Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Согласовано: Руководитель ШМО _________ Протокол № ______ от «__» ________ 20__г. | Согласовано: Заместитель директора по УР МАОУ «СОШ № 10» г. Миасс _________ «__» ____________ 20__ г. | Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ №10» г. Миасс _________ Павлова С.И. Приказ № ______ от «__» ___________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Русская словесность»
для 7 класса
на 2017 /2018 учебный год
Составитель:
Мосяева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
г. Миасс, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Русская словесность» составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. На уроках словесности изучаются русский язык и литература в особом аспекте и в их единстве. Опираясь на знания о строе, категориях и нормах русского языка, полученные на уроках русского языка, школьники постигают законы употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, в том числе и в художественной литературе, и учатся практическому использованию языка для создания устных и письменных высказываний. Рассматривая любой (устный и письменный, нехудожественный и художественный) текст как единство содержания и словесной формы его выражения, школьники учатся открывать его смысл через его словесную ткань. Учащиеся осваивают систему языковых средств, позволяющих языку выполнять его коммуникативную и изобразительно-выразительную функции, служить материалом, из которого создается все, выраженное словом, а изучаемые на уроках литературы художественные произведения рассматривают как явления одного из видов искусства — искусства слова.
Словесность означает словесное творчество, использование языка как материала, посредством которого создается описание предметов, повествование о событиях, передаются мысли и чувства в разговоре и письменно, в нехудожественных и художественных текстах. Словесность — это искусство слова , совокупность художественных произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью называют также все науки о русском языке и литературе.
При изучении курса используется учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Альбеткова Р. И. Русская словесность: учеб. пособие 7 кл., Москва: Дрофа,2013г.
Программа «Русская словесность. 7 класс» рассчитана на 34 учебных часа и соответствует важнейшим требованиям, обозначенным в современных документах об образовании — Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной основной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и литературе. Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачи изучения русского языка и литературы на уроках словесности:
1. Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и литературе как величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.
2. Освоение знаний о законах функционирования зыка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств худо- жественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.
3. Овладение на основе этих знаний русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятель- ности. Освоение умений творческого употребления литературного русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность.
4. Осознание эстетической ценности русского языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений словесности.
5. Понимание специфики языка художественной словесности, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его языковую ткань.
6. Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Методической основой курса русской словесности, заложенной в данной программе, является системно-деятельностный подход к изучению русского языка и литературы на уроках словесности. При изучении словесности язык рассматривается как система, нацеленная на воплощение замысла, как материал словесности, а его свойства раскрываются в различных текстах, в том числе в произведениях искусства слова, где он предстает в концентрированной и наиболее совершенной форме. Все это постигается школьниками в соответствии с их возрастными возможностями в интеллектуальной и речевой деятельности. Каждая тема содержит как теоретическую, так и практическую часть.
Изучение словесности происходит по д в у м концентрам. Первый концентр — 5 и 6 классы — п е р в о н ач а л ь н о е знакомство школьников с курсом. Второй —
7—9 классы — важнейшие сведения о словесности и практическое освоение ее о с н о в.
Цель уроков словесности в 7 классе — изучение русского языка и литературы в их единстве, взаимосвязи. На уроках словесности осуществляется особый подход к изучению русского языка и литературы. Учащимся должна быть ясна органическая связь явлений: строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для созда-
ния всех высказываний, в том числе и художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей нациоального языка, всего его богатства. И одно без другого просто не существует.
Задачи изучения словесности в 7 классе
1. Развивать представления учащихся о значении языка в жизни личности и общества, об употреблении языка, о словесности и языке как ее материале.
• Формировать понятия о языке, слове и словесности. Добиваться понимания того, как законы и нормы языка служат его употреблению. Учить использовать знания о законах и нормах языка в речевой деятельности семиклассников.
• Формировать понятия о разновидностях употребления языка: а) о назначении, свойствах и разновидностях разговорного языка; б) о важнейших признаках литературного языка, о его функциональных стилях; в) об использовании разговорного и литературного языка в художественных произведениях; г) о языке художественной словесности.
• Развивать умение пользоваться разговорным и литературным языком, обогащать разговорный язык посредством чтения художественных произведений, а литературный язык — путем чтения и аудирования научных и научно-популярных текстов, создания
собственных сочинений о языке и литературе.
• Формировать умение различать слова по их сти-листической окраске, понимать их выразительные возможности и употреблять языковые средства в собственных высказываниях в соответствии с условиями и целями общения.
• Формировать понятия о формах словесного выражения содержания в нехудожественной словесности. Развивать умение использовать в собственной речи устную и письменную формы, диалог и монолог в соответствии с поставленными задачами. Добиваться правильности, чистоты и выразительности употребления языка в речевой практике.
• Формировать понятия о формах словесного выражения содержания в художественной словесности, понимать роль и выразительные возможности диалога и монолога, стихов и прозы. Формировать умение использовать в речи эти формы, а также проникать в смысл художественного произведения на основе понимания значения его словесной формы.
2. Развивать понятие о стилистической окраске слова и представление о стиле.
• Формировать понятие о стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске лексики и фразеологии. Углубить понимание значения стилистической окраски языка. Овладевать умением работать со словарем синонимов: выбирать синонимы, соответствующие цели высказывания. Учиться использовать в речи выразительные возможности грамматики.
• Заложить основы понимания категории стиль.Формировать умение работать со статьями в словарях. Развивать коммуникативные способности учащихся.
• Формировать начальные понятия о стиле в художественной словесности: о стиле писателя и стиле эпохи, о стиле народной поэзии и стилизации. Овла- девать пониманием роли стилистической окраски языка в художественной словесности.
3. Развивать читательские умения, формировать представления о словесных средствах выражения содержания произведений словесности.
• Формировать понятие о произведении словесности как единстве содержания и словесной формы его выражения. Формировать понятия о родах, видах и жанрах произведений словесности. Уметь пользоваться этими знаниями в процессе читательской практики.
• Формировать понятия о языке эпических, лирических и драматических произведений устной народной словесности. Развивать умение проникать в смысл произведения через его языковую ткань. Формировать уважение к прошлому своего народа, к его творческим силам, идеалам, к величию и могуществу русского языка.
• Формировать знания о духовной литературе, о великом памятнике мировой словесности— Библии, ее жанрах и языке. Формировать умение понимать эти тексты.
• Формировать понятия о видах и жанрах, о своеобразии языка эпического произведения, о словесных средствах изображения характера героя, пейзажа, сюжета и композиции, о роли повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога. Формировать умение понимать смысл произведения, авторскую мысль посредством наблюдений над словес-
ной формой изображения героев и событий; умение использовать полученные знания при создании собственных устных и письменных текстов.
• Формировать понятия о видах и жанрах лирики, о своеобразии словесного художественного образа в лирике, о языке лирического произведения как выражении чувства и мысли. Развивать умения вчитываться в текст лирического произведения и понимать его смысл, замечая выразительные возможности языковых средств. Помочь почувствовать красоту языка лирики и глубину воплощенного в словесной форме ее смысла. Овладевать умением выразительного чтения лирических произведений.
• Формировать понятия о видах и жанрах, о своеобразии языка драматического произведения, о словесных средствах изображения героя и сюжета в драме. Формировать умение понимать смысл драматических произведений разных жанров (пьесы, фильмы, телевизионные передачи) через их словесную форму. Обогащать разговорную речь семиклассников посредством изучения языка драмы.
4. Развивать творческие возможности школьников.
• Помогать творческому овладению русским языком для выражения собственных мыслей и чувств семиклассников.
• Формировать интерес и любовь к чтению и умение самостоятельно проникать в смысл любого текста через его языковую форму. Овладевать умением воспринимать словесное произведение как явление искусства.
• Овладевать умением извлекать личностный смысл из прочитанного художественного произведения и вырабатывать стремление к развитию и самосовершенствованию.
Построение программы и учебника
«Русский язык. Русская словесность. 7 класс.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) увеличение объема словарного запаса школьников и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) формирование общей культуры и мировоззрения;
5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
6) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской и мировой культуры;
7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ (7 КЛАСС)
Материал словесности
СЛОВО И СЛОВЕСНОСТЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия «слово».
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведение искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных
и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений. Сочинение рассказа, сказки. Умение создавать словесное изображение и отличать его от графического.
РАЗНОВИДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКА
СОДЕРЖАНИЕ
Разговорный язык, его назначение. Свойства разговорного языка, его использование в художественных произведениях. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык и его разновидности. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили. Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как материал, из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка
в художественном произведении.
ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах. Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА. СТИЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений. Стилистические возможности грамматики: имени существи-
тельного, имени прилагательного, глагола. Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений. Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашеных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и па-
родии.
Произведение словесности
РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, предание, былина, анекдот. Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности. Лирические виды народной словесности: песня, частушка. Особенности словесного выражения содержания в лириче-
ских произведениях устной народной словесности. Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЕЕ ВИДЫ И ЖАНРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности. Жанры библейских книг: повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом. Своеобразие стиля Библии. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Виды и жанры эпических произведений, литературная сказка, небылица, загадка, скороговорка, басня, рассказ, повесть, роман. Литературный герой в эпическом произведении. Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, монолог-рассуждение героя и автора, диалоги героев. Сюжет эпического произведения, созданный средствами языка. Этапы и назначение сюжета. Композиция эпического произведения, созданная средствами языка. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь: повествовательная, описательная.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения.
Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в сочинении различных средств словесного выражения содержания.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Виды лирических произведений: ода, элегия. Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике. Композиция лирического произведения, созданная средствами языка.
Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Образ-переживание в лирике, созданный средствами языка.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении. Рассуждение об использовании специфических языковых средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма. Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки). Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.__
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИХ СВОЕОБРАЗИЕ И ВИДЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе. Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести и романы в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса. Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЛОВЕСНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ
Использование чужого слова в произведении: эпиграф, цитата, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов
народной словесности в собственном литературном творчестве.__
Тематическое планирование уроков словесности в 7 классе
Тема урока | Количество часов |
Материал словесности |
Материал словесности | 2 |
Разновидность употребления языка | 4 |
Формы словесного выражения | 4 |
Стилистическая окраска слова. Стиль | 4 |
Произведение словесности |
Роды, виды и жанры произведений словесности | 2 |
Устная народная словесность, ее виды и жанры | 3 |
Духовная литература, ее виды и жанры | 3 |
Эпические произведения, их виды и жанры | 4 |
Лирические произведения, их своеобразие и виды | 4 |
Драматические произведения, их своеобразие и виды | 1 |
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды | 2 |
Взаимовлияние произведений словесности | 1 |
Итого | 34 |
Учебно-методический комплекс
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 7 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа, 2013
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 7 кл.: метод. пособие. — М.: Дрофа,2017
А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 7 кл.: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа.,2017
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Б е л ь ч и к о в Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.
В и н о г р а д о в В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
В и н о г р а д о в В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
В и н о г р а д о в В. В. Проблемы русской стилистики. — М., 1981.
В и н о к у р Г. О. О языке художественной литературы / сост. Т. Г. Винокур; предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
В л а с е н к о в А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.
Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / научн. ред. Г. Г. Граник. — М., 1996.
Г у к о в с к и й Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
К о л е с о в В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб., 1998.
Л ь в о в а С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: пособие для учителя. — М., 1997.
С к в о р ц о в Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
А р с и р и й А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2005.
В а р т а н ь я н Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.
Г о р ш к о в А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
М а к с и м о в В. И. Точность и выразительность слова. — Л., 1968.
Н а р о в ч а т о в С. С. Необычное литературоведение. — М., 1970.
О д и н ц о в В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.
П а у с т о в с к и й К. Г. Золотая роза.
Ш а н с к и й Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. — Ч. 1, 2
СЛОВАРИ
Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.
В а с ю к о в а И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления / под ред. И. К. Сазоновой. — М., 1998.
Г о р б а ч е в и ч К. С., Х а б л о Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский синонимический словарь. — СПб., 1996.
Д а л ь В. И. Пословицы русского народа. — М., 1993. — Т. 1—3.
Д а л ь В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
Детская энциклопедия: В 12 т. — Т. 11: Язык и литература. — М., 1976.
Ж у к о в В. П., Ж у к о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
Ж у к о в В. П. Словарь русских пословиц и поговорок.
Краткий словарь литературоведческих терминов: кн. для учащихся / сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М., 1985.
К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Л а п а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.
У с п е н с к и й Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
Учебный словарь синонимов русского языка / сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов н/Д; М., 1997.
И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд., испр. — М., 2000.
Энциклопедический словарь. Славянская мифология / под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной, Л. Н. Виноградовой, С. М. Толстой. — М., 1995.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков. — М., 1987.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Энциклопедия для детей. — Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.