Муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С. Е. Дадаскинова»
Адрес: ул. Советская 4, село Кырыкый, Верхневилюйский район, Республика Саха
(Якутия), 678235, тел.: 8-41133-24126, E-mail: koosh08@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО ___________/Алексеева М.П./ Приказ №____ «___»_________2023 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР ___________ /Федорова А.А./ Приказ №__ «___»__________2023 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Кырыкыйской ООШ им. С. Е. Дадаскинова» _____________/Федоров В. В./ Приказ___от «__»__________2023г. |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности:
Подвижные игры
(спортивно-оздоровительное направление)
3 класс на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Николаева Анна Петровна, учитель физической культуры
МБОУ «Кырыкыйской ООШ им. С. Е. Дадаскинова»
Первой квалификационной категории
Кырыкый 2023 г
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………….…….…………..............3
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса...............5
Содержание курса …………………...………………………………………….…..….6
Календарно-тематический план……………………………………………….............8
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Подвижные игры» разработана на основе следующих нормативных документов:
• ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»;
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования (вариант 4) (начальные классы);
• Устав МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова»
• Примерная образовательная программа по подвижным играм;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2023-2024 учебный год»;
• Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова» на 2023-2024 учебный год;
• Учебный план МБОУ «Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С.Е. Дадаскинова» на 2023-2024 учебный год;
На изучение предмета «Подвижные игры» во 3 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю, по годовому календарному графику МБОУ «Кырыкыйская ООШ им. С.Е. Дадаскинова» на 2023-2024 уч.год - 35 ч.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Внеаудиторная деятельность имеет 5 направлений, из них «Подвижные игры» относится к спортивно-оздоровительному направлению.
В области воспитания детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: ● быть любящим, внимательным к близким и отзывчивым; уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогая старшим; ● быть трудолюбивым, следуя принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; ● знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, район, свою страну; ● беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); ● проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; ● стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; ● быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; ● соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; ● уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; ● быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
Личностными результатами являются следующие умения:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий во время занятия;
Учиться работать по определенному алгоритму
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Планируемые результаты:
Ученик научится:
вырабатывать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
сформировать начальное представление о культуре движении;
сознательно применять физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
Ученик должен научиться:
работать в коллективе;
обобщить и углублять знания об истории, культуре народных игр.
Содержание курса
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу:
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Формирование УУД | Кол-во часов | Дата |
1 | Русская народная игра «Краски» | Коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять конкретное содержание и излагать его в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества в совместном решении задач. Познавательные: уметь рассказывать о темпе и ритме, рассказать о правилах проведения игры на развитие внимания и памяти. | 1 | |
2 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | |
3 | Русская народная игра «Ляпка» | 1 | |
4 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | |
5 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | |
6 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | |
7 | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 | |
8 | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 | |
9 | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 | |
10 | Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» | 1 | |
11 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | |
12 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | |
13 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга и учителя; понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Регулятивные: формировать умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно оценивать свои действия и действия партнеров. Познавательные: уметь выполнять, проводить подвижные игры развитие ловкости, быстроты, внимания, развитие ловкости, быстроты. | 1 | |
14 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 | |
15 | Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 | |
16 | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 | |
17 | Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | 1 | |
18 | Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 | |
19 | Чувашская игра «Рыбки» | 1 | |
20 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | |
21 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | |
22 | Эстафета по кругу | 1 | |
23 | Эстафета с обручем | 1 | |
24 | Эстафета с мячом | 1 | |
25 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | |
26 | Эстафета «Встречная» | 1 | |
27 | Русская народная игра «Салки» | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять конкретное содержание и и злагать его в устной форме. Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь играть в русские народные игры | 1 | |
28 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
29 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
30 | Русская народная игра «Фанты» | 1 | |
31 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | |
32 | Русская народная игра «Волк» | 1 | |
33 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | |
34 | Русская народная игра «Горелки» | 1 | |
35 | Резерв | 1 | |
18