СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы издательского дела и журналистики»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Основы издательского дела и журналистики" составлена в соответствии с Ууебным пособием «Журналистика для начинающих. 8-9 класс. Учебное пособие» Т. В. Ковган (М.:  Просвещение, 2019).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы издательского дела и журналистики»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга


Обсуждена и согласована

на Методическом объединении


Протокол № 1 от 29.08.2019

Принята на

Педагогическом совете



Протокол № 1 от 30.08.2019

УТВЕРЖДАЮ

_______________

директор

Альсеитова Л.А.

Приказ № 44/2 от 30.08.2019






Рабочая программа

по внеурочной деятельности


«Основы издательского дела и журналистики»

8 класс



Разработчик:

Агакеримова Л.З.



2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена для 8-го класса в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  • Приказом Минобрнауки России № 1644 от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»»

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • распоряжением Комитета по образованию от 03.04.2019 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2019/2020 учебном году»;

  • распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2019 № 796-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ № 345 от 28.12.2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.07.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»;

  • Календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденного приказом и.о. директора от 06.05.2019 № 26/1, принятым протоколом педагогического совета от 30.04.2019 № 6;

  • Протоколом педагогического совета ГБОУ гимназии № 70 № 6 от 30.04.2019 «О принятии Учебного плана ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год»;

  • Основной образовательной программой основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70, утвержденной и.о. директора ГБОУ гимназии №70 приказом № 26/1от 06.05.2019 года;

  • Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов ГБОУ гимназии № 70

  • Методическим пособием «Внеурочная деятельность. Методический конструктор» Д.В.Григорьева, П.В.Степанова (М.: Просвещение, 2010);

  • Учебным пособием «Журналистика для начинающих. 8-9 класс. Учебное пособие» Т. В. Ковган (М.: Просвещение, 2019).


Цель: создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования; формирования медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулирования их активности в поисках профессии, изучения основ журналистского мастерства.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся, на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов, на создание условий для формирования нравственных, духовных ценностей и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.


Задачи программы:

I. Обучающие:

– вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;

– изучение истории журналистики, этапов её развития;

– изучение основ социологии и журналистского творчества;

– формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

– формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

– формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

II. Воспитывающие:

– формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

– формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

– формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

– привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

– пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

– формирование потребности в постоянном повышении информированности формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;

– формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

– воспитание культуры поведения и речи.

III. Развивающие:

– всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;

– расширение общего кругозора.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2019-2020 учебный год программа «Основы издательского дела и журналистики » общим объёмом 34 часа рассчитана на один учебный год.

Осуществление программы «Основы издательского дела и журналистики» в гимназии поможет создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности учащихся, их интеллектуального совершенствования, сформировать медиакультуру в профессиональной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии.

На занятиях по программе «Основы издательского дела и журналистики» учащиеся 8-х классов освоят азы журналистского мастерства и получат первоначальное представление о журналистской профессии, усвоят основы профессиональной культуры журналиста, попробуют создавать журналистские тексты в различных жанрах, освоят навыки поиска информации в различных источниках, научатся не только собирать материал, но и систематизировать его.

Занятия по данной программе помогут организовать работу школьного пресс-центра и наладить выпуск школьных печатных изданий. Участвуя в работе школьного пресс-центра и выпуская школьную газету, учащиеся попробуют себя в роли журналистов, редакторов, корректоров, верстальщиков и фотокорреспондентов, включатся в систему новых отношений, выявят свои способности и профессиональные качества, что поможет им реализоваться в интересном деле и утвердиться в общественном мнении, а также определиться в мире профессий.

Курс «Основы издательского дела и журналистики» нацелен на возрастную аудиторию 13-14 лет, то есть на учащихся 8-го класса. Программа рассчитана на изучение курса в 7-м классе из расчета 34 учебных часа в год.

Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.

В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;

  • практические занятия

  • виртуальные экскурсии

  • опыты, наблюдения

  • исследовательская деятельность

  • презентации, конкурсы

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

  • игры

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал, справочники и т.д.);

  • демонстрационные (макеты, стенды);

  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD и т.п.);

  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • информационно-коммуникативные технологии.


Рабочая программа «Основы издательского дела и журналистики» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.


Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного занятия в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;

  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;

  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

  • активизация познавательной деятельности;

  • поддержка устойчивого интереса к обучению;

  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;

Применение ИКТ на занятиях по журналистике является необходимым условием для успешной реализации модулей.

Программа «Основы издательского дела и журналистики» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на две раздела: «Основные принципы журналистской деятельности» и «Журналистский текст». В первом разделе рассматриваются основные способы работы с информацией, которые в целом определяют специфику современного информационного общества: получение, передача, трансформация, интерпретация информации. Особое внимание уделяется следующим вопросам: как влияет информация на общественное мнение и на сознание отдельных людей, как отличить полную информацию от неполной, достоверную информацию от недостоверной, как проверить источники информации. Также здесь подробно рассматривается работа с интернет-источниками: сайтами информационных агентств и российских телеканалов, электронной базой «КонсультантПлюс» и сайтами ведущих исследовательских компаний, предоставляющих качественную статистическую информацию. Второй раздел курса посвящён особенностям журналистского текста, способам его создания и взаимодействия с аудиторией, подробно

рассматривается его специфика во всех видах СМИ: в прессе, на радио, на телевидении и в Интернете. Большое значение для понимания выбора того или иного публицистического жанра имеет целеполагание, поэтому при изучении каждого конкретного жанра анализируется связь между целью журналиста и выбранной формой её воплощения (жанром). В качестве образцов, с которыми предлагается работать учащимся, используются материалы ведущих российских информационных агентств, интернет-клонов ведущих печатных изданий, радио— и телекомпаний. Из всего многообразия публицистических жанров в данном курсе особенно подробно изучается информационная заметка —мягкая и жёсткая новость. Именно с жанром новости приходится ежедневно сталкиваться любому потребителю средств массовой информации, именно этот жанр в первую очередь формирует общественное мнение по тому или иному вопросу.


Планируемые результаты освоения программы.

В области предметных результатов учащийся научится:

• создавать публицистические тексты различных жанров, определять и анализировать необходимые источники информации в соответствии с поставленными задачами;

• писать информационные публицистические тексты в жанре жёсткой и мягкой новости в зависимости от характера фактов и требований, предъявляемых к новости в разных средствах массовой информации;

• работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать функцию заголовка;

• анализировать публицистический текст с точки зрения его жанровой специфики;

• выстраивать диалог в рамках делового общения;

• оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или иного действия;

• использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

• выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

• воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературно-художественного, научного и т. п.

В области метапредметных результатов учащийся научится:

• понимать структуру информационного сообщения, критично воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения, информацию, полученную из сети Интернет;

• различать качественную (верифицированную) и некачественную информацию;

• определять достоверность информации, используя проверенные источники;

• выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;

• использовать коммуникативные возможности языка, умение грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);

• понимать логику взаимодействия средств массовой информации и общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация оказывает на сознание человека;

• создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность;

• аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями.

В области личностных результатов учащийся научится:

• работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире как об информационном обществе;

• понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных процессов;

• понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном информационном обществе;

• сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки;

• самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;

• проявлять творческую и социальную активность.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Основы издательского дела и журналистики»

(34 часа)

Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности (14 Ч)

Тема 1. Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ (1 ч)

Самоопределение, формулирование индивидуальных ожиданий от изучения курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: информационная эпоха, СМИ, массмедиа (mass media). Журналистика как определенный социальный институт, имеющий в обществе свои функции и задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ. Журналистика в сети интернет: клоны, гибриды, оригинальные сетевые издания. Роль журналистики в обществе. Функции СМИ: информационная, аналитическая, образовательно-просветительская, развлекательная.

Виды деятельности. Практическая групповая работа с сайтами ведущих российских телеканалов — выявление соответствия конкретных телепередач определённым функциям журналистики.

Тема 2. Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ (1 ч)

Влияние публицистических материалов на действия и поступки людей. Понятие общественного мнения. Влияние средств массовой информации на общественное сознание, взгляды и убеждения отдельных людей. Ответственность журналиста и развлекательное телевидение. Зачем нужны рейтинги СМИ. Журналистика как бизнес. Как формируются рейтинги СМИ, как они влияют на эфирную сетку телеканалов. СМИ и аудитория: взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с материалами сайта исследовательской компании Mediascop.

Тема 3. Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? (1 ч)

Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформация. Критерии достоверности: как понять, можно ли доверять информации, полученной из СМИ. Понятие «позиция ноль». Зачем журналисту при анализе сложных конфликтных ситуаций придерживаться «позиции ноль». Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском сообщении.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: определение недостающих источников информации. Как понять, является ли информация исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.

Тема 4. Источники информации. Узнать, проверить, уточнить (1 ч)

Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди — очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты. Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях правильно выбирать источники информации. Недостаточность информации как способ искажения реальной картины действительности.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с выпуском программы «Специальный репортаж» — анализ источников информации и их роли в интерпретации фактов.

Тема 5. Поиск новостей. Работа с источниками информации (1 ч)

Трансформация информации. Повторение: как недостаточность информации может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные вопросы.

Виды деятельности. Моделирование рабочей ситуации — практическое задание в группах «Разговор на автобусной остановке»: разбор ситуации, анализ возможных источников информации, выстраивание алгоритма действий в работе с каждым источником. Прогнозирование рисков. Составление вопросов для интервью в зависимости от информации, которую необходимо получить.

Деловая игра, связанная с получением и передачей информации. Распределение ролей в игре, моделирование ситуации, передача информации. Просмотр видеозаписи игры, анализ диалогов. Отслеживание изменений информации на каждом этапе игры. Анализ, самоанализ.

Темы 6-7. Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией. «Утиные истории» (1 ч)

Понятие манипуляции. Кто и зачем манипулирует информацией. Проведение пресс-конференции. Как рождаются «утки» и фейковые новости. Знаменитые розыгрыши в истории журналистики. «Большое лунное надувательство». Розыгрыши Эдгара По. Урожай спагетти в Швейцарии. «Мир Джимми». Вторжение с Марса, история знаменитой радиотрансляции романа Г. Уэллса. Фейковые новости — феномен современного медиапространства.

Виды деятельности. Деловая игра «Проведение пресс- конференции», дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям», «Оправдывает ли цель средства?», «Какими целями

руководствуется журналист при создании фейковой новости?»

Темы 8-9. Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет (2 ч)

Понятие информационного общества. Специфика распространения информации в сети Интернет. Понятия верификации информации, верифицированной информации. Отличие блогера от журналиста, влияние блогера на сознание читателей. Цели индивидуального потребления информации в сети интернет.

Виды деятельности. Просмотр и обсуждение лекции А. А. Венедиктова «Лекция об информационном сообществе». Контрольное занятие: большая командная игра по проверке информации на достоверность.

Темы 10-11. СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» (2 ч)

Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона в профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые регулируют деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ. Конституция РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Статус учредителя средства массовой информации. Недопустимость цензуры. Согласование интервью. Право на опровержение в СМИ, порядок опровержения. Регистрация СМИ. Права журналиста. Авторское право на журналистский текст. Конфиденциальная информация.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с открытыми источниками базы «КонсультантПлюс». Разбор конкретных ситуаций из практики журналистской деятельности. Анализ отдельных статей Закона РФ «О средствах массовой информации».

Тема 12. Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика (2 ч)

Журналист: профессия и призвание. Имидж известных журналистов. Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора. Разница между нормами морали и законом. Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Хартия телерадиовещателей России, Декларация принципов поведения журналиста. Достойные и недостойные способы получения информации. Понятие «защита интересов общества» в контексте журналистской деятельности.

Виды деятельности. Практическое задание в группах: принятие ответственного решения (выпускать ли передачу в эфир). Практическая работа с официальным сайтом Общественной коллегии по жалобам на прессу. Обсуждение документов. Дискуссия «Зачем нужны кодексы профессиональной этики, если существует закон». Практическая работа в группах: какими нравственно-этическими, творческими, интеллектуальными качествами должен обладать журналист. Индивидуальная работа: самоанализ, рефлексия.

Темы 13-14. Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. Творческая работа (1 ч)

Контрольное занятие.

Виды деятельности. Индивидуальная творческая работа — написание эссе на одну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист.

Раздел 2. Журналистский текст (20 ч)

Тема 15. Особенности журналистского текста (1 ч)

Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя. Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности работы с фактами, интересные подробности, использование ярких деталей. Диалогичность, прямое обращение к читателю. Прямое и косвенное цитирование. Оперативность. Драматизм, конфликтность в подаче материала. Использование контрастных деталей. Способы вовлечения и погружения читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: анализ публицистических материалов.

Тема 16. Деловая игра «Редактирование текста для газеты» (1 ч)

Специфика текста для печатных СМИ. Работа с авторами, получение дополнительной информации.

Виды деятельности. Большая деловая игра: редакционная коллегия принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста. Особенности работы с авторами. Почему текст не работает на читателя. Составление рекомендаций по доработке текста. Практическая работа по редактуре текста. Анализ допущенных ошибок.

Тема 17. Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница? (1 ч)

Общие законы и специфические требования к тексту в различных видах СМИ. Журналистский текст для печатного издания и для телевидения: различия между визуальным восприятием текста и восприятием на слух. Особенности звучащего текста: фонетика, синтаксис звучащего предложения, особенности использования лексики.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: дикторское прочтение и анализ текста. Практическое задание по подготовке текста для телевидения.

Тема 18. Новость на телевидении. Текст и видеоряд (1 ч)

Текст и видеоряд. Особенности журналистского текста на телевидении. Стендап. Взаимодействие закадрового текста и видеоряда. Понятие раскадровки. Текст как необходимая составляющая телевизионной новости.

Виды деятельности. Практическая работа с новостными сюжетами телеканала «Культура». Практическая работа по раскадровке новостного текста. Эксперимент: новость без звука, закадровый текст без «картинки».

Тема 15. Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире (1 ч)

Специфика разговорного стиля в радиоэфире. Дословная расшифровка радиоэфира. Особенности восприятия звучащего и печатного текста. Использование разговорного стиля в СМИ. Характеристики устной речи: избыточность, экономия речевых средств, эллипсисы, лексическая разнородность, особенности синтаксических конструкций, эмоционально-экспрессивная лексика. Сложности литературной обработки интервью.

Виды деятельности. Деловая игра: проведение блиц-интервью, дословная расшифровка и литературная обработка полученного материала.

Тема 20. Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет (1 ч)

Специфические требования к тексту в сети Интернет. Способы оформления текста и подачи материала на веб-странице. Блоки текста и подзаголовки. Особенности использования иллюстраций. Гиперссылки. Оформление цитат. Врез. Язык и стиль. Графическое оформление текста как необходимая составляющая существования текста на веб-странице. Особенности восприятия текста с монитора и экрана смартфона. Психология потребителя информации в Интернете.

Виды деятельности. Практическая работа: размещение текста в сети Интернет.

Тема 21. Жанры журналистики. Цель и жанр (2 ч)

Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как основная определяющая жанра и методов работы с источниками информации. Прямой репортаж — сложности и подводные камни жанра. Интервью и портретная зарисовка — особенности целеполагания. Интервью как жанр и как метод сбора информации. Обзорное ознакомление с жанрами: путевой очерк, обзор СМИ, обзор (книжных, музыкальных новинок, компьютерных игр и т. д.), анонс, новостная заметка, рецензия, аналитическая статья, дискуссия.

Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее явление. Причины появления новых жанровых форм. Развитие жанра интервью: пресс-конференция, брифинг, ток-шоу. Основные признаки жанров, различия жанровых форм. Изменение социальных реалий и развитие новых технологий как основные мотивы появления новых жанровых форм в журналистике. Реалити-шоу как новый жанр в журналистике.

Виды деятельности. Практическая работа с текстами информационной заметки, репортажа, портретной зарисовки и интервью.

Практическая работа с рейтингами СМИ исследовательской компании Mediascope: сопоставление тематики телепередач и запросов аудитории. Дискуссия «Могут ли ток-шоу и реалити-шоу нести в себе образовательный и воспитательный смысл», «Новые жанры — новые цели и смыслы».

Темы 22-23. Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой (1 ч)

Рождение жанра ток-шоу, Фил Донахью. Трансформация жанра ток-шоу. Лекция журналиста Владимира Познера о классическом понимании жанра и Филе Донахью. Ведущий ток-шоу как мост между гостем и публикой.

Виды деятельности. Анализ видеозаписи одной из передач Ф. Донахью в жанре ток-шоу. Темы 24-25. Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра. Презентация творческих наработок и планов (2 ч)

Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста. Цель и тематика коллективных и индивидуальных проектов. Определение цели и жанра.

Виды деятельности. Выбор итогового проекта по курсу «Журналистика для начинающих», постановка цели обучения. Работа в группах: определение коллективных и индивидуальных задач. Выбор тем и жанров для индивидуальных творческих работ. Презентация готовых материалов, а также дальнейших творческих планов.

Контрольное занятие в форме публичных выступлений — презентации уже сделанных и написанных материалов, а также дальнейших творческих планов. Анализ выступлений, обсуждение.

Темы 26-30. Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий лид. Выбор журналиста (4 ч)

Понятие жёсткого информирования; информационный лид. Структура жёсткой новости — перевёрнутая пирамида. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Жёсткая новость на телевидении, универсальность законов жанра для разных видов СМИ. Особенности мягкого информирования. Виды мягкого лида, целесообразность их использования в конкретной ситуации. Задачи мягкого информирования. Основное различие мягкой и жёсткой новости.

Виды деятельности. Практическая работа с образцами жёсткой новости, анализ заходов, поиск ответов на вопрос, чем руководствуется журналист, выбирая тот или иной заход при создании жёсткой новости. Индивидуальная работа с учебным материалом «Делаем новость. Жёсткий лид». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа: составление схемы перевёрнутой пирамиды для жёстких новостных материалов. Работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале «Школьная пресса».

Творческая игра «Репка» на отработку умения писать жёсткий лид. Обсуждение результатов: соответствует ли структура написанной жёсткой новости принципу перевернутой пирамиды.

Просмотр и обсуждение новостных телесюжетов.

Творческая работа: написание жесткой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение и анализ результатов, рефлексия.

Практическая работа с материалами СМИ — печатные материалы и новостные выпуски телевидения. Работа с учебным материалом «Мягкая новость». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале «Школьная пресса»: поиск и анализ новостных заметок, написанных в логике мягкого информирования. Творческая работа «Боевая ничья» в жанре мягкой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение результатов, рефлексия.

Темы 31-33. Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль назовёшь...». Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость. Однажды в Данин (2 ч)

Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и структура жёсткого заголовка. Специфика аудитории сайтов информационных агентств. Заголовок и подзаголовок: заголовочный комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка-цитаты: дословное цитирование, цитата без указания автора, замена слова в цитате. Заголовок-каламбур, заголовок-вопрос. Использование в заголовке таких языковых средств, как метафора, метонимия, аллитерация, смысловой контраст, окказионализмы и др. Обсуждение.

Виды деятельности. Практическая работа с заголовками новостной ленты информационного агентства ТАСС. Творческая работа: заголовок и подзаголовок в двух вариантах — для оперативного информирования на страницах новостного интернет-сайта (жёсткий заголовок) и для печатного издания или его сетевого клона широкой направленности (креативный заголовок). Обсуждение результатов. Анализ и самоанализ.

Тема 34. Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко (2 ч)

Контрольное занятие. Творческая работа по созданию новости для делового издания с имеющимися исходными данными — расшифровками интервью с различными собеседниками. Решение творческих задач: анализ и отбор фактов, использование прямого и косвенного цитирования. Обсуждение результатов, сопоставление результатов своей работы с образцом — новостным текстом на сайте информационного агентства ТАСС.

Открытая презентация творческого проекта на широкую аудиторию, выполненного в рамках курса итоговых проектов в любой из выбранных учащимися форм: выпуск теленовостей, ток-шоу, круглый стол и т. д.

Тема 35. Журналистика и СМИ в современном обществе (1 ч). Резервное занятие

Просмотр и обсуждение лекции декана факультета журналистики МГУ Е. Л. Вартановой «Журналистика и СМИ в современном мире». Понятия: виртуальная коммуникация, медийная грамотность. «Ловушки» современной журналистики.

Тематическое планирование внеурочной деятельности

«Основы издательского дела и журналистики»

7 класс


п/п

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты обучения

I

Основные принципы журналистской деятельности

14

Обучающиеся овладеют знаниями об основных способах работы с информацией, которые в целом определяют специфику современного информационного общества: получение, передача, трансформация, интерпретация информации

Роль журналистики в обществе. Функции и виды СМИ

1

Обучающиеся получат представление о журналистике как социальном институте, узнают об основных видах СМИ.

Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ

1

Обучающиеся узнают о роли СМИ в формировании общественного сознания

Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять?

1

Обучающиеся научатся интерпретировать факты, отделять достоверную информацию.

Источники информации. Узнать, проверить, уточнить

1

Обучающиеся научатся анализировать источники социальной информации

Поиск новостей. Работа с источниками информации

1

Обучающиеся научатся выстраивать алгоритмы действий при работе с разными источниками информации

Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией

2

Обучающиеся узнают о сути манипуляции информацией, испытают свои ораторские навыки в рамках проблемной дискуссии

Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество.

Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет

2

Обучающиеся изучат специфику распространения информации в сети Интернет, получат представление о верификации информации, научатся отличать журналистов от блогеров.

СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста.

Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации»

2

Обучающиеся научатся работать в системе «Консультант Плюс», получат представление о законодательстве в сфере СМИ.

Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика

1

Обучающиеся получат возможность поучаствовать в дискуссии, изучат понятие журналистской этики

Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире?

Профессия журналист. Творческая работа

2

Обучающиеся получат возможность творчески высказаться в эссе на заданную тему


Журналистский текст

20

Обучающиеся познакомятся с особенностями журналистского

текста, научатся способам его создания и взаимодействия с аудиторией, подробно рассмотрят его специфику во всех видах СМИ: в прессе, на радио,

на телевидении и в Интернете.

Особенности журналистского текста. Как удержать читателя?

1

Обучающиеся узнают основные приёмы написания журналистских текстов

Деловая игра «Редактирование текста для газеты»

1

Обучающиеся смогут научиться основам редактирования журналистского текста для газеты

Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница?

1

Обучающиеся получат представление о различиях журналистских текстов в прессе и на телевидении

Новость на телевидении. Текст и видеоряд

1

Обучающиеся смогут научиться основам раскадровки текста и видеоряда

Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире

1

Обучающиеся научатся основным приёмам создания текста для радиоэфира

Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет

1

Обучающиеся научатся писать тексты для публикации в сети Интернет

Жанры журналистики. Цель и жанр

1

Обучающиеся изучат основные жанры журналистики

Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры.

Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой

2

Обучающиеся проанализируют историю становления новых жанров журналистики

Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра.

1

Обучающиеся выберут тему для своего творческого проекта

Моя публицистическая работа. Презентация творческих наработок и планов

1

Обучающиеся представят свои наработки творческого проекта

Журналистика новостей. Жёсткая новость.

1

Обучающиеся научатся работать с новостными материалами в жанре жёсткой новости

Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды.

1

Обучающиеся научатся составлять жёсткую новость, получат практический опыт работы с порталом «Школьная пресса России»

Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра».

1

Обучающиеся представят свои работы в жанре жёсткой новости, проанализируют работы друг друга

Мягкая новость. Особенности мягкого информирования.

1

Обучающиеся научатся составлять мягкую новость

Мягкий и жёсткий лид. Выбор журналиста

1

Обучающиеся научатся составлять мягкий и жёсткий лид

Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль назовёшь...».

1

Обучающиеся узнают о роли заголовков в публицистическом тексте, научатся определять виды заголовков

Творческая работа «Сочиняем заголовок».

1

Обучающиеся получат практический опыт работы с заголовками новостной ленты ТАСС

Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко

2

Обучающиеся в публичной форме представят свои творческие проекты

Всего часов

34


Методическое обеспечение программы


Необходимым условием проведения занятий является наличие в учебной аудитории постоянной возможности выхода в Интернет для организации поисковой и исследовательской деятельности во время выполнения практических индивидуальных и групповых заданий учащихся. Для выполнения каждого практического задания в рамках данного курса учащимся предоставляется алгоритм поиска информации в сети Интернет, пользуясь которым они приобретают навыки работы с электронными информационными базами и медиаресурсами, нарабатывают опыт грамотной работы с верифицированными источниками информации.

В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся предлагаются публицистические тексты ведущих российских информационных агентств ТАСС и РИА Новости, примеры публицистических материалов ведущих российских изданий «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Русский репортер», «Esquire», «Российская газета», радио «Эхо Москвы», телеканалы «Культура», «Вести», НТВ, 5 Канал и др.открытые видеолекции известных российских журналистов; открытые материалы сайтов информационной базы «КонсультантПлюс» и исследовательской компании Mediascop.


Техническое оснащение занятий:

компьютер, проектор, принтер, плоттер, брошюратор, фотоаппаратура, диктофон, видеоматериалы, демонстрационный материал.

Методические материалы:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

разработки занятий по темам;

тематический материал периодической печати;

справочники;

словари;

различные периодические печатные издания.

подборка текстов для редактирования.


Список литературы

Электронные ресурсы


  1. «Костёр», интернет-журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kostyor.ru

  2. «Международный пресс-клуб» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pressclub.host.ru

  3. «Подрисуночная подпись» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://html.find-info.ru

  4. Грамота. ру. Справочно-информационный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: gramota.ru/

  5. Лига юных журналистов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://люж.рф/

  6. Портал школьной прессы России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lgo.ru

  7. ЮНПРЕСС – мультивидеопортал молодёжи для молодёжи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ynpress.com/


Литература

  1. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. А. В. Енин. – 2-е изд. – М. : ВАКО, 2017. – 288 с.

  2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. – 11 изд. – М. : АЙРИС-пресс, 2010. – 448 с.

  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  4. Колесниченко А.В. Практическая журналистика / А. В. Колесниченко. – М.: МГУ, 2008. - 192 с.

  5. Мещерякова М. М. Литература в таблицах и схемах/ Марина Мещерякова. – 10 изд. – М. : АЙРИС-пресс, 2010. – 224 с.

  6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку: Правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – 12-е изд. – М. : АЙРИС-пресс, 2018. – 496 с.

  7. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 176 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!