Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии базового уровня, для 5а класса, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);
- авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А. Корниловой (Биология. 5-9 классы: программы – М.: Вентана-Граф, 2015);
- В учебном плане МБОУ ТООШ № 59 на изучение предмета.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Программа ориентирована на использование учебника Биология:5 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова; под редакцией И.Н.Пономарёвой. –М.: Вентана-Граф, 2015.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения: - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные; грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Общая характеристика учебного предмета, курса и основное содержание.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс биологии в 5 классе «Биология» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живых организмах: ботаники, зоологии, морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микологии, микробиологии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Опорой для изучения географии в 5 классе является предмет «Окружающий мир», который учащиеся изучали в начальной школе. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Содержание тем учебного курса
«Биология – наука о живом мире» 9часов
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов.
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Роль питания и дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена и жизнедеятельности клетки и организмов. Размножение.
Лабораторные работы:
№ 1 «Изучение устройства увеличительных приборов».
№ 2 «Знакомство с клетками растений».
II. «Многообразие живых организмов» 11 часов
Принципы классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Значение растений в природе и жизни человека.
Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.
Лишайники. Роль в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
№ 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».
№ 4 «Наблюдение за передвижением животных».
III. «Жизнь организмов на планете Земля» 8 часов
Взаимосвязи организмов с окружающей средой.
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимосвязи организмов с окружающей средой.
Пищевые связи в экосистеме.
Круговорот веществ и превращение энергии.
Приспособленность организмов к окружающей среде.
IV. «Человек на планете Земля» 7 часов
Место человека в системе органического мира.
Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы деятельности человека в экосистеме.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лабораторные работы, экскурсии |
1. | Биология – наука о живом мире. | 9 | Л.р.-2 |
2. | Многообразие живых организмов. | 11 | Л.р. -2 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля. | 8 | |
4. | Человек на планете Земля. | 7 | Экскурсий -1 |
| Итого | 35 | Лабораторных работ -4 Экскурсий -1 |
6