Ростовская область, Весёловский район, х.Позднеевка, ул. Центральная, 31 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Позднеевская средняя общеобразовательная школа «Утверждаю» Директор МБОУ Позднеевская СОШ Приказ от____________ №______ _______________ Е.А.Порядная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Доноведение» Направление: духовно - нравственное Уровень образования: начальное общее образование,2 класс Количество часов:34 часа Учитель: Балковая Алена Ростиславовна Программа разработана на основе авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год.. 2021-2022 уч.год |
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012;
- приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
-приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
-Уставом МБОУ Позднеевской СОШ
-План внеурочной деятельности НОО (или ООО) МБОУ Позднеевской СОШ
- а так же основе авторской программы Сухаревской Е.Ю. «Доноведение (природа и история родного края)», Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», изд. второе, дополненное. 2019 год..
Основной целью курса «Доноведение (природа и история родного края)» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения родного края:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
3. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
4. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
5.. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Общая характеристика курса
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Место внеурочных занятий.
Курс «Доноведение (природа и история родного края)» является одним из курсов внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Курс рассчитан на 135 часов и реализуется в количестве 1 часа в неделю . На 1-ом году обучения – 33 часа, на 2- 4 ых – по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу рассматривать как ряд этапов. Программа обучения в 4 классе построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Планируемые результаты.
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
у обучающегося будут сформированы: | обучающийся научиться: |
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознава-тельные и внешние мотивы; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина Ростовской области и России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаковосим-волические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуаль-ной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. | принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи. |
обучающийся получит возможность для формирования | обучающийся получит возможность научиться: |
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходи-мости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия. | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирую-щий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Содержание курса.
1 КЛАСС (33ч)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии[1]
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному городу (селу):
«Родной город (село)», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
2 КЛАСС
Я и окружающий мир
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Резервные уроки
Экскурсии2
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
3класс
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии3
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
4 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (20ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Учебно-тематический план 1класс
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
| Введение (1ч) | 1 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; |
| Я и окружающий мир | 2 | осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; |
| Природа Донского края | 26 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
| Человек и природа | 4 | осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; |
Итого | 33 | |
Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение»
1 – ый год обучения
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятий. | Дата |
1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) | 03.09 |
2 | Родной край. | 1 | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. | 10.09 |
3 | Времена года. | 1 | Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето | 17.09 |
4 | Осень. Осенние месяцы. | 1 | Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. | 24.09 |
5 | Экскурсия. | 1 | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. | 01.10 |
6 | Осенние изменения в природе. | 1 | Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. | 08.10 |
7 | Растения осенью. | 1 | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) | 15.10 |
8 | Листья жёлтые летят.. | 1 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. | 22.10 |
9 | Занятия людей осенью | 1 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. | 05.11 |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | 1 | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. | 12.11 |
11 | Что растёт в поле? | 1 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) | 19.11 |
12 | Жизнь животных осенью. | 1 | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. | 26.11 |
13 | Осень в моём краю. | 1 | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. | 03.12 |
14 | Экскурсия. | 1 | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. | 10.12 |
15 | Зимняя сказка. | 1 | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. | 17.12 |
16 | Зимние изменения в природе. | 1 | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. | 24.12 |
17 | Жизнь животных зимой. | 1 | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. | 14.01 |
18 | Живой уголок. | 1 | Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. | 21.01 |
19 | Занятия людей зимой. | 1 | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. | 28.01 |
20 | Весна. Весенние месяцы. | 1 | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 04.02 |
21 | Экскурсия. | 1 | Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне. | 11.02 |
22 | Весенние изменения в природе. | 1 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. | 25.02 |
23 | Растения весной. | 1 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. | 03.03 |
24 | Жизнь животных весной. | 1 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. | 10.03 |
25 | Занятия людей весной. | 1 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | 17.03 |
26 | Экскурсия. | 1 | Беседа о летних изменениях в природе края. Декларирование стихотворений о лете. | 31.03 |
27 | Летние изменения в природе. | 1 | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | 7.04 |
28 | Что растёт на лугу? | 1 | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. | 14.04 |
29 | Экскурсия на водоём | 1 | Беседа водоёмах края. Рисование. | 21.04 |
30 | Что растёт у водоёма? | 1 | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. | 28.04 |
31 | Жизнь животных летом | 1 | Обобщающее занятие | 05.05 |
32 | Занятия людей летом | 1 | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | 12.05 |
33 | Обобщающее занятие | 1 | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. | 19.05 |
Учебно –тематический план 2 класс
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Перечень универсальных учебных действий обучающихся | Использование электронных образовательных ресурсов |
| Я и окружающий мир. | 5 | Личностные УУД: анализировать влияние современного человека на природу; приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях; оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей; моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите. Регулятивные УУД: ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно); оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца. Познавательные УУД: использовать географическую карту Ростовской области как источник информации Коммуникативные УУД слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края, готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/11/08/urok-donovedeniya-na-temu-doroga-ot-doma-do-shkoly https://easyen.ru/load/kraevedene/rostovsko_oblast/prezentacija_donskoj_kraj_nasha_malaja_rodina/455-1-0-5518 |
| Природа Донского края. | 14 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-donovedeniyu-na-temu-priroda-donskogo-kraya-klass-2308159.html |
| Человек и природа. | 6 | https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/387833-prezentacija-k-zanjatijam-po-vneurochnoj-deja https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/prezentaciya-k-uroku-quot-kraski-tihogo-dona-quot-2-klass-981960 |
| Жизнь на Дону. | 9 | https://shareslide.ru/detskie-prezentatsii/prezentatsiya-pookruzhayushchemu-miru-na-temuchto-ty https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-zanjatie-zimoi-lyudei-na-donu.html https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-teme-zhivotnyy-mir-rostovskoy-oblasti.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2020/03/31/prezentatsiya-chem-bogaty-nashi-nedra |
Итого | 34 часа | | |
Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение» (2 класс)
№п\п | Дата | Тема | Содержание занятий. | Форма проведения | | |
1. | 06.09 | С чего начинается Родина… | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села, улицы, на которой стоит школа, историей школы. Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» | Проект | | |
2. | 13.09 | Школа – светлая гавань детства | | | |
3. | 20.09 | С днём рождения, родной хутор | Познакомить с историей появления родного хутора, его достопримечательностями Составление альбома о родном хуторе. Выставка рисунков, фотографий. Празд-ничное представле-ние. | Экскурсия | | |
4. | 27.09 | Дорога от дома до школы | Познакомить с пра-вилами безопасного поведения на улице: - правила перехода через проезжую часть; -сигналы светофора; -правила посадки и высадки из общест-венного транспорта; -дорожные знаки: «Дети», «Пешеход-ный переход» Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. | Экскурсия | | |
5. | 04.10 | Природа | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края Наблюдение предме-тов живой и неживой природы. | Экскурсия | | |
6. | 11.10 | Село и природа | Систематизировать знания детей о при-роде родного хутора Исследовательская деятельность по про-блемам: «Флора род-ного хутора)», «Фау-на родного хутора» | Исследование | | |
7. 8. | 18.10 25.10 | Что за дерево такое? | Познакомить с ви-дами деревьев, кус-тарников и трав родного края (3-4 вида) Показать вли-яние растительного мира на жизнедея-тельность человека (на примере расте-ний родного края) Игра «У кого детки с этой ветки?» Сбор трав и изготов-ление гербария, ком-позиционное панно из растений. Исследовательская деятельность по про-блемам «Дерево мо-его края», «Кустар-ник моего края» | Экскурсия Игра | | |
9. | 8.11 | Кустарники | | | |
10. 11. | 15.11 22.11 | Травушка -муравушка | | | |
12. | 29.11 | Растения и мы. | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Игра «Природная лечебница». Изготов-ление справочника лекарственных трав. | Игра | | |
13. | 06.12 | Краски Тихого Дона. | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. Чтение стихов о род-ном крае, рисование пейзажей родного края. | Конкурс | | |
14. | 13.12 | Мои имя, фа-милия, от-чество… | Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Проекты «Моё гене-алогическое древо», «Откуда моя фамил-ия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» | Проект | | |
15. 16. | 20.12 27.12 | Что ты знаешь о роде своём… | | | |
17. 18. 19. | 10.01 17.01 24.01 | Обряды на Дону.Зим-ние обряды | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону Изготовление ново-годних игрушек; маски для колядова-ния, куклы –Масле-нички. | Праздничное мероприятие | | |
20. | 31.01 | Животный мир Ростовской области | Расширить представления о животном мире родного края Наблюдение за жи-вотными в природе, дома. Посещение краеведческого музея | Экскурсия | | |
21. | 07.02 | Домашняя мохнатая азбука | Расширить пред-ставления о домаш-них животных род-ного края (3-4 пред-ставителя каждого вида). Показать не-обходимость береж-ного отношения к домашним питом-цам, их охраны и защиты. Изготовление кол-лективного альбома «Домашние питом-цы». Исследователь-ская деятельность по проблеме «Это жи-вотное - …» | Проект | | |
22. | 14.02 | Мой домашний милый друг | Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение за жи-вотными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. | Проект | | |
23. | 21.02 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | Закрепить правила безопасного обращения с животными. Изготовление книж-ки-малышки «Мой любимый друг» | Исследование | | |
24. | 28.02 | Родные просторы | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) Наблюдение и изу-чение форм поверх-ности родного края. Игра «Помоги куз-нечику добраться до дома» | Экскурсия | | |
25. | 7.03 | Чем богаты наши недра? | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. Рисование иллюст-раций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» | Исследование | | |
26. | 14.03 | Что такое почва? | Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить вза-имосвязь с растени-ями и животными сообществ. Исследование соста-ва почвы. | Экскурсия | | |
27. | 28.03 | Почва нам и стол и дом | | | |
28. | 04.04 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах Наблюдение и изуче-ние взаимосвязей растений и животных в природном сооб-ществе родного края. | Экскурсия | | |
29. | 11.04 | Человек – хозяин природы? | Показать влияние человека на природное сообщество. Наблюдение и изуче-ние экологических проблем природного сообщества. | Исследование | | |
30. | 18.04 | Спасём и сохраним! ( | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края Ролевое театрализо-ванное представле-ние. | Праздничное мероприятие | | |
31. | 25.04 | День освобождения! | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. | Экскурсия | | |
32. | 16.05 | Вместе дружная семья | Сплочение людей разных националь-ностей, населяющих донской край. Песни, танцы наро-дов, населяющих родной край, их на-циональные тради-ции и блюда. | Праздничное мероприятие | | |
33. | 23.05 | Обобщающее занятие | Повторение . «Перелистываем страницы» - рассказы детей о природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок. | | | |
34 | 30.05 | Международный день защиты детей | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/10/31/den-zashchity-detey | Праздничное мероприятие | | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
| Необходимое обеспечение в соответствии с программой |
| Книгопечатная продукция |
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2019. |
2 | Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. |
3 | Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. |
4 | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015. |
5 | Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2019. |
6 | Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. |
| Печатные пособия (таблицы) |
| Растительный и Животный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан) |
| Почвы |
| Дидактическое обеспечение |
| Карта Ростовской области |
| Гербарий растений (степи, луга, поля) |
| Коллекция полезных ископаемых Ростовской области |
| Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ Позднеевская СОШ От _____________ 20____ г. №______ ________________ / ________________/ | «Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Позднеевская СОШ ________________/ ________/ «___» _____________ 20_____г. |
Учебно-тематический план 4 класс
№ | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
1 | Я и окружающий мир | 3 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; |
2 | Человек и природа | 8 | осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире родного края и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; |
3 | Яркие страницы истории земли Донской | 20 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; |
4 | Жизнь на Дону | 3 | использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, |
Итого | 34 | |
4. Календарно-тематическое планирование курса 4 класса
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятий. | Методы оценки достижений учащихся | Дата |
1 | Донской край – мой край! | 1 | работа с картой Ростовской области, с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами, определение названий и границ; составление плана исследовательской работы «Край, в котором я живу» | | 04.09 |
2 | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | изучение истории семьи одного из обучающихся (понимание того, что данная история является частью истории страны); составление летописи своей семьи; соблюдение семейных традиций. | Защита проекта «Моя семья» | 11.09 |
3 | На казачьем Кругу | 1 | экскурсия в краеведческий музей: знакомство с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | | 18.09 |
4 | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | изучение материалов по истории казачьих походов; определение смыслового значения службы Отчизне, Родине, краю. | | 25.09 |
5 | Ермак Могучий. | 1 | | | 02.10 |
6 | Степан Разин. | 1 | изучение исторических материалов о причинах казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»); участие в проблемном диспуте «Причины казачьего восстания» | Доклады-сообщения учащихся | 09.10 |
7 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 2 | изучение исторических материалов о значении реформ Петра I для казачества, значение для России взятия г.Азова; составление летописи города Азова; экскурсия в краеведческий музей города Азова фотографирование, зарисовки | Доклады-сообщения учащихся | 16.10 |
8 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | | изучение исторических материалов о значении реформ Петра I для казачества, значение для России взятия г.Азова; составление летописи города Азова; экскурсия в краеведческий музей города Азова фотографирование, зарисовки | Доклады-сообщения учащихся | 23.10 |
9 | Таганрог – первый порт России | 1 | изучение исторических материалов о строительстве морского порта для России, знакомство с историей города по картинам, составление летописи города Таганрога, экскурсия по городу Таганрогу, фотографирование, зарисовки | Доклады-сообщения учащихся | 13.11 |
10 | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | изучение исторических материалов о строительстве крепости для всей России, знакомство с историей города Ростова-на-Дону, составление летописи города Ростова-на-Дону, экскурсия по городу Ростову-на-Дону, фотографирование, зарисовки | Доклады-сообщения учащихся | 20.11 |
11 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | изучение исторических материалов о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины», знакомство с историей Пугачевского восстания участие в проблемном диспуте «Причины казачьего восстания» | Доклады-сообщения учащихся. | 27.11 |
12 | Вместе с Суворовым | 1 | изучение исторических материалов о А.Суворове и его пребывании на донской земле, написание очерка о делах А.Суворова | Конкурс на лучший очерк | 04.12 |
13 | Платов Матвей Иванович | 1 | изучение исторических материалов о М.И.Платове и его делах на донской земле, экскурсия в музей станицы Старочеркасская, составление летописи города Старочеркасская | Доклады-сообщения учащихся. | 11.12 |
14 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | изучение исторических материалов о значении строительства новой столицы казачества знакомство с историей города Новочеркасска составление летописи города Новочеркасска, экскурсия по городу Новочеркасска, фотографирование, зарисовки | Доклады-сообщения учащихся. | 18.12 |
15 | Бакланов Яков Петрович | 1 | изучение исторических материалов о Я.П.Бакланове, экскурсия в исторический музей г.Новочеркасска | Доклады-сообщения учащихся. | 25.12 |
16 | За землю и за волю | 1 | изучение исторических материалов о значении «гражданская война» и движением «красное казачество» и «белое казачество» для нашего края; знакомство с героями Гражданской войны, экскурсия в исторический музей, участие в проблемном диспуте «Причины гражданской войны», составление летописи Вёшенской. | Доклады-сообщения учащихся. | 15.01 |
17 | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | изучение исторических материалов о жизни людей Дона при строительстве социализма, экскурсия в исторический музей, встреча с бывшими пионерами (родственниками обучающихся), подготовка сценария праздника ко Дню освобождения родного города от фашистов | Доклады-сообщения учащихся. | 22.01 |
18 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | изучение исторических материалов о жизни людей Дона в годы Великой Отечественной войны, об истории освобождения родного города от фашистов, экскурсия в исторический музей школы, встреча с ветеранами Вов, просмотр фильма «Освобождение Ростова» | Доклады-сообщения учащихся. | 29.01 |
19 | День освобождения родного города | 1 | | Праздничное мероприятие | 05.02 |
20 | День освобождения родного города | 1 | чествование участников войны. | | 12.02 |
21 | Мирное время на Донской земле. | 1 | изучение материалов о промышленности нашего края и её отраслей; исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области», подготовка сценария праздника «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Праздничное мероприятие Презентации исследовательских работ | 19.02 |
22 | Волгодонск – город молодости | 1 | изучение материалов о строительства Цимлянского водохранилища и его значении для Ростовской области, знакомство с историей города Волгодонска, экскурсия по г.Волгодонску, составление летописи города Волгодонска | Доклады-сообщения учащихся. | 26.02 |
23 | Дом, в котором мы живём | 1 | знакомство (закрепление) с понятиями: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии, создание плана по наблюдению за экосистемой, создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил | | 05.03 |
24 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | изучение и систематизирование материалов по основным причинам и последствиям загрязнения воды и воздуха, составление планов рационального использования природных ресурсов и мер по охране их чистоты, составление плана исследовательской работы ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». | Доклады-сообщения учащихся. | 12.03 |
25 | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | |
26 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | повторение представлений о разновидности почв нашего края, определение основных способов охраны почв, участие в диспуте «Проблемы переработки мусора и отходов в родном крае», работа с дополнительной литературой, создание плана проекта «Что можно сделать из мусора» | Презентация проектов | 19.03 |
27 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | знакомство со способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств, работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. создание плана социального проекта - памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» | Презентация проектов | 02.04 |
28 | Экологическое равновесие в природе | 1 | изучение материалов по экологическим катастрофам Земли, участие в проблемном диспуте «Как избежать экологические катастрофы в родном крае?», экскурсия в зоопарк или в ботанический сад | | 09.04 |
29 | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | изучение материалов о Красной книге Ростовской области, о растениях и животных, которые в неё внесены; создание плана по коллективному проекту «Красная книга Ростовской области» | Презентация проекта | 16.04 |
30 | Троица | 1 | изучение материалов о летних обрядах на Дону, знакомство с играми, забавами, потехами, участие в играх, изготовление Семика и Семичихи из соломы | Праздник-застолье или Купальская площадка: игры, забавы, потехи | 23.04 |
|
31 | Ивана Купала | 1 | 30.04 |
|
32 | Спасы | 1 | 07.05 |
33 | Я – гражданин Ростовской области | 1 | | Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру. | 14.05 |
34 | Я – гражданин Ростовской области | | | 21.05 |
35 | Праздничное мероприятие « Дон любимый» | | Подготовка и проведение мероприятия. | | 28.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу «Доноведение»
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
| Необходимое обеспечение в соответствии с программой |
| Книгопечатная продукция |
1. | Региональный учебно-методический комплекс «Доноведение»: программно-методическое обеспечение для учителей начальной школы общеобразовательных учреждений Ростовской области / сост. Е.Ю.Сухаревская. – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014. |
2 | Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. |
3 | Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009. |
4 | Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2015. |
5 | Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Природа и история родного края. Рабочая тетрадь (4класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015. |
6 | Школьный атлас и контурные карты Ростовской области для начальных классов – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014. |
| Печатные пособия (таблицы) |
| Растительный и Животный мир степей Евразии (молодило, очиток, полынь, тюльпан) |
| Почвы |
| Дидактическое обеспечение |
| Карта Ростовской области |
| Гербарий растений (степи, луга, поля) |
| Коллекция полезных ископаемых Ростовской области |
| Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации) |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ Позднеевская СОШ От _____________ 20____ г. №______ ________________ / ________________/ | «Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Позднеевская СОШ ________________/ ________/ «___» _____________ 20_____г. |