СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Понамарева 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Понамарева 5 класс»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии базового уровня, для 5а класса, составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

- авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А. Корниловой (Биология. 5-9 классы: программы – М.: Вентана-Граф, 2015);

- В учебном плане МБОУ ТООШ № 59 на изучение предмета.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Программа ориентирована на использование учебника Биология:5 класс/ учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова; под редакцией И.Н.Пономарёвой. –М.: Вентана-Граф, 2015.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами являются следующие умения: - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).




Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные; грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.




  1. Общая характеристика учебного предмета, курса и основное содержание.


Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым

учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Курс биологии в 5 классе «Биология» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о живых организмах: ботаники, зоологии, морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микологии, микробиологии. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Опорой для изучения географии в 5 классе является предмет «Окружающий мир», который учащиеся изучали в начальной школе. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических

закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.




Содержание тем учебного курса


  1. «Биология – наука о живом мире» 9часов


Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов.

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Роль питания и дыхания, транспорта веществ, удаление продуктов обмена и жизнедеятельности клетки и организмов. Размножение.

Лабораторные работы:

1 «Изучение устройства увеличительных приборов».

2 «Знакомство с клетками растений».


II. «Многообразие живых организмов» 11 часов


Принципы классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Значение растений в природе и жизни человека.

Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Лишайники. Роль в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

4 «Наблюдение за передвижением животных».


III. «Жизнь организмов на планете Земля» 8 часов


Взаимосвязи организмов с окружающей средой.

Влияние экологических факторов на организмы. Взаимосвязи организмов с окружающей средой.

Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращение энергии.

Приспособленность организмов к окружающей среде.


IV. «Человек на планете Земля» 7 часов


Место человека в системе органического мира.

Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы деятельности человека в экосистеме.



  1. Учебно-тематическое планирование


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные работы, экскурсии

1.

Биология – наука о живом мире.

9

Л.р.-2

2.

Многообразие живых организмов.

11

Л.р. -2

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8


4.

Человек на планете Земля.

7

Экскурсий -1


Итого

35

Лабораторных работ -4

Экскурсий -1




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!