Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы
школы _____________ _______
Протокол № _______ от «__ » 2021 г. от « » _____ 2021 г.
От «__ »_______ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика и грамматика»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 4
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
2021
с. Каменка
ОГЛАВЛЕНИЕ
Результаты освоения курса внеурочной деятельности……… 3
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности 4
Тематическое планирование 6
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данного курса в 4-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительные средства, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии;
-сравнивать предметы по заданному свойству;
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- понятие слово, толковый словарь;
- однозначные и многозначные слова.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел «Математика»
Комбинаторика (5 часов): Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач с помощью таблиц и графов.
Математика в играх. Развитие творческого воображения (13 часов):
Составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов, математические игры, головоломки, задачи-шутки и т.п. Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Из истории математики (2 часа):
Знакомство со старинными мерами различных единиц, решение задач.
Раздел «Грамматика»
Язык и логика (5 часов):
Употребление пословиц и поговорок в речи.
Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Вводится понятие «фразеологические обороты».
Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Крылатые слова
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Словообразование (5 часов):
Многозначность слова.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Синонимы в русском языке
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова - антонимы
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова - омонимы
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Шарады и логогрифы
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Фонетика и орфоэпия (4 часа )
Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения.
Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».
Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями.
Познакомить с образованием звукоподражаний.
Сравнение звукоподражаний разных языков.
Развитие культуры речи.
Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема |
РАЗДЕЛ «МАТЕМАТИКА» |
1 | Любителям математики. Турнир смекалистых. |
Комбинаторика |
2 | Комбинаторика разбиений. Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части. |
3 | Комбинаторика. Размещения. Перестановки. Сочетания. Решение разноуровневых задач. |
4 | Решение задач с помощью таблиц. Нахождение площади фигур. |
5 | Решение задач с помощью графов. Решение разноуровневых задач. |
6 | Проектная деятельность ”Газета эрудитов” |
Математика в играх |
7 | Развитие творческого воображения. Составление кроссвордов. |
8 | Составление ребусов, чайнвордов.Решение разноуровневых задач. |
9 | Магические квадраты. |
10 | Математические головоломки. |
11 | Сравнение предметов по признакам. |
12 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. |
13 | Математические конкурсы. Решение разноуровневых задач. |
14 | Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. |
15 | Анкета-игра «Я, мой класс и школа в числах». |
16 | Конкурс рисунков «С кем дружат числа». |
17 | Конкурс «Математическая сказка». |
18 | Тест «Сравнение». Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. |
19 | Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. |
Из истории математики |
20 | Старинные меры. |
21 | Старинные задачи. Решение разно-уровневых задач. |
РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА» |
22 | Входной тест. |
Язык и логика |
23 | Пословицы и поговорки. |
24 | Фразеологические обороты. |
25 | КВН «Весёлые фразеологизмы». |
26 | Крылатые выражения. |
Словообразование |
27 | Однозначные и многозначные слова. Работа со словарём. |
28 | Антонимы. Синонимы. Омонимы. |
29 | Анаграммы и метаграммы. |
30 | Шарады и логогрифы. |
Фонетика и орфоэпия |
31 | Что такое орфоэпия? |
32 | Что такое фонография или звукозапись? |
33 | Кис- кис! Мяу!, или Кое - что о звукоподражаниях. Решение разноуровневых задач. |
34 | Конкурс «Эрудит». |