Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы по программе «Художественное творчество» авт. Проснякова Т.Н. учебного плана, годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 4» г. Симферополя на 2021-20 22 учебный год . Рабочая программа рассчитана на 33 часов, 1 раза в неделю (33 учебные недели).
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Вводное занятие (1 ч). Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Красота вокруг нас. (5 ч)
Как изобразить настроение? (4 ч).
Увидим прекрасное. (10ч). Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изображения объёмных форм.
Сказка и узор (8 ч). Теория – первоначальные сведения о узоре.. Работа в группах.
«Здравствуй весна!» (2 ч)Технология изготовления поделок, коллективная работа
Красота наступающего лета (2 ч) Технология изготовления поделок.
Итоговое занятие (1 ч)
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера.
Обучающиеся получат возможность научиться:
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.
Формы и виды контроля.
выставки, презентации
коллективные проекты
работа в парах, малых группах
индивидуальные работы
коллективные игры и праздники
К концу обучения учащиеся узнают:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
К концу обучения учащиеся научатся:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работывыполнять работу самостоятельно без напоминаний;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
Материалы:
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Тематическое планирование
№ | Наименование темы, раздела | Количество часов |
| Вводное занятие | 1 |
| Красота вокруг нас | 5 ч |
| Как изобразить настроение? | 4 ч |
| Увидим прекрасное. | 10 ч |
| Сказка и узор | 8 ч |
| «Здравствуй весна!» | 2 |
| Красота наступающего лета | 2 |
| Итоговое занятие | 1 |
| Всего | 33 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия |
план | факт |
Вводное занятие (2ч) |
1. | 04.09 | | Вводное занятие |
2. | 11.09 | | Нам поможет мастер которого зовут “Изображение”. Рисование листьев различной формы |
3. | 18.09 | | В мире красок. Подготовка к конкурсу-фестивалю “Крым в сердце моем” |
4. | 25.09 | | Как изобразить настроение? Рисуем весёлого и грустного мальчика(девочку). |
5. | 2.10 | | Безопасность дорожного движения “Дорога глазами детей”» |
6. | 09.10 | | Симметричное вырезание. Вырезание осенних листьев. |
7. | 19.10 | | Придумай узор. Рисование сказочного цветка. |
8. | 23.10 | | Увидим прекрасное. Урок – экскурсия |
9 | 6.11 | | Узор и бабочка. Рисуем свою бабочку. (Каждый ученик сам придумывает свой узор на крыльях бабочки.) |
10 | 13.11 | | Надрезание бахромой. Выполнение аппликации цветочка с гусеницей |
11 | 20.11 | | Красивые рыбки. Рисум различных рыбок |
12 | 27.11 | | Воздушный змей и Ромбик. Изготовление звёздочки из деталей “Ромбик” и “Воздушный змей” |
13 | 04.12 | | Сказка и узор. Рисование сказочного героя. |
14 | 11.12 | | Сказочная рыбка. Складывание из кругов рыбки. |
15 | 18.12 | | Новогодняя ёлочка. Выполнение аппликации новогодней ёлочки |
16 | 25.12 | | Новогодняя игрушка. Склеивание новогодней игрушки |
17 | 16.01 | | Подбери себе или другим украшение. Рисование для себя или для родных и друзей какого – либо украшения. |
18 | 23.01 | | Какие бывают постройки. Рисование сказочного дома |
19 | 30.01 | | Морская звезда. Выполняем мозаику морской звезды |
20 | 06.02 | | Праздничный букет. Выполнение аппликации из кругов |
21 | 13.02 | | «Первоцветы!» Рисование весеннего пейзажа. |
22. | 27.02 | | Ветка черёмухи. Рисование цветущей ветки черёмухи |
23 | 06.03 | | Божьи коровки на ромашке. Разноцветные жуки и божья коровка. Рисуем майского жука или божью коровку. |
24 | 13.03 | | Цветик – семицветик. Цветик – семицветик. |
25 | 20.03 | | Насекомые в природе. Лепим насекомых, которых видели в природе |
26 | 03.04 | | Красота наступающего лета. Рисуем летний пейзаж (или сюжет рисунка учащиеся может выбрать по желанию) |
27 | 10.04 | | В порту. Преобразование домиков в кораблики. |
28 | 17.04 | | Украсим вазу для цветов. Рисуем вазу, украшаем её растительным узором. |
29 | 24.04 | | Дерево из моей ладошки. Обводим ладошку и получаем дерево, рисуем листву этому дереву. Отдельно можно вырезать листочки и наклеить сверху на рисунок. |
30 | 15.05 | | Дерево- дом, старый дуб |
31 | 22.05 | | Орнамент в полосе Дарим попону маленькому пони. Аппликация. Учащимся предлагается из известных геометрических фигур разного размера выполнить узор вышивки для маленького пони, которые собираются в одно панно (геометрический орнамент) |
32 | | | Выставка детских работ. Организовываем, обсуждаем, выбираем лучшие работы. |
33 | | | Итоговое занятие |
1