СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Доноведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 4-го класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Доноведение"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С.Пушкина»



«Утверждаю»

Директор МБОУ г. Шахты

« Гимназия имени А.С.Пушкина»


Приказ от«31» августа 2018г. № 201


______________ / Л.И. Демина /

ФИО









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по курсу «Доноведение»


Уровень общего образования (класс)

начальное общее, 4-А класс

Количество часов: 34 ч

Учитель Левина Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)







2018 – 2019 учебный год

2. Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Доноведение» для учащихся 4 класса разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы:канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных актов:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».

Письма:

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;

- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина».


Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

-Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2013.

-Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.


В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А. С. Пушкина» на изучение курса «Доноведение» выделено в 4 классе 34 часа в год, 1 час в неделю.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края; 
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей. 
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края. 
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

3. Содержание программы.

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир.

 Природа Донского края. 
Человек и природа. 
Жизнь на Дону.
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений. Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.

Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. 
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. 
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. 
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области. 
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. 
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. 
Яркие страницы истории земли Донской (18ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. 
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. Экскурсии.
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В городской парк «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк области.
Исследовательские, проектные и практические работы.
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам: 
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»

В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты "Гимназия имени А. С. Пушкина" на изучение курса выделено 34 часа в год и 1 час в неделю. Рабочая программа сокращена до 32 часов в связи с часами, которые выпали на праздничные дни.

4.Предполагаемые результаты освоения программы

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной сред.( Участие в дискуссиях, диспутах, создание проектов). Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Обучающийся получит возможность научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

5.Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата

Факти-ческая дата

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Отслеживание результатов обученности обучающихся

аудиторных

внеаудиторных




1 четверть (8 часов.)

Я и окружающий мир

1

04.09


Донской край - мой край!

1


Исследовательская работа «Край, в котором я живу» Получение представлений о Ростовской области, как о малой родине; знакомство с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Исследовательская деятельность


2-3

11.09

18.09


Что ты знаешь о роде своём?

1

1

Составление летописи своей семьи; Создание проекта в котором отражается история семьи, семейные традиции. Защита проекта «Моя семья»

Проекты.


Яркие страницы истории земли Донской

4

25.09


На казачьем кругу.


1

Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Исследовательская деятельность


5

02.10


Донской казак хват силой, удалью богат.

1


Ознакомление с идей казачьей вольности, с историей казачьих походов, со значением службы Отчизне, Родине, краю.

Исследовательская деятельность


6

09.10


Ермак могучий.

1


Составление рассказов о великих людях- наших земляках.

Доклады-сообщения.


7

16.10


Степан Разин.

1


Доклады-сообщения. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания».

Доклады-сообщения.


8-9

23.10

30.10



Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

1

Ознакомление со значением реформ Петра 1 для казачества, со значением для России взятия г. Азова. Интерактивная экскурсия по г.Азову. Составление летописи города Азова.

Исследовательская деятельность


2 четверть (7 часов.)

10

13.11


Таганрог- первый порт России.

1


Интерактивная экскурсия по г.Таганрогу. Ознакомление со значением значение строительства морского порта для России. Ознакомление с историей города. Составление летописи города Таганрога.

Доклады-сообщения.

11

20.11


Крепость Димитрия Ростовского.


1

Интерактивная экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.

Исследовательская деятельность

12

27.11


Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания.

1


Ознакомление с двойственным образом Е. Пугачёва и «пугачёвщиной», с местом Пугачёва в истории казачества.

Доклады-сообщения

13

04.12


Вместе с Суворовым.


1

Экскурсия в городскую библиотеку. Изучение биографии великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае. Написание очерка.

Очерки.

14

11.12


Платов Матвей Иванович.


1

Интерактивная экскурсия по г.Старочеркасску. Составление летописи города Старочеркасска.

Исследовательская деятельность

15

18.12


Новочеркасск — столица казачьего Дона.


1

Экскурсия по г. Новочеркасску. Ознакомление с историей города Новочеркасска, посещение краеведческого музея. Составление летописи города Новочеркасска. 

Исследовательская деятельность.

16

25.12


Бакланов Яков Петрович.

1


Изучение биографии великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае.

Доклады-сообщения

3 четверть (10 часов.)

17

15.01


За землю и за волю.

1


Ознакомление с термином "гражданская война" и движением «красное казачество» и «белое казачество»; ознакомление с героями гражданской войны. Диспут. Составление летописи Вёшенской.

Исследовательская деятельность.

18

22.01


Дон в годы строительства новой жизни.


1

Встреча с бывшими пионерами. Ознакомление с жизнью Дона при строительстве социализма.

Интервью. Статья.

19

29.01


Дон в годы великой отечественной войны.


1

Встреча с ветеранами ВОВ. Ознакомление с подвигами наших земляков.

Интервью. Статья.

20

05.02


День освобождения родного города.


1

Экскурсия в краеведческий музей. Чествование участников войны.

Исследовательская деятельность.

21-22

12.02

19.02


Мирное время на Донской земле.

1

1

Проектная деятельность «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности на ростовской земле»

Проекты.

23

26.02


Шахты - город молодости.


1

Экскурсия по городу Шахты. Составление летописи города Шахты.

Исследовательская деятельность.

24

05.03


Дом, в котором мы живём.

1


Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

Практическая работа

25

12.03


Экологические проблемы воздуха в родном городе.

1


Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».

Исследовательская деятельность. Доклады-сообщения.

26

19.03


Экологические проблемы воды в родном городе.


1

Встреча с работниками водоканала г.Шахты. Ознакомление с экологическими проблемами в г. Шахты.

Интервью.

4 четверть (8 часов)

27

02.04


Охрана полезных ископаемых родного края.

1


Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края».

Практическая работа.

28

09.04


Экологическое равновесие в природе.


1

Экскурсия в зоопарк г.Ростова-на-Дону. Диспут.

Исследовательская деятельность.

29

16.04


Охранять природу – значит охранять Родину.


1

Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие.

Концертная программа.

30

23.04


Троица. Ивана Купала. Спасы.

1


Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Ознакомление с летними обрядами на Дону.

Практическая работа. Проект.

31-34


30.05

07.05

14.05

21.05


Обобщение тем четверти.

2

2

Игры, забавы, потехи.

Защита проекта






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

научно-методического совета

МБОУ г.Шахты

«Гимназия имени А.С. Пушкина»

Приказ от«28 » августа 2018 г. № 1

___________ /Максименко Е.В./

Подпись руководителя МО, ФИО

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


___________ /Т. В. Астраханцева/

ФИО


«28 » августа 2018 г.




10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!