СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности Кукольный театр "Сказочная страна" (общекультурное направление)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности Кукольный театр "Сказочная страна" (общекультурное направление)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности Кукольный театр "Сказочная страна" (общекультурное направление)»





1.Пояснителная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кукольный театр» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»

  2. Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для детей с ОВЗ

  3. Примерной адаптированной основной образовательной программы НОО для слабовидящих детей вариант 4.2

  4. Программой воспитания и социализации ГБОУ СКОШИ № 62

  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Кукольный театр» является модифицированной, составлена на основе «Программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского с внесением корректив с учетом особенностей познавательной деятельности детей с нарушением зрения.

Программа адресована учащимся 5- 7 классов ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида.

Актуальность. У незрячих и слабовидящих детей наблюдаются нарушения психических процессов и нарушения двигательной сферы , связан­ные с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), изменением в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, ограничением в овладение социальным опытом. Поэтому, важно развить у школьников с ОВЗ способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживаний. Важнейшую роль в этом могут сыграть все виды художественной деятельности, расширяющие возможности коммуникации, повышающие самооценку, уверенность в своих возможностях. Особое место в развитии у детей этой категории речи, воображения и творческих способностей занимает кукольный театр.

Программа «Кукольный театр» является хорошим средством развития коммуникативной деятельности, актуальным для формирования и расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка с нарушением зрения, Кукольный театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства, расширение социального опыта ребёнка с нарушением зрения.

Задачи :

• реализация творческого потенциала учащихся с ОВЗ по зрению

• систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

• знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);

• развитие художественного и ассоциативного мышления школьников; познавательной сферы и произвольных психических процессов;

• обогащение эмоционально-образной сферы школьников; преодоление вербализма;

• совершенствование навыков пространственной ориентировки;

• формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения. Содержание и задачи программы предусматривает обучение и воспитание детей в средней школе и располагается по видам детской деятельности, при этом важным условием её реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей и возможностей, особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей и имеет коррекционную направленность.

Новизна программы внеурочной деятельности определена ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Отличительными особенностями программы являются:

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика) – реализация программы ФГОС

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество слабовидящего ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Особый акцент в программе сделан на использование специальных приёмов, методов наблюдения с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет осуществлять коррекционно-развивающую направленность воспитания, что явля­ется очевидным признаком соответст­вия современным требованиям к орга­низации образовательного процесса в коррекционной школе III-IV вида.

Планируемые результаты обучения

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.


2.Общая характеристика курса.



В процессе занятий учащиеся познакомятся с народной куклой и её видами, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа. При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

Программа предусматривает: театральную игру, ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры, основы работы с куклами, работу над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. 

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; видами кукол, культура зрителя). 

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить исполнять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; формировать навыки работы с перчаточной куклой, учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

3. Место курса в учебном плане

Сроки реализации: 1 учебный год, по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Место проведения:

Занятия проводятся в учебном классе, на сцене, в зависимости от вида деятельности.

Формы проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование – ИЗО-студия

  • изучение основ сценического мастерства

  • музыкальная студия

  • мастерская образа

  • творческая мастерская (мастерская костюма, декораций)

  • инсценирование прочитанного произведения

  • театральная студия (постановка спектакля)

  • посещение спектакля

  • работа в малых группах

  • актёрский тренинг

  • экскурсия

  • выступление

4.Содержание курса



Основные блоки

1

Вводное занятие



2

Основы актёрского мастерства


3

Выбор для спектакля пьесы.

4

Изготовление кукол и бутафории.

5

Работа над выбранной для спектакля пьесой.

6

Показ пьесы.

7

Посещение театральных спектаклей



Вводное занятие. Изучение основ сценического мастерства.

Основы актёрского мастерства: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Упражнения и игры на внимание, воображения. Развитие речевого дыхания и артикуляции.

Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям.

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда. Работа в малых группах.

Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи. Обработка чтения каждой роли, репетиция. Развитие дикции на основе скороговорок. Обучение работе над ширмой. Развитие дикции на основе скороговорок

Показ пьесы. Демонстрация спектакля для учащихся школы.

Посещение театральных спектаклей. Просмотр спектаклей в театрах города. Обсуждение после просмотра спектакля. Иллюстрирование увиденного.

К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

  • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;

о способах кукловождения кукол разных систем;

о сценической речи;

о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  • импровизировать;

работать в группе, в коллективе.

выступать перед публикой, зрителями.


 


 


 


 


 

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.


 

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.



5.Тематическое планирование и основное содержание занятий

Дата

Тема

1


Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся.

2-3


Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

4


Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы «Приключения звездочки.» Беседа о прочитанном. Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения

5-6









Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции


7-9


Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание

10-13


Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

14-17


Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок

18-23


Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

24-27


Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

28


Посещение театрального профессионального спектакля

29-30


Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

31


Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

32


Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

33


Показ пьесы детям.

34


Итоговое занятие





  1. Техническое оснащение занятий

Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Занятия кукольного кружка проводятся в классе или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение: - куклы; - театральная ширма; - декорации к спектаклям. Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.



  1. Используемая литература



1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2009.

2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 2000.

3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в

интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 2008.

5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2009.

7. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М.,

2002.

9. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.,

2009.

10.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

11.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.

12.Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 2009.

13.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2007.

14.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –

Ярославль, 2008.

15.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль,

2006.

16.Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

17.Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.



Приложение 1





Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи

Нашей Юле купили юлу,

Юля играла с юлой на полу.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

Наш Полкан попал в капкан.

Бобры для бобрят добры.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Около кола колокола.

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон:

Как в капюшоне он смешон!

Маленькая болтунья

Молоко болтала, болтала,

Да не выболтала.

Горихвостка, горихвосточка,

Выгорихвостилагорихвостят.

Хитрую сорокуПоймать морока.

А сорок сорок —Сорок морок.

У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас.

Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Фофанова фуфайка Фефеле впору.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Злое зелье не уйдёт в землю.

На дворе — трава,На траве — дрова.

Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась бабуся о гуся.

Не будет подарка у внучки Маруси —

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У бела быка губа была тупа.

Не буду Будду я будить,

А буду будоражить Будду.

Поезд мчится, скрежеща: «Же-ча-ща, же-ча-ща!»

В шалаше шуршит шелками

Жёлтый дервиш из Алжира

И, жонглируя ножами,

Штуку кушает инжира.

От топота копытПыль по полю летит.

Звенит земля от золотого зноя.

У нас на дворе погода размокропогодилась.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Идёт косой козёл с косой.

Около омута охала Ольга: «Ох-ох-ох!»

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:«Ха-ха-ха-ха-ха!»

Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

У попа поп, и поп попа похваливает.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Приложение 2





СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена — передняя часть сцены.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с вертепом и шопкой.

В её репертуар наряду с историей, рассказывающей о рождении Христа, входили народные пьесы

(«Царь Максимилиан») и короткие интермедии («Вольский — кузнец польский», «Корчмарь

Берек» и др.).

Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она

бывает горизонтальной (для марионеток-животных) и вертикальной.

Вертеп (старославян. и древнерусс. — пещера) — переносный театр кукол, в котором

разыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа.

Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем

— светские (бытовые, комедийные, порой — социальные). Вертепные куклы передвигаются по

прорезям в полу сцены.

Гапит— трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей

механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту

ниток, управляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецкого народного драматического театра и театра

кукол. Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому

национальному героюКасперле, который унаследовал некоторые черты его характера.

Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты

сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни ткачей города. Все возрастающая

популярность Гиньоля в народных кругах вытеснила старого Полишинеля. До сих пор

французские кукольные представления носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе

сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст

произносит находящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. — украшение) — художественное оформление действия на ширме или

театральной сцены.

Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в

случае необходимости при решении особых сценических задач,

Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства,. ограниченная в театре

кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими

шутками и неприязнью к «власть имущим».

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные

башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера-кукольника не

позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные

полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Матей Копецкии (1762-1847 гг.) — чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и

его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес. На могиле Матея Копецкого

поставлен памятник из белого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам

знаменитый Кашпарек хранится в Национальном музее Праги.

Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства

сцены и ваги.

Мизансцена — определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в

отдельные моменты спектакля.

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера

находятся непосредственно в голове куклы и управляют еертом, глазами и носом.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — знаменитый кукольный актер и режиссер,

создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его спектакли стали

хрестоматийными: «Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки «По щучьему велению», «Волшебная

лампа Аладина» и др. А спектакли Б.Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает

ГЦТК...» и «Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой.

Олеарий — немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший «Подробное описание

путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...» (1647 г.). С именем Олеария

связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси, а в самой книге

есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом.

Падуга — горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску

ткани, подвешенную на штанге или тросе.

Пантомима — выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч — популярный герой английского театра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу

неизменно сопутствует жена Джуди. Их представления — образец английского юмора и злой

социальной сатиры — пользовались в Англии огромным успехом и сохранились до сих пор.

Папье-маше — наиболее распространенный способ изготовления кукольных голов,

представляющий собой оклеивание бумагой по глиняному слепку снаружи или гипсовой форме

изнутри.

Парик — накладные волосы.

Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.

Патронка — картонная трубочка, которая вклеивается в шею и руки перчаточной куклы. Она

позволяет «подогнать» руку и голову персонажа к размерам пальцев актера.

Передник ширмы (или фартук) — матерчатая занавеска, закрывающая конструкцию ширмы со

стороны зрителя. В отличие от обтяжки, которая прикрепляется к рамке ширмы наглухо,

передник просто подвешивается. Применяется при различных устройствах разборных ширм.

Перчаточная кукла — кукла, которая имеет вид трехпалой перчатки для управления головой и

реками куклы.

Петрушка — любимый герой скоморохов, удалой смельчак и задира, в любой ситуации

сохранявший чувствоюмора и оптимизм. Как внешний вид куклы (длинный нос, колпачок с

кисточкой), так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на

протяжении столетий. В кукольных представления:: вместе с Петрушкой принимали участие

различные персонажи: цыган, лекарь, квартальный, капрал и др. Любопытно, что некоторые

эпизоды в представлениях Петрушки перекликаются с кукольными представлениями других

стран.

Пищик — специальное приспособление, которымипользовались актеры-петрушечники.

Полишинель — герой французского театра кукол середины XVIII века, пришедший из Италии. По

своему характеру Полишинель весельчак и немного циник.

Пониженный план — окно или прорезь на основной ширме, находящиеся ниже основной грядки.

Используется для показа контрастных сцен с «живым» актером или сюрпризных моментов.

Портал (портальная арка) — плоскость, ограничивающая в виде рамки «зеркало» сцены с боков и

сверху.

Пульчинелла — популярный комический герой неаполитанской комедии «дель арте». Наиболее

приметная черта — черная маска.

Реквизит — подлинные и бутафорские вещи и предметы, используемые по ходу действия

спектакля.

Ремарка — пояснение автора на страницах пьесы, которое определяет место и обстановку действия,

указывает на поведение и настроение персонажа в тех или иных обстоятельствах спектакля.

Репетиция — повторение, предваряющее показ спектакля.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определённый






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!