РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Смысловое чтение» по внеурочной деятельности
в рамках ФГОС
учителя начальных классов Пелевиновой Е. Б.
3 класс
2018-2019 уч.год
г. Улан-Удэ
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09 -3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Образовательная программа МАОУ СОШ № 1 г. Улан-Удэ.
Авторская программа Беденко М. В., «Формирование навыков смыслового чтения», Беденко М. В. 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016 г.
Программа «Смысловое чтение» позволяет подготовить младших школьников к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами: предлагаются познавательные тексты, под которыми понимаем совокупность учебных, научных, научно-популярных, сказочных и информационных текстов.
Данная программа направлена на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов как в устной, так и в письменной форме, что отвечает требованиям ФГОС НОО в части формирования личностной и метапредметной составляющей процесса обучения.
Цель: пробуждение интереса к чтению и воспитание эмоционально отзывчивого читателя.
Задачи:
формирование умения мыслить самостоятельно;
развитие воображения и фантазии;
помощь в становлении личности.
Формы работы могут быть разнообразные: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Всего за год в 3 классе предполагается 34 занятия, по 1 занятию в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные:
осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
Обучающийся научится:
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, овладения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
составлять список использованной литературы и других информационных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
систематизировать подобранные материалы при подготовке сообщений, сочинений, простых исследований и проектов;
хранить информацию, полученную при чтении, на бумажных и электронных носителях в виде статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т.п.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
анализ;
синтез;
сравнение;
сериация;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения;
обобщение.
Коммуникативные:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнеров;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
слушать собеседника;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся научится:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя;
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Основное содержание с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе, выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов составлен так, чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому, что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей к заданиям, требующим творческого подхода.
Также немало отведено времени для модификации и генерации текстов. Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Смысловое чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы |
1 | Резные лошади. Снегоступы. |
2 | Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка. |
3 | О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль. |
4 | Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево. Две яблони. |
5 | Коломенская верста. Новгород. |
6 | Новгород - город старинный. Города- побратимы. |
7 | Планета вода. Галька. |
8 | Самолет хвостом вперед. Первый автомобильный номер. |
9 | Кого не любят разные народы. Древний компас. |
10 | Белые ночи. Байкал. |
11 | Базальт и пемза. Алмаз и графит. |
12 | Тепло из-под земли. Долина Гейзеров на Камчатке. |
13 | Самый мягкий трон. Ядовитый водопад. |
14 | Первый мультик. Лечение весельем. |
15 | Гиппопотам-водяная лошадь. Охота с гепардами. |
16 | Два времени года. Тундра. Два времени года. Сезон дождей. |
17 | Бетон - искусственный камень? Приливы и рыбалка. |
18 | Одно время года. Антарктида. Почему коньки? |
19 | Австралийцы-люди вверх ногами. Поезда без моторов. |
20 | Пальма и елка. Почему еловые ветки лапами называются? |
21 | Торнадо. Ветер. |
22 | Солнечная энергия. Зачем змеи и греются на солнце? |
23 | Спящие вулканы. Почему растут сосульки? |
24 | Самые высокие горы на Земле. Зачем рога горным козлам? |
25 | Почему кактусы толстые? Маленькие строители. |
26 | Все цвета радуги. Как разгоняют облака? |
27 | Одно время года. Дождевые леса. Радужные нерадуги. |
28 | Почему береза цветет ранней весной? Подсолнух на картинах. |
29 | Акваланг. Осьмируки. Огонь. Вода и газ. |
30 | Зачем у кошки глаза светятся? Пазлы. |
31 | Футбол и регби. |
32 | Кайра. |
33 | Придумать самолет… |
34 | Язык змеи. |