СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" в школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"»


Пояснительная записка.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает

детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки, только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Школьный возраст - это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр в коррекционной школе необходим для осуществления коррекции недостатков психического и физического развития средствами игровой деятельности. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кукольный театр помогает воспитывать у детей культуру общения, стремление к сотворчеству, интерес к искусству, способствует познанию действительности в художественных образах.

Целью эстетического воспитания учащихся коррекционной школы посредством кукольного театра является развитие творческого потенциала детей.

Как известно, кукольный театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы.

В процессе игры в кукольном спектакле осуществляется развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нём.

Однако в области коррекционного воспитания театральная деятельность детей

представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Театральная деятельность отвечает психологическим особенностям школьников с отклонениями в развитии, удовлетворяет основную потребность детей - потребность в игре и создаёт условия для правильного выражения и проявления их эмоциональной сферы.

Музыкальный компонент спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности кукольного театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка.

Приобщение школьников к театральному творчеству в условиях коррекционной школы осуществляется в рамках создания сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное удовольствие.


Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития школьника с ограниченными возможностями здоровья, уровня его знаний и умений и имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа составлена на основании следующих нормативных документов:

-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Учебного плана 3 класса по ФГОС, утвержденного на 2021-2022 учебный год – 1 час в неделю.


Основные этапы создания кукольного спектакля в коррекционной школе:

1 этап «Выбор произведения»

Кукольный спектакль - работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные сказки, умело направляя процесс поиска.

Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива с нарушением интеллекта, а также принцип развития от простого к сложному. На начальном этапе можно предложить такие сказки, сюжеты и тексты, которые хорошо знакомы детям. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою значимость.

Выбор сказки должен быть не случайным:

•во-первых, сюжет сказки должен быть очень прост;

•во-вторых, главные герои сказки должны быть знакомы ребятам с ранних лет.

2 этап «Формирование актерского состава»

После знакомства с художественным содержанием сказки настало время взять на

себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли.

З этап «Работа над музыкальным оформлением спектакля»

Художественное слово и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления детей и побуждают их к более яркому проявлению своих способностей в работе над образом того или иного героя.

4 этап « Какой он - сказочный герой?»

Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов -памяти, эмоциям,

речи. Поскольку личный опыт детей еще не велик, нужно корректировать и помогать, подсказывать наиболее яркие индивидуальные черты и особенности персонажа. Взаимодействие с партнерами и участие в спектакле становится все более увлекательным. Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно говорить его словами, дети с легкостью справляются с решением образа.

5 этап « Создание сценического пространства»

Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться за ширмой, определять основное место действия и его границы, знать стороны, определять середину и края. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам, с которыми надо взаимодействовать. Элементы декорации находят свое точное место на последней репетиции перед премьерой.

6 этап «Премьера»

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка, формируется чувство ответственности за общее дело.


Итак, работа над постановкой кукольного спектакля

-позволяет развить у детей с нарушением интеллекта интерес к театральной деятельности;

- способствует личностному росту детей, воспитанию трудолюбивой, творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;

-способствует развитию эмоциональной сферы.


Цель программы: развитие связной, выразительной речи; личностных качеств ребёнка, эмоционально-волевой сферы и социализация в обществе.


Задачи:

Образовательные:

-познакомить с историей кукольного театра;

-пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

-научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие:                                                                                

 -развивать индивидуальные творческие способности  детей;

-развивать воображение, пространственное мышление детей;

-способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

-развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

-воспитывать коммуникативные навыки.


Планируемые результаты реализации образовательной программы.

    Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:

1.Умение разработать и выполнить куклу и предметы бутафории  разной сложности с помощью педагога.

2. Владение приемами работы с куклой, с ширмой.

3.Умение оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.

4.Умение подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.

5. Умение ставить перед собой определенные цели и задачи.


    По итогам года проводятся  выставки работ и показ пьесы в школе

.

Способы отслеживания и контроля результатов.

  В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

    Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.

     Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.

     Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.

      Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

      Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия.

Формы и методы работы.

    Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

     Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

 

Форма проведения занятий может быть различной:

-учебное занятие;

-творческая мастерская;

-мастер-класс;

-посещение и участие в выставках, показах;

-посещение музеев, театров.

   

 

Учебно-методическое обеспечение:

- методические разработки;

- информационный материал;

- наглядные пособия;

- фотографии;

- видеоматериалы;

- образцы изделий;

- шаблоны;

- раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

-постановку целей и объяснение задач;

 - создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся;

-изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

-доступности -«от простого к сложному»;

-наглядности;

-индивидуального подхода к каждому ученику;

-организации взаимопомощи в выполнении работ;

-многократного повторения.

 

      В зависимости от способностей ученикаиспользуются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

      По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

       Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

        В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.



Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Кол-во часов

1.

Вводные занятия

3

2.

Работа над выразительными средствами речи

7

3.

Работа с куклой

11

4.

Работа над произведениями

12

Итого:


33




Используемая и рекомендуемая литература.

  • Газета: «Начальная школа», № 30. 1999г.;

  • Журнал: « Начальная школа» №7, 1999г.;

  • Караманенко Т.Н.  « Кукольный театр», Москва 2001г.

  • Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами»,Волгоград:Уитель, 2010г.

  • Сорокина Н.Ф.  «Играем в кукольный театр» , « Аркти», Москва 2001г.



























Календарно-тематическое планирование.

Кукольный театр (3 класс)

урока

Программный материал

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводная беседа.

1

08.09


2

История возникновения театра, знакомство с театральной лексикой.

1

15.09


3

История театра «Петрушек»  в России

1

22.09


4

Знакомство с темпом, тембром речи.

1

29.09


5

Работа над выразительностью речи

1

06.10


6

Работа над выразительностью речи

1

13.10


7

Дыхательные упражнения.

1

20.10


8

Классификация основных эмоций

1

27.10


9

Выразительные движения. Игра «Пойми меня»

1

10.11


10

«Кто такой Петрушка». Введения нового персонажа в импровизацию.

1

17.11


11

Как управлять куклой

1

24.11


12

Работа с куклой в импровизации

1

01.12


13

Работа с куклой в импровизации

1

08.12


14

Работа над произведением. Сказка «Колобок»

1

15.12


15

Работа над выразительностью настроения героев сказки.

1

22.12


16

Работа над выразительностью настроения героев сказки.

1

29.12


17

Импровизация сказки. Игры на внимание

1

12.01


18

 Роль декораций в импровизации. Изготовление декораций

1

19.01


19

 Роль декораций в импровизаций. Изготовление декораций

1

26.01


20

Работа над произведением. Обыгрывание

1

02.02


21

Работа над произведением. Обыгрывание

1

09.02


22

Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов

1

16.02


23

Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов

1

02.03


24

Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем

1

09.03


25

Отработка выразительности текста

1

16.03


26

Обыгрывание сюжета сочинённой сказки

1

23.03


27

Обыгрывание сюжета сочинённой сказки

1

06.04


28

Обыгрывание сюжета сочинённой сказки

1

13.04


29

Выражение различных настроений, черт характера

1

20.04


30

Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов

1

27.04


31

Индивидуальная работа. Отработка отдельных этюдов

1

04.05


32

Выбор сказки для итогового занятия. Чтение сказок

1

11.05

18.05


33

Итоговое занятие «Что мне понравилось…»

1

25.05



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»

г. Курчатова, Курской области



РАССМОТРЕНО

На МО классных руководителей и воспитателей

Протокол № ________

От «____»___________20___г.

Руководитель МО классных руководителей и воспитателей

_______________Н.С. Кролевецкая



УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»

г. Курчатова, Курской области

Приказ №_____________

от «___»__________20____г.

____________Н.С. Макухина

(Ф.И.О.)



СОГЛАСОВАНО

На методическом совете школы

Протокол №_________

От «____»___________20___г.

Руководитель методического совета

_________В.В. Маслова







Рабочая программа


по внеурочной деятельности кукольный театр

5 класс

На 2021-2022 учебный год





Программу разработала:

Учитель Кролевецкая Надежда Сергеевна





г. Курчатов

2021г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!