СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8-9 классы к УМК И.Н.Понамаревой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена для изучения биологии по учебнику: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В.М.Константинов, Бабенко В.Г.,.; под ред. проф. В.М.Константинова - М.: Вентана-Граф, 2018   Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш- М.: Вентана-Граф, 2019,РУ                                                                                                                                                                                                                       В   учебном    плане    учреждения   на    изучение биологии   в   _8_-9  классах  выделяется 70 часов    (2 часов в неделю, 35 учебных недель).. Программа составлена на основе программы ФГОС основного общего образования. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8-9 классы к УМК И.Н.Понамаревой»















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся

8- 9 классов, разработана на основе следующих документов:


  • Закона об образовании в РФ от 29.12.2012г.№273 ФЗ.

  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования».

  • Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Письма департамента образования и науки Брянской области от 22.04 2019 года №2478-04-О «о примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2019-2020 учебных год».

  • Рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр ВентанаГраф 2017 авторского коллектива под редакцией И.Н.Пономаревой (Линейная структура)

  • Учебного плана МБОУ «Польниковской средней общеобразовательной школы» на 2019-2020 учебный год и годового календарного графика на 2019- 2020 учебный

  • Данная рабочая программа составлена для изучения биологии по учебнику:

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В.М.Константинов, Бабенко В.Г.,.; под ред. проф. В.М.Константинова - М.: Вентана-Граф, 2018

В учебном плане учреждения на изучение биологии:

1) в _8_ классе выделяется 70 часов (2 часов в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2019г.) изучить содержание программы планируется за 67 часов.

2) в _9_ классе выделяется 70 часов (2 часов в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2019г.) изучить содержание программы планируется за 65 часов.

Срок реализации программы-1 год.

























Планируемые результаты освоения курса

Ученики научатся:

• пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

• пользоваться системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

• использовать общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

• использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Ученики получат возможность научиться:

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Ученики научатся:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученики получат возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных, работы с определителями растений, размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

• аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

• аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

• аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

• выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

• анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

• описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.







Содержание рабочей программы по биологии 8 класс

  1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».

  1. Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.

3 .Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки».

  1. Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные (2ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»

Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого».

К.р. № 1 по теме: «Беспозвоночные животные».

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

Класс Птицы (8 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человек.

Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".

Развитие животного мира на Земле (5 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Итоговая к.р.: «Биология. Животные».

Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".



Повторение 1 час

Темы проектов:

Крылатые эхолокаторы
Любимая богом птица - деревенская ласточка.
Мастера камуфляжа
Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.
Насекомые - санитары садов и огородов
Насекомые рекордсмены.








Содержание рабочей программы по биологии 9 класс

(65ч, 2 ч. в неделю)

Организм человека. Общий обзор (5 ч)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

Общие свойства организма человека Клетка — основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Опорно-двигательная система (7 ч)

Опорно-двигательная система: состав, строение, функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь. Кровообращение (7 ч)

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Лейкоциты, их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.  И.  Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхательная система (5 ч)

Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

Пищеварительная система (7 ч)

Пищеварительная система: состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика отравлений и гепатита.

Обмен веществ и энергии (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Мочевыделительная система и кожа (5 ч)

Мочевыделительная система: состав, строение, функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Регуляторные системы организма (6 ч)

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Органы чувств. Анализаторы. (5ч)

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Индивидуальное развитие организма (3 ч)

Половая система: состав, строение, функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Поведение и психика (6 ч)

Психология поведения человека. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Здоровье. Охрана здоровья человека. (2ч)

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).

Биосфера и человек (2 ч)

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Темы проектов:

Биоритмы жизни
Биоритмы — внутренние часы человека
Биороль витаминов
Биофизика человека
Биохимическая диагностика процесса утомления.
Близнецы — чудо жизни
Близнецы. Похожи или нет?




























ПЛАНИНРОВАНИЕ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ

КЛАСС 8

( 67 часов; в неделю 2 часа).

№ п/п

Тема урока


Кол-во часов




1 Общие сведения о мире животных(5ч)

1

Зоология-наука о животных. ТБ на уроках биологии.

п.1,5

1

2

Животные и окружающая среда.

п.2

1

3

Классификация животных и основные систематические группы.

п.3

1

4

Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

п.4 п.5

1

5

Экскурсия: "Разнообразие животных в природе".

п.1-5

1

2 Строение тела животных (2ч)

6

Клетка.

п.6

1

7

Ткани, органы, системы органов.

п.7

1

3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные(4ч)

8

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

п.8

1

9

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

п.9

1

10

Тип Инфузории.

Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки".

п.10

1

11

Многообразие и значение простейших.

п.11

1

4 Подцарство Многоклеточные животные (2ч)

12

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.

п.12

1

13

Разнообразие кишечнополостных.

п.13

1

5 Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви(5ч)

14

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

п.14

1

15

Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики.

п.15

1

16

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

п.16

1

17

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

п.17

1

18

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"

п.18

1

6 Тип Моллюски(4ч)

19

Общая характеристика типа Моллюски.

п.19

1

20

Класс Брюхоногие моллюски.

п.20

1

21

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков".

п.21

1

22

Класс Головоногие моллюски.

п.22


1

7 Тип Членистоногие(7ч)

23

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

п.23

1

24

Класс Паукообразные.

п.24

1

23

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого".

п.25

1

26

Типы развития и многообразие насекомых.

п.26

1

27

Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

п.27

1

28

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

п.28

1

29

Обобщение по теме «Безпозвоночные животные»

Контрольная работа за I полугодие

1

8 Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы(6ч).

30

Тип Хордовые. Бесчерепные.

п.29

1

31

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.

Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб".

п.30

1

32

Внутреннее строение рыб

п.31

1

33

Особенности размножения рыб.

п.32

1

34

Основные систематические группы рыб.

п.33

1

35

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

п.34


1

9 Класс Земноводные, или Амфибии (4ч)

36

Класс Земноводные. Общая характеристика. Среда обитания и строение тела земноводных.

п.35

1

37

Строение и функции внутренних органов земноводных.

п.36

1

38

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.

п.37

1

39

Разнообразие и значение земноводных.

п.38

1

10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии(4ч)

40

Класс Пресмыкающихся. Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

п.39

1

41

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

п.40

1

42

Разнообразие пресмыкающихся.

п.41

1

43

Значение пресмыкающихся, их происхождение.

п.42

1

11 Класс Птицы(8ч)

44

Общая характеристика класса Птицы.

Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев".

п.43

1

45

Опорно-двигательная система птиц.

Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы"

п.44

1

46

Внутреннее строение птиц.

п.45

1

47

Размножение и развитие птиц.

п.46

1

48

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

п.47

1

49

Разнообразие птиц.

п.48

1

50

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

п.49

1

51

Экскурсия №2"Птицы леса"

1

12 Класс Млекопитающие, или Звери(10ч)

52

Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение.

п.50

1

53

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих".

п.51

1

54

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

п.52

1

55

Происхождение и разнообразие млекопитающих.

п.53

1

56

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

п.54

1

57

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

п.55

1

58

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.

п.56

1

59

Экологические группы млекопитающих.

п.57

1

60

Значение млекопитающих для человека.

п.58

1

61

Обобщение по теме: « Тип Хордовые»

1

13 Развитие животного мира на Земле (5ч)

62

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина.

п.59

1

63

Развитие животного мира на Земле.

п.60

1

64

Современный мир живых организмов. Биосфера.

п.61

1

65

Итоговая контрольная работа по курсу биологии 7 класса: «Биология. Животные»

1

66

Экскурсия № 3: "Жизнь природного сообщества весной".

1

67

Повторение.

1









ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

КЛАСС 9

( 65 часов; в неделю 2 часа).

Тема урока

Кол-во час

Раздел 1: Введение. Организм человека. Общий обзор. - 5 ч

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Науки об организме человека.

1

2

Структура тела человека. Место человека в живой природе.

1

3

Клетка: ее строение, состав и жизнедеятельность. Л.р. №1 "Действие ферментов каталазы на пероксид водорода

1

4

Ткани Л.р. №2."Клетки и ткани под микроскопом"

1

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Пр.р. №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»

1

Опорно-двигательная система (7 ч)


6

Скелет. Строение, состав и соединение костей Л.р.№3"Строение костной ткани».Л.Р.№4. «Химический состав костей"

1

7

Скелет головы и туловища

1

8

Скелет конечностей. П.р. «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1

9

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

1

10

Мышцы Пр.р. «Изучение расположения мышц»

1

11

Работа мышц Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы Пр.р. "Проверяем правильность осанки", "Выявление плоскостопия", "Оценка гибкости позвоночника"

1

12

обобщающий урок по разделам: "Организм человека. Опорно-двигательная система".

1

Раздел 3: Кровь. Кровообращение (8 ч)

13

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р.№5. "Сравнение крови человека с кровью лягушки"

1

14


Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови

1

15

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

16

Движение лифмы. Пр.р «Кислородное голодание».

1

17

Движение крови по сосудам Пр.р."Пульс и движение крови", "Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки"

1

18

Регуляция работы сердца и кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов . Пр.р. «Доказательства вреда табакокурения»

1

19

Первая помощь при кровотечениях. Пр.р. «Функциональная СС проба»

1

20

Обобщающий урок по разделу "Кровь и кровообращение"

1

Дыхательная система (5 ч)1

21

Значение дыхания. Органы дыхания

1

22

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. . Л.р.№6 "Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха"

1

23

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Л.р. №7 «Дыхательные движения» П.р. «Измерение обхвата грудной клетки»

1

24

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания Пр.р. «Определение запыленности воздуха»

1

25

Первая помощь при поражение органов дыхания

1

Пищеварительная система (7 ч)

26

Значение пищи и её состав

1

27

Органы пищеварения. Пр. р. «Определение местоположения слюнных желёз»

1

28

Зубы. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Л.р. 8 "Действие ферментов слюны на крахмал", Л.р.№9 "Действие ферментов желудочного сока на белки"

1

29

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

30

Регуляция пищеварения

1

31

Заболевания органов пищеварения


1

32

Обобщение и контроль знаний за 1 полугодие

1

Обмен веществ и энергии (3ч)1


33

Обменные процессы в организме.

1

34

Нормы питания. Пр.р. "Определение тренированности организма по функциональной пробе с задержкой дыхания до и после нагрузки"

1

35

Витамины

1

Мочевыделительная система и кожа (5ч)

36

Строение и функции почек.

1

37

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1

38

Значение кожи и ее строение.

1

39

Нарушение кожных покровов и повреждение кожи

1

40

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

1

Регуляторные системы организма (6 ч)

41

Железы внешней, внутренней и смешанной секрециию. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

42

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция. . Пр.р. "Изучение действия прямых и обратных связей"

1

43

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Пр.р «Штриховое раздражение кожи»

1

44

Нейрогуморальная регуляция

1

45

Спинной мозг

1

46

Головной мозг: строение и функции. Пр.р. «Изучение функций отделов головного мозга»

1

Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

47

Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор . Пр.р. "Исследование реакции зрачка на освещённость"

1

48

Заболевания и повреждения глаз

1

49

Органы слуха и равновесия, их анализаторы . Пр. р. «Оценка состояния вестибулярного аппарата»

1

50

Органы осязания, обоняния, вкуса . Пр.р. «Исследование тактильных рецепторов» (проводится дома)

1

51

Обобщающий урок по разделам: Обмен веществ и энергии» "Мочевыделительная система и кожа " Регуляторные системы организма. Органы чувств. Анализаторы"


1



Поведение и психика (5 ч)

52

Врожденные формы поведения. Пр.р. «Перестройка динамического стереотипа»

1

53

Приобретенные формы поведения. Пр.р."Изучение внимания"

1

54

Закономерности работы головного мозга

1

55

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

56

Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции.

Внимание.

1

Индивидуальное развитие организма (3 ч)

57

Половая система человека.

1

58

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

59

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения . Психологические особенности личности

1

Здоровье. Охрана здоровья человека (2 ч)


60

Работоспособность. Режим дня.

1

61

О вреде наркогенных веществ

1

Раздел 14: Биосфера и человек - 2 ч


62

Человек - часть живой природы

1

63

Глобальное антропогенное влияние

1

64

Итоговый контроль знаний

1

65

Повторение

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!