СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа психологического сопровождения основного общего образования 5-9 классы.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на работу по формированию УУД и развитие познавательных процессов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа психологического сопровождения основного общего образования 5-9 классы.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа написана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1644 от 29 декабря 2014г. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС ООО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.


В условиях введения ФГОС ООО педагог-психолог решает следующие задачи:


1. обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

2. дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

3. принимает участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в еѐ реализации;

4. участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;

5. прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

6. оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

7. ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.

8. взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Общая характеристика программы психологического сопровождения ФГОС ООО Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с п. 25 ФГОС ООО должны:

1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый. Программа преемственности подразделяется на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.

2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса. Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.

К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения). Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения ФГОС ООО


Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте). Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся. Универсальные учебные действия в широком смысле слова означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1. познавательные и учебные мотивы;

2. учебную цель;

3. учебную задачу;

4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Наконец, овладение универсальными способами учебной деятельности, являющихся базовым компонентом ключевых компетентностей, позволит успешно решать задачу нового качества образования. Виды универсальных учебных действий: В составе основных видов универсальных учебных действии в соответствии с проектом ФГОС выделены четыре блока: Развитие регулятивных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Регулятивные действия являются базовыми, поскольку на их основе обеспечивается организация учебной деятельности учащихся. К ним относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; – планирование - определение последовательности промежуточных целей (задач) с учетом, конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

– оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.

Развитие познавательных универсальных учебных действий. Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3. смысловое чтение.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

– моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– подведение под понятие, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:

– формулирование проблемы;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие личностных универсальных учебных действий Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и еѐ мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мобильный выбор.


Психолого-педагогическое сопровождения ФГОС ООО I этап (V класс)

Переход учащегося на новую ступень образования Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность. В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.

2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.

4. Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.


II этап Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов

1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.

2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе

3.Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.


III этап Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов.

В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогических направлений на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.

2.Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.

3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.

3. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Ожидаемые результаты:

1. Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в основной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы.

2. Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.

3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся.

4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.

5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства обучающихся основной школы через развивающие занятия.

6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.


Комплекс коррекционно-развивающих занятия

«Развитие познавательных процессов»

(для обучающихся 5 классов средней общеобразовательной школы)


Школьная не успешность, выражающаяся в слабой предметной успеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам в период адаптации обучающихся к среднему звену школы.

Программа предназначена для занятий с детьми 11-12 лет и направлена на слабоуспевающих обучающихся.

Количество занимающихся – не более 10 человек (оптимальное количество – 6 человек).

Программа рассчитана на 14 часов.

В данной программе подобраны задания на: развитие мыслительной деятельности; развитие внимания; развитие памяти; развитие творческого воображения; развитие внутреннего плана действий.

При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.


Тематический план

Тема


Задачи

Содержание

Продолжи

тельность

1

«Знакомство»

- знакомство ребят между собой

- знакомство с целями и задачами занятий

- сплочение группы

- развитие творческого воображения

- 1 упр. «Представление имени»

- 2 упр. «Люблю – не люблю»

- 3 упр. «Выработка правил работы в группе»

- 4 упр. «Коллаж: Я и мои увлечения»

40 минут

2

«Интеллектуальная гимнастика»

- развитие способности устанавливать разнообразные связи между предметами

- 1 упр. «Лесенка из слов»

- 2 упр. «Составь предложение»

- 3 упр. «Выражение»

40 минут

3

«Интеллектуальные игры»

- стимулирование мыслительной активности

- формирование интереса к занятиям

- развитие произвольного внимания

- 1 упр. «Найди общее»

- 2упр. «Соединительное звено»

- 3 упр. «Крестики-нолики»

40 минут

4

«Свойства предметов»

- развитие умения определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов

- развитие умения узнавать предметы по их качествам и свойствам

- 1 упр. «Замаскированный предмет»

- 2 упр. «Отгадай меня»

- 3 упр. «Испорченный телефон»

40 минут

5

«Развитие внутреннего плана действий»

- развитие умения выполнять действия в уме

- 1 упр. «Страна Наоборотия»

- 2 упр. «Больше-меньше»

- 3 упр. «Пропущенные буквы»

40 минут

6

«Понимание смысла и выделение существенного»

(1 часть)

- обучение пониманию смысла текстового материала

- развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями

- развитие умения выделять общий и переносный смысл

- 1 упр. «Найди значение»

- 2 упр. «Вставь пропущенное слово»

40 минут

7

«Понимание смысла и выделение существенного»

(2 часть)

- обучение пониманию смысла текстового материала

- развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями

- развитие умения выделять общий и переносный смысл

- 1 упр. «Рассыпанный текст»

- 2 упр. «Помоги пословице»

40 минут

8

«Ассоциации»

- развитие ассоциативного потока

- развитие ассоциативной памяти

- 1 упр. «Найди ассоциацию»

- 2 упр. «Запомни по ассоциациям»

- 3 упр. «Цепочка ассоциаций»

40 минут

9

«Причинно-следственные связи»

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь

- 1 упр. «Найди пару»

- 2упр.

«Последовательности»

- 3 упр. «А ну-ка, разберись»

40 минут

10

«Род и вид предмета. Целое – часть»

- развитие умения определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия

- обучение пониманию отношения часть-целое

- 1 упр. «Часть и целое»

- 2 упр. «Словесное домино»

40 минут

11

«Внимание и память»

- развитие внимания

- развитие памяти

- 1 упр. «Наблюдатели»

- 2 упр. «Запомни слова»

- 3 упр. «Штирлиц»

40 минут

12

«Классификация»

- развитие умения классифицировать

- 1 упр. «Пересядут те, кто…»

- 2 упр. «Четвертый лишний»

- 3 упр. «Образование групп»

40 минут

13

«Интеллектуальные игры»

- стимулирование познавательной активности

- развитие логического мышления

- 1 упр. «Заглавие»

- 2 упр. «Логические задачки»

40 минут

14

«Наши достижения»

- развитие рефлексии

- развитие творческого воображения

- создание группового коллажа на тему «Наши достижения»

40 минут



Коррекционно-развивающие занятия по повышению уровня учебной мотивации подростков

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.

Задачи программы:

Формирование интереса к себе и другим; укрепление идентичности, определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.

Актуализация представлений о личностных чертах, зна­ниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимо­го времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем

Ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к происходящим в себе изменениям; работа с тревожностью.


Тематическое планирование


п/п

Тема


Задачи

Содержание

1

«Давайте знакомиться»

создание положительной мотивации, освоение приемов самодиагностики

упр. 1 «Это мое имя»

упр. 2 «Круг воли»

упр. 3. Части моего «Я».

упр. 4 «Учимся расслабляться»

2

«Кто я в этом мире»


поддержка самораскрытия, осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения

упр. 1 «Мое имя».

упр. 2 «Метафорический автопортрет».

упр. 3. «Ролевая карта».

упр. 4 «Учимся расслабляться»

3

«Учебная деятельность и Я»


использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений.

упр. 1 «Это моё имя»

4

«Создаём маршрут школьной деятельности»

развитие осознание сильных сторон своей личности, развитие позитивного отношения к школьной жизни

упр. 1 «Подарок».

упр. 2 «Я могу, если захочу»


5

«Что такое страх и тревога»


осознание своих страхов, тревог; освоение методов борьбы со своими тревогами и страхами


упр. 1 «Нарисуй свой страх»

упр. 2 «Дыхание»

упр. 3.«Снятие мышечных зажимов»

6

«Учимся саморегуляции»

развитие способности анализа собственных чувств, страхов и переживаний, развитие рефлексии.


упр. 1 «Это Я, когда тревожусь о…»

упр. 2 «Я сделаю тебя смешным и добрым»

7

«Назад в будущее»

ориентация подростков на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее


упр. 1 «В поисках смыслов жизни»

упр. 2 «Формула удачи»

упр. 3. «Мой самый лучший день в будущем»

8

«Учимся планировать»

создание плана действий для достижения жизненных целей.


упр. 1 «Цели и дела»

упр. 2 «Закончи предложения»

упр. 3. «Четыре сферы»

9

«Развитие самостоятельности и ответственности»

создание условий, способствующих развитию чувства взрослости, самостоятельности и ответственности у подростка.

упр. 1 «Составь рассказ»


10

«Подведение итогов»


развитие навыков свободного выбора, актуализация зна­ний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов

упр. 1 . «Должен или выбираю»

упр. 2 «Чемодан в дорогу»

упр.

3. «Я - подарок человечеству»



Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС ООО (диагностическая работа)


Класс

УУД


Инструментарий

Сроки


5 класс


Личностные

1. Определение уровня адаптации учащихся. Л.Я Ясукова.

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой 3. Тест тревожности А.М. Прихожан.

Октябрь-март


Регулятивные

1.Методика «Числовые таблицы».

Октябрь-март


Коммуникативные

1.Методика «Оцени поступок».

Апрель

Познавательные

1. Методика «Составь слово из элементов».

2.Методика «ГИТ» установление аналогий.

Октябрь, март, апрель


Выявление одаренных детей.

1. Методика «Палитра интересов».

Ноябрь

Личностные

1.Методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга (для середины года).

Декабрь

6 класс

Личностные

1. Методика «Изучение общей самооценки» (опросник Казанцевой ).

2. Методика изучения мотивации учения подростков.

Октябрь-март, апрель


Регулятивные

1.Методика «Выкладывания узора из кубика» (К.Кос).

Октябрь-март, Апрель

Коммуникативные

1.Методика «Оценка отношений подростка с классом» .



Познавательные

1. «Числовые ряды» 5-суб тест


Эмоциональная сфера

Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

(диагностика уровня агрессивности).

Январь

7 класс

Личностные

1.Методика «Планируем свой день».

2.Методика «Кодировка».

3. Методика Айзенка (определение типа темперамента).

Октябрь-апрель




декабрь


Коммуникативные

Умения и навыки конструктивного общения



Познавательные

1.Методика «ГИТ» (использование инструкции и определение сходства и различия понятий).

Октябрь-апрель


Эмоциональная сфера

1. Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

( диагностика уровня агрессивности).

2. Методика субъективного ощущения одиночества Д Рассела (диагностика суицидальных склонностей).

Январь




март

8 класс

Личностные

1. «Социометрия» Дж.Моррено

2.Методика «Исследования волевой саморегуляции» А.В. Зверькова

3. Изучение устойчивости профессиональных выборов учащихся Тест Д. Голланда, Климов Е.А

4. Методика Айзенка (определение типа темперамента).

Октябрь-апрель









декабрь


Регулятивные

1.Методика «Выкладка узоров из кубиков» К.Коса

Октябрь-апрель



Эмоциональная сфера

1.Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева

( диагностика уровня агрессивности).

2.Методика субъективного ощущения одиночества Д Рассела (диагностика суицидальных склонностей).

Январь




март

9 класс

Личностные

1. Тест. Карта интересов.

2. Тест Голланда.

3 Тест школьной тревожности Филлипса

Сентябрь, октябрь

февраль


Коммуникативные

Методика «Оцени поступок».

Апрель

















Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.

3. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. Психология. 5 класс. И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.

4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

5. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М., 2002.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003.

7. Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. М.: Планета, 2011.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации

9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. М.: Генезис, 2001. Т. 4.

10.Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008

11.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.

12.Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!