи языковые средства.

2

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика.

1

3

Диалектизмы.

1

4

Профессионализмы.

1

5

Заимствованные слова. Неологизмы.

1

6

Стилистические возможности имени существительного.

1

7

Стилистические возможности имени прилагательного.

1

8

Стилистические возможности глагола.

1

9

Средства художественной изобразительности

(7+1 час).

Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет.

1

Употреблять средства художественной изобразительности в произведениях словесности.

10

Метафора.

1

11

Олицетворение. Метонимия.

1

12

Синекдоха. Гипербола.

1

13

Порядок слов в предложении. Инверсия, повтор.

1

14

Риторический вопрос и риторическое восклицание.

1

15

Антитеза.

1

16

Развитие речи. Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

1


17

Юмор в произведении словесности (2+2 часа).

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

1

Знать художественные средства для создания юмора в произведении.

18

Развитие речи. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов.

1

19

Соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

1

20

Развитие речи. Значение употребления средств создания юмора в произведении.

1

21

Произведения устной народной словесности

(2+1 час).

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

1

Знать жанры и особенности УНТ (былины и легенды).

22

Развитие речи. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

1

23

Легенда как создание народной фантазии.

1

24

Эпическое произведение, его особенности

(2+2 часа).

Что такое эпическое произведение.

1

Знать особенности эпических произведений.


25

Развитие речи. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера в сюжете произведения.

1

26

Герой произведения и автор произведения.

1

27

Развитие речи. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

1

28

Лирическое произведение, его особенности

(3+1 час).

Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.

1

Знать особенности лирических произведений.


29

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

30

Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

1

31

Развитие речи.

Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.

1

32

Драматическое произведение, его особенности (3 часа).

Что такое драматическое произведение.

1

Знать особенности драматических произведений.


33

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка

1

34

Сюжет драматического произведения.

1



Тематическое планирование

7 класс


п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

1

Слово и словесность

(1 час).

Значение языка в жизни человечества.

Словесность как словесное творчество.

1

Понимать значение языка в жизни человечества.

2

Разновидности употребления языка

(4 часа).

Разговорный язык.


1

Знать особенности разговорного и литературного языка, прозы и поэзии.

3

Разновидности разговорного языка.

1

4

Литературный язык и его разновидности.

1

5

Язык художествен­ной литературы.

1

6

Формы словесного выражения

(2+2часа).

Развитие речи. Формы словесного выражения в нехудожест­венных видах письменности

1


7

Развитие речи. Формы словесного выражения в художествен­ном произведении.

1

8

Стихи и проза, их различие.

1

9

Обобщение по теме «Формы словесного выражения».

1

10

Стилистическая окраска слова. Стиль.

(3 часа).

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

1

Иметь представление о стилистической окраске слова.

11

Стилистические возможности грамматики.

1

12

Стилизация и пародия.

1

13

Роды, виды и жанры произведений словесности.

(1 час).

Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра.

1

Иметь представление о родах и жанрах в литературе.

14

Устная народная словесность, её виды и жанры.

(3 часа).

Этические виды народной словесности.

1

Иметь представление о жанрах УНТ.

15

Лирические виды народной словесности.

1

16

Драматические виды народной

словесности.

1

17

Духовная литерату­ра, ее жанры.

(1+1 час).

Библия и жанры библейских книг.


Иметь представление о жанрах духовной литературы.

18

Развитие речи. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.


19

Эпические произведения, их виды (5+2 часа).

Виды эпических произведений.

1

Знать особенности эпических жанров: басен, повестей, романов.

Иметь представление о сюжете, его этапах.

20

Басня.

1

21

Рассказ, повесть, роман.

1

22

Развитие речи. Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя.

1

23

Развитие речи. Пейзаж, интерьер. Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.

1

24

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.


1

25

Композиция рассказа и повести. Художественная деталь.

1

26

Лирические произведения, их виды (3 часа).

Виды лирики.


1

Знать особенности лирических жанров.

27

Композиция лирического стихотворения.

Лирический герой.

1

28

Анализ лирического стихотворения.

1

29

Драматические произведения, их виды (2+1 час).

Виды драматичес­кого рода словесности.

1

Знать особенности драматических жанров.

30

Развитие речи. Герои драматичес­кого произведения и языковые способы их изображения.

1

31

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

1

32

Лиро-эпические произведения, их виды (2 часа).

Лиро-эпические виды и жанры.


1

Знать особенности лиро-эпических жанров.

33

Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединения в них признаков лирики и эпоса.

1

34

Взаимовлияние произведений словесности

(1 час).

Развитие речи. Использование чужого слова в произведении. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

1

Уметь определять жанры УНТ в составе художественных текстов.



Тематическое планирование

8 класс


п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

1

Средства языка художественной словесности (7+1 час).

Лексическое значение слова и семантика.

1

Иметь представление о художественных средствах, о лексических возможностей: аллитерации, синонимах, омонимах, метафоре, сравнении, олицетворении и др.

2

Семантика фонетических средств языка. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс.

1

3

Семантика словообразования.

1

4

Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, архаизмы и историзмы.

1

5

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение.

1

6

Метонимия и синекдоха.

1

7

Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры.

1

8

Развитие речи. Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности».

1

9

Словесные средства выражения комического

(4+1 час).

Комическое как средство выражения оценки явления.

1

Иметь представление о словесных средствах выражения комического.


10

Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур.

1

11

Гипербола, фантастика, ирония. «Говорящие» имена и фамилии.

1

12

Пословицы и афоризмы

1

13

Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Словесные средства выражения комического».

1

14

Качество текста и художественность произведений словесности (3+1 час).

Текст и его признаки. Тема и идея.

1

Иметь представление о тексте, теме и идее.

15

Основные требования к тексту.

1

16

Художественность произведения. Композиция словесного выражения.

1

17

Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Качество текста и художественность произведений словесности».

1

18

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении(5+1час).

Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.

1

Иметь представление о языковых средствах изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.

19

Монолог, диалог.

1

20

Литературный герой, характер, образ.

1

21

Сюжет и композиция как средство выражения идеи

1

22

Рассказчик и автор в эпическом повествовании.

1

23

Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении».

1

24

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении(3+1час).

Слово в лирическом произведении.

1

Иметь представление о языковых средствах изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.

25

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

1

26

Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы.

1

27

Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении».

1

28

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении(3+1час).

Слово в драматическом произведении.

1

Иметь представление о языковых средствах изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.

29

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения.

1

30

Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении.

1

31

Развитие речи. Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении».

1

32

Взаимосвязи произведений словесности (3+1 час).

Воздействие Библии на русскую литературу.

1

Видеть взаимосвязи произведений словесности.

33

Мифологические образы и народная словесность в русской литературе.

1

34

Развитие речи. Обобщение по теме «Взаимосвязи произведений словесности».

1




Тематическое планирование

9 класс


п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

1

Средства художественной изобразительности

(10+1 часов).

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Эпитет.

1

Иметь представление о средствах художественной изобразительности: сравнении, аллегории, гротеске, параллелизме и др.

2

Сравнение и параллелизм.

1

3

Олицетворение. Аллегория и символ.

1

4

Гипербола и фантастика.

1

5

Парадокс и алогизм.

1

6

Гротеск. Бурлеск.

1

7

«Макароническая» речь.

1

8

Этимологизация и внутренняя форма слова.

1

9

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

1

10

Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

1

11

Развитие речи. Обобщение по теме: «Средства художественной выразительности».

1

12

Жизненный факт и поэтическое слово

(5 часов).

Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения.

1

Иметь представление о жизненных фактах и поэтическом слове.

13

Предмет изображения, тема и идея произведения.

1

14

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.


15

Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении.

1

16

Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение.

1

17

Историческая жизнь поэтического слова

(2+5 часов).

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Индивидуальный стиль.

1

Знать принципы изображения действительности и поэтическое слово.

18

Развитие речи. Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.

1

19

Развитие речи. Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века.

1

20

Развитие речи. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма.

1

21

Развитие речи. Изображение действительности в искусстве ре­ализма.

1


22

Авторская индивидуальность.

1

23

Развитие речи. Практическая работа (Анализ текстов).

1

24

Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания

и его словесного выражения (4+1час).

Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал.

1

Иметь представление о произведении искусства слова как единства художественного содержания

и его словесного выражения.

25

Художественный образ и художественная действительность.

1

26

Развитие речи. Словесная форма выражения художественного со­держания.

1

27

Художественное время и художественное пространство.

1

28

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания.

1

29

Произведение словесности в истории культуры (6 часов).

Взаимосвязь разных национальных культур.

1

Иметь представление о произведениях словесности в истории культуры.

30

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности.

1

31

Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

32

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.

1

33

Нравственные проблемы в произве­дениях словесности.

1

34

Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

1




26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!