СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Доноведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Программа разработана на основе авторской программы   Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Доноведение»»



Ростовская область, Весёловский район, х.Позднеевка, ул. Центральная, 31

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Позднеевская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»

Директор МБОУ Позднеевская СОШ

Приказ от____________ №______

_______________ Е.А.Порядная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Доноведение»







Направление: духовно - нравственное

Уровень образования: начальное общее образование,2 класс


Количество часов:34 часа

Учитель: Балковая Алена Ростиславовна









Программа разработана на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..











2021-2022 уч.год







Пояснительная записка.

         Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» разработана в соответствии с:

- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012;

- приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);

-приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


- письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

-Уставом МБОУ Позднеевской СОШ

-План внеурочной деятельности НОО (или ООО) МБОУ Позднеевской СОШ

- а так же основе авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..

Основной целью курса «Доноведение (природа и история родного края)» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи изучения родного края:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

3. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

4. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

5.. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.



Общая характеристика курса

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

  • При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

  • В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.



  • Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.






Место внеурочных занятий.

Курс «Доноведение (природа и история родного края)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Курс рассчитан на 135 часов и реализуется в количестве 1 часа в неделю . На 1-ом году обучения – 33 часа, на 2- 4 ых – по 34 часа.














Ценностные ориентиры содержания курса

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу рассматривать как ряд этапов. Программа обучения в 4 классе построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.


Планируемые результаты.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

у обучающегося будут сформированы:

обучающийся научиться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познава-тельные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина Ростовской области и России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и  о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­сим-волические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

  • строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуаль-ной поддержкой),

  • владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия.


  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

  • использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

  • использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.

обучающийся получит возможность для формирования

обучающийся получит возможность научиться:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходи-мости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирую-щий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.




Содержание курса.

1 КЛАСС (33ч)

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (26ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 4ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии[1]

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):

«Родной  город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»











































2 КЛАСС

Я и окружающий мир

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.



Природа Донского края

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).



Человек и природа

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.



Жизнь на Дону

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Резервные уроки

Экскурсии2

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.


3класс

Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.



Природа Донского края (12ч)

Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).



Человек и природа (4ч)

Профессия – метеоролог.

Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).



Жизнь на Дону (13ч)

Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии3

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.



4 КЛАСС (34ч)



Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.



Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.



Яркие страницы истории земли Донской (20ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.



Жизнь на Дону (3ч)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.



Экскурсии

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:



«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».







Учебно-тематический план 1класс



Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся


Введение (1ч)


1

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;



Я и окружающий мир


2

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и  о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;



Природа Донского края


26

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



Человек и природа


4

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и  о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


Итого

33





Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение»

1 – ый год обучения


занятия


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятий.

Дата

1

Вводный урок. Мы теперь не просто дети

1

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение».  Раскрашивание картинки (с.3)

03.09

2

Родной край.

1

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

10.09

3

Времена года.

1

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).

Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето

17.09

4

Осень. Осенние месяцы.

1

Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах.  Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7)

Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

24.09

5

Экскурсия.

1

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала.

01.10

6

Осенние изменения в природе.

1

Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об  осенних изменениях в природе.

08.10

7

Растения осенью.

1

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

15.10

8

Листья жёлтые летят..

1

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

22.10

9

Занятия людей осенью

1

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

05.11

10

Что растёт на огороде и в саду?

1

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о  съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Ответы на задания: 

13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска.

14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон.

15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.

12.11

11

Что растёт в поле?

1

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.)

19.11

12

Жизнь животных осенью.

1

 Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) 

Ответы на задания: 

18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля.

19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.

26.11

13

Осень в моём краю.

1

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке.

03.12

14

Экскурсия.

1

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.

10.12

15

Зимняя сказка.

1

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

17.12

16

Зимние изменения в природе.

1

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

24.12

17

Жизнь животных зимой.

1

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины.

27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.

14.01

18

Живой уголок.

1

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

 Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.

21.01

19

Занятия людей зимой.

1

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

28.01

20

Весна. Весенние месяцы.

1

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

04.02

21

Экскурсия.

1

Беседа об изменениях в природе края.

 Декламированье стихотворений о весне.

11.02

22

Весенние изменения в природе.

1

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

25.02

23

Растения весной.

1

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

03.03

24

Жизнь животных весной.

1

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

10.03

25

Занятия людей весной.

1

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

17.03

26

Экскурсия.

1

Беседа о летних изменениях в природе края. Декларирование стихотворений о лете.

31.03

27

Летние изменения в природе.

1

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

7.04

28

Что растёт на лугу?

1

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

14.04

29

Экскурсия на водоём

1

Беседа водоёмах края. Рисование.

21.04

30

Что растёт у водоёма?

1

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

28.04

31

Жизнь животных летом

1

Обобщающее занятие

05.05

32

Занятия людей летом

1

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

12.05

33

Обобщающее занятие

1

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.

19.05






















Учебно –тематический план 2 класс



п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Перечень универсальных учебных действий обучающихся

Использование электронных образовательных ресурсов

Я и окружающий мир.

5

Личностные УУД:

  • анализировать влияние современного человека на природу;

  • приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях;

  • оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;

  • моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

Регулятивные УУД:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно);

  • оценивать собственные знания и умения;

  • доводить дело до конца.

Познавательные УУД:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений;

использовать географическую карту Ростовской области как источник информации

Коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края, готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/11/08/urok-donovedeniya-na-temu-doroga-ot-doma-do-shkoly

https://easyen.ru/load/kraevedene/rostovsko_oblast/prezentacija_donskoj_kraj_nasha_malaja_rodina/455-1-0-5518

Природа Донского края.


14

https://infourok.ru/prezentaciya-po-donovedeniyu-na-temu-priroda-donskogo-kraya-klass-2308159.html

Человек и природа.






















6

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/387833-prezentacija-k-zanjatijam-po-vneurochnoj-deja



https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/prezentaciya-k-uroku-quot-kraski-tihogo-dona-quot-2-klass-981960

Жизнь на Дону.
















9

https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/prezentatsiya-pookruzhayushchemu-miru-na-temuchto-ty


https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-zanjatie-zimoi-lyudei-na-donu.html


https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-teme-zhivotnyy-mir-rostovskoy-oblasti.html


https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2020/03/31/prezentatsiya-chem-bogaty-nashi-nedra



Итого

34 часа








Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение» (2 класс)


№п\п

Дата

Тема

Содержание занятий.


Форма проведения



1.

06.09

С чего начинается Родина…


Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

Проект



2.

13.09

Школа – светлая гавань детства




3.

20.09

С днём рождения, родной хутор


Познакомить с историей появления родного хутора, его достопримечательностями


Составление альбома о родном хуторе. Выставка рисунков, фотографий. Празд-ничное представле-ние.

Экскурсия



4.

27.09

Дорога от дома до школы


Познакомить с пра-вилами безопасного поведения на улице:

- правила перехода через проезжую часть;

-сигналы светофора;

-правила посадки и высадки из общест-венного транспорта;

-дорожные знаки: «Дети», «Пешеход-ный переход»

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Экскурсия



5.




04.10




Природа



Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предме-тов живой и неживой природы.

Экскурсия



6.

11.10



Село и природа

Систематизировать знания детей о при-роде родного хутора

Исследовательская деятельность по про-блемам: «Флора род-ного хутора)», «Фау-на родного хутора»

Исследование



7.

8.

18.10

25.10


Что за дерево такое?

Познакомить с ви-дами деревьев, кус-тарников и трав родного края (3-4 вида) Показать вли-яние растительного мира на жизнедея-тельность человека (на примере расте-ний родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

Сбор трав и изготов-ление гербария, ком-позиционное панно из растений.

Исследовательская деятельность по про-блемам «Дерево мо-его края», «Кустар-ник моего края»

Экскурсия


Игра



9.



8.11


Кустарники




10.

11.

15.11


22.11


Травушка -муравушка




12.

29.11

Растения и мы.

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница». Изготов-ление справочника лекарственных трав.

Игра



13.

06.12

Краски Тихого Дона.

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Чтение стихов о род-ном крае, рисование пейзажей родного края.

Конкурс



14.

13.12

Мои имя, фа-милия, от-чество…

Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Проекты «Моё гене-алогическое древо», «Откуда моя фамил-ия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Проект



15.

16.

20.12

27.12


Что ты знаешь о роде своём…




17.

18.

19.

10.01

17.01

24.01


Обряды на Дону.Зим-ние обряды


Дать общее представление о зимних обрядах на Дону

Изготовление ново-годних игрушек; маски для колядова-ния, куклы –Масле-нички.

Праздничное мероприятие



20.

31.01

Животный мир Ростовской области

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за жи-вотными в природе, дома. Посещение краеведческого музея

Экскурсия



21.

07.02

Домашняя мохнатая азбука

Расширить пред-ставления о домаш-них животных род-ного края (3-4 пред-ставителя каждого вида). Показать не-обходимость береж-ного отношения к домашним питом-цам, их охраны и защиты.

Изготовление кол-лективного альбома «Домашние питом-цы». Исследователь-ская деятельность по проблеме «Это жи-вотное - …»

Проект



22.

14.02

Мой

домашний милый друг

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдение за жи-вотными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

Проект



23.

21.02

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книж-ки-малышки «Мой любимый друг»

Исследование



24.

28.02

Родные просторы

Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изу-чение форм поверх-ности родного края.

Игра «Помоги куз-нечику добраться до дома»

Экскурсия



25.

7.03

Чем богаты наши

недра?

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюст-раций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

Исследование



26.

14.03

Что такое почва?

Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить вза-имосвязь с растени-ями и животными сообществ.

Исследование соста-ва почвы.

Экскурсия



27.

28.03

Почва нам и стол и дом




28.

04.04

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изуче-ние взаимосвязей растений и животных в природном сооб-ществе родного края.

Экскурсия



29.

11.04

Человек – хозяин природы?

Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изуче-ние экологических проблем природного сообщества.

Исследование



30.

18.04

Спасём и сохраним! (


Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Ролевое театрализо-ванное представле-ние.

Праздничное мероприятие



31.

25.04

День освобождения!


Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

Экскурсия



32.

16.05

Вместе дружная семья


Сплочение людей разных националь-ностей, населяющих донской край.

Песни, танцы наро-дов, населяющих родной край, их на-циональные тради-ции и блюда.

Праздничное мероприятие



33.


23.05


Обобщающее занятие

Повторение . «Перелистываем страницы» - рассказы детей о природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.




34

30.05

Международный день защиты детей

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/10/31/den-zashchity-detey


Праздничное мероприятие




Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Необходимое обеспечение в соответствии с программой


Книгопечатная продукция

1.

Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2019.

2

Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

3

Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

4

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015.

5

Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2019.

6

Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.


Печатные пособия (таблицы)


Растительный и Животный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан)


Почвы


Дидактическое обеспечение


Карта Ростовской области


Гербарий растений (степи, луга, поля)


Коллекция полезных ископаемых Ростовской области


Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации)

«Согласовано»

Протокол заседания методического совета

МБОУ Позднеевская СОШ

От _____________ 20____ г. №______

________________ / ________________/


«Согласовано»

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ Позднеевская СОШ ________________/ ________/

«___» _____________ 20_____г.










Учебно-тематический план 4 класс



Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

1

Я и окружающий мир


3

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

2

Человек и природа


8

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и  о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


3

Яркие страницы истории земли Донской


20

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


4

Жизнь на Дону


3

  • использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,


Итого

34


4. Календарно-тематическое планирование курса 4 класса

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятий.

Методы оценки достижений учащихся

Дата

1

Донской край – мой край!

1


  • работа с картой Ростовской области, с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами, определение названий и границ;

  • составление плана исследовательской работы «Край, в котором я живу»


04.09

2

Что ты знаешь о роде своём?

1

  • изучение истории семьи одного из обучающихся (понимание того, что данная история является частью истории страны);

  • составление летописи своей семьи; соблюдение семейных традиций.

Защита проекта «Моя семья»


11.09

3

На казачьем Кругу

1

  • экскурсия в краеведческий музей: знакомство с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.


18.09

4

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

  • изучение материалов по истории казачьих походов;

  • определение смыслового значения службы Отчизне, Родине, краю.


25.09

5

Ермак Могучий.


1

  • изучение материалов по истории казачьих походов под руководством Ермака;

  • составление теста


02.10

6

Степан Разин.



1

  • изучение исторических материалов о причинах казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»);

  • участие в проблемном диспуте «Причины казачьего восстания»

Доклады-сообщения учащихся

09.10

7

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2

  • изучение исторических материалов о значении реформ Петра I для казачества, значение для России взятия г.Азова;

  • составление летописи города Азова;

  • экскурсия в краеведческий музей города Азова

  • фотографирование, зарисовки

Доклады-сообщения учащихся

16.10

8

Роль Петра 1 в истории России и родного края.


  • изучение исторических материалов о значении реформ Петра I для казачества, значение для России взятия г.Азова;

  • составление летописи города Азова;

  • экскурсия в краеведческий музей города Азова

  • фотографирование, зарисовки

Доклады-сообщения учащихся

23.10

9

Таганрог – первый порт России

1

  • изучение исторических материалов о строительстве морского порта для России,

  • знакомство с историей города по картинам,

  • составление летописи города Таганрога,

  • экскурсия по городу Таганрогу,

  • фотографирование, зарисовки

Доклады-сообщения учащихся

13.11

10

Крепость Димитрия Ростовского

1

  • изучение исторических материалов о строительстве крепости для всей России,

  • знакомство с историей города Ростова-на-Дону,

  • составление летописи города Ростова-на-Дону,

  • экскурсия по городу Ростову-на-Дону,

  • фотографирование, зарисовки

Доклады-сообщения учащихся

20.11

11

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

  • изучение исторических материалов о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»,

  • знакомство с историей Пугачевского восстания

  • участие в проблемном диспуте «Причины казачьего восстания»

Доклады-сообщения учащихся.

27.11

12

Вместе с Суворовым

1

  • изучение исторических материалов о А.Суворове и его пребывании на донской земле,

  • написание очерка о делах А.Суворова

Конкурс на лучший очерк

04.12

13

Платов Матвей Иванович


1

  • изучение исторических материалов о М.И.Платове и его делах на донской земле,

  • экскурсия в музей станицы Старочеркасская,

  • составление летописи города Старочеркасская

Доклады-сообщения учащихся.

11.12

14

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

  • изучение исторических материалов о значении строительства новой столицы казачества

  • знакомство с историей города Новочеркасска

  • составление летописи города Новочеркасска,

  • экскурсия по городу Новочеркасска,

  • фотографирование, зарисовки

Доклады-сообщения учащихся.

18.12

15

Бакланов Яков Петрович

1

  • изучение исторических материалов о Я.П.Бакланове,

  • экскурсия в исторический музей г.Новочеркасска

Доклады-сообщения учащихся.

25.12

16

За землю и за волю

1

  • изучение исторических материалов о значении «гражданская война» и движением «красное казачество» и «белое казачество» для нашего края;

  • знакомство с героями Гражданской войны,

  • экскурсия в исторический музей,

  • участие в проблемном диспуте «Причины гражданской войны»,

  • составление летописи Вёшенской.

Доклады-сообщения учащихся.

15.01

17

Дон в годы строительства новой жизни

1

  • изучение исторических материалов о жизни людей Дона при строительстве социализма,

  • экскурсия в исторический музей,

  • встреча с бывшими пионерами (родственниками обучающихся),

  • подготовка сценария праздника ко Дню освобождения родного города от фашистов

Доклады-сообщения учащихся.

22.01

18

Дон в годы Великой Отечественной войны.


1

  • изучение исторических материалов о жизни людей Дона в годы Великой Отечественной войны, об истории освобождения родного города от фашистов,

  • экскурсия в исторический музей школы,

  • встреча с ветеранами Вов,

  • просмотр фильма «Освобождение Ростова»

Доклады-сообщения учащихся.

29.01

19

День освобождения родного города

1

  • участие в празднике,

  • чествование участников войны.

Праздничное мероприятие

05.02

20

День освобождения родного города

1

  • участие в празднике,

чествование участников войны.


12.02

21

Мирное время на Донской земле.


1

  • изучение материалов о промышленности нашего края и её отраслей;

  • исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области»,

  • подготовка сценария праздника «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Праздничное мероприятие

Презентации исследовательских работ

19.02

22

Волгодонск – город молодости

1

  • изучение материалов о строительства Цимлянского водохранилища и его значении для Ростовской области,

  • знакомство с историей города Волгодонска,

  • экскурсия по г.Волгодонску,

  • составление летописи города Волгодонска

Доклады-сообщения учащихся.

26.02

23

Дом, в котором мы живём

1

  • знакомство (закрепление) с понятиями: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии,

  • создание плана по наблюдению за экосистемой,

  • создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил


05.03

24

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

  • изучение и систематизирование материалов по основным причинам и последствиям загрязнения воды и воздуха,

  • составление планов рационального использования природных ресурсов и мер по охране их чистоты,

  • составление плана исследовательской работы ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края»,

  • коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».

Доклады-сообщения учащихся.

12.03

25

Экологические проблемы воды в родном крае.

1


26

Экологические проблемы почв родного края

1

  • повторение представлений о разновидности почв нашего края, определение основных способов охраны почв,

  • участие в диспуте «Проблемы переработки мусора и отходов в родном крае»,

  • работа с дополнительной литературой,

  • создание плана проекта «Что можно сделать из мусора»

Презентация проектов

19.03

27

Охрана полезных ископаемых родного края.


1

  • знакомство со способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств,

  • работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

  • создание плана социального проекта - памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

Презентация проектов

02.04

28

Экологическое равновесие в природе

1

  • изучение материалов по экологическим катастрофам Земли,

  • участие в проблемном диспуте «Как избежать экологические катастрофы в родном крае?»,

  • экскурсия в зоопарк или в ботанический сад


09.04

29

Охранять природу – значит охранять Родину

1

  • изучение материалов о Красной книге Ростовской области, о растениях и животных, которые в неё внесены;

  • создание плана по коллективному проекту «Красная книга Ростовской области»

Презентация проекта



16.04

30

Троица

1

  • изучение материалов о летних обрядах на Дону,

  • знакомство с играми, забавами, потехами, участие в играх,

  • изготовление Семика и Семичихи из соломы

Праздник-застолье или Купальская площадка: игры, забавы, потехи


23.04


31

Ивана Купала

1

30.04


32

Спасы

1

07.05

33

Я – гражданин Ростовской области



1

  • подготовка сценария праздника

Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру.

14.05

34

Я – гражданин Ростовской области




21.05

35

Праздничное мероприятие « Дон любимый»


Подготовка и проведение мероприятия.


28.05


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  • Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

  • К – полный комплект (на каждого ученика класса);

  • Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);

  • П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Необходимое обеспечение в соответствии с программой


Книгопечатная продукция

1.

Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.

2

Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

3

Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.

4

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015.

5

Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015.

6

Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.


Печатные пособия (таблицы)


Растительный и Животный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан)


Почвы


Дидактическое обеспечение


Карта Ростовской области


Гербарий растений (степи, луга, поля)


Коллекция полезных ископаемых Ростовской области


Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации)



«Согласовано»

Протокол заседания методического совета

МБОУ Позднеевская СОШ

От _____________ 20____ г. №______

________________ / ________________/


«Согласовано»

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ Позднеевская СОШ ________________/ ________/

«___» _____________ 20_____г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!