МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 73»
СОГЛАСОВНА | | Рассмотрена и рекомендована | | УТВЕРЖДЕНА |
руководитель МО | | к утверждению | | и.о. директора |
_________________ | | на педагогическом совете | | ____________С.В. Козинкова |
Е.С. Мифаник | | Протокол № 1 от 30.08.2021 | | Приказ № 317 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Дружи с финансами»
для 8 классов
Учебный год | 2021-2022 |
Учитель | Попова И.С. |
г. Ростов-на-Дону
2021
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы внеурочной деятельности «Дружи с финансами 8 класс» («Основы финансовой грамотности: учебная программа». Авторы: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев М.: «Просвещение», 2016 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (в соответствии с учебным планом 1 час в неделю).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Дружи с финансами» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Дружи с финансами» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Дружи с финансами » являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Личное финансовое планирование | 8 | Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.Личный финансовый план. Деловой практикум: составляем личный финансовый план. |
2. | Депозит | 4 | Накопления и инфляция. Что такое депозит? Условия депозита.Управление рисками по депозиту. |
3. | Кредит | 10 | Кредит. Виды банковских кредитов. Принципы кредитования. Из чего складывается плата за кредит. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности. Практикум: кейс «Покупка машины». |
4. | Расчетно - кассовые операции | 4 | Банковские операции для физических лиц. Виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. |
5. | Страхование | 5 | Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Виды страхования в России. Страховые компании. Как использовать страхование в повседневной жизни. |
6. | Пенсии | 3 | Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое пенсионные фонды и как они работают. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане. |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
8 класс.
Номер занятия | Дата | Тема | Часы |
Раздел 1. Личное финансовое планирование. |
1 | 03.09.2021 | Роль денег в нашей жизни. | 1 |
2 | 10.09.2021 | Принятие решений. | 1 |
3 | 17.09.2021 | С деньгами на ты или зачем быть финансово грамотным? | 1 |
4 | 24.09.2021 | Азбука бизнеса. | 1 |
5 | 01.10.2021 | Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. | 1 |
6 | 08.10.2021 | Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. | 1 |
7 | 15.10.2021 | Структура, способы составления и планирования личного бюджета. | 1 |
8 | 22.10.2021 | Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. Деловой практикум. | 1 |
Раздел 2. Депозит. |
9 | 29.10.2021 | Накопления и инфляция. | 1 |
10 | 12.11.2021 | Что такое депозит? | 1 |
11 | 19.11.2021 | Условия депозита. | 1 |
12 | 26.11.2021 | Управление рисками по депозиту. | 1 |
Раздел 3. Кредит. |
13 | 03.12.2021 | Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. | 1 |
14 | 10.12.2021 | Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). | 1 |
15 | 17.12.2021 | Основные характеристики кредита. | 1 |
16 | 24.12.2021 | Потребительский кредит. Ипотека. | 1 |
17 | 14.01.2022 | Как выбрать наиболее выгодный кредит. | 1 |
18 | 21.01.2022 | Как уменьшить стоимость кредита. | 1 |
19 | 28.01.2022 | Кредитная история. | 1 |
20 | 04.02.2022 | Коллекторские агентства, их права и обязанности. | 1 |
21 | 11.02.2022 | Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве. | 1 |
22 | 18.02.2022 | Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины». | 1 |
Раздел 4. Расчетно – кассовые операции. |
23 | 25.02.2022 | Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц . | 1 |
24 | 04.03.2022 | Виды платежных средств. | 1 |
25 | 11.03.2022 | Банковская ячейка и банковский перевод. | 1 |
26 | 18.03.2022 | Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом. | 1 |
Раздел 5. Страхование. |
27 | 08.04.2022 | Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. | 1 |
28 | 15.04.2022 | Учимся понимать договор страхования. | 1 |
29 | 22.04.2022 | Виды страхования в России. | 1 |
30 | 29.04.2022 | Страховые компании и их услуги для физических лиц. | 1 |
31 | 06.05.2022 | Как использовать страхование в повседневной жизни? | 1 |
Раздел 6. Пенсии. |
32 | 13.05.2022 | Что такое пенсия? Как работает государственная пенсионная система в РФ? | 1 |
33 | 20.05.2022 | Что такое накопительная и страховая пенсия? | 1 |
34 | 27.05.2022 | Что такое пенсионные фонды и как они работают? | 1 |