муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области «Гимназия имени А.С.Пушкина»
| | «Утверждаю» Директор МБОУ г. Шахты « Гимназия имени А.С.Пушкина» Приказ от«31» августа 2018г. № 201 ______________ / Л.И. Демина / ФИО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу «Доноведение»
Уровень общего образования (класс)
начальное общее, 4-А класс
Количество часов: 34 ч
Учитель Левина Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)
2018 – 2019 учебный год
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Доноведение» для учащихся 4 класса разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы:канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных актов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
Письма:
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Устав и локальные акты МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- учебный план МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина»;
- основная образовательная программа начального общего образования МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина».
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
-Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2013.
-Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2014.
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А. С. Пушкина» на изучение курса «Доноведение» выделено в 4 классе 34 часа в год, 1 час в неделю.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
3. Содержание программы.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир.
Природа Донского края.
Человек и природа.
Жизнь на Дону.
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа. Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений. Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (18ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. Экскурсии.
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В городской парк «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк области.
Исследовательские, проектные и практические работы.
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Шахты "Гимназия имени А. С. Пушкина" на изучение курса выделено 34 часа в год и 1 час в неделю. Рабочая программа сокращена до 32 часов в связи с часами, которые выпали на праздничные дни.
4.Предполагаемые результаты освоения программы
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной сред.( Участие в дискуссиях, диспутах, создание проектов). Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
5.Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Факти-ческая дата | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Отслеживание результатов обученности обучающихся |
аудиторных | внеаудиторных | | | |
1 четверть (8 часов.) |
Я и окружающий мир |
1 | 04.09 | | Донской край - мой край! | 1 | | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» Получение представлений о Ростовской области, как о малой родине; знакомство с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами. | Исследовательская деятельность | |
2-3 | 11.09 18.09 | | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | 1 | Составление летописи своей семьи; Создание проекта в котором отражается история семьи, семейные традиции. Защита проекта «Моя семья» | Проекты. | |
Яркие страницы истории земли Донской |
4 | 25.09 | | На казачьем кругу. | | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице. | Исследовательская деятельность | |
5 | 02.10 | | Донской казак хват силой, удалью богат. | 1 | | Ознакомление с идей казачьей вольности, с историей казачьих походов, со значением службы Отчизне, Родине, краю. | Исследовательская деятельность | |
6 | 09.10 | | Ермак могучий. | 1 | | Составление рассказов о великих людях- наших земляках. | Доклады-сообщения. | |
7 | 16.10 | | Степан Разин. | 1 | | Доклады-сообщения. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания». | Доклады-сообщения. | |
8-9 | 23.10 30.10 | | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | 1 | Ознакомление со значением реформ Петра 1 для казачества, со значением для России взятия г. Азова. Интерактивная экскурсия по г.Азову. Составление летописи города Азова. | Исследовательская деятельность | |
2 четверть (7 часов.) |
10 | 13.11 | | Таганрог- первый порт России. | 1 | | Интерактивная экскурсия по г.Таганрогу. Ознакомление со значением значение строительства морского порта для России. Ознакомление с историей города. Составление летописи города Таганрога. | Доклады-сообщения. |
11 | 20.11 | | Крепость Димитрия Ростовского. | | 1 | Интерактивная экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. | Исследовательская деятельность |
12 | 27.11 | | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания. | 1 | | Ознакомление с двойственным образом Е. Пугачёва и «пугачёвщиной», с местом Пугачёва в истории казачества. | Доклады-сообщения |
13 | 04.12 | | Вместе с Суворовым. | | 1 | Экскурсия в городскую библиотеку. Изучение биографии великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае. Написание очерка. | Очерки. |
14 | 11.12 | | Платов Матвей Иванович. | | 1 | Интерактивная экскурсия по г.Старочеркасску. Составление летописи города Старочеркасска. | Исследовательская деятельность |
15 | 18.12 | | Новочеркасск — столица казачьего Дона. | | 1 | Экскурсия по г. Новочеркасску. Ознакомление с историей города Новочеркасска, посещение краеведческого музея. Составление летописи города Новочеркасска. | Исследовательская деятельность. |
16 | 25.12 | | Бакланов Яков Петрович. | 1 | | Изучение биографии великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае. | Доклады-сообщения |
3 четверть (10 часов.) |
17 | 15.01 | | За землю и за волю. | 1 | | Ознакомление с термином "гражданская война" и движением «красное казачество» и «белое казачество»; ознакомление с героями гражданской войны. Диспут. Составление летописи Вёшенской. | Исследовательская деятельность. |
18 | 22.01 | | Дон в годы строительства новой жизни. | | 1 | Встреча с бывшими пионерами. Ознакомление с жизнью Дона при строительстве социализма. | Интервью. Статья. |
19 | 29.01 | | Дон в годы великой отечественной войны. | | 1 | Встреча с ветеранами ВОВ. Ознакомление с подвигами наших земляков. | Интервью. Статья. |
20 | 05.02 | | День освобождения родного города. | | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Чествование участников войны. | Исследовательская деятельность. |
21-22 | 12.02 19.02 | | Мирное время на Донской земле. | 1 | 1 | Проектная деятельность «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности на ростовской земле» | Проекты. |
23 | 26.02 | | Шахты - город молодости. | | 1 | Экскурсия по городу Шахты. Составление летописи города Шахты. | Исследовательская деятельность. |
24 | 05.03 | | Дом, в котором мы живём. | 1 | | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. | Практическая работа |
25 | 12.03 | | Экологические проблемы воздуха в родном городе. | 1 | | Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». | Исследовательская деятельность. Доклады-сообщения. |
26 | 19.03 | | Экологические проблемы воды в родном городе. | | 1 | Встреча с работниками водоканала г.Шахты. Ознакомление с экологическими проблемами в г. Шахты. | Интервью. |
4 четверть (8 часов) |
27 | 02.04 | | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | | Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края». | Практическая работа. |
28 | 09.04 | | Экологическое равновесие в природе. | | 1 | Экскурсия в зоопарк г.Ростова-на-Дону. Диспут. | Исследовательская деятельность. |
29 | 16.04 | | Охранять природу – значит охранять Родину. | | 1 | Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие. | Концертная программа. |
30 | 23.04 | | Троица. Ивана Купала. Спасы. | 1 | | Изготовление Семика и Семичихи из соломы. Ознакомление с летними обрядами на Дону. | Практическая работа. Проект. |
31-34 | 30.05 07.05 14.05 21.05 | | Обобщение тем четверти. | 2 | 2 | Игры, забавы, потехи. | Защита проекта |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания научно-методического совета МБОУ г.Шахты «Гимназия имени А.С. Пушкина» Приказ от«28 » августа 2018 г. № 1 ___________ /Максименко Е.В./ Подпись руководителя МО, ФИО | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Т. В. Астраханцева/ ФИО «28 » августа 2018 г. |
10