СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать" общеинтеллектуального направления для 1 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать" общеинтеллектуального направления для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать" общеинтеллектуального направления для 1 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева



«Согласована»

Зам. директора по УВР:

__________________Шеина Н.Н.

« »____________2022г.


«Утверждена»

Директор школы:

____________ Попова Л.В.

приказом №_______________

от « »____________2022г.




«Согласована»

Зам. директора по ВР

________________Водяхина Н.Г.

« »____________2022г.




ПРОГРАММА КУРСА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Название программы: Хочу все знать


Направление программы: общеинтеллектуальное



Класс: 1 «б»

Учитель внеурочной деятельности: Кожемяко Н.С.


Количество часов: 1 час в неделю, 33 часа в год в 1 классе






Дата составления: август 2022 года



Пояснительная записка.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;

основной образовательной программы


1.2.Актуальность и перспективность курса:


Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.

Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Практическая значимость программы для обучающихся:

Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.


1.3. Цели и задачи реализации программы:


Цель программы: Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  1. Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.

  2. Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».

  3. Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.

  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.


2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа обучения рассчитана на учащихся 1 Б класса. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год - 33 часа. Занятия проводятся в 1 Б классе 1 раз в неделю. Программа рассчитана для детей 6-7 лет. В учебном плане МБОУ ОСОШ № 6 отводится: в 1 классе 33 часа в год. По моей рабочей программе на изучение курса отводится 34 часа. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.


2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса

Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметные результаты  изучения курса   в 1-м классе 

Учащиеся научатся:

  • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.

  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.

  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.

  • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.

  • Повышение интеллектуального уровня уяащихся,

  • Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.

Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных;.

- Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы:

  • - учет современных требований;

  • - учет возрастных особенностей;

  • - доступность;

  • - последовательность;

  • - системность;

  • - эффективность;

  • - личностно-ориентированный подход.

  • - управляемость образовательным процессом;

  • - сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Ожидаемые результаты:

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.

Формы контроля, подведения итогов реализации программы.

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;

  • Оформленных исследовательских работ;

  • Стихотворений;

  • Книг-раскладушек и т.д.

  • Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы




Содержание программы «Хочу всё знать»

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П. Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».

Отличительные особенности программы:

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Формы и режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Форма организации учебных занятий – групповая.


Тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Виды деятельности

Дата проведения

План


Факт


1

Знатоки окружающего мира (9 часов).

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

07.09-26.10


2

Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов).

овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Слушать и понимать речь других.

09.11-15.03


3

Знатоки математики (9 часов).

Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;

Слушать и понимать речь других.


29.03-24.05


Итого 34 часа



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

Знатоки окружающего мира (9 часов).

1.

Удивительные млекопитающие.

07.09.22


2.

Забавные пернатые друзья.

14.09.22


3.

Бабочки и мотыльки.

21.09.22


4.

Тайны растений.

28.09.22


5.

В царстве грибов.

05.10.22


6.

Загадки под водой.

12.10.22


7.

Самые известные заповедники России.

19.10.22


8.

Решение олимпиадных заданий.

26.10.22


9.

КВН «Знатоки природы»



Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов).

10

Пословица недаром молвится.

09.11.22


11

Литературные герои в ребусах.

16.11.22


12

Крылатые слова и выражения.

23.11.22


13

Решение олимпиадных заданий.

30.11.22


14

Фразеологизмы.

07.12.22


15

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

14.12.22


16

Литературные викторины.

21.12.22


17

Сказка ложь, да в ней намек…

28.12.22


18

Поучимся разгадывать шарады.

11.01.23


19

Волшебница анаграмма.

18.01.23


20

Кроссворды- тесты.

25.01.23


21

Загадка, загадка, открой свою тайну.

01.02.23


22

Текст.

08.02.23


23

Тема и основная мысль текста.

22.02.23


24

Заголовок текста.

01.03.23


25

Составление текста на заданную тему.

15.03.23


Знатоки математики (9 часов).

26

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

29.03.23


27

Нестандартные задачи.

05.04.23


28

Решение олимпиадных заданий.

12.04.23


29

Графические диктанты.

19.04.23


30

Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур.

26.04.23


31

Спичечный турнир

03.05.23


32

Диаграммы.

10.05.23


33

Группировка предметов. Поиск закономерностей.

17.05.23


34

Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Подведение итогов.

24.05.23


Итого 34 часа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!