СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Смысловое чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Смысловое чтение"»


























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Смысловое чтение» по внеурочной деятельности

в рамках ФГОС

учителя начальных классов Пелевиновой Е. Б.

3 класс

2018-2019 уч.год













г. Улан-Удэ

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09 -3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  • Образовательная программа МАОУ СОШ № 1 г. Улан-Удэ.

  • Авторская программа Беденко М. В., «Формирование навыков смыслового чтения», Беденко М. В. 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016 г.

Программа «Смысловое чтение» позволяет подготовить младших школьников к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами: предлагаются познавательные тексты, под которыми понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов.

Данная программа направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.

Цель: пробуждение интереса к чтению и воспитание эмоционально отзывчивого читателя.

Задачи:

  • формирование умения мыслить самостоятельно;

  • развитие воображения и фантазии;

  • помощь в становлении личности.

Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Всего за год в 3 классе предполагается 34 занятия, по 1 занятию в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного курса

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



Личностные:

  • осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

  • осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  • усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Обучающийся научится:

  • осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, овладения и использования информации;

  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;

  • осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • составлять список использованной литературы и других информационных источников.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;

  • систематизировать подобранные материалы при подготовке сообщений, сочинений, простых исследований и проектов;

  • хранить информацию, полученную при чтении, на бумажных и электронных носителях в виде статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т.п.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

  • активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно – следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть общим приемом решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

  • сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

  • обработка информации (определение основной и второстепенной информации;

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

  • анализ информации;

  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

  • интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение;

  • сериация;

  • классификация по заданным критериям;

  • установление аналогий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение рассуждения;

  • обобщение.

Коммуникативные:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнеров;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать собеседника;

  • определять общую цель и пути ее достижения;

  • осуществлять взаимный контроль,

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся научится:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя;

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Основное содержание с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе, выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.

Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
















Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы

1

Резные лошади. Снегоступы.

2

Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка.

3

О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль.

4

Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. Две яблони.

5

Коломенская верста. Новгород.

6

Новгород - город старинный. Города- побратимы.

7

Планета вода. Галька.

8

Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер.

9

Кого не любят разные народы. Древний компас.

10

Белые ночи. Байкал.

11

Базальт и пемза. Алмаз и графит.

12

Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке.

13

Самый мягкий трон. Ядовитый водопад.

14

Первый мультик. Лечение весельем.

15

Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами.

16

Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей.

17

Бетон - искусственный камень? Приливы и рыбалка.

18

Одно время года. Антарктида. Почему коньки?

19

Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов.

20

Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются?

21

Торнадо. Ветер.

22

Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце?

23

Спящие вулканы. Почему растут сосульки?

24

Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам?

25

Почему кактусы толстые? Маленькие строители.

26

Все цвета радуги. Как разгоняют облака?

27

Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги.

28

Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах.

29

Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ.

30

Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы.

31

Футбол и регби.

32

Кайра.

33

Придумать самолет…

34

Язык змеи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!