СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Биология» обязательной предметной области «Естественно научные предметы» для среднего общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413.

  3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2011г. № 2/16-з.)

  4. Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ- Баганской СОШ №2.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010г № 1897.

С учётом

авторской программы по биологии И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, Л.В. Симонова 10-11 классы: Базовый уровень из сборника программ 5-11 классов, М.: Вентана-Граф , 2012.,. в соответствии с учебниками, допущенными Министерством образования Российской Федерации:

Биология 10, 11 класс авторы Д.К Беляев, Г.М. Дымшиц Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ» 2017 г.

Место предмета в учебном плане

Программа по биологии при изучении курса на базовом уровне составлена из расчета 2 учебных часа в неде­лю (140 учебных часов за два года обучения). 72 часа в 10 классе, 68 часов в 11 классе.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

Индивидуальное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей VII вида и пр.) осуществляется с использованием пакета индивидуальных заданий, предлагаемых в рамках учебных занятий. Индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся осуществляется с использованием проектного метода, решения задач повышенного и высокого уровня сложности.

Цели изучения, биологии в средней школе сле­дующие:

освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

II.Планируемые результаты освоения курса биологии

Личностные результаты освоения биологии:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты освоения биологии:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения биологии:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

•  приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

•  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

•  анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

•  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

•  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

•  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

•  выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций ком- понентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты, на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.



Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

    • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, и-РНК (м-РНК) по участку ДНК;

    • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

    • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

    • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

    • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

  1. Содержание учебного курса

10 класс




ВВЕДЕНИЕ (3ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

знать /понимать

строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

выявлять приспособления организмов к среде обитания

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и чело­века

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде.

Раздел I КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО (33ч)

Тема 1. Химический состав клетки (10 ч)

      Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.


Тема 2. Структура и функции клетки (10 ч)

      Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
      Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
      Прокариоты и эукариоты.

Лабораторные работы:

1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»

№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»


Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 ч)

      Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.


Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (8 ч)

      Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
      Вирусы. Профилактика СПИДа.


Демонстрации
      Схемы, таблицы, транспаранты* и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».




знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная);

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

решать элементарные биохимические задачи;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продук­тами;

Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч)

      Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.


Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)

      Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации
      Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

знать /понимать

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез;

уметь

объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

сравнивать: биологические объекты (зароды­ши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).


Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (21 ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (13 ч)

      Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч)

      Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Лабораторная работа № 4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Тема 9. Генетика и селекция (4 ч)

      Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации
      Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).


Лабораторные работы
      1. Составление простейших схем скрещивания.
      2. Решение генетических задач.
      3. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).
      4. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).


знать /понимать

основные положения законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: генов и хромосом;

вклад выдающихся ученых(Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).




11 класс

Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ (32 ч)

Глава 1.Свидетельства эволюции (4ч)

Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства.

Глава 2. Факторы эволюции (13 ч)

Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость- исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7ч)

Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.

Глава 4. Происхождение человека (8 ч)

Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.


Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (17ч)


Глава 5. Организмы и окружающая среда (7ч)

Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.

Глава 6. Биосфера (4 ч)

Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.

Глава 7. Биологические основы охраны природы (6ч)

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.


Раздел III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (17 ч)


Глава 8. Многообразие живых организмов (7 ч)

Систематика. Основные систематические категории. Царство бактерии. Царство Грибы. Отдел Лишайники. Общая характеристика царства Растения. Ткани высших растений. Корень. Побег. Цветок и его функции. Соцветия. Многообразие растений (систематика). Жизненные циклы растений. Однодольные и двудольные растения.

Общая характеристика царства Животные. Систематика животных. Одноклеточные или Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Первичнополостные или Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

Глава 9. Человек (7 ч)

Анатомия и физиология человека. Ткани. Строение и функции пищеварительной системы. Строение и функции дыхательной системы. Строение и функции выделительной системы. Строение и функции опорно-двигательной системы. Кожа, строение и функции.

Строение и функции кровеносной системы. Круги кровообращения. Внутренняя среда организма. Группы крови. Иммунитет. Строение и функции нервной системы. Спинной мозг. Строение и функции головного мозга. Эндокринная система. Органы чувств. Строение и функции органа зрения. Болезни. Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат.

Глава 10. Общие закономерности развития живых организмов (3 ч)

Вид. Критерии и структура. Способы видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Главные направления эволюции. Основные ароморфозы растений и животных.

Резерв- 2 ч.

В результате изучения биологии в 11 классе на базовом уровне, ученик должен

знать /понимать:

- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Дарвина); учение В, И. Вернадского о биосфере;

-строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

-сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:

- объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темповых реакций фотосинтеза;
- решать задачи разной сложности по биологии;

- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- сравнивать биологические объекты, процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для грамотного оформления результатов биологических исследований;

- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;











3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название главы

Количество

часов

1.

ВВЕДЕНИЕ


3

2.

КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО

33

3.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

7

4.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

21

5.

Промежуточная аттестация

1

6.

Повторение изученного материала

7

Итого

В 10 классе

72



№ п/п

Разделы программы

Кол-во

часов


Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ.


32:

1

Глава 1.Свидетельства эволюции


Глава 1.Свидетельства эволюции (4ч)


5

2

Глава 2. Факторы эволюции


13

3

Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7ч)


7

4

Глава 4. Происхождение человека


8


Раздел II. ЭКОСИСТЕМЫ


Глава 5. Организмы и окружающая среда (7ч)


17:

5

Глава 5. Организмы и окружающая среда


7

6

Глава 6. Биосфера


4

7

Глава 7. Биологические основы охраны природы


6


Раздел III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ


17:

8

Глава 8. Многообразие живых организмов


7

9

Глава 9. Человек


7

10

Глава 10. Общие закономерности развития живых организмов (3 ч)

3

11

Резервное время

2


ИТОГО: в 11 классе

68 часов

















10 класс


занятия

Тема занятия

Количество часов

1-2

Краткая история развития биологии. Система биологических наук

2

3

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

1

4-5

История изучения клетки. Клеточная теория

2

6

Биологически важные химические элементы. Неорганические соединения

1

7

Биополимеры. Углеводы. Липиды

1

8

Белки. Строение белков.

1

9

Функции белков

Лабораторная работа №1 «Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях»

1

10-11

Нуклеиновые кислоты

2

12

АТФ и другие органические соединения клетки

1



13

Зачёт по теме «Химический состав клетки».

1

14-15

Клетка- элементарная единица живого

2

16

Цитоплазма

1

17

Л.р№2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

1

18-19

Мембранные органоиды клетки

2

20

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

1

21

Л.р №3

« Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки под микроскопом»

1

22

Обобщение по теме: «Структура и функции клетки»

1

23

Зачет по теме «Структура и функции клетки»

1

24

Обмен веществ

1

25-26

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

2

27

Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода

1


28

Биологическое окисление при участии кислорода

1

29

Генетическая информация. Удвоение ДНК

1

30

Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код.

1

31

Биосинтез белков

1

32

Регуляция работы генов у бактерии

1

33

Регуляция работы генов у эукариот

1

34

Вирусы

1

35

Генная и клеточная инженерия

1

36

Зачёт по теме

Наследственная информация и реализация её в клетке



1

37

Бесполое и половое размножение

1

38

Деление клетки. Митоз.

1

39

Мейоз

1

40

Образование половых клеток. Оплодотворение

1

41

Зародышевое развитие организмов. Постэмбриональное развитие

1

42

Дифферкнцировка клеток.Развитие взрослого организма

1

43

Зачёт Размножение организмов Индивидуальное развитие организмов

1

44

Генетика наука о наследственности и изменчивости.

1

45

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

1

46

Генотип и фенотип

1

47

Решение генетических задач

1

48

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

49

Решение задач

1

50

Сцепленное наследование генов

1

51

Решение задач

1

52

Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность

1

53

Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

1

54

Генетические основы поведения

1

55

Обобщение и систематизация знаний по теме Основные закономерности наследственности

1

56

Зачёт по теме Основные закономерности наследственности

1

57-58

Модификационная изменчивость. Комбинотивная изменчивость

2

59

Мутационная изменчивость

1

60

Наследственная изменчивость человека

1

61

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека

1

62

Одомашнивание как начальный этап селекции

1

63

Методы селекции

1

64

Успехи селекции

1

65

Зачет по теме

Основные закономерности изменчивости

Генетика и селекция


1

66

Повторение

1

67

Повторение

1

68

Повторение

1

69

Повторение

1

70

Годовая контрольная работа

1

71

Анализ годовой контрольной работы

1

72

Итоговый урок

1





11 класс


занятия

Тема занятия

Количество часов

1

Возникновение и развитие эволюции

1

2-3

Чарльз Дарвин и его теория происхождения жизни

2

4-5

Доказательства эволюции

2

6

Вид. Л.Р№1 « Изучение морфологических критериев»

1

7

Критерии вида

1

8

Популяция

1

9

Роль изменчивости в эволюционном процессе

1

10

Л.р.№2 «Изменчивость организмов»

1

11-12

Естественный отбор и его формы

2

13

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора.

1

14

Л/р №3. Приспособленность организма к среде обитания.

1

15

Видообразование : географическое видообразование, экологическое видообразование

1

16

Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции

1

17

Макроэволюция.

1

18

Микроэволюция

1

19

Обобщающий урок по теме: Факторы эволюции

1

20

Современные представления о возникновении жизни. Абиогенез.

1

21

Современные представления о возникновении жизни. Биогенез.

1

22

Основные этапы развития жизни .Геохронология. Глобальные катастрофы.

1

23

Развитие жизни в криптозое. Первые следы жизни на Земле

1

24

Развитие жизни в палеозое. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Эволюция растений. Возникновение позвоночных

1

25

Развитие жизни в мезозое

1

26

Развитие жизни в кайнозое

1

27

Многообразие органического мира.

1

28

Многообразие органического мира. Систематика

1

29

Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

30

Положение человека в системе живого мира

1

31

Предки человека: австралопитеки. Первые представители рода Номо: Человек умелый, Человек прямоходящий

1

32

Появление Человека разумного. Неандертальский человек. Человек современного типа.

1

33

Факторы эволюции человека. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека.

1

34

Эволюции современного человека . Человеческие расы

1

35

Обобщающий урок по теме: Происхождение человека

1

36

Взаимоотношения организма и среда. Приспособленность организма

1

37

ПР №1 « Оценка влияния температуры воздуха на человека

1

38

Популяция в экосистеме.

1

39

.Экологическая ниша межвидовые отношения

1

40

Межвидовые отношения

1

41

Сообщества и экосистемы

1

42

Трофические сети.

1

43

Трофические сети и экологические пирамиды

1

44

Экосистема: устойчивость и динамика.

1

45

Экосистема: Консорции. Флуктация. Сукцессия.

1

46

ПР №2 Аквариум как модель экосистемы

1

47

Биоценоз и биогеоценоз

1

48

Влияние человека на экосистемы. Агроэкосистемы

1

49

Биосфера и биомы

1

50

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

1

51

Биосфера и человек. Концепция устойчивого развития.

1

52

ПР№3 « Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем»

1

53

Обобщающий урок по теме: Биосфера

1

54

Охрана видов и популяций. Возможные причины вымирания видов и популяций.

1

55

Охрана экосистем

1

56

Биологический мониторинг

1

57

ПР№4 Определение качества воды водоема

1

58

Обобщающий урок по теме: Биологические основы охраны природы

1

59

Основы селекции и биотехнологии

1

60

Генетика и ее задачи. Основные генетические понятия

1

61

Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя

1

62-63

Решение генетических задач

2

64

Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций.

1

65

Систематика. Основные систематические категории. Живой природы Уровни организации

1

66

Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

1

67-68

Решение цитологических задач

2













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!