СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Всеобщей истории для учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе ФЗ "Об образовании", ФГОС ООО, Примерной программы по учебным предметам История 5-9 классы, Программы курса "Всеобщая история. История Древнего мира" автор Михайловский Ф.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Всеобщей истории для учащихся 5 класса»





















































Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

  4. Программа курса «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2015. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  5. ООП ООО МАОУ «Селенгинская гимназия»

  6. Учебный план МАОУ «Селенгинская гимназия»

Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник, 2017. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Планируемые результаты

Изучение истории в 5 классе способствует развитию у учащихся значительного круга компетентностей: социально-адаптивной (граж­данственной), когнитивной (познаватель­ной), информационно-технологической, коммуникативной.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.


Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.


Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, дифференцированного обучения, критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности.


Методы обучения учащихся: объяснительно-иллюстративный метод, метод проектов, проблемный метод, эвристический метод, словесный метод (рассказ, беседа, объяснение), наглядные методы (демонстрация, иллюстрация), метод проектов.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная, работа в парах и др.

Средства обучения: печатные, электронные, наглядные.


Содержание курса

Введение (1ч.)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль архео­логических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние соору­жения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч.)

Глава 1. Собиратели и охотники каменного века (3 ч.)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные пред­ставления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораз­дельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Не­возможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек ра­зумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и чело­века. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Глава 2. У истоков цивилизации (3 ч.)

Представление о зарождении производяще­го хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, пряде­ние, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религи­озных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о рас­паде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, бога­тые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре, Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие».

Повторение(1ч.) Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, госу­дарств, письменности).

Раздел II. Древний Восток (17 ч.)

Глава 3. Цивилизации речных долин(5 ч.)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные со­оружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использова­ние глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. На­учные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильга- меше.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долго­вого рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о нера­венстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик» Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гима­лайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выра­щивание риса, хлопчатника, сахарного тростника

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы.

Глава 4. Древний Египет (3 ч.)

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Наход­ки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особеннос­ти изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный порт­рет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, аст­рономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литерату­ры: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; кален­дарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воз­даянии (суд Осириса и клятва умершего).

Повторение (1ч.)

Контроль и коррекция знаний по теме «Древний Египет».

Глава 5. Западная Азия в век железа (4ч.)

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст- во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская тор­говля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемир­ном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филис­тимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Со­ломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных ору­дий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завое­вания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение со­тен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Глава 6. Великие державы Древнего Востока (3 ч.)

Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселе­ние душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брах­мана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объедине­ние Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм влас­телина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вави­лонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее исполь­зование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Повторение (1 ч.)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Контроль и коррекция знаний по теме: «Древний Восток».

Раздел III. Древняя Греция (20 ч.)

Глава 7. Древнейшая Греция (4 ч.)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Де­дал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Глава 8. Рождение античного мира (4 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные ус­ловия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедствен­ное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартан­цев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предво­дителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сира­кузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным на­селением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Глава 9. Восток против Запада: греко-персидские войны (2ч)

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашес­твие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командова­нием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной ар­мии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Глава 10. Могущество и упадок Афин (3ч).

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтей-он. Осо­бенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов ра­боты Мирона и Поликлета.

Глава 11. Греческая культура (3ч).

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение вы­борных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Глава 12. Запад против Востока: македонские завоевания (3ч).

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской куль­туры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонс­кое, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торго­вый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1ч.)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Контроль и коррекция знаний по теме: «Древняя Греция».

.

Раздел IV. Древний Рим (21 ч.)

Глава 13. Образование Римской республики (3ч).

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Ри­мом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «пат­риции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. По­нятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Поня­тие «легион».

Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (4ч).

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Пер­вые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Си­цилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципи­она над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземно­морье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Поли­тика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разруше­ние Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Ис­пользование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говоря­щее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Глава 15. Гражданские войны в Римской республике (5ч).

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх— продолжатель дела брата. Ги­бель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Созда­ние армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезари. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор»

Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи – 4ч.

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Ак­ций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданс­ких войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, по­жизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «пре­торианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Пар­фянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы прав­ления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восста­ние в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царст­ве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христиа­нам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. По­нятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от терро­ристических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки бо­гачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Глава 17. Закат античной цивилизации (4ч).

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христиан­ства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римс­кую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Повторение (1 ч.)

Контроль и коррекция знаний по теме «Древний Рим».

Итоговое повторение (2 ч).

Итоговый контроль знаний по теме «История древнего мира»

Отличие Греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру



Тематическое планирование по истории Древнего мира.


п/п

Раздел

Тема раздела

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Лабораторные, практические работы

1


Введение. Увлекательный мир истории.

1



2

I

Жизнь первобытных людей.

8

1


3

II

Древний Восток

17

1


4

III

Древняя Греция

20

1


5

IV

Древний Рим

20

1


9


Повторение и обобщение пройденного материала по курсу

2

1




Итого

68

5






















Календарно-тематическое планирование по истории Древнего Мира.


уро

ка

Дата

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

ученика

Виды контроля за уровнем усвоенного материала

Домашнее задание


п

ф

Предметные

Метапредметные

Личностные


1

2.09-4.09



Введение. Увлекательный мир истории

Исторические источники и факты

Историческая память

Источники знаний о прошлом

Свидетельства Древней истории на территории нашей страны, нашего родного края

Умения оперировать понятиями «исторический источник», «Всемирная история»

Продолжить формирование умений работать со справочным материалом книги



Составить рассказ об источниках древности на территории нашего края

Объяснить значение терминов

Подготовить рассказ об известных источниках древности на территории нашей страны.

Рисунки о родном крае


Раздел 1. Жизнь первобытных людей –7 ч.


Глава 1. Собиратели и охотники каменного века -3ч.


2

7.09-11.09


Первые люди на Земле

Предки человека. Расселение древнейшего человечества.

Рассказать о расселении древнейшего человека. Описать портрет древнейшего человека.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения — на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

— излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

- корректировать своё мнение под воздействием контраргументов

Личностные УУД:

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабаты­вать собственные мировоззренческие позиции.

Задание на объяснение смысла терминов.

Задание на описание жизни первобытного человека

§ 1, отметить на ленте времени появление письменности и человека


3

7.09-11.09


Открытия и изобретения древних охотников

Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия и орудия труда

Объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался

Задание на описание орудия труда

§ 2, вопросы


4

14.09-18.09


Искусство и религия первобытных людей

Возникновение религии и искусства

Объяснить причину появления верований, религий. Рассказать о появлении первобытного искусства

Объяснение причин возникновения первобытного искусства

§ 3, вопросы


Глава 2. У истоков цивилизации – 3ч.


5

14.09-18.09


Возникновение земледелия и скотоводства

Соседская община. Переход от собирательства на земледелие и скотоводство. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами

Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. Объяснить смысл терминов. Устанавливать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обосно­ванные рассуждения — на простом и сложном уровне.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Коммуникативные УУД:

— излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами;

- корректировать своё мнение под воздействием контраргументов

Личностные УУД:

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабаты­вать собственные мировоззренческие позиции.

Задание на описание предметов быта и орудий труда первобытных земледельцев и скотоводов.

Описать жизнь земледельца и скотовода


Объяснить причины возникновения ремесла

§ 4, подготовить рассказ о жизни земледельца и скотовода


6

21.09-25.09


От первобытности к цивилизации

Зарождение неравенства и знати. Появление государственности

Сравнивать родовую общину и соседскую общину.

Задание на сравнение родовой общины и соседской.


§ 5, составление кроссворда





7

21.09-25.09


Счет лет в истории

Историческое время. Наша эра, до нашей эры. Летоисчисление

Объяснить смысл терминов, как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени. Устанавливать последовательность счета на ленте времени

Решение задач на счет исторического времени. Составление исторических задач, используя ленту времени

§ 6; составить исторические задачи на счет исторического времени.

Сочинить рассказ с использованием терминов


8

28.09-02.10


Повторение и обобщение пройденного материала по разделу

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины

Тест



Раздел 2. Древний Восток – 17ч.


Глава 3. Цивилизации речных долин – 5ч.


9


28.09-02.10


Египет – дар Нила

Древний Египет: географическое местоположение и природные условия. Самая длинная река в мире. Разливы Нила. Нил приносит цивилизацию. Две корны фараонов.


Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Египта. Описывать природные условия Древнего Египта

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован­ные рассуждения - на простом и сложном уровне;

классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

-устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

-организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио­мы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ;

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ

Личностные УУД:

аргументирование оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неод­нозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нрав­ственные ценности;


Задание на работу с картой. Составить рассказ об особенностях природы Древнего Египта

§ 7


10

05.10-09.10


Страна двух рек

Древнее Двуречье: а)местоположение, природные условия, климат; б) население и его занятия в) научные знания и храмы

Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Междуречья. Описывать природные условия междуречья. Называть особенности в образе жизни и занятий жителей Двуречья.

Задание на работу с картой. Задание на выявление общего и особенного в природных условиях Египта и Междуречья.

§ 8, подготовить таблицу по сравнительным линиям


11

05.10-09.10


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Возвышение Вавилона. Законы царя Хаммурапи и их значение.

Объяснить смысл терминов. Объяснять цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи. Уметь работать с историческими источниками

Описание памятников культуры

§ 9


12

12.10-16.10


Индия в древности

Речная цивилизация. Древнейшая цивилизация в Индии

Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древней Индии. Описывать природные условия Древней Индии

Задание на работу с картой. Установление хронологической последовательности развития стран

§ 10


13

12.10-16.10


Китай в древности

Речная цивилизация. Первые государства в Китае

Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Китая. Описывать природные условия Древнего Китая

Задание на работу с картой. Задание на выявление общего в природных условиях Индии и Китая.

§ 10 подготовить таблицу по сравнительным линиям



Глава 4. Древний Египет – 4ч.


14

19.10-23.10


Фараоны и пирамиды

Вещественные и письменные памятники истории Египта. Пирамиды Египта. Возникновение и управление государством в Древнем Египте: а) фараон – повелитель Египта; б)вельможи, чиновники и писцы.

Объяснить смысл терминов. Показывать на карте положение Древнего Египта. Называть характерные черты политического строя.

Познавательные УУД: классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

— устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио­мы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах);

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ;

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД:

— осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

— выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор.

Нарисовать схему управления Древнего Египта.

§ 11


15

19.10-23.10


Жизнь в Древнем Египте

Труд, быт и жилище ремесленников и земледельцев. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

Объяснить смысл терминов. Объяснять назначение предметов быта и труда. Описывать условия жизни и основные занятия древних египтян. Выделить основные черты, присущие группам населения

Составить рассказ-описание: жизнь и быт земледельца, ремесленника и раба.

§ 12


16

26.10-30.10


Завоевания фараонов

Военные походы фараонов. Войско и оружие. Завоевание Тутмоса III. Ограбление завоеванных стран.

Объяснить смысл терминов. Выделить основные черты, присущие группам населения. Показывать передвижение войск на карте


Составить рассказ-описание: жизнь и быт Фараона. Работа с документами

§ 13


17

26.10-30.10


Культура Древнего Египта

Религия древних египтян. Культура древних египтян: а)храмы и пирамиды; б)письменность и научные познания; в) искусство; г) древнеегипетская школа

Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

Рассказ о мифах и религии египтян. Работа с историческими документами

§ 14, § 7, п.5


18

09.11-13.11


Повторение по теме «Древний Египет»

Систематизировать знания по данной главе

Кроссворд, понятия, карта

тест




Глава 5. Западная Азия в век железа -4ч.


19

09.11-13.11


Финикийские мореплаватели

Финикия: географическое местоположение и природные условия. Население и его занятия. Ремесло и торговля. Религия .

Называть и показывать расположение Финикии. Показывать по карте передвижения финикийцев по средиземному морю. Рассказывать о занятиях населения.

Познавательные УУД:

-анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован­ные рассуждения - на простом и сложном уровне;

классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

-устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

Коммуникативные УУД:

-организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио­мы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ;

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. са­мостоятельно, используя ИКТ;


Личностные УУД:

аргументирование оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неод­нозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нрав­ственные ценности;










Задание на работу с картой. Составление таблицы на сравнение: письменность в Древнем Египте, Междуречье и Финикии

§ 15


20

16.11-20.11


Древняя Палестина

Палестина: географическое местоположение и природные условия. Население и его занятия. Ремесло и торговля. Религия.

Называть и показывать расположение Палестины. Рассказывать о занятиях населения. Уметь работать с историческими документами.

Задание на работу с картой. Работа с историческими документами

§ 16


21

16.11-20.11


Ассирийская военная держава

Ассирийская держава: месторасположение, военное искусство, ассирийское искусство, библиотеки

Называть и показывать расположение Ассирии. Описывать вооружение и доспехи ассирийской армии. Показывать по карте завоевания ассирийцев.

Задание на работу с картой. Нарисовать схему управления Ассирийской державы.

§ 17


22

23.11-27.11


Победители Ассирии

Лидийское царство. Нововавилонская держава. Мидия. Персидская держава

Называть и показывать расположение Лидийского, Мидийского царства, Персидской державы.

Составление таблицы на сравнение: культура , архитектура Нововавилонского царства и Мидии. Установление хронологической последовательности

§ 18


Глава 6. Великие державы Древнего Востока – 3ч.


23

23.11-27.11


Образование державы Маурьев в Индии

Древняя Индия: природные условия, занятия населения. Религиозные верования, легенды, сказания. Касты.

Называть хронологические рамки существования Древней Индии. Показывать по карте, рассказывать об особенностях природных условий. Описывать условия и занятия, образ жизни людей. Составлять и описывать описание индийских храмов. Называть существенные черты политического устройства. Выделять характерные черты положения основных групп населения.

Познавательные УУД: классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям',

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

— устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, под­тверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио­мы, догматы, теории.

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах);

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ;

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки..,

Личностные УУД:

— осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

— выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор.

Задания на работу с картой. Задание на анализ фактов, явлений. Установление хронологической последовательности.

§ 19


24

30.11-04.12


Единое государство в Китае

Древний Китай: природные условия, занятия населения. Великая Китайская стена. Империя Цинь, император и поданные. Религиозно философские учения, Конфуций.

Называть хронологические рамки существования Древней Индии. Описывать условия и занятия, образ жизни людей. Составлять и описывать описание китайских храмов. Называть существенные черты политического устройства. Выделять характерные черты положения основных групп населения.

Задание на выявление общего и особенного в религиозных верованиях Индии и Китая.

§ 20


25

30.11-04.12


Великая Персидская держава

Персидская держава «царя царей». Борьба за власть в Персидской державе.

Называть хронологические рамки существования Персидской державы. Называть существенные черты политического устройства. Выделять характерные черты положения основных групп населения.

Задание на сравнение политического устройства Индии, Китая и Персии

§ 21


26

07.12-11.12


Повторение и обобщение пройденного материала по разделу

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру

Читать карту с опорой на легенду. Поиск информации в учебнике и помещенных там документах. Описывать исторические объекты и культурные памятники. Рассказывать о жизни и занятии людей.

Тест



Раздел 3. Древняя Греция – 20ч.


Глава 7. Древнейшая Греция – 4ч.


27

07.12-11.12


Греция и Крит в эпоху бронзы

Природные условия Древней Греции. Население и его занятия. Древнейшие государства Крит, Микены.

Рассказывать о природных условиях Древней Греции и их влиянии на жизнь людей. Рассказывать о населении Древней Греции и его занятиях. Показывать, как в мифах древней Греции рассказывалось об устройстве мифа и истории общества. Рассказывать о государствах Крит и Микены и его политическом устройстве.

Познавательные УУД:

— сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите­риям;

- устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Коммуникативные УУД:

— создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практиче­ской (в т.ч. в своих проектах);

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;


Личностные УУД:

— извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя граждани­ном России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других',


Раскрыть основные понятия. Работа с картой. Работа с документами. Задание на описание природных условий и показ влияния этих условий на жизнь людей. Используя мифы, характеризовать политическое устройство Критского и Микенского государств.

§ 22


28

14.12-18.12


Поэмы Гомера

Троянская война. Поэма Гомера «Илиада»

Объяснять появление Троянского царства. Излагать миф о причинах троянской войны. Историческое значение поэмы

Задание на изложение мифов Древней Греции, соотнесение в них мифического и реального.

§ 23


29

14.12-18.12


Поэмы Гомера

Поэма Гомера «Одиссея»

«Илиада» и «одиссея» в поэмах и реальной жизни. Историческое значение поэмы

Задание на анализ «Илиады» и «Одиссеи», определение реального и мифического в жизни героев.

§ 23


30

21.12-25.12


Боги и герои Эллады

Религия древних греков. Сказания о богах и героях.

Рассказывать о религии древних греков

Задание на объяснение сути религии древних греков.

§ 24



Глава 8. Рождение античного мира – 4ч.








31

21.12-25.12


Греческие полисы и Великая колонизация

Образование полисов. Великая колонизация.

Объяснить, как образовывались греческие полисы. Объяснить причины деления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные. Объяснить причины и последствия колонизации греков.

Познавательные УУД:

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне,

Коммуникативные УУД:

— понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са­мостоятельно, используя ИКТ

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Задание на характеристику политического устройства греческих полисов

§ 25


32

11.01-15.01


Афинский полис

Местоположение и природные условия Аттики. Развитие ремесла и земледелия Афин. Демос и знать.

Рассказать об Афинах как смешанном полисе: торгово-ремесленном и сельскохозяйственном. Характеризовать политическую власть в Афинах.


Задание на поиск информации о занятиях афинян. Задание на объяснение понятий и дат

§ 26


33

11.01-15.01


Реформы Солона

Реформы Солона. Свободные рабы.

Раскрыть суть реформ Солона, показывать изменения, произошедшие в результате реформ. Значение реформ

Задание на выявление причин и последствий реформ Солона. Задание на объяснение понятий и дат

§ 26


34

18.01-22.01


Древняя Спарта

Местоположение и природные условия Спарты. Спарта – военный лагерь. Спартанское воспитание.

Рассказывать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство.

Задание на определение общего и особенного в воспитании в Афинах и Спарте

§ 27


Глава 9. Восток против Запада: греко-персидские войны – 2ч.








35

18.01-22.01


Герои Марафонской битвы

Восстание в Милете. Персы идут на Афины. Марафонская битва.

Раскрывать причины Греко-персидских войн. Рассказывать о Марафонском сражении

Познавательные УУД:

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне,

Коммуникативные УУД:

— понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са­мостоятельно, используя ИКТ

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Задание на определение общего и особенного

§ 28


36

25.01-29.01


Персидское нашествие на Грецию

Великое вторжение. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.

Раскрывать причины Греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях.

Задание на объяснение понятий и дат

§ 29


Глава 10. Могущество и упадок Афин – 3ч.


37

25.01-29.01


Расцвет демократии в Афинах

Афинская демократия при Перикле Народное собрание в Афинах. «Век Перикла»

Изменение в политической системе при Перикле. Характеризовать и выявлять черты, присущие афинской демократии

Познавательные УУД:

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне,

Коммуникативные УУД:

— понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са­мостоятельно, используя ИКТ

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Составить рассказ об участниках демократического управления

§ 30


38

01.02-05.02


Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

Рост рабства в Греции. Рабский труд в хозяйстве. Положение рабов. торговля

Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов. Значение работорговли

Сочинение о жизни афинян.

§ 31


39

01.02-05.02


Пелопоннесская война

Афинская морская держава. Причины и начало войны. Окончание войны.

Объяснить причины и последствия Пелопонесской войны.

Задание по карте

§ 32



Глава 11. Греческая культура – 3ч.


40

08.02-12.02


Граждане, ученые и атлеты Греции

Воспитание гражданина. Греческая культура. Олимпийские игры.

Объяснить, как появились Олимпийские игры и их значение для мирового развития

Познавательные УУД:

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне,

Коммуникативные УУД:

— понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са­мостоятельно, используя ИКТ

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные УУД:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Составлении кроссворда

§ 33


41

08.02-12.02


Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Греческий храм. Афинский акрополь. Греческие скульпторы. Греческий театр.

Описывать и выявлять особенности архитектуры в храмах. Рассказать о театре, комедии и трагедии в Древней Греции

Задание на объяснение назначения памятников архитектуры.

§ 34


42

15.02-19.02


Образование в Греции

Образование афинян: начальная школа; гимнасии; взгляды древних ученых

Находить общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев


Сравнительная таблица образования в Афинах, Спарте и в наше время

§ 34


Глава 12. Запад против Востока: македонские завоевания – 3ч.


43

15.02-19.02


Возвышение Македонии

Возвышение Македонии. Македонское войско. Битва при Херонее. Приход к власти Александра.

Объяснить причины возникновения и возвышения македонского царства. Характеризовать внутреннюю жизнь Македонии. Описывать состояние македонской армии. Объяснять причины потери Грецией независимости . Рассказать о македонских царях Филиппе и Александре.

Познавательные УУД:

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне,

Коммуникативные УУД:

— понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

— работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са­мостоятельно, используя ИКТ

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситу­ациях, самостоятельно исправлять ошибки.



Личностные УУД:

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

Задание на выбор из предложенных дат.

Задание на сравнение армий македонян и персов. Задание на выявление причин потери независимости Греции

§ 35


44

22.02-26.02


Завоевания Александра Македонского

Поход Александра Македонского на Восток.

Рассказывать о войне Александра Македонского против персов. Описывать войско персов.

Задание на работу с картой: показывать последовательность формирования державы Александра Македонского

§ 36


45

22.02-26.02


Греческий Восток

Держава Александра и ее распад.

Рассказать об Александрии Египетской. Объяснять причины распада державы Александра Македонского


Задание на рассказ о новом городе. Задание на выявление причин распада державы Александра

§ 37


46

29.02-04.03


Повторение и обобщение пройденного материала по разделу

Политическая система Древней Греции. Образ и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры в Древней Греции.

Сопоставить факты. Работать с документами. Выделять главную мысль.




Раздел 4. Древний Рим – 20ч.








Глава 13. Образование Римской республики– 3ч.


47

29.02-04.03


Рим под властью царей

Природа и население Древней Италии. Религиозные верования. Занятия и положения жителей. Патриции и плебеи.

Называть дату основания Рима и превращение его крупный город. Устанавливать длительность этого процесса. Описывать условия жизни древних латинян. Объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия жителей Древнего Рима. Излагать легенду об основании Рима, использовать легенду для определения управления при Ромуле. Описывать по карте территорию, которую занимал Древний Рим. Объяснять причину разделения населения на группы. Причину отмены выборности царей.

Познавательные УУД:

— устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне;

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практичес­кой (в т.ч. в своих проектах);

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;

— планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;


Личностные УУД:

—выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор

Задание на выбор дат. Задание на работу с картой. Задание на перечисление первых царей Рима. Составить схему управления в древнейшем Риме

§ 38


48

07.03-11.03


Республика римских граждан

Возникновение республики. Управление Римской республики. Римское войско

Сравнивать управление в древнейшем Риме и молодой Римской республике. Характеризовать войско римлян.


Задание на соотнесение дат древнейшего Рима и Римской республики.

§ 39


49

07.03-11.03


Рим во главе Италии

Завоевания Римом Италии

Объяснять причины войн Рима с народами Италии. Рассказывать об основных сражениях римлян с Пирром.

Задание на описание войска римлян, галлов, войн Римской республики с Италией.

§ 40


Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье – 4ч.








50

14.03-18.03


Первая война с Карфагеном

Карфаген – соперник Рима. Борьба за Сицилию. Рим и Карфаген готовятся к новой схватке

Определять даты по названным событиям. Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия.

Познавательные УУД:

— устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне;

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в деятельности:

учебной и жизненно-

практичес­кой (в т.ч. в

своих проектах);

— выдвигать версии,

выбирать средства

достижения цели в группе

и индивиду­ально;

— планировать

деятельность в учебной и

жизненной ситуации (в т.ч.

проект), используя ИКТ;

Личностные УУД:

—выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор

Задание на выбор дат. Задание на работу с картой.

§ 41


51

14.03-18.03


Война с Ганнибалом

Вторжение в Италию. Битва при Каннах. Окончание войны

Определять даты по названным событиям. Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия.

Задание на описание войска Ганнибала

§ 42


52

28.03-01.04


Рим – завоеватель Средиземноморья

«Освободители Греции». Гибель всех царств. Римские провинции.

Провести анализ фактов и определить по ним события. Установление власти Рима над всем Средиземноморьем.

Задание на выбор дат. Задание на работу с картой.

§ 43


Глава 15. Гражданские войны в Римской республике – 5ч.








53

28.03-01.04


Народные трибуны – братья Гракхи

Гражданские войны. Земельный закон братьев Гракхов. Борьба и гибель Тиберия и Гая Гракхи

Объяснить причины и последствия гражданских войн в Риме. Рассказать суть земельного закона братьев Гракхов

Познавательные УУД:

— устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

— анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до­казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне;

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

- преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практичес­кой (в т.ч. в своих проектах);

— выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­ально;

— планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;


Личностные УУД:

—выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор

Задание на выявление причин и последствий реформ Гракхов. Задание на объяснение понятий и дат

§ 44


54

04.04-08.04


Сулла – первый военный диктатор Рима

Самая позорная война. Новая армия и новые граждане. Гражданская война и диктатура Суллы

Рассказать о диктатуре Суллы. Описывать события происходящие в последние годы существования Римской республики

Задание на выяснение причин и последствий

§ 45


55

04.04-08.04


Восстание Спартака

Рабство в Древнем Риме. Гладиаторы. Начало восстания. Поход к Альпам. Последние походы.

Рассказывать о рабовладении в Древнем Риме: завоевание, жизнь, работа, использование в качестве развлечения. Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты

Задание на выбор дат. Задание на работу с картой.

§ 46


56

11.04-15.04


Цезарь – повелитель Рима

Полководцы и легионы. Союз трех полководцев. Возвышение Цезаря и гибель Красса. Цезарь против Помпея. Гибель Цезаря

Рассказать о диктатуре Цезаря, объяснить суть диктатуры. Давать характеристику римскому императору Цезарю

Задание на сравнение

§ 47


57

11.04-15.04


Падение республики

Последние республиканцы. Наследники Цезаря. Антоний и Октавиан?

Падение диктатуры Цезаря. Соправительство Антония и Октавиана. Причины падения республики


Задание на выяснение причин и последствий распада

§ 48


Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи – 4ч.


58

18.04-22.04


Император Октавиан Август

«Восстановление республики». Власть Августа. Правление Августа. Божественный Август.

Давать характеристику римского императора Октавиана. Императорская власть – описание.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

— на простом и сложном уровне;

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

-преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ;


Личностные УУД:

— осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные, мировоззренческие позиции;

— выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор.

Задание на сравнение систем управления в древнейшем Риме, Римской республике и Римской империи

§ 49


59

18.04-22.04


Цезари Рима

Императоры после Августа. Наихудший император. Наилучший император и его завоевания

Давать характеристику римского императора Нерон, Траян, Константин.

Задание на выявление характерных черт управления Римской империи

§50


60

25.04-29.04


Жизнь в Римской империи

Рим – столица империи. Архитектура Рима. В цирке и термах.

Описывать основные архитектурные сооружения и скульптурные памятники

Задание на описание архитектурных сооружений и скульптурных памятников

§ 51


61

25.04-29.04


Жизнь в Римской империи

Жизнь в Римских провинциях. Жизнь в деревне

Рассказывать о труде и досуге римлян.

Задание на описание условий и образа жизни римлян

§ 52


Глава 17. Закат античной цивилизации – 4ч.








62

02.05-06.05


Кризис Римской империи в III веке н.э.

Натиск варваров на границы империи. Внутренне положение империи ее распад. Император Аврелиан.

Описывать жизнь соседей Римской империи. Рассказывать о борьбе римлян с варварами.

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;

— на простом и сложном уровне;

— находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Коммуникативные УУД:

-преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на си­туацию с позиции другого;

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду­альн

- планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект}, используя ИКТ;


Личностные УУД:

— осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные, мировоззренческие позиции;

— выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб­лемы), и отвечать за свой выбор.

Задание на описание условий и образа жизни соседей Римской империи.

§ 53


63

02.05-06.05


Христианство

Христианство – мировая религия. Жизнь и учение Иисуса Христа. Христианская церковь.

Рассказывать о зарождении христианства. Рассказывать о жизни Иисуса Христа.

Объяснить смысл появления христианства в Риме.

§ 54


64

09.05-13.05


Императоры Диоклетиан и Константин

Диоклетиан – «господин и бог». Приход к власти Константина. Реформы Диоклетиана и Константина. Основание «Нового Рима».

Давать характеристику римского императора Диоклетиана и Константина.

Задание на сравнение

§ 55


65

09.05-13.05


Падение Западной Римской империи

Римляне и варвары. Великое переселение народов. Раздел империи. Взятие Рима готами. Конец Западной Римской империи

Объяснять причины распада римской империи на западную и восточную.

Задание на выяснение причин и последствий распада

§ 56


66

16.05-20.05


Повторение и обобщение пройденного материала по разделу

Политическая система Древнего Рима. Образ и быт жителей Древнего Рима. Развитие культуры в Древнем Риме.

Сопоставить факты. Работать с документами. Выделять главную мысль.

Тестирование.



67-68

23.05-27.05


Повторение и обобщение пройденного материала по курсу

Особенности цивилизации Греции и Рима. Правление народом. Вклад народов древности в мировую культуру.

Сравнить цивилизации Греции и Рима, общее и отличное. Сравнить древние мировые культуры. Основные черты народоправления.

Тестирование. Работа с документами. Составление таблиц












Учебно - методическое обеспечение

  1. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово – учебник, 2015. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2012-23 с.

  3. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 кл.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское сло­во). М.: ВАКО, 2012- 304 с.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2010-302

  5. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 кл. Брянск, 2013-144 с.

  6. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  7. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,2010-76с.

  8. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.

  9. Колпаков С.В. Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  10. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  11. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.

  12. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.

  13. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение мате­риала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, ре­цензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.











8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!