Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Ручной труд» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Цель: изучения данного предмета на I этапе обучения заключается во всестороннем развитии личности учащегося в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В 1 классе изучение предмета «Ручной труд», призвано решить следующие задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов;
развитие умственной деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
-
Характеристика учебного предмета.
«Ручной труд» как учебного предмета на I этапе обучения представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал, в предложенных разделах, располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане.
На изучение ручного труда в 1 классе отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Ручной труд» определяется в конце учебного года.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил организации рабочего места;
знание основных цветов указанных материалов, названия материалов, используемых для выполнения поделок (пластилин, бумага, природный материал, картон);
умение дифференцировать операции при работе с материалами (пластилин – лепят, бумага – сгибают);
Достаточный уровень:
выполнение простых инструкций учителя;
знание элементарных правил рациональной организации труда;
умение соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
знание названий некоторых материалов и объектов работ;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
выполнять элементарные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения. Личностные результаты
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, сотрудничество с учителем и одноклассниками в разнообразных видах деятельности;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Основное содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел | Краткое содержание курса |
1 | Работа с пластилином | Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Лепка из пластилина. Приемы работ. Организация рабочего места |
2 | Работа с природными материалами | Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые при работе с природными материалами. Организация рабочего места |
3 | Картонажно- переплетные работы | Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона |
4 | Работа с бумагой | Элементарные сведения о бумаге. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: разметка бумаги, экономная разметка бумаги. Приемы разметки: понятие «шаблон»; правила обращения с ножницами; обрывание бумаги; складывание фигурок из бумаги (оригами); сминание и скатывание бумаги в ладонях; конструирование из бумаги и картона; соединение деталей изделия. |
5 | Работа с металлом | Работа с алюминиевой фольгой. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Обеспечение учебного предмета «Ручной труд» включает:
учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей; учебно-практическое оборудование: материалы:
краски акварельные, гуашевые;
фломастеры разного цвета;
цветные карандаши;
бумага рисовальная а3, а4 (плотная);
бумага цветная разной плотности;
картон цветной, серый, белый;
бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
бумага в крупную клетку;
набор разноцветного пластилина;
нитки (разные виды);
ткани разных сортов;
природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.);
древесные опилки;
алюминиевая фольга;
проволока цветная;
клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
шнурки для обуви (короткие, длинные); инструменты:
кисти беличьи № 5, 10, 20;
кисти из щетины № 3, 10, 20;
стеки;
ножницы;
циркуль;
линейки;
угольники;
иглы швейные с удлиненным (широким) ушком;
булавки швейные;
шило с коротким стержнем;
напильник;
карандашная точилка;
гладилка для бумаги; вспомогательные приспособления:
подкладные доски;
подкладной лист или клеенка;
коробка для хранения природных материалов;
подставка для кисточки;
баночка для клея;
листы бумаги для работы с клеем (макулатура);
коробочка для мусора;
тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;
печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия;
информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие программы по ручному труду;
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел; модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные виды раздаточных коллекций; конструкторы.
Учебники, учебные пособия | Комплект учебников и рабочих тетрадей Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд». 1 класс. – С.-Петербург: Просвещение. 2019. |
Методические пособия для педагога | Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах» |
Технические средства обучения | CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; |
Дополнительные средства | Наглядный материал, предметные и сюжетные картинки, таблицы, пиктограммы. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. «Урок труда». Знакомство пластилином. Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Техника безопасности. | 1 | 3.09 |
2 | Работа с пластилином. «Пластилиновая сказка»:«Что надо знать о глине и пластилине». | 1 | 10.09 |
3 | Работа с природным материалом. «Природа вокруг нас». Работа с природным материалом. «Коллекция из листьев». Экскурсия в парк. | 1 | 17.09 |
4 | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев. | 1 | 24.09 |
5 | Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге».. «Путешествие в бумажную страну:» «Материалы и инструменты». | 1 | 1.10 |
6 | Работа с бумагой. «Какие предметы делают из бумаги и картона?» | 1 | 8.10 |
7 | Работа с бумагой. Сорта бумаги и цвет. Учимся работать с бумагой «Бумагу разрываем руками» «Бумагу обрываем пальцами» Работа с бумвгой. «Что надо знать о круге?» "Солнце" | 1 | 15.10 |
8 | Работа с бумагой. Учимся работать с бумагой «Бумагу сминают пальцами» Аппликация со сминанием бумаги. "Осеннее дерево" Что надо знать о треугольнике". «Ёлочка». | 1 | 22.10 |
9 | Работа с бумагой. | 1 | 5.11 |
| «Что надо знать о квадрате». Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». | | |
10 | Работа с пластилином.Отщипывание. Работа с пластилином. Придавливание. | 1 | 12.11 |
11 | Работа с пластилином. Примазывание на картоне. Работа с природными материалами. Работа с еловыми шишками. «Ёжик». | 1 | 19.11 |
12 | Работа с бумагой. Приемы сгибания бумаги. Работа с пластилином. Разглаживание на картоне. | 1 | 26.11 |
13 | Работа с бумагой. Приемы резания ножницами по прямым линиям.. Приемы резания ножницами по прямым линиям. | 1 | 3.12 |
14 | Аппликация из обрывных кусков бумаги. «Осеннее дерево» Элементарные сведения о картоне (применение картона). Свойства картона. | 1 | 10.12 |
15 | Работа с бумагой. Соединение деталей изделия. "Гриб" Соединение деталей изделия "Дом" Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка). "Елочные игрушки" | 1 | 17.12 |
16 | Работа с бумагой.Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям. «Листочки» Приемы резания ножницами. Округление углов деталей. Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Зима" | 1 | 24.12 |
17 | Работа с бумагой. Вырезание формы «Круг». «Бумажный шарик» | 1 | 14.01 |
18 | Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Флажки». | 1 | 21.01 |
19 | Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы"Одежда | 1 | 28.01 |
20 | Работа с картоном. (шаблон) "Елка" Обрывная аппликация "Зима" | 1 | 4.02 |
21 | Работа с пластилином. Примазывание. Аппликация "Тарелка" Аппликация "Чашка" | 1 | 18.02 |
22 | Работа с бумагой. Сминание бумаги "Снежки""Зимнее дерево" | 1 | 25.02 |
23 | " Работа с пластилином. Лепка многодетальных фигур "Снеговик. Сминание из бумаги "Снежинка" | 1 | 4.03 |
24 | Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Ваза». | 1 | 11.03 |
25 | Работа с бумагой. Вырезание предметов симметричной формы «Бабочка», «Птичка». | 1 | 18.03 |
26 | Работа с бумагой. Обрывная аппликация "Растение в горшке""Птицы" | 1 | 1.04 |
27 | Работа с пластилином. Лепка отдельных частей "Барашек" | 1 | 8.04 |
28 | Работа с картоном. Конструирование с большим количеством деталей "Подсолнцх» | 1 | 15.04 |
29 | Работа с пластилином. Лепка многодетальных фигур "Первые цветы" | 1 | 22.04 |
30 | Работа с бумагой. Аппликация. Сминанием бумаги. "Весеннее дерево" Работа с бумагой (шаблон). «Цветы». | 1 | 29.04 |
31 | Экскурсия в парк. Весенние занятия людей. | 1 | 6.05 |
32 | Работа с картоном и цветной бумагой. Конструирование и соединение деталей "Светофор""Дорожные знаки" | 1 | 13.05 |
33 | Работа с бумагой. Приемы работы с бумагой: сминание и скатывание. Аппликация. «Цветы" | 1 | 20.05 |