Рабочая программа внеурочной деятельности
«Этикет и культура общения»
1 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Программа учебного предмета "Этикет и культура общения" построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
Личностные результаты:
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.
Метапредметные результаты:
коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Предметные результаты:
учащийся научится:
представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
Учащиеся получат знания:
историю, виды и значение этикета;
культуру внешнего вида, правила гигиены;
правила жизни в обществе;
правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;
культуру поведения в общественных местах;
особенности поведения в школе;
правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя;
правила гостеприимства;
правила дарения и получения подарков;
правила оформления писем, поздравлений;
правила ведения переписки в сети Интернет
Учащиеся получат возможность научиться:
вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте;
следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;
правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;
вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;
общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;
общаться с представителями противоположного пола;
Содержание курса внеурочной деятельности
Этика общения.(7ч)
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? Путешествие в сказку Волкова « Волшебник Изумрудного города». Заочное путешествие в выставочный зал. Беседа о добре, о добрых поступках. Объяснение пословицы: « Делу время, потехе – час». Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях.
Этикет.(8ч)
Беседа: «Что такое этикет?» Объяснение пословиц. Путешествие в страну Этикета. Формулирование правил этикета. Знакомство с правилами этикета в магазине. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Этические нормы отношений с окружающими.(9ч)
Золотое правило этикета. Демонстрация иллюстраций к путешествию. Работа с пословицами, поговорками. Стихотворения о Родине. Пословицы и поговорки разных народов. Занятие в виде праздника. Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Занятие в виде праздника. Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе. (9ч)
Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость». Беседа «От чего зависит настроение». Подарок Старичку-лесовичку и гномику Пыху. Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку-лесовичку». Дискуссия на тему «Польза человека для своей страны». Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Занятие в виде праздника. Советы-
пословицы о добре. Добрый совет другу. Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими».
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни . Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.
Форма учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
4. Анкетирование учащихся и родителей
Программа состоит из 4 крупных разделов:
1. Этика общения.
2. Этикет.
3. Этические нормы отношений с окружающими.
4. Этика отношений в коллективе.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники
Тематическое планирование
Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
| | | По плану | По факту |
Этика общения. 7 ч | Если песни петь, с ними веселей | 1 | | |
Добрым жить на белом свете радостно | 1 | | |
Добро творить - себя веселить | 1 | | |
Подумай о других | 1 | | |
Подарок коллективу | 1 | | |
Делу - время, потехе - час | 1 | | |
Чего вдругом не любишь, того и сам не делай | 1 | | |
Этикет. 8 ч | По правилам этикета | 1 | | |
Приглашение к столу | 1 | | |
Вот школа, дом, где мы живем | 1 | | |
Вот магазин, куда идем | 1 | | |
Дороги, транспорт, пеший путь | 1 | | |
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 2 | | |
В гостях у Вежи | 1 | | |
Этические нормы отношений с окружающими. 10ч | Подари другому радость | 1 | | |
От чего зависит настроение | 1 | | |
Не стесняйтесь доброты своей | 1 | | |
Мой дом - моя семья | 2 | | |
В труде человек хорошеет | 1 | | |
Все на белом свете солнышкины дети | 1 | | |
Поздравляем наших мам | 1 | | |
Со взрослыми и сверстниками | 1 | | |
Цени доверие других | 1 | | |
Этика отношений в коллективе. 10 ч | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 1 | | |
Советуем друг другу | 1 | | |
Общее и особенное для мальчиков и девочек | 1 | | |
Поговорил бы кто со мной | 2 | | |
Путешествие по весеннему лесу | 1 | | |
Подарок коллективу | 1 | | |
Делаем газету | 2 | | |
Доброта что солнце | 1 | | |
Итого | | 35 | | |