Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы
школы ________
Протокол № от «__ » 2020 г. от « » _____ 2020г.
от«__ »_______ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика и грамматика»
(общеинтеллектуальное направление)
(возраст детей 7-11лет)
Срок реализации 4 года
_3_ класс
Составитель:
Божко Анна Александровна
с. Каменка
2020-2021 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы «МАОУ Каменская СОШ Тюменского района».
Настоящая программа общеинтеллектуального направления составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Авторской программы курса «Занимательная математика и грамматика»
Акимовой Н. Н.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Цель курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку и математике, показать учащимся, что кружок не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку и математике на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку и математике как к учебным предметам;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике и элементарной математике;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием;
- развитие мотивации к изучению;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Содержание программы
Раздел «Математика» - 15 часов
Комбинаторика: Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач с помощью таблиц и графов.
Математика в играх. Развитие творческого воображения:
Составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов, математические игры, головоломки, задачи-шутки и т.п. Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
Из истории математики:
Знакомство со старинными мерами различных единиц, решение задач.
Раздел «Грамматика» - 19 часов
Язык и логика:
Употребление пословиц и поговорок в речи.
Фразеологические обороты.
Изучение особенностей фразеологических сочетаний.
Вводится понятие «фразеологические обороты».
Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.
Словообразование:
Многозначность слова.
Синонимы в русском языке
Знакомство со словами- синонимами.
Слова - антонимы
Случаи употребления антонимов в русском языке.
Слова - омонимы
Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».
Шарады и логогрифы
Составление и разгадывание шарад и логогрифов.
Фонетика и орфоэпия:
Что такое орфоэпия?
Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография».
Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Расширение знаний о буквах и звуках.
Развитие культуры речи.
Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение игр,
анкетирование
Метапредметнымирезультатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятия | План. дата | Факт. дата |
| Сказочное царство слов . | | |
| Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | | |
| Как возникла наша письменность | | |
| Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. | | |
| Чудесные превращения слов. | | |
| Римские цифры. Упражнения,игры,задачи. | | |
| В гостях у слов- родственников. | | |
| Добрые слова. | | |
| Учимся отгадывать ребусы | | |
| Составление ребусов | | |
| Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | | |
| Решение практических задач с величинами: цена, количество, стоимость. | | |
| Бесконечный ряд загадок. Чайнворд. | | |
| Новые слова в русском языке. | | |
| Составление и решение задач с величинами: периметр, площадь. | | |
| Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. | | |
| Игра «Исправь ошибки». | | |
| Синонимы в русском языке. | | |
| Слова- антонимы. | | |
| Слова- омонимы. | | |
| Крылатые слова. | | |
| Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. | | |
| В стране Сочинителей. | | |
| Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | | |
| Искусство красноречия. | | |
| Время. Часы. Упражнения,игры,задачи. | | |
| Время. Часы. Упражнения,игры,задачи. | | |
| Числа-великаны. Коллективный счёт. | | |
| Денежные знаки. Загадки-смекалки | | |
| Трудные слова | | |
| Откуда пришли наши имена. Отчество и фамилия. | | |
| Древнерусские имена. | | |
| Игра «Знаток русского языка». | | |
| Игра «Знаток математики» | | |
Итого 34 часа | | |