ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 г. N 254 с изменениями и дополнениями);
- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
- В. В. Буслаков А. В. Пынеев Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое пособие, Москва, 2021.
- ООП ООО МАОУ «СОШ с. Соловьевка»; - учебный план МАОУ «СОШ с.Соловьевка» на 2023-2024 учебный год;
- «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин МАОУ «СОШ с. Соловьевка». Место предмета в учебном плане На изучение программы «Занимательная биология» в 6 классе в плане внеурочной деятельности МАОУ «СОШ с. Соловьевка» отводится 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Личностные результаты обучения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование личностных представлений о целостности природы,
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
-учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
-формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Результативность изучения программы «Занимательная биология» определяется на основе самостоятельного выполнения общеучебных универсальных учебных действий: реализация учебно-познавательных и учебно-практических задач, чтение учебного текста, устный ответ, определение понятий, освоение теоретического материала, подготовка домашнего задания, работа с различными источниками информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Интересный мир биологии (25ч)
По страницам Красной книги. Биологическая викторина. Легенды о цветах. Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире динозавров». Викторина «Час цветов». Виртуальная экскурсия в археологический музей. Экологический турнир «В содружестве с природой». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие».
Самые «печальные» страницы из жизни животных. Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные. Кое – что о внешнем виде животных. Великаны и лилипуты животного мира. Человек и биосфера.
Организм и среда обитания. Культурные растения. Комнатные растения. Лекарственные растения. Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов. Флора и фауна леса. Флора и фауна луга.
Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
Круглый стол « Экология моей местности»
Круглый стол «Я и биология».
Познаем себя (7 ч)
Определение норм рационального питания.
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Тематическое планирование
Название раздела, тема занятия | Количество часов |
1. Интересный мир биологии | 24 |
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии | 5 |
3. Познаем себя | 5 |
ВСЕГО | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Корректировка |
1 | | По страницам Красной книги. | 1 | 1 неделя | |
2 | | Биологическая викторина. | 1 | 2 неделя | |
3 | | Легенды о цветах. | 1 | 3 неделя | |
4 | | Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». | 1 | 4 неделя | |
5 | | Виртуальное путешествие «В мире динозавров» | 1 | 5 неделя | |
6 | | Викторина «Час цветов» | 1 | 6 неделя | |
7 | | Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис». | 1 | 7 неделя | |
8 | | Экологический турнир «В содружестве с природой». | 1 | 8 неделя | |
9 | | Викторина о птицах. | 1 | 9 неделя | |
10 | | Оформление коллажа «Братья наши меньшие» | 1 | 10 неделя | |
11 | | Самые «печальные» страницы из жизни животных | 1 | 11 неделя | |
12 | | Взаимоотношения животных. | 1 | 12 неделя | |
13 | | Способы защиты животных | 1 | 13 неделя | |
14 | | Самые быстрые, ловкие, сильные. | 1 | 14 неделя | |
15 | | Кое – что о внешнем виде животных. | 1 | 15 неделя | |
16 | | Великаны и лилипуты животного мира. | 1 | 16 неделя | |
17 | | Человек и биосфера | 1 | 17 неделя | |
18 | | Организм и среда обитания. | 1 | 18 неделя | |
19 | | Культурные растения | 1 | 19 неделя | |
20 | | Комнатные растения. | 1 | 20 неделя | |
21 | | Лекарственные растения | 1 | 21 неделя | |
22 | | Съедобные и ядовитые растения. | 1 | 22 неделя | |
23 | | Флора и фауна водоёмов | 1 | 23 неделя | |
24 | | Флора и фауна леса и луга. | 1 | 24 неделя | |
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (5 часов) |
25 | | Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов». | 1 | 25 неделя | |
26 | | Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике». | 1 | 26 неделя | |
27 | | Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов». | 1 | 27 неделя | |
28 | | Круглый стол «Экология моей местности». | 1 | 28 неделя | |
29 | | Круглый стол «Я и биология». | 1 | 29 неделя | |
3. Познаем себя (5 часов) |
30 | | Определение норм рационального питания. | 1 | 30 неделя | |
31 | | Определение темперамента. | 1 | 31 неделя | |
32 | | Оказание первой медицинской помощи | 1 | 32 неделя | |
33 | | Приготовление фитонапитков. | 1 | 33 неделя | |
34 | | Итоговое занятие «Мой биологический интерес» | 1 | 34 неделя | |